презентация "Культура 19 века"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Волкова Ольга Викторовна

Презентацию можно использовать на  вводных уроках литературы в начале года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_vek.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская культура 19 века

Слайд 2

I . Особенности развития культуры в 19 веке XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур , тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество .

Слайд 3

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениях с Европой и западноевропейской культурой.

Слайд 4

Западники воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути , за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России , отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям

Слайд 5

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность . Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. И 19 век по праву называют «золотым веком», эпохой, когда российская культура и литература не только приобретают самобытность, но, в свою очередь, оказывают серьезное влияние и на мировую культуру .

Слайд 6

II . Образование и просвещение. Уровень образованности общества – один из показателей культурного состояния страны. В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне невысок.Правительство Александра I создает систему государственного бессословного образования: одногодичная приходская школа, трехклассные уездные училища и семиклассные гимназии. Николай I учреждает замкнутый сословный характер образования: приходские школы для крестьян, уездные училища для детей купцов, ремесленников, гимназии, кадетские корпуса для детей дворян и чиновников. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Слайд 7

Образцовым учебным заведением стал с 1811 года Царскосельский лицей , программа которого соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин , А.Дельвиг ; дипломаты А.Горчаков и Н.Гирс ; министр просвещения Д.Толстой и другие. Широко была распространена система домашнего образования , где основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе. В первой половине 19 века в России не было системы женского образования.

Слайд 8

Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных людях, но в то же время боялись широкого просвещения народа, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти», - объяснял А.Бенкендорф 19 век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. Ведущие журналы, на страницах которых велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков, - «Вестник Европы», «Современник», «Отечественные записки». Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

Слайд 10

III . Литература. Именно расцвет литературы позволил определить 19 век как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины 19 века сложились те основополагающие принципы , которые определили ее дальнейшее развитие: * народность; * высокие гуманистические идеалы; * гражданственность; * чувство национального самосознания; * патриотизм; * поиски социальной справедливости

Слайд 11

На рубеже 18 – 19 веков классицизм уступил место сентиментализму . Героические события 1812 года способствовали появлению романтизма. Во второй четверти 19 века в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России основоположником реализма стал А.С.Пушкин. После «Евгения Онегина» этот худ.метод стал доминирующим.

Слайд 12

IV . Театр. Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все большую роль в общественной жизни страны, беря на себя отчасти и роль общественной трибуны. Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры.

Слайд 13

В театрах в начале 19 века господствовали классицизм и сентиментализм, позднее появились романтические пьесы. Романтизм на русской сцене связан с именем П.С. Мочалова , известного своей игрой с драмах Шиллера, создавшего образ романтического героя. Павел Степанович Мочалов В 30-40-е годы 19 века под влиянием отечественной литературы утверждаются реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка в 1836 году пьесы Н.Гоголя «Ревизор» . Становление реалистической школы актерского искусства в России связано с именем М.С.Щепкина ( роли Фамусова и Городничего в Малом театре) Михаил Семенович Щепкин

Слайд 14

Конец 19 века стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко , создавших в 1898 г. Московский Художественный Академический Театр . Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра 19 века и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей. Развитие русского театра середины – второй половины 19 столетия неразрывно связано с именем А.Н. Островского , пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра. Александр Николаевич Островский Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович - Данченко

Слайд 15

V . Музыка. В первой половине 19 века зарождается национальная музыкальная школа , которая связана с именем М.И.Глинки , родоначальником всех основных жанров классической музыки: оперы, романса, симфонии, этюдов, хоров, струнных квартетов. Он соединил классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Михаил Иванович Глинка Творчество «Могучей кучки» утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.

Слайд 16

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский , воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе 19 века, к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа"). Петр Ильич Чайковский

Слайд 17

Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется романтизмом, проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина , К.П. Брюллова, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. VI . Живопись. Орест Адамович Кипренский Василий Андреевич Тропинин Карл Павлович Брюллов

Слайд 18

Наиболее значимым явлением в живописи 19 века стало «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие художники-передвижники, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции, история России, проблемы современной действительности, а также манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры. Репин Крамской Суриков Левитан Шишкин Перов

Слайд 19

Репин «Не ждали», 1884 Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 Шишкин «Утро в сосновом лесу», 1889 Левитан «Золотая осень», 1895

Слайд 20

VII . Архитектура. Архитектура 19 века - это прежде всего решение больших градостроительных задач, где господствует поздний классицизм. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. Петербург становится подлинным шедевром мирового зодчества.

Слайд 21

После пожара 1812 года интенсивно отстраивается Москва. Появляются новые типы зданий, в строительстве которых архитекторы стремятся к стилизации «под старину», результатом чего становится появление так называемого «неорусского» стиля. Это здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Слайд 22

Величайшие достижения русской культуры 19 века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов, композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирования национальной культуры. 19 столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в 18 веке Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в 19 веке она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...