Учебное исследование «Литература и цензура: свобода творчества и государственный надзор»
проект по литературе (10 класс) на тему

Борисенкова Елена Владимировна
  1. Проблемная ситуация: Не все люди так яро, как раньше следят или хотя бы читают литературу в наши дни, не говоря уже о новинках, появляющихся на книжных полках библиотек и прилавках магазинов. Но есть такие произведения, которые переписывались перед своим выходом, а некоторые и вовсе не попали в печать, оставшись в памяти главного редактора. Из-за чего же это происходит?
  2. Проблема: Узнать устройство цензуры и ход её работы, её контроля над литературой.
  3. Условия: Исследование последствий цензуры. Изучить годы максимальной и минимальной деятельности цензуры.
  4. Цель: Расширить знания в области цензуры: узнать о её влиянии, через пример литературы. Развеять ложное восприятие цензуры, как аппарата контроля.
  5. Гипотеза: Может ли существовать общество без цензуры, имея ПОЛНУЮ свободу слова.
  6. Актуальность работы: Люди часто задумываются про власть в своей стране. Это правильно, ведь страна состоит из таких же людей, как и они сами. И что было бы с этой страной, если люди были бы безразличны ко всему, что их окружает, и к власти, что ими управляет. Многие в стране любят критиковать, не давая при этом альтернативы. В частности, они критикуют цензуру и ее проявления в разных сферах жизни, будь то театр, СМИ или интернет. Люди не видят ценности этого инструмента власти, который не портит им жизнь, а наоборот помогает им. Цензура, это не просто “тупой” запрет, а предостережение и ограждение народа от публичного шока и массовых паник. Поэтому своей работой я хочу опровергнуть мнение о бесполезности цензуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsenzura.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школы № 1269»

Учебное исследование

«Литература и цензура: свобода творчества и государственный надзор»

Исследование подготовил:

Ученик 10В класса

Гаснаш Евгений Витальевич

Научный руководитель: Борисенкова Елена Владимировна

Москва 2017-2018 учебный год

Оглавление

  1. Вступление
  1. Проблемная ситуация
  2. Проблема
  3. Условия
  4. Цель
  5. Гипотеза
  1. Теоретическая часть
  1. Что такое цензура?
  2. Проявление цензуры в современном мире
  3. Цензура и «Тихий Дон»
  4. На пути к современности. Владимир Сорокин
  1. Исследование
  1. Бороться нельзя уничтожить
  1. Заключение
  1. Вступление
  1. Проблемная ситуация: Не все люди так яро, как раньше следят или хотя бы читают литературу в наши дни, не говоря уже о новинках, появляющихся на книжных полках библиотек и прилавках магазинов. Но есть такие произведения, которые переписывались перед своим выходом, а некоторые и вовсе не попали в печать, оставшись в памяти главного редактора. Из-за чего же это происходит?
  2. Проблема: Узнать устройство цензуры и ход её работы, её контроля над литературой.
  3. Условия: Исследование последствий цензуры. Изучить годы максимальной и минимальной деятельности цензуры.
  4. Цель: Расширить знания в области цензуры: узнать о её влиянии, через пример литературы. Развеять ложное восприятие цензуры, как аппарата контроля.
  5. Гипотеза: Может ли существовать общество без цензуры, имея ПОЛНУЮ свободу слова.
  6. Актуальность работы: Люди часто задумываются про власть в своей стране. Это правильно, ведь страна состоит из таких же людей, как и они сами. И что было бы с этой страной, если люди были бы безразличны ко всему, что их окружает, и к власти, что ими управляет. Многие в стране любят критиковать, не давая при этом альтернативы. В частности, они критикуют цензуру и ее проявления в разных сферах жизни, будь то театр, СМИ или интернет. Люди не видят ценности этого инструмента власти, который не портит им жизнь, а наоборот помогает им. Цензура, это не просто “тупой” запрет, а предостережение и ограждение народа от публичного шока и массовых паник. Поэтому своей работой я хочу опровергнуть мнение о бесполезности цензуры.

  1. Теоретическая часть
  1. Что такое цензура?

Цензу́ра (лат. censura — «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика») — система государственного надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусствакино и фото произведений, передач радио и телевиденьявеб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными.

Предварительная цензура на книги впервые была введена в 1471г. папой Сикстом IV. Позднее при папе Павле IV в 1557г. был выпущен «Индекс запрещенных книг» («Index liborum prohibitorum») для инквизиционных трибуналов. Этот список был отменен только в 1966г. А в 1571 году папа Пий V учредил Congrecatio Indicis, согласно которому ни один католик под страхом отлучения от церкви не мог читать или хранить книги, не входившие в указанный папой список. На кострах религиозной цензуры часто сжигали не только запрещённые книги, но и их авторов.

В конце XIX — начале XX века появились первые спецхраны, где складировалась литература с ограниченных доступом, а также стали создаваться нелегальные или находящиеся за пределами страны библиотеки неподцензурной литературы. Впоследствии эти спецхраны выросли во много раз, например, к концу существования СССР в некоторых спецхранах находилось до полумиллиона экземпляров книг и периодических изданий. В XX веке тоталитарные режимы сделали цензуру частью репрессивного аппарата, массовой манипуляции и пропагандыСоветская цензура находилась под полным контролем коммунистической партии и носила идеологический характер. Нацистское министерство пропаганды держало под своим контролем все средства информации в Германии. Любое инакомыслие, противоречившее нацистским идеям или угрожавшее режиму, уничтожалось во всех опубликованных источниках.

  1. Проявление цензуры в современном мире

В современном мире цензурирование литературы происходит, в первую очередь, самим автором. Отсюда вытекает такое понятие, как Самоцензура (внутренняя цензура) — умышленное устранение автором из своего произведения частей, которые он полагает, по тем или иным причинам, недопустимым публично демонстрировать.  Наученные горьким опытом своих предшественников, современные писатели, начиная с XX века, сами регулируют свой контент, выпускаемый в печать. Писатель должен осознавать, что у него есть своя аудитория, которая прислушивается к его мнению и видит в нем своё. Поэтому самоцензура является неотъемлемой частью современного литературного творчества. Кроме того, сегодня в соответствии с законом РФ №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», каждое литературное произведение должно маркироваться в соответствии с возрастными ограничениями.

Эти ограничения не распространяются на дидактические пособия и учебники, одобренные Минобразования, статистические и юридические сборники, медицинские издания, энциклопедии, научную и техническую литературу.

Изданиями и произведениями, которые попадают под ограничение, являются все работы художественного жанра. Для них маркировка обязательна, причем и для бумажных, и для цифровых изданий.

Эти ограничения и маркировка различаются друг от друга и делятся на 6 классов:

1: 0+

Книги для самых маленьких, если так требуется для художественного замысла, могут содержать сцены насилия, но описанного кратко и ненатуралистично. При этом жертве должно выражаться сочувствие, а насилие осуждаться. В концовке добро должно побеждать зло.

2: 6+

Книги для дошколят и младших школьников могут содержать краткие и ненатуралистические описания сцен насилия, болезней (за исключением тяжелых и смертельных), а также естественных или насильственных смертей и катастроф (без подробностей). Если персонаж ведет себя асоциально, его действия должны осуждаться. «Неспортивное» поведение обязано быть эпизодическим и не наносить видимого ущерба окружающим.

3: 12+

Книги для детей старше 12 лет могут содержать эпизоды насилия (убийств), а также описания болезней, аварий и катастроф, но без подробностей. Насилие должно осуждаться, если не применяется к преступникам. Допустимы упоминания алкоголя, табака, наркотиков, при условии, что их употребление осуждается. Персонажи не должны «открыто» употреблять эти вещества. Описание «любовных» отношений между мужчиной и женщиной должно быть схематичным, без подробностей (фактически, допустимы только описания объятий и поцелуев).


4: 16+

Книга маркируется 16+, если содержит:

  • грубую, но цензурную брань (без мата);
  • сцены, описывающие сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, но без анатомических подробностей;
  • сцены насилия (за исключением сексуального), болезней, катастроф, но без подробностей, насилие должно осуждаться, если только не применено в адрес преступников либо откровенно асоциальных элементов;
  • если персонажи произведения употребляют наркотики/алкоголь, их поведение должно осуждаться либо должен описываться вред от употребления этих веществ.

5: 18+

Произведение подлежит маркировке 18+ при условии, что оно:

  • содержит натуралистически описанные сцены сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, сцены сексуального насилия либо пропагандирует нетрадиционные отношения;
  • содержит нецензурную брань, даже завуалированную «звездочками»;
  • содержит сцены, побуждающие ребенка к самоубийству/нанесению вреда себе или окружающим;
  • содержит натуралистические сцены смертей, болезней, катастроф с описанием их последствий;
  • персонажи употребляют наркотики и алкоголь (включая пиво), при этом эти действия не осуждаются и не описывается вред от употребления наркотиков/алкоголя;
  • персонажи играют в азартные игры, занимаются бродяжничеством или попрошайничеством, при этом их действия явно не осуждаются;
  • персонажи отвергают семейные ценности, ведут себя неуважительно по отношению к родителям или другим родственникам.

6: Запрещены к публикации

К публикации на территории РФ могут быть запрещены художественные литературные произведения, если они содержат:

  • недвусмысленные призывы к свержению государственного строя, утверждения, разжигающие религиозную либо национальную ненависть;
  • пропаганду или одобрение самоубийств;
  • пропаганду либо одобрение убийств или терактов;
  • пропаганду наркотиков (где достать, как сделать и т.п.);
  • сексуальные сцены любого характера с участием детей или подростков;
  • чрезмерно детальные описания последствий травм, болезней и т.п.

Ограничительный знак вы можете найти рядом с выходными данными книги (тираж, год выпуска и т.п.), а также может дублироваться на обложке книги.

Для электронных книг возрастная маркировка установлена либо в информационных данных, либо на первой странице книги.

  1. Цензура и «Тихий Дон»

К сожалению огромное количество произведений подлежали изменению со стороны действующей власти. Зачастую они были направлены на удаление или корректирование моментов, событий, а также персонажей, которые, по мнению высокопоставленных лиц, очерняют бравых членов партийного аппарата двадцатого века в России. Я не зря упомянул именно СССР, ведь роман «Тихий Дон», рассказывающий о жизни донского казачества, был написан именно в СССР, и именно здесь из него, в прямом смысле, вырвали куски произведения, которые бы пошатнули авторитет власти.

Говорить можно о многом:

Слово «хохол» было заменено на «Украинец»

Вне зависимости от контекста, слово хохол, уничижительное, оскорбительное и иногда шутливое прозвище украинцев, было вырезано из романа. Вслед за «хохлом», под ножницы попало и слово «жид». Связанно это было в первую очередь из-за трудностей, которые могли возникнуть в дальнейшем, а именно делающих отсылку на национальности. Эти слова были связующими моментами романа, показывающие отношение казаков к этим людям.

Чистка образов большевиков.

Ни для кого не секрет, что образы большевиков подлежали коррекции. Сделано это было для того, чтобы показать правильный пример для читателя. Вот так должен был выглядеть нормальный член партии. Неуместные слова, реплики и диалоги были либо изменены, либо удалены вовсе.

Удаление сцен сексуального характера.

Из романа были вырезаны, хотя скорее переработаны, сцены сексуального подтекста. Натуралистические детали и подробное описание уничтожаются. Все это было сделано по одной причине: нельзя было развращать читателя. Коммунисты и особенно коммунистки не должны были быть очень сексуальными и развратными.

Рассуждать и приводить все новые и новые примеры можно долго. Сам Шолохов говорил, что приняв все запланированные изменения, пришлось бы выкинуть 1/3 всего романа, а это не мало.

  1. На пути к современности. Владимир Сорокин

Плавно переходя от двадцатого века к двадцать первому, хочется затронуть вопрос писателя Владимира Сорокина. Личность Сорокина довольна неоднозначна. 1980-х сформировался как литератор московского андерграунда среди художников и писателей. Дебютным его произведением    стал роман «Очередь», изданный в 1985 году.

Во внимание берем его сборник рассказов «Пир», вышедший в 2000 году. Конкретно обращаем внимание на произведение «Настя». Чтобы понять, за что же это произведение хотело было попасть под надзор, с легкой руки активистов, надо прочитать эту новеллу. Главные претензии были из-за глумления над русским народом в произведении и оскорбление чувств верующих. Явная, по мнению тех же активистов, пропаганда каннибализма так же послужила поводом для рассмотрения дела о запрете произведения.

Повторюсь, чтобы понять всю целостность картины, стоит самому прочитать это произведение. Как писалось ранее, Сорокин представитель андерграунда, а следовательно его произведения не для всех читателей. Все это ведет к тому, что человек сам выстраивает для себя представление о произведении. Он видит то, что хочет видеть. В этом и цель художника, дать пищу для раздумий.

  1. Исследование
  1. Бороться нельзя уничтожить

Проведя аналитику причин запретов книг в разное время, я смог выделить основные критерии для ограничения произведений. Так как их довольно большое количество, разделим их на 3 класса:

  1. Религия.
  2. Политика.
  3. Прочие: ненормативная лексика, насилие, сексуальный подтекст, пропаганда суицида, аморальный контент и т.д.

Под первую класс попадают произведения, в основном, либо недопоняты, либо в открытую протестуют против церкви, веры, прихожан и бога в целом.

Важно заметить, что в любом произведении можно найти пропаганду, неповиновение власти и оскорбления веры. Напомню, каждый человек видит одно и то же произведение по разному.

К произведениям, попавших под запрет из-за религиозных взглядов, можно отнести:

  1. «Век Разума» авторства Томаса Пейна. 1794-1795 год публикации. Книга считалась атеистической, христиане видили в ней отвержение Библии и своей веры.
  2. «Сатанинские стихи» автора Саламана Рушди. 1988 год публикации. Книга могла стать причиной мусульманских беспорядков в разных уголках мира, поэтому она была запрещена во многих странах мира.

Второй класс произведений относит нас к политике, работе власти, критике в сторону этой самой власти и т.д. Такие произведения запрещались из-за беспокойства за уклад страны. Ярая пропаганда могла бы легко устроить переворот в стране, что крайне пагубно бы сказалось на жизни людей. Другой же причиной были страхи правительства за свою власть, а именно за авторитет. Сразу можем вспомнить чистку “грязных” образов большевиков в произведении «Тихий дон».

К произведениям, попавших под запрет из-за политики и политических взглядов, можно отнести:

  1. «Доктор Живаго», написанная Борисом Пастернаком. Первая публикация 1957 год. Автор описал большевитскую революцию, как огромное преступление. Советский Союз назвал произведение “контрреволюционным и клеветническим”.
  2. «Перед восходом солнца». Михаил Зощенко. Первая публикация 1943 год. Книга считалась антиполитической, события в ней представляли извращенное видение о жизни народа в Советском Союзе.

Третий класс произведений довольно неоднозначный. В отличии от первых двух, где в качестве обвинителей выступали церковь и правительство, третий класс запретов, чаще всего, спровоцирован группами людей, активистами, недовольными. Именно поэтому третий класс самый обширный. В него можно добавлять крайне много поводов для запретов. Что не нравиться одному, по нраву другому человеку. Чтобы не устраивать конфликтов в рядах простых людей, правительство решает их негодование путем запрета произведений неугодных им. Но есть факт, бывают авторы, которые при помощи своих работ, пропагандируют бунтарство, суицид, ненормативную лексику не в виде художественного инструмента, а для разжигания ненависти между людьми.

  1.  «Раз и навсегда» автор Джуди Блум. Первая публикация 1975 год. Книга была запрещена в США из-за возмущения родителей, которым не понравились сексуальные сцены, призывы не слушать родителей и т.д.
  2. «Страдания юного Вертера. Фауст» автор Иоганн Вольфганг Гете. Публикация 1774, 1787 года. Роман создан на реальных событиях и описывает самоубийство жившего человека. Молодые люди, подражая Вертеру, совершали самоубийства, в чем и обвинили писателя, который плохо повлиял на молодые неокрепшие умы и сознания.

  1. Заключение

Таким образом, подводя итоги, хочется сказать, что цензура – это не просто “тупой” запрет для людей, чтобы ограничить их. Напротив, цензура – это инструмент власти, направленный на сохранение здоровья населения, как физического, так и духовного. И наконец, вспоминая вопрос, поставленный в самом начале: “Может ли общество существовать без цензуры?” Ответ остается все тем же – нет.

Используемые источники

  1. Произведение Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон»
  2. Возрастные ограничения и маркировка книг  http://izdat-knigu.ru/kak-oboznachit-vozrastnye-ogranicheniya-dlya-knigi/
  3. Возникновение цензуры https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D1%83%D1%80%D0%B0

  1. Цензура в СССР https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

  1. Запрещенные книги http://lifeinbooks.net/chto-pochitat/100-zapreshhennyih-knig/

  1. Произведение Владимира Сорокина «Настя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Учебный фильм. Адольф Гитлер. Мюнхенский период творчества художника (май 1913-август 1914 года).

      Представляю вниманию зрителей фильм, посвященный анализу творчества Адольфа Гитлера в качестве художника-акварелиста. В последнее время усилился интерес искусствоведов...

«Урок-исследование ( литература 11 класс) Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)

Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока :  пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее м...

Урок-исследование. Литература 10класс. "На пути к счастью. Наташа Ростова."

Урок- исследования становления личности , характера Наташи Ростовой. 10 класс....

Презентация. Учебное исследование «Литература и цензура: свобода творчества и государственный надзор»

Проблемная ситуация: Не все люди так яро, как раньше следят или хотя бы читают литературу в наши дни, не говоря уже о новинках, появляющихся на книжных полках библиотек и прилавках магазинов. Но есть ...

Строгая регламентация и чуть-чуть свободы творчества

Размышления о месте литературы в школе...