Рабочая программа по литературе, 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Разработана на основе программы по литературе для 5-11 классов, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ; авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_kl._lit-ra.docx56.69 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                                                                                        

Директор школы                                                                                        

_______Н.А. Киреева                                                                        

 «___»  ______2016г.                                                                      

Рабочая программа

по литературе

для 8  класса

учителя  Виноградовой Надежды Михайловны

(ФИО учителя – составителя рабочей программы)

2016-17 учебный год

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Рабочая программа по литературе

Класс

8

Рабочая программа разработана на основе:

программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011);

Срок реализации

1 год

Количество часов (в год/в неделю)

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения   всего на изучение   курса литературы в 8 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю)

Составитель

Виноградова Надежда Михайловна

Цель и задачи

Цель:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

Задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;
  •  формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить  слово, строку и рассказать об их роли в тексте, воспитания нравственного идеала,  как общечеловеческой ценности,  овладение  литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.

Программу обеспечивают (УМК)

1)Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. Автор-составитель Г.С.Меркин

2)Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

3)Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы в 8 классе. Методическое пособие.

М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012

4)Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы,  авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011);

5)Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

6)Егорова Н.В. Литература. 8 класс. Поурочные разработки – М.: Вако, 2012.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Предметные:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Метапредметные:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Личностные:

  • создание связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание учебного предмета

Введение (1ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества (4ч.)

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы (5ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из литературы ХVIII века (5 ч.)

.

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа»  (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

 Из литературы ХIХ века (51 ч.)

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».

К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

Н.М. Языков. «Пловец».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка».  Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини. 

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов  XIX века

А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.

А.Н.Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество»  (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы ХХ века (30 ч.)

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».  Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.

  Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

А. Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.

Теория литературы: романтическое движение в повести.

Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.

Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»

     А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского:  А.Т.Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.      

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы (8ч.)

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».
Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве.

Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» , Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы ХIХ века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы ХХ века 

М. Горький. «Сказки об Италии»; А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...»; М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года»; С.А. Есенин. «Письмо матери»; Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»; А. Грин. «Бегущая по волнам»;  В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель»; Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида»; В. Шаламов. «Детский сад»; В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»; В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»; Д.С. Лихачев. «3аметки о русском».

Из зарубежной литературы

В. Гюго. «Девяносто третий год».

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

№п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Виды учебной деятельности

Введение (1 час)

1

Художественная литература и история

1

Тезисный план лекции, беседа, демонстрация материалов, работа с учебником

Из устного народного творчества (4 часа)

2

Исторические песни 17 века: «Возвращение Филарета», «Иван Грозный молится о сыне»

1

Работа с теоретической статьей, сообщения учащихся, анализ

поэтики исторических песен.

Составление словаря одной из исторических песен.

Прослушивание музыкальных записей песен.

3

Песни о Степане Разине. 20-е годы 17в. – нач. 18 в.

1

Работа по вопросам учебника, чтение и анализ песен, прослушивание записей песен.

4

Солдатские песни 18-19 веков

1

Работа по вопросам учебника, чтение и анализ песен, прослушивание записей песен.

5

Анализ исторической песни

1

Самостоятельная работа

Из Древнерусской литературы (5 часов)

6

Житийная литература. «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла

1

Работа по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», работа с материалами учебника, формулировка и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений, работа с иллюстрациями.

7

Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского

1

Сообщения учащихся, исследовательская работа с текстом, формулировка и запись выводов.

8

«Слово о погибели Русской земли»

1

Работа с текстом, с вопросами и заданиями учебника.

9

Житие Александра Невского

1

Работа с материалами учебника, формулировка и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений, работа с иллюстрациями.

10

Диагностическая работа по Древнерусской литературе

1

Самостоятельная работа

Литература 18 века (5 часов)

11

Г. Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа»

1

Беседа, чтение и анализ стихотворений, письменный ответ на вопрос.

12

Г. Р. Державин «Памятник». Тема поэта и поэзии

1

Обучение сравнительному анализу произведений

13

Краткие сведения о Н. М. Карамзине. Карамзин и Пушкин

1

Аналитическая беседа, работа с презентацией, тезисный план урока

14

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность

1

Исследовательская работа с текстом, работа с материалами учебника

15

Диагностическая работа по литературе 18 века

1

Самостоятельная работа

Из литературы 19 века (51 час)

16

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм

1

Конспект статьи учебника

17

В. А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Понятие о балладе.

1

Беседа, составление цитатного плана, прослушивание музыкальных произведений, сообщения, рефераты, творческие работы учащихся

18

В. А. Жуковский «Невыразимое»

1

Беседа, составление цитатного плана, прослушивание музыкальных произведений, сообщения, рефераты, творческие работы учащихся

19

В. А. Жуковский «Море»

1

Беседа, составление цитатного плана, прослушивание музыкальных произведений, сообщения, рефераты, творческие работы учащихся

20

К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский,

Н. М. Языков «Родина»

1

Беседа, составление цитатного плана, прослушивание музыкальных произведений, сообщения, рефераты, творческие работы учащихся

21

К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»

1

Чтение и анализ произведения, сообщения учащихся, пересказ

22

Тематическое богатство поэзии А. С. Пушкина. «19 октября» (1825 года)

1

Чтение и анализ стихотворений

23

А. С. Пушкин «И. И. Пущину».  Пушкин и его единомышленники

1

Чтение и анализ стихотворений

24

«Песни о Стеньке Разине». Интерес Пушкина к устному народному творчеству

1

Чтение и анализ стихотворений

26

«Капитанская дочка». История создания, сюжетная композиция. Тема семейной чести в романе.

1

Аналитическая беседа, сжатый пересказ статей учебника, сообщение учащихся

26

Гринев в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин.

1

27

Необычные встречи Гринева. Гринев и Пугачев

1

Заочное путешествие «Дорогами Гринева и Пугачева», работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями

28

Любовь в жизни героя. Гринев и Маша Миронова.

1

Чтение и анализ эпизодов произведения

29

Добрый друг и советчик. Гринев и Савельич

1

Чтение и анализ эпизодов произведения

30

Диагностическая работа по творчеству А.С.Пушкина

1

Самостоятельная работа

31

Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. «Мцыри». Смысл эпиграфа

1

Беседа, работа с иллюстративным материалом, просмотр видеофильма

32

Поэма «Мцыри». Особенности композиции.

1

Выразительное чтение текста поэмы, беседа по прочитанному, определение темы и идеи произведения, сюжет и композиция поэмы

33

Образ Мцыри

1

Словарная работа, работа над образом Мцыри (беседа по тексту поэмы), работа в группах, запись выводов по уроку.

34

Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри»

1

Отбор тем для сочинения, работа с текстом, составление развёрнутого плана сочинения, отбор материала

35

Краткие сведения о Н. В. Гоголе.

А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь

1

Тезисный план лекции, знакомство с материалами учебника, сообщения учащихся

36

Комедия «Ревизор». История пьесы

1

Беседа по прочитанному, ролевое чтение

37

«Сборный город всей темной стороны»

1

Беседа по прочитанному, ролевое чтение

38

Хлестаков и Городничий

1

Беседа по прочитанному, ролевое чтение

39

Хлестаков- «вельможа» и «значительное лицо»

1

Беседа по прочитанному, ролевое чтение

40

Хлестаков - ревизор

1

Беседа по прочитанному, ролевое чтение

41

Художественная идея комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

1

Беседа по содержанию Y действия комедии, работа с таблицей

42

Речь, как средство создания образов героев комедии

1

Исследовательская работа с текстом, запись выводов

43

Новаторство Гоголя. Подготовка к домашнему  сочинению

1

Отбор тем для сочинения, работа с текстом, составление развёрнутого плана сочинения, отбор материала

44

Диагностическая работа по творчеству Н.В.Гоголя

1

Самостоятельная работа

45

Краткие сведения об И. С. Тургеневе

1

Тезисный план лнкции

Сообщения учащихся

Различные виды пересказа

46

И. С. Тургенев «Ася». Господин Н. Н. и Гагин

1

Работа с текстом

47

Композиция повести

1

Работа с текстом

48

Образ Аси

1

Дискуссия

Письменная характеристика персонажа

49

Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к сочинению

1

Исследовательская работа с текстом в группах, отбор тем для сочинения, работа с текстом, составление развёрнутого плана сочинения, отбор материала

50

Анализ письменных работ

1

Работа с таблицей

51

Краткие сведения о Н. А. Некрасове

1

Тезисный план лекции

Сообщения учащихся

Просмотр

фрагментов фильма «Н.А.Некрасов»

52

Н. А. Некрасов «Зеленый шум», «Тройка»,  «Внимая ужасам войны»

1

Чтение и анализ стихотворений

Чтение наизусть

Составление словаря для характеристики лирического персонажа

Музыкальные записи

53

Литературная композиция «Доля ты русская…»

1

54

Письменный анализ стихотворения Н. А. Некрасова

1

Самостоятельная работа

55

Краткие сведения об А. А. Фете. «Целый мир от красоты»

1

Сообщения учащихся

Чтение и анализ стихотворений

Устное рисование

Письменный ответ на вопрос

56

А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»

1

Сообщения учащихся

Чтение и анализ стихотворений

Устное рисование

Письменный ответ на вопрос

57

Краткие сведения об А. Н. Островском

1

Тезисный план лекции

Работа с презентацией

58

Пьеса-сказка «Снегурочка». Элементы фольклора в сказке.

1

Чтение по ролям

Сообщения учащихся

Прослушивание музыки Римского - Корсакова

59

Особенности конфликта пьесы-сказки «Снегурочка»

1

Чтение по ролям

Письменный отзыв на эпизод

Цитатный план

Прослушивание музыки Римского - Корсакова

60

Берендеево царство в пьесе А. Н. Островского

1

Чтение по ролям

Прослушивание музыки Римского – Корсакова

Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма

61

Диагностическая работа по творчеству А.Н.Островского

1

Самостоятельная работа

62

Краткие сведения о Л. Н. Толстом

1

Сообщения учителя и учащихся, составление хронологической таблицы

63

Л. Н. Толстой «Отрочество»

1

Выразительное чтение, беседа по прочитанному

64

Л. Н. Толстой «После бала». История создания

1

Выразительное чтение. Литературные портреты героев. Беседа по вопросам учебника

65

 «После бала»

1

Выразительное чтение. Литературные портреты героев. Беседа по вопросам учебника

66

Диагностическая работа по творчеству Л.Н.Толстого

1

Самостоятельная работа

Из литературы 20 века (30 часов)

67

М. Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности

1

Лекция учителя, составление хронологической таблицы, работа с учебником.

68

М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика

1

Сообщения учащихся

Работа с текстом произведения

Цитатный план

69

Диагностическая работа по творчеству М.Горького

1

Самостоятельная работа

70

Краткие сведения о В. Маяковском

1

Слово учителя о поэте

Чтение и анализ стихотворений

71

Поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского «хорошее отношение к лошадям»

1

Чтение и анализ стихотворений

72

Краткие сведения о Н. А. Тэффи. Темы творчества

1

73

Н. А. Тэффи «Свои и чужие»

1

Работа с текстом произведения

74

М. М. Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство

1

Работа с учебником, сообщения учащихся, тезисы

75

М. Зощенко «Обезьяний язык»

1

Работа с текстом произведения

76

Д. Б. Кедрин «Зодчие»

1

Работа с текстом произведения, иллюстрацией

77

Краткие сведения о Н. А. Заболоцком. Темы лирики 1940 – 1950 годов

1

Работа с учебником, анализ стихотворений

78

Н. А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе»

1

Работа с учебником, анализ стихотворений

79

Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»

1

Работа с учебником, анализ стихотворений

80

Час поэзии «Что есть красота?»

1

Сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть

81

И. В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»

1

Работа с учебником, анализ стихотворений

82

И. В. Исаковский «Три ровесницы». Самостоятельная работа

1

Самостоятельная работа

83

Анализ письменных работ

1

84

Краткие сведения о А. Т. Твардовском

1

Конспект статьи учебника

85

Поэма «За далью – даль». История создания

1

Чтение и анализ поэмы

86

А. Т. Твардовский «За далью – даль». Анализ главы «Огни Сибири»

1

Чтение и анализ поэмы

87

Письменный анализ одной из глав поэмы  А. Т. Твардовского «За далью – даль»

1

Самостоятельная работа

88

Краткие сведения о В. П. Астафьеве.

Повторение «Конь с розовой гривой»

1

Тезисный план лекции, сообщения учащихся

89

Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

1

Анализ текста произведения

Формулировка и запись выводов

90

Образ рассказчика. Письменная работа

1

Самостоятельная работа

91

Анализ письменной работы

1

92

Краткие сведения о В. Г. Распутине. ХХ век на страницах прозы

1

Слово учителя

Беседа

Работа с текстом произведения

Составление словаря понятий

Подготовка тезисов к уроку - диспуту

93

Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

1

Слово учителя

Беседа

Работа с текстом произведения

Составление словаря понятий

Подготовка тезисов к уроку - диспуту

94

Образы героев рассказа «Уроки французского». Письменная работа

2

Диспут

95

Анализ письменных работ

1

Самостоятельная работа

96-97

Административная контрольная работа по литературе за курс 9 класса

2

Самостоятельная работа

Из зарубежной литературы (8 часов)

98

Эпоха возрождения. Краткие сведения об У. Шекспире. Прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта»

1

Чтение и анализ текста

99

Идеалы возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта»

1

Чтение и анализ текста

100

Проблематика трагедии «Ромео и Джульетта»

1

Чтение и анализ текста

101

Сочинение по трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

1

Самостоятельная работа

102

Анализ письменных работ

1

103

Краткие сведения о М. Сервантесе

1

Сообщения учащихся

104

Роман «Дон Кихот». Образ Дон Кихота

1

Чтение и анализ текста

105

Итоговый урок. Задание на лето

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....