Сценарии-представления произведений русской литературы
материал по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Талина Елена Евгеньвна

Мне хочется представить короткие (3-х минутные) сценарии, которые были написаны мною для выступления учащихся нашей школы в конкурсе "Поэзия эпохи" в рамках инновационной сети "Пушкинское слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_zhanra.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Е. Талина, учитель литературы школы «Плесково»

В поисках жанра.

 Вашему вниманию представлены сценарии, которые создавались для Конкурса «Поэзия эпохи» в рамках инновационной сети г. Москва «Пушкинское слово». Много лет наша школа участвует в этих конкурсах, и в течение этих лет складывался формат  выступления команды старшеклассников. Ученики 9-11 классов  должны так  представить литературные произведения, по которым  и проводится конкурс, чтобы раскрыть и свое понимание, и показать лицо команды. Так за эти годы представление команды в литературном соревновании приобрело свою форму, свой жанр, который вышел за рамки конкурса. Теперь ученики нашей школы обязательно показывают свой мини- спектакль  перед всей школой как самостоятельное  выступление. Надо отметить, что при составлении сценария всегда в основе лежит  главный принцип – только оригинальный текст литературного произведения, никакой «отсебятины», но компиляция, конечно, может быть . Конечно, представлять роман, поэму или пьесу дело непростое, тем более показать надо  за 3-5 минут. Но, поверьте, это очень увлекательная и полезная  для учеников форма работы и изучения текстов: с одной стороны, выучиваются тексты не только стихотворений, но и прозы (Гоголь, Пастернак, Лермонтов, Тургенев, Достоевский и др.), а с другой, эти тексты слышишь в самых неожиданных ситуациях школьной жизни: например, после выступления по роману «Евгений Онегин» выключили неожиданно свет, и слышишь:  «Уж темно… В санки он садится», или кто-то кому-то угрожает: «Придет, придет другое  племя», а с другой стороны, мы  ведь не пересказываем произведение, а интерпретируем его в театральной форме. Какие смыслы получаются, не всегда даже сценарий может отразить.  Сегодня, говоря о классике, ребятам хочется рассказать прежде всего о себе, и обязательно так, чтобы интонация и темпо-ритм был тот, который свойственен им молодежи 21 , а не 19 века, поэтому иногда вместо  какого-то романса звучит совершенно современная музыка, чтобы подсказать аллюзию или буквально соотнести  литературное произведение с сегодняшним днем.

Во многих школах Москвы есть свои школьные театры, может быть,  такая форма заинтересует учителей и поможет увлечь литературой тех учеников, которые еще не полюбили чтение, а те, кто любит книгу,  откроют для себя  новые смыслы и наслаждение от такой формы чтения. Как назвать эти выступления: капустник? Мини-спектакль? Представление? Мы все еще в поисках жанра…

Сценарий №1.

Н.В. Гоголь «Петербургские повести».

( все участники молча ходят по сцене и  как бы репетируют каждый свой монолог перед выходом на сцену, повторяя слова и изображая  нарочитый театральный пафос)

- ( вбегает, задыхаясь и волнуясь) Я вас пригласил для того…(не может говорить, ему дают стакан воды)

- ( все, переспрашивая) как? опять пригласили? зачем, зачем  опять нас пригласили?

- как зачем? (спокойно, можно чистить при этом ногти) Чтобы сообщить нам пренеприятное известие…

- чтобы проверить, кто нам какие рожи корчит (надо скорчить рожи, сзади подходят двое и изображают) и нормальный ли у нас учитель по исторической и по литературной  части?

- эк куда хватил!  В нашей школе …и рожи…

- нет, я вам скажу, вы не того…Вы не…(грозит пальцем) Пушкинская площадка имеет тонкие виды, даром, что далеко, а она себе на ус мотает.

- мотает или не мотает, а я вас предуведомил. Смотрите! По своей части я кое-что сделал…Советую и вам. Вот тебе, например, надо  решить, можем ли мы одной (!)  шинелью укрыться

-( все) одной? Зачем?

- ( надевает на себя что-то вроде шинели, прилаживает ее)  она должна быть на вате и  с кошкой на воротнике (все пытаются выпрямить на нем шинель, приладить воротник, а потом пристроиться под шинель, а он их отгоняет).

- а ну и что, что кошка, зато лучшая, а издалека можно принять за куницу, а сейчас ведь чаще куница похожа на кошку.

-  (обращается к той, которая прилаживает ему нос) а ты вот тоже уверена, что все объяснить можешь? (все еще рядится в шинель)

- до всего сама собою дошла, собственным умом.

- собственным умом? Тогда расскажи-ка мне, как это по  самому Петербургу может разгуливать, (на нем уже маска носа) как мне рассказывали, прости господи, какой-то нос? (все удивленно и насмешливо на него поглядывают)

-  (помогает ему  изобразить кого-то, задирает  ему нос) и вовсе не какой-то, а в мундире, надо бы еще… шитым золотом, с большим стоячим воротником, в замшевых панталонах, на боку шпага, шляпа с плюмажем, чтобы по всему можно заключить, что это статский советник (с восхищением, другие девочки стараются распушить ему волосы, приговаривая: « Вылитый Николай Васильевич»)

-  ( гордо) ты, матушка, видать совсем рехнулась, нос и статский советник, если тебе верить, то в нашей столице могут всякие сверхъестественные вещи происходить, хоть бы, например, собаки разговаривать..

- разговаривать не знаю, а письма пишут…

- кто? собаки? Господи, помилуй нас грешных!

- жаль, однако ж, что вы не читаете собачьих писем. Есть прекрасные места. Вот недавно собачка описала приятелю с большим, с большим чувством… Хотите прочту?

- (все) хотим, хотим…

- ну теперь не до того, но город, я вам скажу, действительно какой-то странный, а я-то,  глупый баран, выжил из ума, хотел туда вас всех отвезти, думал, что как-то можно  выйти нам всем , правда, не знаю, куда, из этой самой шинели .

 ( все хором, перебивая друг друга, окружают его, залезая под шинель)

- да вы что! Нет ничего лучше Петербурга, нет ничего лучше Невского проспекта!. - едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет (водит носом) гуляньем

- а какие дамские рукава вы встретите на Невском проспекте! Ах, какая прелесть!

 -  А что можно прочитать только в петербургских газетах (раздает газеты)

( все  шумно  разворачивают газеты и, выглядывая, сообщают):

-  отпускается молодая горячая лошадь в серых яблоках  … семнадцати лет от роду

- отпускается дача со всеми угодьями: двумя стойлами для лошадей и местом, на котором можно развести превосходный …березовый или еловый сад…

-  44-м американским президентом стал …афроамериканец …Барак Абама

                   ( все дружно захлопывают газеты)

- ерунда какая-то.

 ( все говорят быстро и агрессивно, загоняя главного на стул, как бы требуя своего)

- зато какие картинные лавки в Петербурге

- а какие бобровые воротники.

- какие лихачи в малиновых шапках

 - какие витрины

- какие фраки

- какие губернаторы… и президенты

-  какие театры! одна актриса, я помню,  пела очень хорошо…( все тормошаться под шинелью)

                 

- все, ( влезает из шинели)довольно, больше не могу, они не видят, не слушают меня! Что я им сделал?( садиться) Чего они хотят от меня бедного? Что я могу им (глядя на жюри) дать?  Дайте, дайте (ищет взглядом) мне тройку быстрых( девочки вылезают из шинели, встают у него за спиной), как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, (мальчики вылезают) звени, мой колокольчик (Маша звенит)…

( все запевают «Однозвучно звенит колокольчик…»)

- А вы знаете?

- Про алжирского дея? Знаем, знаем. ( пение продолжается)

Сценарий №2.

« Русь, куда же несешься ты?»

 ( по  произведениям А.С. Пушкина и по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

    Ведущий: Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове : дорога! Как

    чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух,    

    покрепче   в     дорожную шинель          (надевает шинель),     шапку на уши

     (надевает шапку), тесней и уютней прижмешься к углу!

( все с вещами толкаются и усаживаются на лавку, как в вагоне )    

 - Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как      погибающий и тонущий, я хватался за тебя,  и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала ( все наконец уселись)

Ведущий: А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!

     Ямщик:   Еду, еду в чистом поле

               Колокольчик  динь-динь –динь

Смотритель: (прерывает, выбегает вперед) Нет, что такое станционный смотритель?

( обращаясь к залу)

- (отвечают все хором, как отличники) Сущий мученик четырнадцатого класса.

Смотритель: Правильно, (подсказывая) огражденный…

- (все) огражденный своим чином токмо от побоев.

Смотритель: и то не всегда. Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе (загибает пальцы)

- (один из путешественников кричит возмущенно) Погода несносная,

- ( второй грозно) Дорога скверная,

-( третья капризно) Ямщик упрямый,

- (четвертый устало) Лошади не везут,

Смотритель: а виноват смотритель ( почти плачет)

Девочки: ( поглаживая по голове, жалостливо) Сии столь оклеветанные смотрители вообще люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и (пауза, смотритель достает из кармана денег, пересчитывает) не слишком  сребролюбивые.( уводят его)

Ямщик: Еду, еду в чистом поле

              Колокольчик…

Молодой человек: ( Жмется от холода) Ни огня, ни черной хаты,

                                                                   Глушь и снег…Навстречу мне

                                                                   Только версты полосаты

                                                                    Попадаются одне…

      Девушка: Скучно, грустно…

Молодой человек: Завтра ,Нина,

                               Завтра к милой возвратясь,

                               Я забудусь у камина,

                               Загляжусь, не наглядясь

Оба: ( а все за ними подглядывают) Звучно стрелка часовая

                                                              Мерный круг свой совершит,

                                ( грозно всем)      И, докучных удаляя,

                                                              Полночь нас не разлучит.

     Молодой человек: Грустно,Нина: путь мой скучен

                                Дремля смолкнул мой ямщик ( ямщик спит, раскачиваясь)

                                Колокольчик однозвучен, (кто-то позванивает над ямщиком)

                                 Отуманен лунный лик

             ( песня: «Однозвучно  гремит колокольчик»)

Ведущий: что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая сила связь таится между нами?

Ямщик: ( подходит с колесом) Вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?( можно повторить)

Ведущий: Доедет.

Ямщик: А в Казань-то, я думаю, не доедет?

Ведущий: В Казань не доедет.

Ямщик: Еду, еду в чистом поле…

Молодой человек: долго ль мне гулять на свете

                      То в коляске, то верхом,

  Все: ( подсказывают)- То в кибитке

                     - То в карете

                     - то в телеге

                     - то пешком?

Молодой человек: Долго ль мне в тоске голодной

                      Пост невольный соблюдать

                      И телятиной холодной

                      Трюфли Яра поминать? (падает в голодный обморок)

( держа его на руках) – то ли дело быть на месте ( а юноша, лежа на руках, внимательно слушает , поворачивая голову к говорящим)

                                     - по Мясницкой разъезжать

                                     - о деревне

                                     - о невесте на досуге помышлять

 Молодой человек (встает, поправляя одежду, уверенно):То ли дело рюмка…( все переспрашивают: рюмка?)  рюмка рома

                                     - Ночью…(все любопытно подтягиваются) ночью сон,

Все: Поутру? ( приближаясь к нему, с любопытством)

Молодой человек: Поутру чай,

                                То ли дело, братцы, дома

Все: (  разочарованно,толкая ямщика) Ну, пошел же, погоняй!

Ямщик : Еду, еду в чистом поле ( в страхе замокает, прислушиваясь)

( повторяет осторожно) Еду, еду в чистом поле

Все: (успокаивая) колокольчик динь-динь-динь

Ямщик: Колокольчик динь-динь-динь

(расходится в своем рассказе) Страшно, страшно поневоле

                                                    Средь неведомых равнин

Все: Эй, пошел, ямщик!

Ямщик: Нет мочи:

              Коням, барин, тяжело,

              Вьюга мне слипает очи,

              Все дороги занесло

Девушка ( выходит с книгой в руках, удивленно читает, как бы узнает ситуацию):

               Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель ( все изображают метель, воя и раскачиваясь) В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. ( Обращается к артистам, как бы подсказывая) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, ( все завыли на разные лады)что казался одушевленным. Лошади шли шагом  - и скоро стали.( все дернулись, как во время резкой остановки)

Ямщик: Хоть убей, следа не видно,

              Сбились мы. Что делать нам!

              ( перекрестясь) В поле бес нас водит, видно.

              Да кружит по сторонам.

Все( по очереди):Посмотри: вон, вон играет

                         -   Дует, плюет на меня,

                         -   Вот – теперь в овраг толкает

                             Одичалого коня

                         -   Там верстою небывалой

                             Он торчал передо мной,

                         -   Там сверкнул он искрой малой

                              И пропал во тьме пустой

Все:( хором, завывая) вьюга злится, вьюга плачет .

Ямщик: Кони чуткие храпят

Один: Вот уж он далече скачет

Другой: Лишь глаза во мгле горят

Все: (дергаясь, как в начале движения) Кони снова понеслися

Девочки: Колокольчик динь-динь-динь

Ямщик: Вижу (повторяясь, разглядывая во тьме)вижу …( в ужасе) духи собралися

              Средь неведомых равнин

 ( все, крестясь, прячутся, один автор с удивлением на всех смотрит, не прячась)

Автор: (спокойно, назидательно) Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь, достигнуть вечной истины. И сколько раз ( при этом  он всех усаживает на место) они умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди белого дня попасть вновь в непроходимые захолустья и, влачась вслед за болотными огнями, умели – таки  добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга

Все: Где выход? Где дорога?

Автор:  ( при этом все по очереди подключаются к нему, в результате читают воодушевленно хором)Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родится, в той земле, что не любит шутить, а ровнем- гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит  тебе в очи. И не хитрый, кажись дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский мужик. ( Указывая на ямщика)Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем (ямщик удивленно привстает и смотрит удивленно на чем он сидит), а привстал ( ямщику повторяя) привстал, да замахнулся, да затянул песню

Ямщик( радостно): Кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг…Эх!

Все: Только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход  (кто-то вскрикнул)…И она понеслась, понеслась, понеслась!

( все выстраиваются на авансцене)

- Не так ли и ты, Русь , что бойкая необгонимая тройка несешься?

- Дымом дымится под тобою дорога

- Гремят мосты

- Все отстает и остается позади

Все ( хором, как бы вдаль): Русь, куда же несешься ты? Дай ответ.

( грустно) Не дает ответа. ( Песня)

Сценарий №3.

И.Бунин «Темные аллеи»

Старый: (Входит со свечой, шаркая ногами, плед или шарф)

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до вены умерла,

До весны опустели сады

(и вдруг обнаруживает валяющуюся книгу, стряхивает пыль и читает)

-  Грамматика любви…(удивленно, вспоминая), грамматика любви…

Смотрит на группу, застывшую как старинной семейной фотографии. И тут один из этой группы…

Молодой (выбегает с книгой в руках): - «Грамматика любви, или искусство любить и быть взаимно любимым»- это прелестно изданная почти сто лет  тому назад,

(девочки «оживают» и у каждой своя книга)

-она делилась на маленькие главы:

 «О красоте ,

 о сердце,

об уме, о знаках любовных,

 о нападении и защищении,

 о размолвке и примирении

он (старый):  о любви… платонической» (девочки смеются)

Мальчики, обращаясь к девочкам (обиженно  и серьезно):

- Любовь – это тайна, и не каждому дано прикоснуться к ней

- Это могут сделать только избранные.( Старый снимает шарф, распрямляется)

Мальчики:

- Помню раннее свежее тихое утро

- Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад

 девочки (уютно усаживаясь):

- и тонкий аромат опавшей листвы

- и запах антоновских яблок

- и  осенней свежести

Девочки запевают Романс: «  

- Как удивительно, что все это было у меня: Москва, Пресня, глухие снежные улицы, деревянный мещанский домишко.

- Нет, это было а Одессе,  чудесный апрельский день, на углу Дерибасовской и Преображенской, где была эта кофейня.

- Нет, это был сырой парижский вечер поздней осенью.

Девочки:

- это был сад у тетки, который славился своей запущенностью

-прохладный сад

- наполненный лиловатым туманом

- засыпанный мокрыми листьями.

Мальчики:

Как ее звали? Оля? Натали?

Девочки:

Галя
Надежда

Таня, Руся

Мальчики:(берут под руку девочек)

Мы рядом шли, но на меня

Уже взглянуть ты не решалась

- И в ветре мартовского дня

Пустая наша речь терялась

Белели стужей облака

Сквозь сад, где падали капели

Бледна была твоя щека,

И как цветы глаза синели

( Опять романс)

(начинают мальчики, перебегая от одной девочки к другой, а  девочки подхватывают как комплименты)

- Никто не танцевал так на балах,

(девочка) -как Оля Мещерская,

никто не бегал так на коньках,

 (девочка) - как она,

 ни за кем  на балах не ухаживали  столько,

(девочка)сколько за ней,

и никого так не любили так младшие классы,

 (девочка)как ее.

(Перебегают к одной к другой  каждая и реплика как будто ищут слова для выражения восхищения, а девочки подсказывают)

 - А красота у нее была какая-то индийская,

персидская:

смугло-янтарное

лицо,

великолепные в своей черноте

волосы,

 брови черные, как

 бархатный уголь,

- как высока она в бальной высокой

прическе, в бальном белом

платье и стройных золотых

туфельках,

кружившаяся несколько откинувшись, опустив глаза.

(Мальчики разбегаются по концам сцены и как бы зовут):

 Таня,

Натали,

Оля,

Надежда,

 Галя.

Руся

Девочки:

Тебе сердца любивших скажут:

В преданьях сладостных живи!

И внукам, правнукам расскажут

Сию грамматику любви

Молодой: Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви

Старый: и которые от этого от самого никогда никого не любят

-Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Молодой:

Но для женщины прошлого нет:

Девочки:

- Разлюбила

- И стал  чужой

И замирают как на старинной фотографии:

 Старый: Что ж камин затоплю, буду пить…

хорошо бы собаку купить … (уходят, напевая романс)

Сценарий №4

 Б. Пастернак «Доктор Живаго»

все  участники выходят  веселые и поют рождественскую песнь или колядку со звездой

Девочка: (забираясь на стул) С незапамятных времен елки у Светинских устраивали по такому образцу:

- В десять, когда разъезжалась детвора (а ну быстро домой … не пойду, не пойду…),

зажигали вторую… для молодежи и взрослых, и …веселились до утра…

- Мимо жарко дышащей елки, опоясанной в несколько рядов струящимся сиянием (накручивают на стоящую на стуле девочку мишуру),

- шурша платьями и наступая на ноги ( двигаются по кругу , вокруг импровизированной елки-девочки, специально наступают друг другу на ноги, веселясь, хохоча) двигалась черная стена прогуливающихся и разговаривающих

- А внутри круга бешено вертелись танцующие…

- И эту движущуюся, шаркающую и галдящую толпу обносили мороженым и прохладительными (сильный звук удара за сценой)…

(Все, вздрагивая, останавливаются и смотрят вдаль):

Девочки: (испуганно и медленно) Снег идет,

- снег идет густой, густой

Мальчики (по очереди, все сильнее и увереннее маршируя)

- В ногу с ним, стопами теми

-  В том же темпе, с ленью той…

Или с той же быстротой? (игриво)

Все мальчики( кричат радостно): может быть, проходит время?!!!

Девочки: (сжимаются и очень испуганно)И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали все пришедшее после…

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры…

Мальчики:…Все злей и свирепей дул ветер из степи…

 - Ветер, ветер, …

На всем Божьем свете…

 -Мальчики( веселясь и прыгая вокруг девочек): Мчатся тучи, вьются тучи,

невидимкою луна,

освещает снег летучий…

 - Мутно небо, ночь мутна… (жест как будто мутит)

- ветер, ветер, на ногах не стоит человек.

Девочка-елка(сверху, взывая, прося): Все шалости фей, все дела чародеев,

Девочки:( все тише, все безнадежней) Все елки на свете, все сны детворы

Все яблоки, все золотые шары…

Мальчики: Разыгралась чтой-то вьюга, ((Весело, вокруг девочек хором)Ой, вьюга, ой вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Мальчики:( мрачнее и медленнее, еще маршируя, останавливаются) Хоть убей, следа не видно,

( все встали) Сбились мы, что делать нам?

- (Все тот же командир) Шаг держи революционный,

близок враг неугомонный!

- Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня.

 - И за вьюгой невидим,  

- И от пули невредим,

(девочки хором,  очарованные, выступают вперед) Нежной поступью надвьюжной,

Светлой россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз впереди …

Девочка (безнадежно): Стояла зима.

Девочка: Дул ветер из степи,

Все: И холодно было младенцу в вертепе …На склоне холма.

-

                                             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»

Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...

КОНФЛИКТ поколений в итоговом сочинении (на примере произведений русской литературы XIX века ) -презентация по литературе для проведения урока -консультации в 10 классе

Как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения ? На этот вопрос ответит  урок  проблемного анализа  произведений русской литературы 19 века .Данная презе...