Аксиологический подход в преподавании литературы
методическая разработка по литературе на тему

Именно сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу нашей литературы и с помощью великих художников слова дать ценностные ориентиры новому поколению. Иными словами, цель современного занятия по литературе – силой художественного слова очищать, облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aksiologicheskiy_podhod.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аксиологический подход

в преподавании литературы

Подготовил преподаватель

русского языка и литературы

Марина Михайловна Коростик

Бердск, 2018

Актуальность заявленной темы

Воспитывать ум ребенка,
не привив ему нравственных ценностей, – значит воспитывать угрозу для общества

К.Д. Ушинский

«В нашем мире иерархия ценностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено… Иерархия ценностей определяется по принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине»[1]. Эти слова Николай Бердяев сказал в начале прошлого века. К сожалению, они остаются актуальными и по сей день. Социокультурные условия, в которых находится современное общество, сродни катастрофе: разрушены прежние идеалы, размыты нравственные ориентиры, нет четкой границы между добром и злом, красотой и уродством. Человек живет в плену ложных идеалов, сам не понимая того. Невольно вспоминаются слова Федора Тютчева: «Не плоть, а дух растлился в наши дни».

Что делать, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию общества, должны думать все здравомыслящие люди, которым не безразлично будущее страны, и не просто думать, а, имея активную жизненную позицию, «каждый на своем месте поднимать свою Россию с колен».

Эти ориентиры должна иметь и современное учебное заведение, и, в частности, общешкольный предмет «Литература». Ведь у этого предмета особое место. Занятия по литературе помогают учащимся ощутить связь с прошлым, играют важную роль в художественно-эстетическом воспитании и формировании нравственных основ личности.

Именно сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу нашей литературы и с помощью великих художников слова дать ценностные ориентиры новому поколению. Иными словами, цель современного занятия по литературе – силой художественного слова очищать, облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Аксиологический подход в преподавании литературы предполагает не только нахождение в художественном произведении ценностей высшего порядка, но и отношение к самому произведению как к ценности эстетического уровня. Помимо того в преподавании литературы нужно учитывать то, что вся литература досоветского периода «вышла из православной купели» (И. Шмелев), и христианские ценности являются её духовным стержнем. Поэтому понять само произведение без учета христианских ценностей и миропонимания писателя можно лишь приблизительно. Исходя из всего сказанного ранее, в своей работе я ставлю перед собою цель – дать представление о возможностях аксиологического подхода в условиях современного преподавания литературы. Чтобы достичь этой цели, я предлагаю решить ряд задач.

1. Изучив литературу по теме творческого отчета, раскрыть сущность и основное содержание аксиологического подхода в преподавании литературы.

2. Систематизировать материал из опыта работы по данной теме.

3. Показать влияние аксиологического подхода в процессе преподавания на формирование нравственных качеств личности подростка, на личностное восприятие учащимися художественного произведения.

Решение данных задач в достижении поставленной цели актуально, так как это способствует повышению духовного уровня современных школьников и их качественного новому нравственному развитию.

Прежде всего, подростковый возраст – особый возраст. В это время у детей продолжает появляться желание понять себя, свое место в мире, разобраться в своих чувствах, настроениях. В этом возрасте, по мнению психологов, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и своим собственным. В этом возрасте ребенок «становится на путь правдоискательства».

Я считаю, что занятия по литературе должны помочь подросткам если не обрести себя, то, по крайней мере, увидеть путь, по которому можно прийти к истине.

В своих категориях, как наука, аксиология определилась с конца XVIII века, но её истоки исследователи видят в античной философии
в трудах Канта, Сократа. «Что есть благо?» – этот вопрос Сократа стал основным вопросом аксиологии.

В западной науке аксиология давно уже составляет передний план научной мысли, причем в самых разных областях: в философии, эстетике, социологии, экономике, литературоведении и других гуманитарных науках. Аксиология во всех областях знаний дала мощный толчок к развитию, расширила их горизонты.

В нашей стране аксиология (подобно кибернетике и генетике) долгое время была под негласным запретом, поскольку природа, состав и соотношение ценностей предполагались раз и навсегда определенными марксистско-ленинской теорией. Входила же она в обиход научной мысли в основном через психологию (Узнадзе), социологию (В.А. Ядов и его школа), культурологию (С.С. Аверинцев, А.Я. Гуревич, Г.С. Кнабе, А.М. Пятигорский, Г.С. Померанцев и другие). Но все-таки этот ряд имен справедливее будет начать с П.А. Флоренского, Н.О. Лонского, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева. В трудах этих ученых мы видим истоки современной науки. Относительно недавно (в 90-х годах прошлого века) аксиологию начали активно разрабатывать в нашей стране.

Аксиология – философское осмысление природы общечеловеческих ценностей, которые являются отражением закономерного нравственного исторического развития человеческой цивилизации. Накапливаясь веками, ценности служили основанием мотивации регуляции общения людей, человеческого поведения. Для человека ценности – жизненные ориентиры. Они могут быть разного достоинства – ценностями истинными и мнимыми; вечными и преходящими; общечеловеческими и личными, социальными и идеологическими. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка видеть истину, «отделять зерна от плевел».

Выбор ценностей – достаточно сложная задача.

Для нерелигиозного сознания существуют несколько подходов к обозначению ведущих ценностей: природоцентрический и антропоцентрический.

С точки зрения природоцентрического подхода такой ценностью является Природа, способная породить самого человека.

С позиции же антропоцентрического подхода высшая ценность мира – Человек, ценность которого – в его неповторимости, оригинальности, универсальности. Человек ценен потому, что он и только он является создателем, творцом материальных и духовных ценностей.

Педагогическая мысль в нашей стране с конца XX века исходит именно из этой предпосылки. Представляется, что эта тенденция закономерна. Длительное же время в нашем государстве интересы общества ставились выше интересов человека, что не могло не привести к игнорированию в ряде случаев интересов человека. С 90-х годов XX века наступил период «главенства человека». Такой поворот несет в себе много позитивного, но и скрывает в себе, по мнению философов, опасность «индивидуалистического тупика».

В работах В.И. Звягинцева, В.С. Селиванова высказываются созвучные идеи о том, что «высшей потребностью человека, формируемой на основе чувства его сопричастности к роду человеческому, является служение людям, оказание им помощи … нередки случаи, когда эта высшая потребность служения людям не сформирована, но это издержки воспитания».

Деградация же или подмена ценностей как для общества, так и для отдельно взятой личности плачевны – это «бомба замедленного действия», механизм самоуничтожения.

На мой взгляд, говорить об общечеловеческих ценностях, не подводя религиозной основы, малоэффективно.

Почему я должен уважать в другом человеке личность, если я комфортно чувствую себя, относясь к нему презрительно? Почему я не имею право свести счеты с жизнью, если во мне нет больше желания, возможности сопротивляться жизненным неурядицам, болезням? Ведь я никому не делаю плохо! Почему я должен быть добр к людям, относиться бережно к природе, должен быть терпимым к недостаткам окружающих, почему должен вопреки всему любить Родину? Эти вопросы могут остаться вопросами, повисшими в воздухе, если не говорить с детьми о нравственных законах бытия, о заповедях, данных человечеству на заре его истории, о последствиях нарушения этих законов (заповедей).

Человек, понимающий причины и последствия всего происходящего, чувствующий нравственную ответственность за всё, к чему он ни прикасается, способен правильно выбирать жизненные цели, избегая возможных крайностей и перегибов.

В условиях современного образования должно быть приложено максимум усилий, чтобы дать ребенку духовно- нравственные ориентиры – ту первооснову, которая в течение всей его последующей жизни определит направленность его личности, формирование интеллектуальных процессов, осмысление окружающей действительности, будет руководить совершаемыми им поступками. Для раскрытия сущности духовно-нравственного воспитания необходима единая трактовка понятий духовность, нравственность, культура. Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, богословской и других наук.

Понятием «культура» (лат. – возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционная культура делится на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя бытовую и производственную сферы. Духовная представлена философией, искусством, религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, людям, миру. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Российской культуре присущи высокая нравственная направленность российской идеи, преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью, общность (соборность), любовь к природе.

Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мироздания. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое начало.

О нравственности говорили и писали испокон веков.

Без сомнения, время меняет законы, правила, нормы, корректирует ценности. Но основные нравственные постулаты остаются незыблемыми. Имеющиеся в настоящее время в системе общего образования учебные предметы, несомненно, должны способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи. Особое место среди них отводится школьному предмету «Литература».

Система работы учителя литературы должна быть направлена на то, чтобы восстановить истинное представление о низком и высоком,
воспитать Человека в человеке. Это можно сделать более успешно, если подходить к преподаванию литературы с аксиологической точки зрения.

Реализация аксиологического подхода в преподавании литературы позволяет:

– сформировать общечеловеческие (добро, красота, честность, вера) и личностные ценности (творчество, компетентность, профессионализм…), помогающие жить и действовать в современном мире;

– обеспечить условия для развития творческих способностей учащихся;

– сформировать личность, способную найти свою социальную нишу в обществе, сохранить при этом психическое и физическое здоровье ребенка. 

Цель моей работы – дать представление о возможностях аксиологического подхода в условиях современного преподавания литературы, а именно показать, что аксиологический подход помогает сохранить, укрепить, физическое, психическое, духовное здоровье ребенка, помогает сформировать в юных душах общечеловеческие ценности, помогает создать условия к самопознанию, самоопределению, к адекватному восприятию окружающего мира и себя в нем.

В системе уроков, разработанных мною, заложены разнообразные принципы:

– принцип личностного подхода;

– принцип деятельного подхода;

– принцип сотрудничества, гуманного отношения к человеку;

– принцип системного подхода;

– принцип интегративности;

– принцип культурологического подхода.

В данной системе учтены индивидуально-психологические особенности подростков: внимание, мышление, воображение.

Выстраивая каждое занятие, я стараюсь максимально сочетать известное и неизвестное, образное и логическое, использовать все виды восприятия, побуждать учащихся к сравнениям, аналогиям, обучать правилам запоминания; развивать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь. Особая ставка сделана мною на развитие творческих способностей учащихся и на работу с текстом, потому что понять художественное произведение можно лишь «пропустив его через себя» и поняв глубину, емкость каждого слова.

На каждом занятии мы говорим о ценности человеческой жизни, о патриотизме, о трудолюбии, о значимости, неповторимости человеческой личности, о таких нравственных категориях как добро и зло, любовь, сострадание, милосердие, чувство собственного достоинства.

Современный молодой человек ищет ориентиры в быстро меняющемся мире. Ему может показаться, что истин на свете множество, нужно только найти свою.  В этом водовороте можно легко «утонуть», впасть в прелесть, разрушить в себе то, что заложено Создателем, потерять себя. Для подростка, пытающегося показать миру свою незаурядность, может стать привлекательной любая идея, возвеличивающая его значение как личности; говорящая о его избранности. Или же наоборот, ребенок может «спрятаться в улитку», опасаясь «этого странного мира», и, столкнувшись с ним, может травмировать душу.

Моя задача состоит в том, чтобы посредством слова увести подростка от всевозможных крайностей, перегибов, мягко, ненавязчиво показать ребенку, что личность каждого человека неповторима, уникальна, но это не повод для того, чтобы весь мир видеть перед собою на коленях. На занятиях литературы мы со студентами пытаемся понять, чем отличается гордость от чувства собственного достоинства, размышляем о взаимоотношениях родителей и детей, о праве выбора и об ответственности за свои поступки.

Я считаю, что истинное образование есть не только становление ума, но и становление сердца. Задача занятий состоит в том, что, давая знания и помогая ребенку вырасти здоровым, умным, научить его отличать добро от зла, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями. В зависимости от ситуации возможны различные виды творческих работ.

Письменные творческие задания

Письменные творческие задания – разговор с собою, поиск своего собственного «я». Анализируя поступки героев, давая оценку происходящему, ребенок проводит невидимую параллель: я и  герой. Некоторые черты характера героя ребенок принимает (они проникают в его сознание, формируют его), некоторые отвергает (это своего рода прививка против зла, формирование нравственного иммунитета).

2. Создание текста по образу (с использованием опорной лексики) Да, это полет фантазии, но по четко скорректированному курсу. Данная форма работы – и проба пера, и пополнение словарного запаса.

– Попробуйте сами составить небольшое поучение младшему брату, сестре, другу, используя данные слова: привить, грамотка, молвить, почём, не предавайтесь, леность, остерегайтесь, грешный, соблюдайте, душа, гордость, не уклоняйтесь, чтите, доброе слово, старайтесь.

3. Письмо автору или герою (с учетом временных и социальных рамок).

5. «Мозаика»

6. «Переведи!»

7. Закончи фразу

В работе с текстом используем следующие методы и приемы.

1. Беседа

Беседа – диалогический способ общения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. В системе, основанной на аксиологическом подходе вопросы должны быть четкими, краткими, содержательными, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не стоит формулировать вопросов, требующих однозначных ответов типа «да», «нет». Метод беседы имеет преимущество в том, что активизирует внимание учащихся, развивает их память, делает детей открытыми искренними, является хорошим диагностирующим средством.

2. Анализ текста

Аксиологический подход в изучении литературы предполагает нахождение в художественном произведении ценностей высшего порядка, выявление смысловых концептуальных глубин текста и отношение к самому произведению как к ценности эстетического уровня.

Анализ текста методом экспликации побуждает учащихся самих открывать литературные достоинства текста, пробуждает любознательность активность.

Существует общепринятый порядок проведения уроков объяснения текста (ключевого фрагмента в 18–20 строк):

– введение;

– чтение текста учителем;

– изучение композиции текста;

– повторное чтение, сопровождаемое анализом деталей;

– заключение, которое обогащает понимание содержания на более высоком уровне;

– выразительное чтение текста учениками, заучивание его наизусть (дома).

Сравнительно-сопоставительный анализ текста

Вопросно-ответная форма работы

Важный шаг к пониманию текста – выделение в нем непонятного, неоднозначного и формулировка его в виде вопроса. Думая, ребенок спрашивает и отвечает. Вопрос или цепочка вопросов – это и старт движения к пониманию и форма этого движения. Вопросы играли и играют большую роль в и познании, и в обучении. Вопросами о вопросах «болели» выдающиеся мыслители древности: Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель. Их интересовала роль вопроса в познании и передаче знания другим. Иными словами, роль вопроса в обучении. В работе с текстом используем:

  1. Ответы на готовые вопросы.
  2. Самостоятельно сформулированные вопросы к тексту.
  3. Смешанный вид работы: постановка вопроса и ответ на заданные вопросы.
  4. Формулирование вопросов и выдвижение гипотез по ходу чтения.

– Какие у вас возникают догадки о дальнейших событиях рассказа?

– Какие вопросы у вас возникли?

– Сформулируйте свои предположения, сверьте с дальнейшим текстом.

  1. Самостоятельное выявление скрытых в тексте вопросов.

Возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста, появление установки – все это составляет особый вид общения читателя с текстом, который можно назвать диалогом с текстом. Руслом для протекания диалога является продвижение мысли по тексту («солнечный зайчик»). Если у ребенка сформированы основные операции диалога (постановка вопроса к тексту, прогнозирование его дальнейшего содержания, самоконтроль, то у него вырабатывается сознательное отношение к тексту.)

 «Фишбоун»

Голова – вопрос темы; верхние косточки – основные понятия темы; нижние косточки – суть понятий; хвост – ответ на вопрос. В предлагаемом варианте могут быть предложены либо вопрос, либо понятие, либо суть проблемы. Остальное необходимо восстановить.

Анализ текста с использованием семантического поля
слов-концептов

Принцип воспитания через обучение родному языку прекрасно реализуется в методике системной работы с материалами семантических полей. В основе СП заложен мощный нравственный потенциал. Слово рассматривается как единица языка и как нравственная категория. В семантических полях заложены основополагающие нравственные категории: честность, доброта, вежливость, трудолюбие. Каждое поле – ячейка азбуки человеческого бытия. Система работы с семантическими полями выстроена в соответствии с возрастом учащихся, программой, учебником.

Пересказ – анализ текста
с параллельным составлением таблицы

На занятиях можно активно использовать различные виды творческого пересказа:

а) подробный (или близкий к тексту), с максимальным использованием авторской лексики;

б) сжатый;

в) тезисный;

г) пересказ эпизода от лица героя;

д) рассказ о герое, событии от лица разных персонажей);

е) «самоанализ» (т.е. пояснение мотивов поступка героя: почему я поступил именно так; что руководило моими поступками; к чему я стремился, совершая поступок, произнося слово).

Семинар

Чтобы преодолеть застарелую болезнь школьного семинара – малое число участников семинара и их низкую активность, уместно пользоваться методикой семинара, предложенной В. Гузеевым. Можно увеличить количество участников обсуждения, распределив роли следующим образом:

1. Докладчик (излагает в тезисной форме основные положения);

2. Содокладчик (подкрепляет аргументы, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика);

3. Оппонент (предлагает иную точку зрения);

4. Эксперт (проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет их истинность);

5. Провокатор (задает каверзные вопросы, приводит неожиданные примеры, инициирует общую дискуссию);

6. Ассистент (осуществляет материально-техническое (иллюстративно-наглядное) обеспечение других участников).

Лексический диктант

Многие слова в тексте бывают непонятны. Эти слова специально прорабатываются в классе или дома, затем в качестве закрепления учитель дает лексический диктант.

Схема такова: объявляется номер задания; дается значение слова; приводится фрагмент из текста, в котором встречается загаданное слово, а вместо произнесения его делается хлопок. Задача учащихся – узнать
по толкованию и употреблению данное слово и написать его под номером задания. Способ проверки – перекрестный (под руководством учителя сразу после выполнения задания).

Работа с текстом «Инсерт»

– Раздать студентам текст.

– Оставляем широкие поля, на которых на скрепке прикрепляется полоска бумаги.

– Студенты самостоятельно читают текст, делая пометы:

знаю                                        +

думаю иначе                         

новая информация                !

хочу узнать подробнее                ?

– На основе исследования строим анализ.

– Части, которые оговорены, представляем в виде схемы или рисунка (кластер).

– Определяем тему, составляем пятистрочие (синквейн).

При работе с текстом используем следующие приемы:

– Составление ассоциативного ряда слов (для характеристики героя, для выявления личного восприятия текста). Каждое слово комментируем.

Сделать вывод, обобщить ранее сказанное помогает синквейн (пятистрочие)

Схема синквейна:

1. Существительное – тема пятистрочия.

2. 2–3 прилагательных, которые раскрывают характерные признаки предмета или явления, заявленного в пятистрочии.

3. 3–4 причастия, деепричастия, глагола, раскрывающие действие, воздействие, свойственные явлению, предмету.

4. Фраза (предложение), раскрывающая суть предмета или явления. Она усиливает предыдущие 2 строки.

5. Слово – итог, вывод, подведение черты .

Пример

  1. Семья
  2. Дружная, крепкая, многочисленная
  3. Любить, поддерживать, защищать, отвечать (друг за друга)
  4. Один за всех и все за одного
  5. Крепость



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...

Активные формы преподавания литературы

В материале, который представляет собой описание собственного педагогического опыта по данной теме, представлены теоретические положения об игровых технологиях и использовании  их на уроках с цел...

Методика преподавания литературы

Тематические планирования по программе Г.И.Беленького для 5-8 классов, списки литературы на лето....

Интегративный подход к преподаванию литературы в школе

Процесс интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла выдвигает требования гармонизировать профессиональную сторону деятельности учителя и его личностные особенности. Создание подлинно...

Системно-деятельностный подход в преподавании литературы

В статье описывается опыт преподавания уроков литературы по стандартам ФГОС. В статье даны разработки уроков литературы в 5 классе по программе Меркина Г.С.....

Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».

Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...