методическая разработка к уроку литературы
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Мезенцева Виктория Валерьевна

В методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и формами: интерактивная урок-лекция с применением проблемных ситуаций и мультимедиа оборудованием. На уроке интерактивная лекция применяются активные методы обучения: разбор проблемных ситуаций, обосновывающих проблематику лекции; обсуждение; проблемные ситуации с демонстрацией графиков, таблиц. Данные методы дают возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе в 5 классе.


         Учитель: Мезенцева Виктория Валерьевна, ГБОУ школа-интернат № 28.

Предмет: литература.

Учебник: литература для 5 класса: ФГОС: В 2 ч.  Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. , и др. Под редакцией: Сухих И.Н.

Урок № 74.

Тема урока: Идея и художественное своеобразие сказки Льюиса Кэрролла     «Алиса в стране чудес».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Технологии: проблемно-диалоговое обучение, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, концентрированные, информационно-коммуникационные.

Цель: обучение анализу эпизодов и поиску приемов комического в тексте.

Деятельностная цель: формирование навыков создания портретной характеристики литературного героя как средства раскрытия его личности; формирование способности обучающихся осмысливать новые знания и вследствие формулировать научные знания.

Образовательная цель: расширение литературоведческой понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

          а) коммуникативные УУД:

- формировать навыки сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками, учитывать позицию собеседника, уметь обосновывать и доказывать собственное мнение; уметь строить понятные для партнера высказывания

б) регулятивные УУД:

- планировать этапы изучения темы для наиболее продуктивного подхода к анализу информации, уметь строить речевое высказывание – доказательство,

в) познавательные УУД:

-самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации; формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Личностные: самоопределение к пониманию идеи художественного произведения, формировать навыки анализа текста, формулируя вопросы к самому тексту, познавательный интерес, систему моральных норм и ценностей на основе литературных произведений, пробуждать добрые чувства друг к другу.

Предметные:

- знать содержание произведения «Алиса в стране чудес», определение понятий: прототип, парадокс, абсурд, гротест, пародия;

- научиться анализировать текст художественного произведения, давать портретную характеристику главных героев, исследуя детали описания.

Задачи для учителя:

- сформировать интерес к самой личности Льюиса Кэрролла;

- познакомить с историей создания “Алисы в стране чудес”;

- выявить парадоксальное в сказке (попытка объяснить необъяснимое, расставить акценты, обсудить и понять зачем Льюис Кэрролл использовал именно эти приемы комического, какого эффекта он хотел достичь и достиг ли);

- выявить причины актуальности сказки.

Задачи для обучающихся:

- познакомиться с биографией Льюиса Кэрролла;

- рассмотреть историю создания сказки “Алиса в стране чудес”;

- знать термины: прототип, парадокс, абсурд, гротеск, пародия;

- уметь приводить примеры эпизодов из текста.

Форма работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, лист оценивания.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1. Вступительное слово учителя.

Книга “Алиса в стране чудес” завоевала любовь многих сердец – и взрослых, и детских. В настоящее время интерес к сказке не исчезает, а, наоборот, все возрастает. Известны сорок экранизаций этого произведения разных стран мира. “Алиса в стране чудес” не перестает волновать критиков, переводчиков, иллюстраторов. Современные фотографы часто прибегают к приему стилизации, облекая своих героинь в образ маленькой девочки, попавшей в страну чудес. Писатели и режиссеры охотно используют реминисценции, творчески переосмысливая образы героев и эпизоды сказки.

Просмотр тизера - эмоциональное погружение в мир Алисы, восстановление в памяти некоторых эпизодов сказки.

Так почему же “Алиса в стране чудес” завоевала такую любовь среди читателей?

Попытаемся разобраться в данном вопросе на данном уроке.

За шесть лет до того, как сказка облеклась в слова, Кэрролл записал мысль, которая проясняет, но не раскрывает полностью вдохновенную тайну мира книг об Алисе:

“Когда мы спим и, как часто бывает, смутно сознаем это и пытаемся проснуться, не говорим ли мы во сне таких вещей и не совершаем ли таких поступков, которые наяву заслуживают названия безумных? Нельзя ли в таком случае иногда определять безумие как неспособность отличать бодрствование от жизни во сне? Мы часто видим сон и ничуть не подозреваем, что он – нереальность. “Сон – это особый мир”, и часто он так же правдоподобен, как сама жизнь”.

Мысль о том, что сон есть жизнь и наоборот, не нова для XIX века. В произведениях литературы этого периода мир необъяснимого тесно переплетается с миром, в котором нелепости и абсурд не приветствуются. Сам факт того, что реальность закрывает за собой двери к чудесам, и является нелепым.

Далее интересна сама история создания книги. Известно, что сказка появилась во время прогулки на лодке и вырастала как бы сама собой. Льюис Кэрролл предварительно ничего не обдумывал: ни сюжет, ни образы героев. Мы привыкли к тому, что каждый предмет у нас имеет свое назначение, свое название, мы привыкли пользоваться этим бесценным даром, но, когда появляется нечто необъяснимое, мы требуем научных обоснований, мы требуем поиска новых путей решения задачи. Льюис Кэрролл по-своему взглянул на эту проблему в своей сказке «Алиса в стране чудес». Он дал возможность абсурду проникнуть в произведения и показал парадоксальность наших суждений о жизни. Абсурд есть та отправная точка, которая поможет взглянуть на наш мир глазами Льюиса Кэрролла, глазами человека, вскрывающего парадоксальность реалий нашей жизни.

Слайд 2. Знакомство с темой урока, постановка цели и задач.

II. Изучение нового материала

Слайды 3-5. Биография Льюиса Кэрролла

Льюис Кэрролл родился в семье священника близ графства Чешир в Англии. У Льюиса было много братьев и сестер, и в детстве он придумывал им игры, рисовал картинки, сочинял рассказы и стихи.

Во время учебы в школе, а затем и в колледже Оксфордского университета Льюис Кэрролл проявлял способности к математике, языку и литературе. Любимыми занятиями становятся фотография и посещение театра. Он снял около трех тысяч фотографий, на которых запечатлены дети. Льюис любил фотографировать детей и всегда это были девочки.

Будущий писатель не сразу пришел к творческой деятельности. Он долго преподавал математику в Оксфордском университете, и рождению знаменитой “Алисы в стране чудес” во многом способствовало знакомство с семьей декана университета.

Под именем Льюис Кэрролл английский математик Чарльз Лютвидж Доджсон стал известен во всем мире как создатель “Приключений Алисы в Стране Чудес”, одной из самых популярных книг для детей.

Слайды 6- 10. История создания сказки “Алиса в стране чудес”.

Слайд 7-8-9.

“Алиса в стране чудес” появилась во время лодочной прогулки по реке Темза. Кэрролл придумывал на ходу историю, активными слушательницами которой были дочери Лиддела- декана факультета. Главной героиней Кэрролл сделал Элис, Лорину он превратил в попугая Лорри, а Эдит стала орленком Эдом.

Элис попросила записать эту историю на бумаге, и Льюис Кэрролл занимался этим на протяжении нескольких последующих месяцев. Все страницы он переплел и сделал небольшую книжку, снабдив ее собственными рисунками. Затем, по совету своих друзей, он переписал книгу для более широкого круга читателей, добавив ещё несколько историй, прежде рассказанных детям Лидделла.

1865 – в свет выходят “Приключения Алисы в Стране чудес” под псевдонимом Льюис Кэрролл.

Слайд 10.

Исследование: что есть нонсенс и абсурд в литературе. Языковые средства создания комического в литературном произведении

Учитель: Выберите высказывание и объясните его смысл, обращаясь к тексту произведения. 

Учитель: Какие незнакомые термины вы здесь встретили?

Слайд 11. Работа с терминами

Учитель: Попробуйте установить соответствие между определением и термином. Свой ответ обоснуйте.

Слайд 12.

III. Закрепление.

Учитель: Путешествие в страну чудес начинается!

Слайд 13. Парадокс 1.

Учитель: Прочитаем отрывки из сказки и понаблюдаем, что необычного вы заметили в высказываниях Алисы?

Учитель: За счет чего создается комический эффект повествования?

Ученики: За счет игры слов.

Учитель: Назовите примеры игры слов.

Учитель: Может ли человек остаться, когда от него ничего не остается? В чем парадокс этой фразы?

Ученики: Человек не может посмотреть, что с ним будет происходить после исчезновения. Ведь его уже нет.

Ученики: В высказывании Алисы нет однозначного ответа. Этот ответ мы формулируем сами. Парадоксальность в том, что каждый из нас решает самостоятельно, верить ли в жизнь после смерти или нет.

Слайд 14. Парадокс 2.

Учитель: Почему Алиса вдруг подумала о посылке своим ногам?

Ученики: Потому что она оказалась в неудобном положении и обратила внимание на вещи, которых ранее не замечала.

Учитель: В чем абсурдность этого высказывания?

Ученики: Сам факт того, что человек отправляет посылку своим ногам абсурден. Такого не может быть в природе.

Учитель: Какие слова часто повторяет Алиса на протяжении всей истории?

Ученики: Чепуха! Бессмыслица! Ерунда!

Учитель: Почему, как вы думаете, Алиса так часто произносит именно эти слова?

Ученики: Потому что она не верит до конца в происходящее.

Учитель: Что Алиса так упорно хочет нам сказать?

Ученики: Что многое в этом мире нельзя объяснить или найти смысл в чем-либо. Он так просто не появится, а, быть может, его и вообще нет.

Учитель: На какую всем известную песню похожи эти строки?

Ученики: “В лесу родилась елочка…”

Учитель: Во времена Льюиса Кэрролла существовал особый жанр литературы, назывался он нонсенс. Писатель составлял стихи, короткие высказывания, полные бессмыслицы, чепухи. Вспомните нелепый “перевертыш” “Ехала деревня мимо мужика”.

Слайд 15. Парадокс 3.

Учитель: Какое из этих высказываний вам кажется самым нелепым? Почему?

Слайд 16. Парадокс 4.

Учитель: Помогите Алисе выразить свою мысль точнее. Представьте себя редакторами и превратите речь Алисы в более связную и грамотную.

Учитель: Что поменялось в облике Алисы в результате нашей редакторской работы?

Ученики: Алиса стала обычной девочкой, лишенной своих особенностей и причуд.

Учитель: Что исчезнет из сказки, если мы будем продолжать ее редактировать?

Ученики: Исчезнет почерк самого писателя. Появится наше видение образа Алисы и других героев. Возможно, повествование станет менее насыщенным, менее смешным.

Учитель: Какой прием теряется, когда мы пытаемся сделать произведение “правильным”?

Ученики: Исчезает парадоксальность, абсурд. А между тем, это основные элементы стиля автора.

IV. Контроль.

Слайды 17-19

Ответы учеников. Каждый из них может быть индивидуальным.

Слайд 20. Вывод

Учитель: Обратите внимание на высказывания Алисы и Герцогини и подумайте, с чьей точкой зрения вы можете согласиться и почему?

Домашнее задание.

Составить свой сборник парадоксов, выписав абсурдные высказывания героев с указанием эпизода и главы сказки. Количество абсурдных высказываний на усмотрение ученика (не менее 5 ).

V. Итоги. Рефлексия

- Что узнали?

- Чему научились?

- Что показалось сложным? Легким?

Ученики проводят самооценку в индивидуальных листах.

Выставление оценок.

Лист самооценки ученика (ФИО) ______________________________

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно___________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно____________________________________________________________

3. Теперь я умею______________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова

В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....

Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.

План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....

Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.

План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....

Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе: «Подведем итоги изученного раздела «Я и мое детство».

Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы "Школа 2100". Посредством литературы форм...

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...