Прошлое должно служить современности…
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Коробова Людмила Петровна

Этот урок литературы в 6 классе является надпредметным и проводится в соответствии со структурой технологии деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshloe_dolzhno_sluzhit_sovremennosti.docx26 КБ

Предварительный просмотр:


                  Тема урока: «Прошлое должно служить современности…»

(Тип урока:  Урок общеметодологической направленности.)

  • Цель деятельностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Этот урок является надпредметным и проводится в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

 

Ход урока

Проблемный вопрос

- Ежедневно каждый из вас сталкивается со своего рода советами от родителей, бабушек и дедушек, учителей. Можете вы вспомнить, какие советы Вам дают родители, когда вы идете в школу?

(Хорошо веди себя», «Слушай внимательно учителя», «Обязательно записывай домашнее задание» и т.д.) подберите к слову «совет» синонимы (наставление, указание).

Давайте рассмотрим значение слова «наставление». От какого слова оно может происходить?  Правильно, от слова «наставить» т.е. научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему, правильно действовать, поступать.

Какой совет или указание я вам давала на прошлом уроке? Правильно. Познакомиться с литературным трудом Владимира Мономаха «Поучение»

Приветствие

Учитель: Будьте счастливы во веки веков! Будьте благодарны! Послушайте грамотицу мою, отроки мои дорогие ! Не посмейтеся ею, но примите её в сердце свое, старых чтите, яко отца и мать своих и молодыя побратьев своя. Любите людей, навестите больного, любите братьев своя, лени блюдитеся, ибо лень-мать пороков всех. Будьте учтивы, ибо младым отрокам надлежит быть учтиву, вежливу и беспокойну. Будьте благочествию деятели, детушки мои родимые!

Мир вашему дому!

Скажите-ка мне, ребята, кто мог так обратиться к своим детям и в какое время это могло произойти? (гусиные перья, фрагмент пергамента, свеча). Соедините слайд, гусельки и все то, что у меня приготовлено для вас.)

О. Владимир Мономах.

У. Да , Вл Мономах мог так обратиться к своим детушкам. А ещё?

О. Это могло произойти в Древней Руси. Учитель мог так

У. Да, учитель мог так обратиться к своим ученикам, вы совершенно правы. И я учитель,  и я тоже счастлива обратиться к вам словами Древней Руси.

Но у меня один вопрос: какая необходимость в этом сегодня? Ведь мы сейчас живем 21 веке, мы уверены в себе, мы все знаем, все умеем, водим машины, владеем Интернет технологиями. Так для чего таким, казалось бы, успешным людям, обращать свой взор назад на то, что было написано 9 веков назад?

О. Чтобы знать историю наших предков.

У.  А зачем нам нужно это знать? Чему она нас может научить?

О. Мудрости!!!!

У. Мудрости! Чтобы мы были умнее, совершенно правильно. Ребята, вы сказали слово мудрость, и мне хотелось бы об этом сказать. Мы говорим сегодня о Древнерусской литературе. Мы говорим о мудрости тысячилетий, о мудрости поколений.

Великие предания Руси, Великие предания земли русской учат нас мудрости.

Легенды, былины, притчи…

Один раз глухой, немой и слепой отправились к Господу и вопрошали его:

Один из них спросил, тот, кто был лишен Господом дара речи.

-Скажи, отец, за что я так наказан? Почему я не могу говорить?

И Господь отвечает ему: « Ты кому-нибудь за свою жизнь сказал доброе слово? Кого согрел теплом души своей? Зачем тебе этот дар божий? Он не нужен тебе. Ты обрёл то, что хотел.

- А почему я слеп, господь?-вопрошал второй.

-Т ы кого-нибудь, кроме себя, видел? Спросил духовный отец. Ты смотрел на людей, но видел только себя, и получил то, что заслужил.

-А почему я глухой? Спросил третий человек у Господа.

-Ты глух потому, что никогда не слышал  кто был рядом с тобой. Как ты отнесься к слезам матери, которая просила тебя исправиться, просила жить по-иному? Ты не услышал матерь свою. Друга ты услышал, который просил тебя о помощи? Ты бал глух и к стенаниям друга своего. Ты сироту согрел, ты услышал голос вдовицы, которая просила поддержать только словом? Ты был глух. Этот дар тебе не нужен-сказал грустно Господь и отпустил своих сыновей.

Умение слушать и слышать друг друга - вот что такое мудрость. Вот к чему мы идем, чего у нас нет. Мы лишили себя этого дара, ребята. Но возрождайте это все с помощью произведений, которые несут в себе мудрость. И мы сегодня это докажем.

Итак, об этом говорил и великий  Д.С.Лихачев. Он говорил о том, что мы действительно должны обращаться к источникам великой мудрости, к произведениям древнерусской литературы.

«Нравственность едина во все века и для всех людей»;

«Читая об устаревшем в деталях, мы можем многое найти для себя»;

«Прошлое должно служить современности».- говорил великий Дмитрий Сергеевич, академик, лингвист, историк. Его переводы совершенно потрясающие, вы с ними познакомитесь в старших классах.

Ребята! Я взяла это эпиграфом нашего урока. А скажите, какое из этих  высказываний, предложений или фраза может стать темой нашего урока?

ОТВЕТЫ

У. Замечательно. А еще варианты?  Спасибо, умница! Я согласна и с 1 и со 2 мнением. Давайте подумаем «Нравственность едина во все века и для всех людей»; Позвольте, ребята, предположить мне, что есть люди, которые могут усомниться в этом. Я бы поставила знак вопроса

«Читая об устаревшем в деталях, мы можем многое найти для себя»;

 А это может вызвать сомнения у людей? Наверное, есть и в этом сомневающиеся люди. Безусловно!

«Прошлое должно служить современности».- Вот на эти вопросы мы  сегодня постараемся ответить. А для этого нам нужно потрудиться.

У. Вы распределены по командам, у каждой команды свое предназначение. И вы сейчас покажете, как вы умеете слушать и слышать друг друга. Итак, вы умеете работать в группе?

1 группа «Дружина»: Вам необходимо открыть рабочий матриал. Здесь «Поучение»  Вл. Мономаха. Внимательно ознакомьтесь с текстом и выпишите ключевые слова, на которые вы можете опереться для раскрытия смысла этого Поучения. Это понятно? Работаете в тетрадях, а результатом деятельности вашей группы будет кластер. Это половина дерева, и вы здесь расположите ключевые  слова. Все понятно. Замечательно. Дружина объединена единой целью.

2 группа: «Витязи»-люди отважные и смелые, и у вас более сложное задание. На столе у вас документ, который называется Устав школы. Ребята, а кто из вас знает, что такое Устав школы?

О

У. Это устав нашей школы, т.е. современной школы, который составлен на основе федеральных документов. И вам нужно проанализировать этот документ, выписать ключевые слова и заполнить 2 половину дерева. Результатом деятельности вашей группы также будет кластер.

У. Дорогие мои «Святогоры». Это люди, которые  стояли на страже добра, всегда. Вам необходимо из летописи «Поучение» В.Мономаха вычленить и записать в сопоставительную двухчастную таблицу добрые человеческие качества и пороки. Вот что для В. Мономаха добро, а что зло в человеке?, на что он указывает. Результатом работы будет эта заполненная таблица. Заполняйте цв. карандашами, цвет выбирайте сами.

У. Ребята, выберите, кто будет защищать ваш кластер. Ну что? Я готова услышать ваш вердикт. Уважаемая дружина, могу ли я попросить вас выйти и защитить работу? Прошу. А товарищей попрошу внимательно послушать.

Защита проекта.

Резюме: Как вы резюмируете свой ответ? К чему призывает В.Мономах своих сыновей, а в их лице и весь народ.Каким д.б. человек, по мнению В.Мономаха.(уважать, добрым быть, трудолюбивым, учтивым, отстаивать свою родину, чтить своих родителей, ровесников любить как своих братьев, заботиться , убогих не обижать). ( Кластер прикрепить на доске).

2 команда: какая ваша задача? Проанализировать устав.ответы

Резюме: К какому выводы пришла ваша команда? Что от себя бы добавили к этому портрету? Прикрепить на стене.

3 ком. Что вы делали? Как вы охарактеризуете добрые и пороки человека? (Ответ)

Ребята, вы потрясающе справились с задачей, поставленной перед вами.

И последнее: Перед вами диаграмма. Вам  необходимо сопоставить нравственный портрет отрока времени Мономаха и нравственный облик юного гражданина России. Вы замечательно,  очень грамотно, проанализировали Поучение, выписали главные черты, которыми должен обладать отрок, и современный документ современного гражданина России- Устав школы. Теперь сопоставьте два документа. В чем сходство, что общего между этими документами.  Найдите точки соприкосновения. Обозначьте их на стволе этого дерева. Что ценилось и в то,  и в наше время? (1 мин)

Учитель: Команда, идите ко мне. «Давайте по очереди будем приклеивать наши заповеди к корням дерева, расположенного на нашей доске, и мы увидим, на чем стояла земля древнерусская»

Теперь мы видим, на чем держалась Русь наша и почему никакие враги не могли победить и сломить её. Потому что высока и прочна была мораль, передававшаяся из поколения в поколение. Есть место этим мудрым заповедям в нашем современном мире? Да, есть. И это мы с вами сегодня доказали.

Итак, какой вывод мы можем сделать? Мы анализировали истор и соврем тексты, вычленили с вами то, что должно лечь в корни этого дерева. Как вы назвали бы это древо? Дерево жизни. Оно должно питаться Что питает его. То,  что вы нашли, назвали, написали. Вот что лежит в корне жизни. Основа любого государства , любой страны основана на этих корнях. Самоуважение, почитание своего народа- Вот что питает это древо жизни.

И мне хотелось сказать, что древнерусская литература воспитывала чистоту помыслов, достоинства и особую русскую стать. И это и в поучении  Вл Мономаха и в уставе нашей школы.

Хочу закончить вот чем: 9 веков назад В.Мономах оставил свое поучение сыновьям на пергаменте, с которым я вошла в класс. А много лет назад мои учителя на чистом листе от руки писали стихи, которые также остались в моем сердце. Вот они, и именно им я обязана всем на свете. Они мне оставили завещание, а я оставляю его вам.

Стих «ЗАВЕЩАНИЕ»

Завещание   оставляю вам в современном виде. По ссылке, которая указана в рабочих материалах, вы откроете его и составьте свою диаграмму. А эта работа вам знакома.

Благодарю вас за замечательную работу. Низкий вам поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Какой должна быть современная школа»

Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизн...

Какой должна быть современная школа?

Как для родителя мне нужна такая школа, где мой ребенок будет чувствовать себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком. Современная школа должна создавать условия для проявления и ра...

Анализ круглого стола "Какой должна быть современная девушка"

Одной из форм работы, по нравственному воспитанию обучающихся является круглый стол. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим ...

Доклад на тему: "Мы не должны забывать о своём культурном прошлом".

Одно из приоритетных направлений работы Мамхегской школы - создание толерантного образовательного пространства, в том числе благоприятных условий для обучения детей репатриантов из Сирии....