Урок литературы в 7 классе по теме: "Фёдор Абрамов. О чем плачут лошади."
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Калинкина Ирина Михайловна

Урок литературы в 7 классе  ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literatury_7_klass_fgos.zip1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе на тему

«Нравственные проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади».

Автор урока – Калинкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ Талицкая СОШ

Буйского муниципального района Костромской области

Предмет: литература

Класс: 7

Используемый учебно-методический комплекс: Литература. 7 класс.Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/

В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2017. – 319 с.: ил. – ISBN 978-5-09-046558-8

Дата проведения: 12 апреля 2018 г.

Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  1. Познакомиться с биографией  и творчеством Ф.А.Абрамова.
  2. Учить анализировать художественное произведение.
  3. Учить находить разницу между добротой, состраданием и равнодушием.

Планируемые результаты:

предметные: уметь анализировать художественное произведение и строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения, отвечать на проблемные вопросы, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

метапредметные: пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства сострадания к животным.

Методы и формы обучения: фронтальная беседа, индивидуальная (устный рассказ по произведению), самостоятельная работа, словарная работа, выразительное чтение.

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения.

оборудование урока: портрет Ф.А.Абрамова, эпиграф, загадка, презентация, телевизор, компьютер, словари, карточки с текстами, учебник.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.

Регулятивные:

мобилизация сил и энергии.

Личностные:

сформированность позитивной моральной самооценки.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Определение темы урока

Ребята, обратите внимание на загадку на доске. Прочитаем вслух: «Кто не пахарь и не плотник, а первый на селе работник?»

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Какие у вас возникают ассоциации со словом лошадь?

Дома вы работали с толковыми словарями: выписали значение слова лошадь и некоторые масти лошадей.

Дети называют отгадку.

Лошадь, конь.

Ответы детей.

Дети зачитывают значение слова лошадь.

Знакомят друг друга с мастями лошадей: каурый, гнедой, вороной, чалый, мезенки.

Личностные:

желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Расширение информационного поля темы урока.

У вас на партах карточки с отрывками из ранее пройденных произведений. Прочитайте их.

 

Назовите автора и произведение.

1.Что сближает эти произведения?

2. Какие проблемы в них поставлены?

В каком рассказе Ф.А.Абрамова подняты такие проблемы?

Дети читают отрывок из стихотворения В.Маяковского

« Хорошее отношение к лошадям» и сказки-были К. Паустовского « Теплый хлеб».

 

Отвечают на вопросы

«О чём плачут лошади»

Знакомство с биографией писателя.

Маша подготовила для вас рассказ о Ф.А.Абрамове.

Расширяет знания о Ф.А.Абрамове.

Сообщение учащейся с использованием презентации.

Определение целей урока.

А сейчас мы переходим к анализу рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади»

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Обращается к эпиграфу урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А-С. Экзюпери)

Как вы понимаете эти слова?

Формулируют цели урока с помощью учителя.

Дети высказывают своё мнение.

Физкультминутка

Работа с текстом произведения (исследование).

Сейчас мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу по рассказу. Каждый из вас подготовит выступление по определённой теме.

1 тема: «Авторское отношение к деревне, лошадям»

2 тема: «О жизни крестьян в деревне, о роли лошади в семье».

3 тема: Описание обычаев, народных праздников, традиций, связанных с лошадьми».

4 тема: «О жизни лошадей в колхозе».

5 тема: «О внутренних переживаниях рассказчика».

Обобщает выступления детей.

Дети работают по предложенным темам, затем выступают.

Записывают вывод в тетради.

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания.

Рефлексия деятельности

О чем плачут лошади?

Почему название рассказа не содержит вопроса?

Предлагает оценить свою работу и отметить эмоциональное состояние на уроке.

- Я узнал на уроке…

- Я понял на уроке…

- Я почувствовал на уроке…

Отвечают на вопросы

Дети оценивают свою работу и отмечают эмоциональное состояние.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные:

развивают самооценку личности.

Проектирование домашнего задания.

Письменно ответьте на вопрос: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади».

Записывают домашнее задание.


Приложение презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Абрамов "О чём плачут лошади" Презентация в уроку литературы в 8 классе по учебнику Коровиной В. Я.

Презентация по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади" 8 класс Учебник В. Я. Коровиной. Рисунки сжаты...

Ф. Абрамов "№О чём плачут лошади" Урок в 7 классе по литературе. Приложение - презентация

Урок по литературе в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я.  с презентацией "О чём плачут лошади"...

Урок литературы в 7 классе.Ф.Абрамов "О чем плачут лошади"

Урок состоит из конспекта урока и технологической карты с дидактическим материалом. Карта поможет обучающимся при подготовке к уроку при опережающем обучении. Она способствует хорошему усвоению матери...

Конспект урока литературы в 7 классе. Тема. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади.

Урок направлен на ознакомление с биографией Ф.А. Абрамова, его рассказом «О чём плачут лошади», на то, чтобы подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, где всколосилась национальная культура, нравственнос...

Тест по литературе для 7 класса с ответами. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»

Тест по литературе для 7 класса  с ответами. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»...