Программа спецкурса "Литература - лучшая история страны"
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Сорокина татьяна Васильевна

Программа ориентирована на тексты, предусмотренные программами общеобразовательных организаций, и рекомендации по овладению теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по анализу текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_sorokinoy_t.v.literatura_i_istoriya.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

п.Поливаново Барышского района Ульяновской области

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

для 8 класса

«Литература – лучшая история страны»

                       Автор-составитель:

                                         Сорокина Татьяна Васильевна

        учитель русского языка и  

                                                     литературы

п.Поливаново - 2008

Программа спецкурса  «Литература и история» 8 класс

Пояснительная записка

        Сегодня перед школой поставлена вполне конкретная задача: воспитание и формирование активной, творческой, созидательной, социально адаптированной личности.

         Одним из возможных путей решения этой задачи может стать целенаправленная работа по формированию целостной картины восприятия мирового историко-культурного процесса. Этого можно добиться за счет введения в курс 8 класса спецкурса гуманитарного цикла «Литература и история».

      Особенностью программы курса является то, что изучается не каждый предмет в отдельности, а историческая эпоха как историко-культурное целое.

     Программа ориентируется на тексты, предусмотренные программами общеобразовательных учреждений, и рекомендации по овладению теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по анализу текста. В программу включены и уроки по краеведению. Тематика уроков связана главным образом с изучением жизни и творчества писателей-симбирян: И.И.Дмитриева, Н.М.Языкова, Д.В.Давыдова, И.А.Гончарова.

     Курс позволяет, не увеличивая количества часов в учебном плане, значительно расширить и качественно изменить содержание гуманитарного образования. В этом дидактическое достоинство курса. Спецкурс рассчитан на 34 часа.

        Актуальность и новизна данного спецкурса заключается  в системности, логической последовательности объединения двух предметов: истории и литературы, формирующих единство ценностей и представлений учащихся об окружающем мире и самом человеке. Концепция курса основана на воссоздании целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Человек и является центральным звеном в курсе истории и литературы. Каждый предмет выполняет в этой системе определенную функцию, обеспечивая взаимосвязь изучаемых в эволюционной цепи явлений.

       В результате такой работы ученики получают возможность раскрыть собственный потенциал, развить свои творческие способности, реализовать себя как успешную личность.

 

Цель курса:

  • Создание условий для развития заложенных в ученике потенциала и стремлений к самообразованию и саморазвитию.

Задачи:

  • Раскрыть пространственно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса;
  • Помочь ученику установить диалог в историко-культурном пространстве,  научиться выражать свое мироощущение в слове;

Содержание программы

№ п/п

Тема курса

Всего часов по теме

           Из них

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие. Русская литература и история

        1

      1

2

Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Исторические песни

2

       

       1

      1

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

        1

4

Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского».

         2

        1

       1

5

Н.М.Карамзин .Наталья, боярская дочь»

          3

        1

       2

6

И.А.Крылов. «Обоз»

          1

        1          

7

Уроки литературного краеведения

          7

        1

      6      

8

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».Историзм художественной литературы

          3

        1

      2

9

Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель»

          3

        1

      2

10

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»

   

           2

        1

      1

11

Л.Н.Толстой «После бала»

           2

        1

      1

12

А.А.Блок «Россия»

           1

        1

13

С.А.Есенин Поэма «Пугачев»

           1

        1

     

14

Великая Отечественная война в творчестве современных ульяновских поэтов.

           2

        1

      1

15

Занимательное краеведение

           3

      3

        Итого:

          34

      14

     20

Программа курса

Введение.1 ч.

         Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество. В мире русской народной песни. 3ч.

      Исторические песни. Отражение русской истории в исторических песнях: «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Средства художественной выразительности в исторических песнях, используемые для изображения народного заступника.

     Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Древнерусская литература. 2ч.

      «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов » Бранные подвиги А.Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Сравнительный анализ воинской повести и жития.

Русская литература 18 века. 3ч.

       Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь».  Сентиментально-психологическая повесть. Русская жизнь во времена царя Алексея Михайловича. Воспроизведение в повести бытовых черт, свойственных тому времени. Изображение внутреннего мира героев в развитии, в динамике. Художественные приемы, используемые в повести (сравнения, перифразы, эпитеты, обращения, фразеологические сочетания).

Русская литература 19 века. 11ч.

         И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Развитие представлений об аллегории.

       А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка».Жизненный путь, формирование характера главного героя – Гринева. Работа с эпиграфом: «Береги честь смолоду». Маша Миронова – нравственная красота героини. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

        Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания и история постановки комедии. Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены. Хлестаковщина как общественное явление.. Развитие представлений о сатире и юморе.

         «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в произведении.

         М.Е.Салтыков-Щедрин.. «История одного города». (Отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. Развитие представлений о понятиях гипербола, гротеск. Начальное представление о литературной пародии.

        Л.Н.Толстой. «После бала». Идея разделенности двух Россий,        

          Противоречие между сословиями и внутри сословий. Понятие о контрасте как средстве раскрытия конфликта. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения.

Русская литература 20 века. 2ч.

         А.А.Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл..

        С.А.Есенин. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Литературное краеведение. 7ч.

        И.И.Дмитриев. Басни «Муха», «Нищий и собака», «Отец с сыном», «Две лисы», «Дуб и трость». Назидательный характер басен Дмитриева, осмеяние человеческих пороков. Сравнительный анализ басен Дмитриева и Крылова «Дуб и трость»

          Н.М.Языков. « Морское купание», «Море», «Буря». Пейзажная лирика в творчестве поэта.         

          Н.Рябинин «Я шел с цветами, «Гроза», «Было тяжело». Н. Благов «Кипрей», «В детской». В.Дворянсков «Ни одного не уцелело сына»

        Великая Отечественная война в творчестве современных ульяновских поэтов.

        Занимательное краеведение. Кроссворды. Чайнворды. Ребусы. Анаграммы, метаграммы, шарады.        

Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Содержание работы и деятельность учащихся

Вводное занятие. Русская литература и история

Аналитическая беседа

Знакомство с программой курса; выразительное чтение отрывков из произведений на историческую тему.

Устное народное творчество. В мире русской народной песни.

Беседа, чтение наизусть известных песен

Пересказ эпизодов с использованием системы выразительных средств

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»

Прослушивание песен на аудиокассетах

Работа с художественными средствами, используемыми в песнях для изображения народного заступника

Предания как исторический жанр русской народной прозы

Беседа, выразительное чтение преданий

Выявление особенности содержания и формы народных преданий

Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Бранные подвиги А.Невского и его духовный подвиг самопожертвования

Беседа, выразительное чтение

Работа над художественными особенностями воинской повести и жития

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов

Анализ жития

Исследователская работа с текстами в группах

Н.М.Карамзин .Наталья, боярская дочь»

Выразительное чтение и беседа по прочитанному

Работа с трудными словами

Изображение внутреннего мира героев в развитии, в динамике.

Комментированное чтение повести

Анализ текста

Художественные приемы, используемые в повести (сравнения, перифразы, эпитеты, обращения, фразеологические сочетания).

Работа с текстом

Исследовательская работа с текстом

И.А.Крылов. «Обоз»

Чтение, анализ басни, выразительное чтение

Выразительное чтение и анализ басен

Баснописец И.И.Дмитриев и его басни

Выразительное чтение, анализ, инсценирование

Подготовка сообщения об авторе; исследовательская работа с текстом; элементы театрализации

И.И.Дмитриев. Басни

Исследовательская работа

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историзм художественной литературы

Беседа по прочитанному

Комментированное чтение

«История Пугачева»

Беседа, выступления уч-ся

Сравнительный анализ

«История Пугачева», «Капитанская дочка

Пейзажная лирика в творчестве Н.М.Языкова

Чтение и анализ стихотворений

Работа над пейзажной лирикой поэта; новаторская поэтика и особенности изображения природы

Н.В.Гоголь «Ревизор»

Беседа по прочитанному; Чтение по ролям

История создания и история постановки комедии

«…высмеять все дурное в России»

Анализ; выборочное комментированное чтение по ролям

Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены. Хлестаковщина как общественное явление

Н.В.Гоголь «Шинель»

Симбирские страницы в творчестве русских писателей.

Анализ текста

Рассказ учителя

Петербург как символ вечного адского холода.

Работа с текстом

Анализ лир-го произведения

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»

Работа над развитием понятия «эзопов язык». Комментированное чтение

Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки

Гротескные образы градоначальников

Анализ текса, выборочное чтение

Пародия на официальные исторические сочинения. Работа с текстом

Л.Н.Толстой «После бала»

Край-отчизна поэтов

Художественное чтение произведения

Рассказ учителя, выступления учащихся

Идея разделения двух Россий. Противоречие между сословиями

Комментированное чтение

Формировать систему знаний по краеведению

Выразительное чтение ст-ий

Роль антитезы в композиции рассказа «После бала»

Анализ, комментированное чтение

Контраст как средство раскрытия конфликта. Работа над понятием

А.А.Блок «Россия»

Анализ лирического произведения

Историческая тема в ст-ии, его современное звучание и смысл. Работа с текстом

«Пламенный боец, певец вина, любви и славы…» (Д.давыдов)

Выступления уч-ся; чтение произведений о Д.Давыдове

Пробудить интерес к истории нашего края. Выразит-ое чтение

С.А.Есенин Поэма «Пугачев»

Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина,С.А.Есенина

Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Сравнительный анализ

Вов в творчестве современных ульяновских поэтов

Поисково-исследовательская работа;

Составление текста публичного выступления

Воспитание уважения к подвигу советских людей в Вов; любовь к родному краю

Вов в произведениях русских писателей и поэтов

Чтение и анализ произведений

Анализ ст-ий

Вов в произведениях русских писателей и поэтов

Урок-концерт

Выразительное чтение

Занимательное краеведение. Анаграммы, ме таграммы, шарады

конкурсы

Разгадывание анаграмм, работа с шарадами

Занимательное краеведение. Викторина

викторина

Занимательное краеведение. Загадки

Конкурс на лучшего разгадывателя загадок

Отгадывание загадок

Произведения для учащихся

  1. Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
  2. «Житие Александра Невского».
  3. Н.М.Языков. Стихи.
  4. Н.В.Гоголь «Ревизор».
  5. Н.В.Гоголь «Шинель»
  6. М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»
  7. Л.Н.Толстой «После бала»
  8. Н.М.Карамзин .Наталья, боярская дочь»
  9. И.И.Дмитриев. Басни
  10. А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
  11. А.А.Блок «Россия»
  12. С.А.Есенин Поэма «Пугачев»
  13. Вов в творчестве современных ульяновских поэтов

Литература для учителя.

  1. Изучение литературы (19-20 век) по современным программам. Самара, 2000
  2. Обучение литературе в условиях профилизации образовнаия. Ул-к, 2007
  3.  Тихонова А.Ю., Волкова П.И. Занимательное краеведение 1,2 часть. Ул-к, ИПК, 2001
  4. Филологическое краеведение в школе. Сборник учебно-методических материалов. ИПК, Ул-к, 2001
  5. Элективные курсы для гуманитарного профиля. Ул-к, 2007
  6. Уроки литературного краеведения.Сборник учебно-методических материалов. Ульяновск, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Программа краеведческого кружка "История населенного пункта в истории страны"

Краеведение поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, селе, городе. Благодаря краеведению хранится память историческая, воспитывается духовная оседлость. ...

Проектирование внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования. Программа курса «История страны в истории края»

Данная программа  предполагает знакомство учащихся с историей деревень,  с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения  на протяжении не...

Химический марафон "Лучшие знатоки страны "Химляндии"

Внеклассное мероприятие "Химический марафон "Лучшие знатоки страны Химляндии" рассчитано для учащихся 9 классов. Цель мероприятия: повышение познавательного интереса к науке химии, создание ситуации у...

Программа внеурочной проектной деятельности учащихся « История страны в истории моей семьи»

Программа рассчитана на 17 часов.Класс: 5 классЦель программы - создание условий получения значимых личностных результатов учащимися в освоении основной образовательной программы основного общего обра...

программа элективного курса"История района-история страны"

Программа по краеведению для 10-11 классов...

Лучший знаток страны изучаемого языка.

Страноведческие знания являются частью социокультурной компетенции, без владения которой невозможно полноценно сформировать языковую и коммуникативную компетенции. Знание культуры Соединённого Королев...