Статья "Нравственные и духовные ориентиры на уроках литературы".
статья по литературе (9 класс) на тему

Фролова Римма Михайловна

Статья затрагивает темы духовности, нравственности, веры, которым учитель литературы должен уделять пристальное внимание на своих уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. С. Гумилёв

         Вера и духовность всегда были самыми важными составляющими жизни каждого отдельного человека и целых народов, ибо это и есть критерий совести, именно эти факторы определяют весь образ жизни, человеческую судьбу, отношения в семье, в государстве, в быту. Именно религия дала человеку основы морали и правовых отношений. Она формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником творческого вдохновения.

          При современном недостатке знаний в области религии тема духовного бытия и поиска Истины обрастает фантазиями, искажающими Божественное учение и души детей. Поэтому наиважнейшей задачей учителя русского языка и литературы является открытие для ребёнка богатства православной культуры, стремление указать путь духовного поиска и  самосовершенствования. Именно русская классическая литература призвана помочь нам в этом.

         Вспомним строки знаменитого стихотворения Ф. И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Так уж исторически сложилось, что всё в России не так, как в остальных развитых странах: и русская душа – потёмки, и путь развития – свой, особенный. Часто можно услышать фразу: «Чтобы понять Россию, нужно в ней родиться». Но и просто родиться в России – мало. Нужно знать историю страны, мировоззрение народа, традиции и обычаи, пронесённые до наших дней из глубины веков. Но остаётся ещё загадочная русская душа с её терзаниями и стремлениями, объяснить которые практически невозможно. И всё-таки русские писатели смогли это сделать.

          Обратимся к творчеству замечательного русского писателя Н. В. Гоголя. Тема веры, духовности, морали и нравственности постоянно присутствует в его произведениях. Он первый в истории русской мысли критиковал жизнь вокруг себя, бичуя пошлость её. Та острая критика духовного мещанства, которая впоследствии была развита Достоевским, с громадной силой выражена уже у Гоголя, начиная с его ранних «Петербургских повестей», захватывая затем «Мёртвые души» и другие произведения. Гоголь всё время пишет о том, как спасти нравственное начало в человеке, как направить его к добру.  Для Гоголя «верховная инстанция всего есть Церковь». «Есть внутри земли  нашей примиритель, который покуда не всеми виден, это – наша Церковь», - говорил он.

      А теперь посмотрим, как в произведениях Гоголя выражается тема веры и духовности, тема добра и зла.

       Очень интересна  в этом смысле повесть «Портрет». Перед нами три типа художника. Во-первых, главный герой - художник Чартков. Погнавшись за деньгами и славой, он теряет свой талант, становится модным живописцем.

Для того, чтобы писать портреты, за которые платили бы деньги, не надо быть творцом, надо быть просто ремесленником.

      Гоголь даёт нам и другой тип художника – художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант. Этот человек всем пренебрёг, всё отдал искусству, и талант его претворился в гений.

     И, наконец, высший тип художника – Художник, нарисовавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека.  Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества. «В картине, точно, есть много таланта, но нет святости в лице; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило не чистое чувство.» Человек, изображая зло, как бы даёт ему возможность влиять на мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Чтобы искупить этот грех и подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведёт там жизнь подвижника, чтобы очистить своё сердце от страстей. И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, а Богу. И тот помогает ему: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью». Человек в самой последней части повести выступает в качестве резонёра и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя: «Спасайте чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

     Повесть «Портрет» показывает нам разные типы отношения к творчеству, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество – дело, прежде всего, духовное, и его нельзя загрязнить тщеславием. Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком. Мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и Зла в искусстве. В чём проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова ? Он – способный художник, но ему хочется скорее прославиться, причём любой ценой. Когда он видит деньги, найденные в раме купленного портрета, то сначала он думает о том, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть настоящим художником. Но в нём раздался голос и другого человека, который хотел одеться в модный фрак, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую. Первый путь – это Добро, второй путь - зло, и Чартков выбирает именно этот путь. Постепенно он стал терять талант, мастерство. В Академии художеств, куда его пригласили, он увидел картину художника Иванова, учившегося в Италии живописи. В большой картине, ставшей делом жизни художника, тема нравственного преобразования и озарения человека развернулась во всей широте и наглядности. Живописец много лет писал своё грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа ). Сам Гоголь говорил о картине: «Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины – представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу?» Что же почувствовал Чартков, взглянув на грандиозное полотно? Что он безвозвратно потерял свой талант.  Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. А зависть – один из смертных грехов. И Чартков «… начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купив  картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на неё кидался, рвал, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения». Можно задуматься, какую литературную параллель проводит Гоголь, олицетворяя Чарткова со страшным демоном? С произведением Пушкина «Моцарт и Сальери». Гоголь говорит: «Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нём воплотился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин. Кроме ядовитого слова и вечного порицанья, ничего не произносили его уста». В конце повести жизнь его прервалась, он умер сумасшедшим и всеми забытым.

       Гоголь считал, что истина в духовном искусстве есть результат молитвенно-аскетического опыта. Подтверждение находим в «Портрете», в том месте, где рассказывается о судьбе создателя бесовского портрета, ушедшего в монастырь и затем долгим монашеским подвигом очищавшем душу, чтобы оказаться достойным написания иконного образа «Рождество Христово».

      Вывод из повести Гоголя можно сделать следующий: истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»,- пишет в конце повести Гоголь.

За жизненными ситуациями и характерами героев Гоголя всегда стоит обобщённый образ России, её истории, мировоззрения, культуры и духовности. Рассмотрим это на примере некоторых героев поэмы «Мёртвые души». Существует традиция трактовки Плюшкина в духе крайней степени нравственного падения. Он последний, пятый в галерее помещиков. Вначале шестой главы мы встречаем ещё языческий по происхождению мотив ряжения (Чичиков принял Плюшкина за ключницу ). Но мотив этот получает и христианский отсвет. Сравнение Плюшкина с бедным человеком у «церковных дверей» - ключевое в этой главе, ведь у церковных дверей обычно стояли юродивые, почитаемые на Руси святыми. Если вспомнить слова Христа «Аз же есть дверь» (в царство небесное), то становится ясно, что из всех персонажей первого тома Плюшкин ближе всех стоит к этой двери. Это уже не травестированный язычник, а травестированный святой, юродивый в рубище.

      Исследователь В. Н. Топоров считает, что Плюшкин «поразительно простодушен и беззащитен», отмечает в поведении Плюшкина черты «воспитанного человека», «интеллигентную, серьёзную» речь, «известную мягкость и незлобивость». Хочется подчеркнуть, что и сам Гоголь не только осуждает своего героя. Персонаж Гоголя – двуплановый, травестированный. Он, как «ходячая пропись», как святой наоборот. Известно, что Гоголь хотел сделать Плюшкина персонажем второго тома, привести его к нравственному  перерождению.

        Исследователь Ю. В. Манн отмечает наличие предыстории только у Чичикова и у Плюшкина. Особенно важна мысль исследователя о том, что «оба персонажа наиболее виноваты, так как они наиболее живые».

Плюшкин больше всех обрадован предложением Чичикова, что только при поверхностном прочтении можно объяснить скупостью, тем, что открывается возможность не платить подати за умерших. Начинает звучать тема спасения души. На радостях Плюшкин поминает «святителей» и предлагает угощение – кулич (мотив Пасхи и воскресения). Такие детали говорят, конечно, о Плюшкине – христианине. Вспомним также его апелляции к Страшному суду в препирательстве с Маврой.

       Таким образом,  основной задачей учителя русского языка и литературы является открытие для  ученика  не только богатства нашей литературы и культуры, но и стремление культивировать творческую, ищущую личность, способную сопереживать, отличать добро и зло. В данном случае, творчество, прежде всего, - это самостоятельное мышление учащегося.



Предварительный просмотр:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. С. Гумилёв

         Вера и духовность всегда были самыми важными составляющими жизни каждого отдельного человека и целых народов, ибо это и есть критерий совести, именно эти факторы определяют весь образ жизни, человеческую судьбу, отношения в семье, в государстве, в быту. Именно религия дала человеку основы морали и правовых отношений. Она формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником творческого вдохновения.

          При современном недостатке знаний в области религии тема духовного бытия и поиска Истины обрастает фантазиями, искажающими Божественное учение и души детей. Поэтому наиважнейшей задачей учителя русского языка и литературы является открытие для ребёнка богатства православной культуры, стремление указать путь духовного поиска и  самосовершенствования. Именно русская классическая литература призвана помочь нам в этом.

         Вспомним строки знаменитого стихотворения Ф. И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Так уж исторически сложилось, что всё в России не так, как в остальных развитых странах: и русская душа – потёмки, и путь развития – свой, особенный. Часто можно услышать фразу: «Чтобы понять Россию, нужно в ней родиться». Но и просто родиться в России – мало. Нужно знать историю страны, мировоззрение народа, традиции и обычаи, пронесённые до наших дней из глубины веков. Но остаётся ещё загадочная русская душа с её терзаниями и стремлениями, объяснить которые практически невозможно. И всё-таки русские писатели смогли это сделать.

          Обратимся к творчеству замечательного русского писателя Н. В. Гоголя. Тема веры, духовности, морали и нравственности постоянно присутствует в его произведениях. Он первый в истории русской мысли критиковал жизнь вокруг себя, бичуя пошлость её. Та острая критика духовного мещанства, которая впоследствии была развита Достоевским, с громадной силой выражена уже у Гоголя, начиная с его ранних «Петербургских повестей», захватывая затем «Мёртвые души» и другие произведения. Гоголь всё время пишет о том, как спасти нравственное начало в человеке, как направить его к добру.  Для Гоголя «верховная инстанция всего есть Церковь». «Есть внутри земли  нашей примиритель, который покуда не всеми виден, это – наша Церковь», - говорил он.

      А теперь посмотрим, как в произведениях Гоголя выражается тема веры и духовности, тема добра и зла.

       Очень интересна  в этом смысле повесть «Портрет». Перед нами три типа художника. Во-первых, главный герой - художник Чартков. Погнавшись за деньгами и славой, он теряет свой талант, становится модным живописцем.

Для того, чтобы писать портреты, за которые платили бы деньги, не надо быть творцом, надо быть просто ремесленником.

      Гоголь даёт нам и другой тип художника – художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант. Этот человек всем пренебрёг, всё отдал искусству, и талант его претворился в гений.

     И, наконец, высший тип художника – Художник, нарисовавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека.  Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества. «В картине, точно, есть много таланта, но нет святости в лице; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило не чистое чувство.» Человек, изображая зло, как бы даёт ему возможность влиять на мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Чтобы искупить этот грех и подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведёт там жизнь подвижника, чтобы очистить своё сердце от страстей. И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, а Богу. И тот помогает ему: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью». Человек в самой последней части повести выступает в качестве резонёра и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя: «Спасайте чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

     Повесть «Портрет» показывает нам разные типы отношения к творчеству, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество – дело, прежде всего, духовное, и его нельзя загрязнить тщеславием. Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком. Мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и Зла в искусстве. В чём проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова ? Он – способный художник, но ему хочется скорее прославиться, причём любой ценой. Когда он видит деньги, найденные в раме купленного портрета, то сначала он думает о том, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть настоящим художником. Но в нём раздался голос и другого человека, который хотел одеться в модный фрак, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую. Первый путь – это Добро, второй путь - зло, и Чартков выбирает именно этот путь. Постепенно он стал терять талант, мастерство. В Академии художеств, куда его пригласили, он увидел картину художника Иванова, учившегося в Италии живописи. В большой картине, ставшей делом жизни художника, тема нравственного преобразования и озарения человека развернулась во всей широте и наглядности. Живописец много лет писал своё грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа ). Сам Гоголь говорил о картине: «Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины – представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу?» Что же почувствовал Чартков, взглянув на грандиозное полотно? Что он безвозвратно потерял свой талант.  Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. А зависть – один из смертных грехов. И Чартков «… начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купив  картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на неё кидался, рвал, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения». Можно задуматься, какую литературную параллель проводит Гоголь, олицетворяя Чарткова со страшным демоном? С произведением Пушкина «Моцарт и Сальери». Гоголь говорит: «Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нём воплотился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин. Кроме ядовитого слова и вечного порицанья, ничего не произносили его уста». В конце повести жизнь его прервалась, он умер сумасшедшим и всеми забытым.

       Гоголь считал, что истина в духовном искусстве есть результат молитвенно-аскетического опыта. Подтверждение находим в «Портрете», в том месте, где рассказывается о судьбе создателя бесовского портрета, ушедшего в монастырь и затем долгим монашеским подвигом очищавшем душу, чтобы оказаться достойным написания иконного образа «Рождество Христово».

      Вывод из повести Гоголя можно сделать следующий: истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»,- пишет в конце повести Гоголь.

За жизненными ситуациями и характерами героев Гоголя всегда стоит обобщённый образ России, её истории, мировоззрения, культуры и духовности. Рассмотрим это на примере некоторых героев поэмы «Мёртвые души». Существует традиция трактовки Плюшкина в духе крайней степени нравственного падения. Он последний, пятый в галерее помещиков. Вначале шестой главы мы встречаем ещё языческий по происхождению мотив ряжения (Чичиков принял Плюшкина за ключницу ). Но мотив этот получает и христианский отсвет. Сравнение Плюшкина с бедным человеком у «церковных дверей» - ключевое в этой главе, ведь у церковных дверей обычно стояли юродивые, почитаемые на Руси святыми. Если вспомнить слова Христа «Аз же есть дверь» (в царство небесное), то становится ясно, что из всех персонажей первого тома Плюшкин ближе всех стоит к этой двери. Это уже не травестированный язычник, а травестированный святой, юродивый в рубище.

      Исследователь В. Н. Топоров считает, что Плюшкин «поразительно простодушен и беззащитен», отмечает в поведении Плюшкина черты «воспитанного человека», «интеллигентную, серьёзную» речь, «известную мягкость и незлобивость». Хочется подчеркнуть, что и сам Гоголь не только осуждает своего героя. Персонаж Гоголя – двуплановый, травестированный. Он, как «ходячая пропись», как святой наоборот. Известно, что Гоголь хотел сделать Плюшкина персонажем второго тома, привести его к нравственному  перерождению.

        Исследователь Ю. В. Манн отмечает наличие предыстории только у Чичикова и у Плюшкина. Особенно важна мысль исследователя о том, что «оба персонажа наиболее виноваты, так как они наиболее живые».

Плюшкин больше всех обрадован предложением Чичикова, что только при поверхностном прочтении можно объяснить скупостью, тем, что открывается возможность не платить подати за умерших. Начинает звучать тема спасения души. На радостях Плюшкин поминает «святителей» и предлагает угощение – кулич (мотив Пасхи и воскресения). Такие детали говорят, конечно, о Плюшкине – христианине. Вспомним также его апелляции к Страшному суду в препирательстве с Маврой.

       Таким образом,  основной задачей учителя русского языка и литературы является открытие для  ученика  не только богатства нашей литературы и культуры, но и стремление культивировать творческую, ищущую личность, способную сопереживать, отличать добро и зло. В данном случае, творчество, прежде всего, - это самостоятельное мышление учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовное воспитание на уроках литературы"

. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пус...

Православные нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

Православные нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла....

ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 - 7 КЛАССАХ

В статье рассказыватся об опыте интеграции обучения и воспитания детей в духе православных духовных ценностей на уроках литературыНа уроках литературы в первую очередь решаются задачи литературного об...

"Духовно-нравственные ориентиры на уроках русского языка и литературы"

Статья о проблемах  духовно-нравственных  исканий на уроках    русского языка  и  литературы....

«Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС НОО И ООО»

laquo;Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС НОО И ООО» -выступление на педсовете...

доклад "Роль учителя русского языка и литературы в формировании нравственных смыслов и духовных ориентиров воспитанников".

Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души уче...