К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

К.Г. Паустовский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paustovskiy.doc613 КБ
Office presentation icon paustovskiy.ppt821 КБ

Предварительный просмотр:

К.Г. Паустовский.  Сказка  «Теплый хлеб»

Дарить тепло другим – согреваться самому.

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

- Вы знаете уже много сказок. Что такое сказка?

- Итак, что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете? (литературная и народная)

- Чем литературная сказка отличается от народной?

- Сегодня мы будем изучать ещё одну сказку, разгадайте ребус и определите название.

https://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPGhttps://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPGhttps://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPG                       https://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPGhttps://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPGhttps://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPGhttps://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPG

               http://ic.pics.livejournal.com/paolo_74/70852794/371694/371694_600.jpg              https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d4685b49a1baa3ecc723c00b862f3804-l&n=13         

http://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/12/i_58c59dcb56f18/phpYNE4Qi_urok-razvitiya-rechi_1.png
- Запишем тему урока и эпиграф к нему.

- Как вы понимаете слова эпиграфа?

  1. Работа по теме урока
  1. Рассказ учителя о К.Г. Паустовском.

Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет.  Заслушивался рассказами  о Запорожской Сечи,  песнями,  историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в  Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом.  Начал заниматься литературой.  Он много писал для детей. К числу таких произведений относится сказка «Тёплый хлеб».

  1. Чтение сказки
  2. Анализ

- Кто является главным героем сказки К.Г. Паустовского? (Филька)

- Почему его прозвали «Ну Тебя»?

-Каким мы видим героя в начале сказки? Найдите в тексте.

- Какой нехороший поступок совершает Филька? Найдите эпизод «Жестокий поступок Фильки», с какой интонацией он их произносит? Понимает ли мальчик, что поступил плохо?

-Что происходит в природе после того, как Филька совершил плохой поступок? Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что чувствует мальчик в этом завывании?

-Какое художественное средство использует автор при описании завывания ветра?

 - Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?

-Какую легенду рассказала бабка Фильке?

- Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре?

-Почему Филька заплакал? (Он понял, что совершил дурной поступок, обидев коня. Боялся повторить судьбу солдата, который умер от «охлаждения сердца».

-Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»? (эпитет. Холодное сердце, горячие сердце)

- Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет «злодейством»?

-Как природа реагирует на злодеяние Фильки? Кто может помочь?

Анализ эпизода «Помощь мельника Панкрата»

- Зачем мальчик побежал к старому мельнику, ведь он сказал «Да ну его, Панкрата». Что с ним произошло? Обратите внимание на то, что интонация, с которой Филька обычно произносил эту фразу, изменилась. («- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих».)

- На что решился главный герой, чтобы исправить «злодейство»? (признаться в злодействе и попросить помощи)

Решение подсказал Фильке дед Панкрат или мальчик принял его сам?

- Почему Филька не сомневался, что ребятишки ему помогут?

Ребята, конечно, могли сказать: «Да ну его! Сам виноват – пусть сам лед и скалывает», но Филька знал, что они хорошие, поэтому обязательно помогут.

- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.

- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!»)

- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?

Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа.

Что произошло в природе после того, как люди разбили лед?

- Какое выразительное средство использовал К. Г. Паустовский для создания образа природы? (олицетворение)

- Почему конь простил Фильку?

- Почему сказка названа «Тёплый хлеб»?

4.  Итог

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Заинтересовали ли вас затронутые проблемы?

- Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками?

5. Д/з  По выбору: 

1. Написать мини-сочинение на тему

«Поступок, в котором я раскаиваюсь»

2. Составить кроссворд по сказке “Тёплый хлеб” К. Паустовского 


http://arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/12/i_58c59dcb56f18/phpYNE4Qi_urok-razvitiya-rechi_1.png

                                     https://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPGhttps://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPGhttps://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPG                                https://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPGhttps://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPGhttps://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPGhttps://pbs.twimg.com/profile_images/558956703/comma-splice_400x400.JPG

               http://ic.pics.livejournal.com/paolo_74/70852794/371694/371694_600.jpg                                       https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d4685b49a1baa3ecc723c00b862f3804-l&n=13         

        


К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.

Жан Лафонтен Орг

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Актуализация знаний

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова Жана Лафонтена Орга: «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим». Как вы их понимаете?

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, о котором Фраерман говорил: «Рассказчик он был превосходный. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка, учился языку везде – и неустанно учил языку своих многочисленных друзей. Природу он любил как поэт и художник. Он любил природу во всех её проявлениях: и осенний мелкий дождичек, и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад и часто повторял в письмах пушкинские строки: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» Он писал о природе, о животных».

- Я думаю, вы уже догадались, с произведением какого писателя мы будем сегодня знакомиться на уроке.

-Да, Константина Георгиевича Паустовского. Какое произведение Паустовского мы уже прочитали?

- Чему учит этот рассказ-сказка?

- Сегодня мы знакомимся с ещё одним рассказом Паустовского. Каким?

- Все рассказы Паустовского чему- то учат. Что мы должны выяснить?

3. Работа по теме урока

1)- Итак, рассказ «Заячьи лапы». Как вы думаете, эпиграф связан с этим произведение?

Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?

Ларец –это искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей, шкатулка, сундучок.

- Что хранят в ларцах?

Иногда самое простое мы не можем увидеть, узнать, сделать, а оно окажется самым ценным. Что мы положим в шкатулку истин?

- Вчитаемся в текст рассказа.

Текст читает специально подготовленный ученик, показываются слайды.

2) Индивидуальная работа.

 Характеристика героев. Задание раздаётся на листочках.

Определите, какие качества характерны для каждого из героев: ветеринар, бабка Анисья, Ваня, доктор Карл Петрович, дед Ларион.

Слова на листочках (эпитеты): злой, грубый, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, робкий, строгий, любопытный, жалостливый, душевный, терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, добрый, беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый.

3)Групповая работа (по методике шести шляп).Ребята, сегодня мы работаем в группах. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. (На экране появляется изображение шести шляп – слайд 12)

При распределении заданий их направление комментируется

Белая шляпа. В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Задание: определите жанр, тему и идею произведения. Какое событие из рассказа считаете основным?

Красная шляпа. Чувства, догадки, эмоциональное восприятие увиденного и услышанного, без обоснования причин сомнений. Задание: какая черта характера старика помогла ему самому спастись и спасти зайца? Всегда ли эта черта характера является положительной?

Жёлтая шляпа. Позитивная оценка данного события, явления, факта, поиск доказательств, аргументов. Задание: приведите примеры из текста и докажите, что Ваня – неравнодушный человек. Способны ли вы совершить такой поступок?

Чёрная шляпа. Критическое отношение к событию, явлению; необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против. Задание: как вы считаете, не лучше ли было последовать совету ветеринара и прекратить мучения зайца? Докажите свою точку зрения.

Зелёная шляпа. Творчество, альтернативы, новые возможности и идеи. Задание: взгляните на события с другой точки зрения и перескажите рассказ от имени зайца.

Синяя шляпа. Управление мыслительными процессами, организация мышления. Чего достигли? Что надо делать дальше? Задание: какие выводы сделал для себя охотник, побывав на краю гибели?

  1.  Промежуточные итоги

- Вернёмся к нашему ларцу простых истин. Какие истины мы положим в ларец, чему нас научил этот рассказ?

Учащиеся формулируют истины, уроки рассказа, записывают их в тетрадь:

- совершив добро, наслаждайтесь тем, что окружающим стало хорошо.

- дарите добро искренне, не ожидая какой-либо выгоды или отдачи; если мы научимся этому, то мы – богатые люди.

- самое главное – это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь.

4. Рефлексия

Работа с пословицами и поговорками. Задание: выбрать из списка пословицы и поговорки, относящиеся к теме рассказа (материал распечатан и раздаётся учащимся).

Час в добре пробудешь – всё горе забудешь.

Жалость со слезами, а доброта с мозолями.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Доброе слово доходит до сердца.

Всякий хлопочет – себе добра хочет.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Учись доброму, так худое на ум не придёт.

Кто помогает другим, у того и свои желания сбываются.

Жизнь дана на добрые дела.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца

- Какая простая истина вам сегодня открылась? Что хотел сказать автор?

5. Итог

6. Д/з

Определите, какие качества характерны для каждого из героев: ветеринар, бабка Анисья, Ваня, доктор Карл Петрович, дед Ларион.

Слова (эпитеты): злой, грубый, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, робкий, строгий, любопытный, жалостливый, душевный, терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, добрый, беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый.

Определите, какие качества характерны для каждого из героев: ветеринар, бабка Анисья, Ваня, доктор Карл Петрович, дед Ларион.

Слова (эпитеты): злой, грубый, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, робкий, строгий, любопытный, жалостливый, душевный, терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, добрый, беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый.

Определите, какие качества характерны для каждого из героев: ветеринар, бабка Анисья, Ваня, доктор Карл Петрович, дед Ларион.

Слова (эпитеты): злой, грубый, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, робкий, строгий, любопытный, жалостливый, душевный, терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, добрый, беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый.

Определите, какие качества характерны для каждого из героев: ветеринар, бабка Анисья, Ваня, доктор Карл Петрович, дед Ларион.

Слова (эпитеты): злой, грубый, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, робкий, строгий, любопытный, жалостливый, душевный, терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, добрый, беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый.

Определите, какие качества характерны для каждого из героев: ветеринар, бабка Анисья, Ваня, доктор Карл Петрович, дед Ларион.

Слова (эпитеты): злой, грубый, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, робкий, строгий, любопытный, жалостливый, душевный, терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, добрый, беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1892 - 1968

Слайд 4

1. Написать мини-сочинение на тему «Поступок, в котором я раскаиваюсь» 2 . Составить кроссворд по сказке “Тёплый хлеб” К. Паустовского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)

  Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ челов...

Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».

Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.Задачи:-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из...

Уроки нравственности в творчестве К.Г. Паустовского. Сказка «Теплый хлеб»

Закрепление знаний учащихся о творчестве К. Г.Паустовского, формулирование собственного толкования определения «нравственность» через организацию учебно-познавательной деятельности на осно...

Скрам - урок по литературе на тему "К. Г. Паустовский. Сказка "Теплый хлеб".

Описание технологии Скрам - это метод, в котором ведущая роль в образовательном процессе частично или полностью переходит от учителя к ученикам. Это новый тип образования, который поможет ученика...