Ф. Абрамов "№О чём плачут лошади" Урок в 7 классе по литературе. Приложение - презентация
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Глазина Елена Александровна

Урок по литературе в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я.  с презентацией "О чём плачут лошади"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл O_chyom_plachut_loshadi.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Ф. Абрамов. “О чем плачут лошади”

Цели урока: 

  • познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
  • продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.
  • содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)

Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, В. Я. Коровина. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия, мультимедийный проектор с экраном, слайды.

Цели урока: 

  • познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
  • продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.
  • содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)

“Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?»

С. Есенин

  1. Сообщение о писателе учителя, 
  • Слайд 1. Род в дер. Веркола Архангельской обл.
  • После войны заканчивает филологич. факультет Ленинградского университета,
  • Попадает в аспирантуру, становится кандидатом наук,
  • Затем заведующим кафедрой советской литературы.
  • В 1960 уходит в докторантуру, чтобы написать докторскую диссертацию – и не возвращается в университет
  • Он сам начинает писать худ. произ –я.
  • Центром произведений Абрамова становится дер. Пекашино, в которой мы угадываем родную Абрамову Верколу.
  • В судьбе этой деревни Абрамов видит отражение судеб всего русского народа.
  1.  Жизненный путь писателя прост и труден:

армия, ранение, университет, аспирантура, заведование кафедрой и

писательская деятельность. Но именно здесь и были трудности. «Меня били! Крепко

били, — скажет он впоследствии, — но через годы эти произведения причисляли к

лучшим».  – Как понимаете эти слова? В 40-50 гг. существовала точка зрения на русскую деревню, в которой существовал колхозно-совхозный строй, как на край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Целый ряд писателей (Бабаевский С., Ю. Лаптев, Г Николаева и др.) создавали произведения, искажающие, «лакирующие», приукрашивающие действительность. Они признавались официальной критикой как образцовые.

     

     Ф. Абрамов написал в 1954 г. статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где критиковал подобные произведения. Кроме этого, он писал и худ. произ – я, которые говорили правду о русской деревне. И впоследствии стали классикой советской л – ры.

     Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк «Вокруг да около», который не соответствовал официальной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы. Соответственно множество препятствий чинилось и автору в виде запрета на публикации своих произведений, ущемления свободы научной работы и т. д.

     «Но ничто не могло сломить волю и свободомыслие Абрамова», — утверждает его жена Л. Крутикова-Абрамова.

  1. Какова главная тема творчества Ф. Абрамова?

    5. Чтение учителем рассказа «О чем плачут лошади» — начало знакомства с текстом.

6. Словарная работа: Слайд 1

 Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья.

Дернина – дерн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы.

Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.

Лесопункт – пункт лесозаготовки

(стать) – (здесь) телосложение, общий склад фигуры

Угор – (диалект.) – пригорок

«чёртом выгибались» - молодцевато выглядели.        

7. Обсуждение.

  • Как вы понимаете содержание рассказа? Во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости. Потому что это не бездушный механизм, каким является трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА, которые он сам же приручил

  • Слайд 3. Прочитать описание луга в начале рассказа. Какими мыслями и чувствами оно проникнуто? Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется  самым чудесным временем жизни человека – детством.
  • Как ощущает себя рассказчик в мире природы? О чём говорит воспоминание о детстве, стоящее в одном ряду с воспоминанием о «мире пахучих трав, стрекоз… и лошадей»? Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.

  • Слайд 4. Как автор описывает лошадь? Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие лица рассказа. «Особо-лошадиная красота луга» даётся в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды…», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.

  • Слайд 4. Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда, Победа и т. д.?

Как автором подчёркивается через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений? В период коллективизации клички давались идеологизированные. Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни. Также, в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции;

Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция»

Стали́на – в честь Ста́лина

Тракторина – в честь появления трактора в колхозе;

Гертруда – герой труда. Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг себя.

  • Слайд 5 Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»? Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.
  • Слайд 6. В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе? («Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь)

  • Слайд 7. как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут…»? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий
  • В каком из прочитанных произведений автор ставит перед читателем подобную проблему? (Л. Андреев «Кусака»)

  • Слайд 8. Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»? Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам

  • Слайд 9. В чём рассказчик обманул Рыжуху? не  ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности.

Слайд 10. Какова идея этого рассказа? Рассказ Абрамова обращён к нам, людям, живущим сегодня. Автор хочет нам сказать, что каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее мира. Строки рассказа, возможно, говорят о том, что человечество погибнет, если бросит на произвол судьбы тех животных, которые верно служили ему, и шире – если не будет заботиться о будущем Земли.

  • Слайд 11. Вспомните стих – е Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Как соотносится это стихотворение с рассказом Ф. Абрамова? Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»? Герой рассказа сам ощущает страдания лошадей. Таким образом, он может ощутить единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость)

Д. з.   Экологическую тему и разговор о прекрасном продолжает в своих произведениях другой писатель-прозаик — Евгений Иванович Носов.

Пересказ статьи Е. И. Носова «Из автобиографии». Прочитать рассказ Е. И. Носова «Кукла», подготовить ответы на вопросы учебника-хрестоматии (стр. 176)

Инд. задание: подготовить выразительное чтение рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»

   Учащиеся и сами могут попробовать сочинить рассказ, например: «Как я спас щенка», «Рассказ о котятах», «Пропал котенок…»

Использованная литература:

1.О. Е. Ерёмина Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс». Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. «Экзамен», Москва. 2008 г.

2. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. «Литература в 7 классе» Урок за уроком. Москва, «Русское слово», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Абрамов "О чём плачут лошади" Презентация в уроку литературы в 8 классе по учебнику Коровиной В. Я.

Презентация по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади" 8 класс Учебник В. Я. Коровиной. Рисунки сжаты...

Абрамов "О чем плачут лошади?"

Конспект урока по Абрамову и тест по этому же произведению...

Урок литературы в 7 классе.Ф.Абрамов "О чем плачут лошади"

Урок состоит из конспекта урока и технологической карты с дидактическим материалом. Карта поможет обучающимся при подготовке к уроку при опережающем обучении. Она способствует хорошему усвоению матери...

Конспект урока литературы в 7 классе. Тема. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади.

Урок направлен на ознакомление с биографией Ф.А. Абрамова, его рассказом «О чём плачут лошади», на то, чтобы подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, где всколосилась национальная культура, нравственнос...

Тест по литературе для 7 класса с ответами. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»

Тест по литературе для 7 класса  с ответами. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»...