Программа "Чтобы помнили"
рабочая программа по литературе на тему

Елецкая  Марина Викторовна

Программа предусматривает формат литературной студии, поскольку в ее основе принцип персонификации читательского процесса: программа предполагает формирование индивидуального запроса на художественную литературу в рамках перечня книг из «Примерного списка литературы гражданско-патриотической направленности». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chtoby_pomnili.docx56.21 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская рабочая программа учителя русского языка Елецкой М. В.  

«Чтобы помнили» для учащихся 6-11 классов

 

  1. Пояснительная записка

Программа «Чтобы помнили» является компонентом предметной области «Филология» и входит в вариативную часть учебного плана гимназии.

Основанием для разработки данной программы стала Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р, Концепция программы поддержки  детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г.  № 1155-р.

Не прекращаются попытки фальсифицировать российскую историю, подвергнуть ее ревизии, в том числе в целях пересмотра итогов Второй мировой войны. В этих условиях важнейшим условием успешности мягкой силы российского гуманитарного влияния за рубежом является осуществление действенной культурной политики. А приобщение детей к чтению, которое среди всех каналов коммуникации является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры, есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.  

С учетом силы влияния литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения  программа «Чтобы помнили» отражает идею приобщения подростка к литературе о героическом прошлом нашей страны, культуре России через общечеловеческие ценности добра, мира, милосердия, чести и достоинства. Возрождение читающей нации – дело государства, общества, школы, семьи. Поэтому данная программа отражает главные приоритеты государственной политики – формирование гражданского самосознания в современном поликультурном мире.

Программа рассчитана на 17 часов учебных занятий. В ходе этих занятий  учащиеся 6-11 классов должны сформировать «Программу самообразования» из литературных произведений, которые вызывают вопросы, отражают современные проблемы понимания истории, побуждают интерес, порождают новые жизненные смыслы.

 Программа предусматривает формат литературной студии, поскольку в ее основе принцип персонификации читательского процесса: программа предполагает формирование индивидуального запроса на художественную литературу в рамках перечня книг из «Примерного списка литературы гражданско-патриотической направленности».

Форма реализации программы – литературная студия – рассчитана на создание группы единомышленников, способных «заразительно» влиять на  окружающих своим пристрастием к чтению, потенциалом интеллектуального и духовного личностного роста.    

Традиционные уроки не в достаточной мере создают потенциал мотивационного самостоятельного чтения, поэтому учебные занятия данного курса строятся на диалоговой основе, в основе которой эмоционально-эстетический ресурс литературного чтения и аналитико-оценочная  мыслительная деятельность учащихся. Все произведения, предусмотренные данной программой, не входят в общеобразовательную программу по литературе для 6-11 классов.

Задачи программы:

  • повысить статус чтения, читательской активности и улучшение качества чтения;
  • развивать культурную и читательскую компетентности детей и юношества, а также формировать у подрастающего поколения высоких гражданских  и духовно-нравственных ориентиров;
  • обогатить внутренний мир подростка посредством чтения художественных произведений;
  •  формировать осмысленное понимание личностных и социальных явлений на основе произведений литературы, истории, культуры;
  • расширить круг произведений для удовлетворения потребностей в общении, критическом осмыслении событий, эмоциональном переживании, эстетическом восприятии окружающего мира;
  • повысить интерес к художественному слову, к литературным нормам речевой деятельности;
  •  формировать умение подбирать книги для чтения на основе личностных интересов, вопросов, проблем, внутреннего анализа своего мироощущения;
  • расширить ресурс базового чтения учащихся на основе контрастных позиций, альтернативных художественных явлений в литературе;
  • подготовить к написанию итогового  сочинения в 11 классе, успешному написанию заданий 15,16,17 (сочинений на литературном материале) в ЕГЭ по литературе, а также выполнению задания 26 (в форме сочинения с привлечением аргументов из художественной литературы) в ЕГЭ по русскому языку.

Программа является откликом на Письмо Департамента государственной политики  в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. № 08-709. «О списках рекомендуемых произведений».

Рабочая программа курса разработана на основе:

  • образовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ гимназии г. Зернограда;
  • учебного плана, календарного учебного графика;
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов.

Программа имеет следующую структуру:

1. пояснительная записка;

2. общая характеристика программы;

3. описание места учебного курса в учебном плане;

4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;

5. содержание учебного курса;

6. тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся;

7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы.

Программа рассмотрена на методическом объединении учителей русского языка и литературы, на педагогическом совете гимназии и утверждена приказом директора.

Программа является не только компонентом содержательного раздела основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ гимназии г. Зернограда, но и представляет собой технологию, методический инструмент развития читательских умений школьника.

  1. Общая характеристика программы

         Содержание данной программы сформировано с учётом возрастных, социокультурных особенностей и потребностей учащихся 6-11 классов. Программа предусматривает  организацию самостоятельного домашнего чтения и элементы уроков внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают с источником - книгой.    

         Главная особенность содержания программы заключается в том, что каждый ученик в классе в течение каждой учебной четверти, работая индивидуально или в группе (2-3 человека), выбирает литературное произведение, прочитывает самостоятельно и презентует перед одноклассниками. Содержание произведения каждый пропускает через себя, через свои  личные  особенности, характер и собственную систему ценностей. Ученик имеет полное право, сжато пересказав сюжет произведения, остановиться на одном эпизоде, особенно запомнившемся ему нравственным смыслом, художественными образами, богатыми языковыми средствами. Основные формы работы: чтение эпизодов, эссе, аннотация, резюме, реферат, дискуссия. Отбор художественных произведений – результат совместной деятельности ученика с учителем в рамках технологии продуктивного чтения, которая призвана обеспечить правильное формирование читательской компетенции  школьников.

            Программа создает условия для продуктивной подготовки учащихся к написанию сочинения в 11 классе и выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку, где требуется предъявление аргументации  на основе читательского опыта.  

  1. Описание места учебного курса в учебном плане

Учебная нагрузка и режим занятий учащихся 6-11 классов определяются учебным планом и расписанием занятий в соответствии с действующими санитарными нормами. Данный курс является продолжением учебного предмета «Литература» и реализуется в вариативном компоненте учебного плана в объеме 17 часов в год.  Он призван расширить ресурс художественных произведений для самостоятельного чтения. Курс направлен на изучение художественных произведений вне списка произведений, изучаемых по школьной программе, а цель его - восприятие и освоение учениками-читателями эстетических, культурных, нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте.  

Учебный предмет

класс

6

7

8

9

10

11

Инвариантная часть

Литература

3

2

2

3

3

3

Вариативная часть (интегрирована в инвариантную часть)

Чтобы помнили

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностные результаты

  • осознавать свою сопричастность к историческим событиям, историческим фактам, к демократическим и нравственным ценностям общества;
  • оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • учиться «вживаться» в мир художественного произведения, понимать эмоции героев, сопереживать, выражать свои эмоции;
  • давать оценку поведению героев произведений, сопоставлять образы героев с образами героев других ранее прочитанных произведений;
  • ощущать эстетический вкус художественного произведения и убедительно передавать смыслы и чувства окружающим посредством устной и письменной речи;

Метапредметные результаты

  • знать историческую эпоху, описанную в произведении;
  •  делать выводы, обобщения, строить гипотезы, предположения в ходе самостоятельного чтения;
  • рекомендовать одноклассникам прочтение отдельных эпизодов, обосновать свой выбор эпизода;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • уметь анализировать произведение с точки зрения не только литературоведческой, но и исторической;
  • уметь интерпретировать содержание произведений в рамках литературных вечеров с элементами театрализации;
  •  размышлять о закономерностях в поступках героя, о причинно-следственных связях событий,  явлений;
  • соотносить художественные образы с историческими и культурными явлениями.

Предметные результаты

  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • высказывать свое мнение  о характере и поступках героя, сопоставлять героев;
  • готовить аннотации к произведениям, буктрейлеры, отзывы, эссе;
  • публично презентовать прочитанное произведение, готовить доклад, участвовать в дискуссиях на основе прочитанных произведений;
  • использовать читательский опыт при подготовке и сдачи ОГЭ по русскому языку (задание 15.3) в 9 классе, ЕГЭ по русскому языку (задание № 26) в 11 классе, ЕГЭ по литературе (сочинение-рассуждение, задания 8,9,15,16,17.1-17.4) в 11 классе;
  • на основе накопленного читательского опыта создавать творческие проекты  по литературе.

  1. Содержание учебного курса

Содержание модуля «Чтобы помнили» для 6-11 классов отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1.Ознакомление со списком произведений гражданско-патриотической направленности художественных произведений, включенных в Письмо Департамента государственной политики  в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. № 08-709 «О списках рекомендуемых произведений» (приложение №4).

2.Техника вдумчивого самостоятельного чтения.

3. Виды читательской деятельности. Приёмы понимания прочитанного при чтении и слушании.

4.Эмоциональное и эстетическое переживание читателя. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческий анализ текста.

6.Творческая деятельность учащихся: ведение читательского дневника, собственные сочинения, отзывы на прочитанные произведения, дискуссии, статьи, презентации, чтение наизусть отрывков из прочитанных книг.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Введение. Ознакомление с курсом «Чтобы помнили», постановка задач, организация этапов работы над индивидуальной программой «Самостоятельное чтение»

1 час

Просмотр списка книг гражданско-патриотической направленности.

2.

Анкета «Мои читательские предпочтения».

1 час

Составление своего проекта-перечня произведений (подготовка наброска).

3.

Самостоятельное чтение.

Проект программы «Мои прочитанные  книги». Этапы домашнего чтения.

1 час

Коллективное обсуждение проектов. Презентация своего личного проекта.  Составление маршрута читателя.

4.

Я – читатель. (Техника отбора и чтения. Приемы анализа произведения. Фиксация впечатлений, переживаний, осмыслений).

1 час

Практическая работа по отбору произведений на основе исторических процессов. Алгоритм анализа произведения. Образцы форм фиксации мыслей, выводов, впечатлений.

5.

Мир моих прочитанных книг. (Чтение вслух важных для понимания идеи произведения или  понравившихся отрывков, рассказы  и эмоциональные отзывы о прочитанном,  художественные зарисовки эпизодов, анализ произведений.)

9 часов

Чтение эпизодов, анализ, ведение читательских дневников, написание отзыва, эссе, сочинения-рассуждения, статьи для публикации. Отчет по

проекту «Мои прочитанные  книги». Работа в библиотеке, дискуссии, публичные выступления в разных классах, на читательской конференции, на родительском собрании,  

6.

История создания.

1 час

Подготовка хронологической таблицы выбранных произведений. «Историческая справка» - разработка с подключением разных источников информации об истории создания  прочитанных произведений.

7.

История публикации.

1 час

Подготовка хронологической таблицы выбранных произведений. «Историческая справка» - разработка с подключением разных источников информации об истории публикации прочитанных произведениях.

8.

Словесное искусство.

2 часа

Собственное творчество учащихся. Подготовка сборника «Я начинающий писатель ...»

  1. Учебно-методические ресурсы

              Программа предусматривает  организацию самостоятельного домашнего чтения и студийные занятия разного формата: семинар, презентация, библиотечный час, дискуссия, инсценировка.  Главное отличие занятий – работа с книгой.  Главный результат заключается в том, что каждый ребенок в течение учебного года устраивает публичную презентацию самостоятельно прочитанных книг гражданско-патриотической направленности.  

                Ведущей является технология формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Технология включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста с опорой на читательский опыт.

2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

 II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное самостоятельное чтение текста. Чтение-слушание эпизодов текста по выбору учащегося, презентующего книгу, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Первичное восприятие (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2.Перечитывание текста. «Вдумчивое» повторное чтение отдельных фрагментов текста. Анализ эпизодов текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному и проч.). Выделение аргументов для использования в сочинениях ЕГЭ по русскому языку и литературе.  

3.Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка проблем исходного текста. Обращение к отдельным фрагментам текста.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием и его смыслом.  

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

            Система оценки предусматривает самооценку, взаимооценку, внешнюю экспертизу - эти виды являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы развития читательских умений школьников.  

            В ходе разработки авторской программы была использована литература и информационные сайты:

1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 1999

2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М., 2005.

3. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М. ,1991.

4. Газета «Педсовет»  №3; №6 2005.

5. http://knig 100.spbu.ru/ books/

6. ria.ru/societ/20130130

7. chitai6class.blogpot.ru

Примерный список литературы гражданско-патриотической направленности

(из письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 года № 08-709 «О списках рекомендуемых произведений»).

Автор

Произведение

Класс

1

Алексеев С.

Сто рассказов о войне

1-4 класс

2

Астафьев В.

Лучшие рассказы для детей

1-4 класс

3

Гайдар А.

Тимур и его команда

1-4 класс

4

Ильина Е.

Четвертая высота

1-4 класс

5

Катаев В.

Сын полка

1-4 класс

6

Михалков С.

Дядя Степа

1-4 класс

7

Михалков С.

Стихи о войне

1-4 класс

8

Тополь Э.

«Стрижи» на льду

1-4 класс

9

Поротников В.

1612. Минин и Пожарский

5-9 класс

10

Ян В.

Батый

5-9 класс

11

Сульянов А.

Взлет и трагедия Юрия Гагарина

5-9 класс

12

Никулин Н.

Воспоминания о войне

5-9 класс

13

Нерсесов Я.

Гений войны Кутузов. «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву»

5-9 класс

14

Шишов А.

Герои 1812 года. От Багратиона и Барклая до Раевского и Милорадовича

5-9 класс

Дневник детской памяти. Это и моя война

5-9 класс

16

Федотов Л.

Дневник советского школьника. Мемуары пророка из 9А

5-9 класс

17

Герман Ю.

Дорогой мой человек

5-9 класс

18

Решетников В.

Избранники времени. Обреченные на подвиг

5-9 класс

19

Перевезенцев С.

Истоки русской души. Обретение веры

5-9 класс

20

Фоменко Н.

Корона российской империи. Слава, честь и доблесть династии Романовых

5-9 класс

21

Генрик С. 

Крестоносцы

5-9 класс

Первая мировая война. Неизвестные страницы

5-9 класс

23

Полевой Б.

Повесть о настоящем человеке

5-9 класс

24

Цвейг С.

Подвиг Магеллана.  Человек и его деяние. Америго: Повесть об одной исторической ошибке

5-9 класс

25

Константинов К. 

Рокоссовский. Командующий Парадом Победы

5-9 класс

Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского

5-9 класс

27

Дюма А.

Учитель фехтования

5-9 класс

28

Монвиж-Монтвид А.

Юрий Гагарин

5-9 класс

29

Герман Ю.

Я отвечаю за все

5-9 класс

30

Можейко И.

1185 год. Восток — Запад. Русь. Запад. Запад против Востока

10-11класс

31

Уртулль Ф.-Г.

1812 Березина. Победа в разгар катастрофы

10-11класс

32

Уртулль Ф.-Г.

1812. Бородино. Битва за Москву

10-11класс

33

Исаев А.,

Драбкин А.

22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война

10-11 класс

34

Бахревский В.

Аввакум

10-11класс

35

Чаплыгин А.

«Армата». «Царь-Танк» на страже Родины

10-11 класс

36

Пикуль В.

Барбаросса

10-11 класс

37

Булгаков М.

Бег

10-11класс

38

Булгаков М.

Белая гвардия

10-11класс

39

Радзинский Э.

Берегитесь, боги жаждут!

10-11 класс

40

Петрухин А., Шеменев В.

«Варяг» не сдаётся

10-11 класс

41

Некрасов В.

В окопах Сталинграда. Рассказы

10-11класс

42

Васильев Б.

В списках не значился

10-11класс

43

Вяземский Ю.

Великий Любовник. Юность Понтия Пилата. Трудный вторник

10-11класс

44

Вяземский Ю.

Великий понедельник

10-11класс

45

Балашов Д.

Вечер столетия

10-11класс

46

Иванов А.

Вечный зов. Т. 1

10-11класс

47

Иванов А.

Вечный зов. Т. 2

10-11класс

48

Васильев Б.

Вещий Олег

10-11класс

49

Васильев Б.

Владимир Красное Солнышко

10-11класс

50

Хилари М.

Внесите тела

10-11класс

51

Васильев Б., Быков В., Шолохов М. и др.

Война 1941 - 1945. Повести и рассказы

10-11класс

52

Толстой Л.

Война и мир. Том I-II

10-11класс

53

Дышев А.

Война красива и нежна

10-11 класс

54

Язвицкий В.

Вольное царство. Государь всея Руси. Книга 4-5 романа "Иван III — государь всея Руси"

10-11класс

55

Рунов В.

Гений войны Скобелев. «Белый генерал»

10-11класс

56

Лермонтов М.

Герой нашего времени

10-11класс

57

Артур К.

Гладиаторы

10-11класс

58

Фейхтвангер Л.

Гойя, или Тяжкий путь познания

10-11класс

59

Ладинский А.

Голубь над Понтом

10-11класс

60

Беляков С. 

Гумилев, сын Гумилева

10-11 класс

«Детская книга войны. Дневники 1941-1945»

10-11класс

62

Кассиль Л.

Дорогие мои мальчишки

10-11класс

63

Гумилев Л.

Древняя Русь и Великая степь

10-11класс

64

Асадов Э.

Дума о Севастополе

10-11класс

65

Ганиева А.

Жених и невеста

10-11 класс

66

Симонов К.

Живые и мёртвые. Книга вторая (Солдатами не рождаются)

10-11класс

67

Симонов К.

Живые и мёртвые. Книга третья (Последнее лето)

10-11класс

68

Гроссман В.

Жизнь и судьба

10-11 класс

69

Юзефович С.

Журавли и карлики

10-11 класс

70

Юзефович С.

Зимняя дорога

10-11 класс

71

Иванов  А.

Золото бунта

10-11 класс

72

Яхина  Г.

Зулейха открывает глаза

10-11 класс

73

Томас М.

Иосиф и его братья

10-11класс

74

Карамзин Н.

История государства Российского

10-11 класс

75

Соловьев С.

История России с древнейших времен

10-11класс

76

Вилков М., Шарковский Д.

История России: иллюстрированный путеводитель

10-11класс

77

Язвицкий В.

Княжич. Соправитель. Великий князь Московский

10-11класс

78

Гримберг Ф.

Княжна Тараканова

10-11класс

79

Васильев Б.

Князь Святослав

10-11класс

80

Авченко

Кристалл в прозрачной оправе

10-11 класс

81

Балашов Д.

Куликово поле

10-11класс

82

Водолазкин  Е.  

Лавр

10-11 класс

83

Басинский

Лев Толстой: бегство из рая

10-11 класс

84

Берггольц О.

Ленинградский дневник

10-11класс

85

Цвейг С.

Мария Антуанетта

10-11класс

86

Цвейг С.

Мария Стюарт

10-11класс

87

Быков В.

Мёртвым не больно

10-11класс

88

Кен Ф.

Мир без конца

10-11класс

89

Балашов Д.

Младший сын. Великий стол. Бремя власти

10-11класс

90

Фадеев А.

Молодая гвардия

10-11класс

91

Вострышев М.

Москва военная день за днем. Дневники жизни и смерти. 22 июня 1941— 9 мая 1945

10-11класс

92

Драбкин А.

Мы дрались на бомбардировщиках. Три бестселлера одним томом

10-11 класс

93

Драбкин А.

Мы дрались против «Тигров». «Главное – выбить у них танки!»

10-11 класс

94

Драбкин А.

Мы сгорали заживо. Смертники Великой Отечественной

10-11 класс

95

Варламов

Мысленный волк

10-11 класс

96

Драбкин А.

На войне как на войне. «Я помню»

10-11 класс

97

Вернадский Г.

Начертание русской истории

10-11класс

98

Никитин В.

Наш Патриарх Кирилл. Вся жизнь и один год

10-11 класс

99

Рыбаков А.

Неизвестный солдат

10-11класс

100

Широкорад А.

«Непотопляемый авианосец» Крым 1945-2014

10-11 класс

101

Бахревский В.

Никон; Разбойник Кудеяр

10-11класс

102

Приставкин А.

Ночевала тучка золотая

10-11 класс

103

Карамзин Н.

О любви к Отечеству. История государства Российского

10-11класс

104

Прилепин З.

Обитель

10-11 класс

105

Генрик С.

Огнём и мечом

10-11класс

106

Гумилев Л.

От Руси до России

10-11 класс

107

Балашов Д.

Отречение

10-11класс

108

Сергеева-Клятис  А.

Пастернак в жизни

10-11 класс

109

Песков И.

Первая Мировая война. Самая полная энциклопедия

10-11класс

110

Дубровин Н.

Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя»

10-11 класс

111

Толстой А.

Пётр I

10-11класс

112

Шолохов М.

Поднятая целина

10-11класс

113

Железняков А.

Поехали!» Мы – первые в космосе

10-11класс

114

Генрик С.

Потоп

10-11класс

115

Бессарабова Н.

Путешествия Екатерины Великой по России: от Ярославля до Крыма

10-11класс

116

Югов А.

Ратоборцы

10-11класс

117

Пикуль В.

Реквием каравану PQ-17

10-11 класс

118

Сергиевская А.

Романовы. Государь Император Николай III

10-11класс

119

Парфенов Л.

Российская империя: Александр I, Николай I

10-11класс

120

Парфенов Л.

Российская империя: Екатерина II, Павел I

10-11класс

121

Парфенов Л.

Российская империя: Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна

10-11класс

122

Вершинин Л.

Россия против Запада. 1000-летняя война

10-11 класс

123

Платонов С.

Русская история

10-11класс

124

Костомаров Н.

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

10-11 класс

125

Солженицын А.

Русский вопрос на рубеже веков

10-11 класс

126

Иванов В.

Русь великая

10-11класс

127

Шигин В.

Севастополь. Город русской славы

10-11 класс

128

Шагланов А.

«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944

10-11 класс

129

Иванов  А.

Сердце Пармы

10-11 класс

130

Панова В.

Сказание об Ольге. (Сказание о Феодосии. Феодорец Белый Клобучок. Кто умирает)

10-11класс

131

Бахревский В.

Смута

10-11класс

132

Куприн А.

События в Севастополе

10-11класс

133

Кучерская М.

Современный патерик. Чтение для впавших в уныние

10-11 класс

134

Шмелев И.

Солнце мертвых

10-11класс

135

Шляхов А.

Степной закат

10-11класс

136

Балашов Д.

Степной пролог

10-11класс

137

Шолохов М.

Тихий Дон. Том I

10-11класс

138

Шолохов М.

Тихий Дон. Том II

10-11класс

139

Ник Д.

Тутанхамон. Книга теней

10-11класс

140

Драбкин А.

Фронтовые разведчики. «Я ходил за линию фронта»

10-11 класс

141

Соловьев С.

Чтения и рассказы по истории России

10-11класс

142

Балашов Д.

Юрий

10-11класс

143

Драбкин А.

Я дрался на Т-34. Обе книги одним томом

10-11 класс

144

Драбкин А.

Я дрался на Т-34. Третья книга

10-11 класс

145

Драбкин А.

Я дрался на танке. Фронтовая правда Победителей

10-11 класс

146

Драбкин А.

Я дрался на штурмовике. Обе книги одним томом

10-11 класс

147

Платонов А.

… я прожил жизнь. Письма 1920-1950-х

10-11 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Презентация Помните! Через века, через года – помните!

Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Презентация "Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай..."

В презентации представлены фотографии Махунова Семена Петровича, отца мужа, дедушки моих сыновей, которого они не видели, но подвиг которого восстанавуливают по крупицам. Вся семья была потрясена архи...

Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...

С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».

Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...