методическая разработка к уроку литературы
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Мезенцева Виктория Валерьевна

Проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, определение необходимых ресурсов, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов и оценку реализуемости исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе.


         Учитель: Мезенцева Виктория Валерьевна, ГБОУ школа-интернат № 28.

Предмет: литература.

Учебник: литература для 6 класса: ФГОС: В 2 ч.  Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. , и др. Под редакцией: Сухих И.Н.

Урок № 74.

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения «Я и море» по мотивам повести-феерии А.Грина «Алые паруса».

          Продолжительность: 45 мин.

          Тип учебного занятия: урок развития речи.

Технологии: проблемно-диалоговое обучение, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, концентрированные, информационно-коммуникационные.

Цель: обучение написанию сочинения по мотивам художественных произведений, научиться описывать изображённый «поэтический» предмет, используя средства выразительности.   

1. Образовательная: формировать навыки написания сочинения по картине; подготовить  учащихся к написанию сочинения, продолжить развитие навыков письменной речи учащихся; познакомить с творчеством К.Ф. Юона.

2. Развивающая: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, обобщать полученные знания, аргументировать свои  высказывания, пополнять словарный запас учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать у учащихся умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею, прививать любовь к искусству.

Планируемы результаты:

1. Предметные:

- формировать умения написания сочинения по художественным произведениям литературы и живописи, используя лексико-изобразительные средства;

- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать текст – описание.

3. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в  парах, индивидуально;

- нравственно-этическое оценивание описываемой картины на основе личностно-значимого опыта.

- создать эмоциональный фон для развития творческих возможностей учащихся.

- создать банк изобразительно-выразительных средств и обогатить словарный запас учащихся.

 - активизировать сознание учащихся, возбудить интерес к творческой самостоятельной деятельности.

          Форма работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:  учебник, презентация, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: репродукции художников маринистов, проектор, экран, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление.

Ход урока

1. Индукция

Вопрос учителя:

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “море”?

Составление кластера на доске:

– Как много образов, звуков, чувств рождает море!

2. Разрыв 1

– На доске открывается запись:

Сколько ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется каждый час. То оно тихое, светло-голубое, то оно ярко-синее, пламенное, сверкающее, то под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным. Но вот налетает буря, и оно грозно преображается. (В.Катаев)

3. Деконструкция

Вопрос учителя: Какова главная мысль данного текста? ( море всегда разное)

– На доске открываются репродукции с изображением морских пейзажей( море в шторм, море тихое, море ночью, море вдали, море у берега и т.д.-всего 12-15 картин)

Слово учителя: Море действительно всегда разное, но у каждого художника, писателя, да просто у любого человека есть свое представление о нем. Так в повести Александра Грина мы встретились с образом моря, а сегодня нам предстоит создать вслед за автором свою картину моря, описать каким оно предстаёт перед вами.

Предлагаю учащимся поработать по группам с текстами русских писателей.(5 групп

– Задание к тексту:

  1. Прочитать текст. Определить, какое состояние море в нем описано?
  2. Выписать 5-6 ключевых слов
  3. Выбрать среди иллюстраций картину, которая соответствует описанию.
  4. Выбрать метафоры, эпитеты, сравнения, которые помогают создать образ моря.

Текст№1

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Далеко-далеко одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.

Вблизи берега над волнами носятся то туда , то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились навстречу ему.

Но главное очарование море заключается в какой-то тайне, которую оно хранит в своих пространствах. Сквозь толщу воды были видны разноцветные камешки гравия.

Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца.(-В.Катаев – в карточке автор не указывается)

Текст №2

Море огромное, лениво вздыхающее у берега– уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег…

Море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота– это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам.

Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу

(М.Горький)

Текст№3

Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.

В голубом пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другой на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца , тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение , полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море– тем, что отражало его ликующий свет.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря; зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали с него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его; узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. Вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали.

Парусное судно скользило по воде, как большая неуклюжая птица с серыми крыльями. Оно было далеко от берега и шло еще дальше туда, где море и небо сливалось в синюю бесконечность.

Море, принимая солнце в свои объятия, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных его прощальными лучами в дивные, богатые оттенками цвета.

Божественный источник света, творящего жизнь, прощался с морем красноречивой гармонией своих красок, чтобы разбудить сонную землю радостным блеском лучей. (М.Горький)

Текст №4

Их обоих окон мне было видно море. Огромные холмы с белым гребнем, с воем толкая друг друга, встают, падают, опять встают, только брызги, как дым, поднимаются, да стон носится в воздухе. Фрегат взберется на голову волны, дрогнет там на гребне, потом упадет на бок и начинает скользить с горы, опустившись на дно между двух бугров, выпрямится только затем, чтоб тяжело перевалиться на другой бок и лезть вновь на холм.

…обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами гривастых фантастических существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению.

Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и , казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность,-так силен был его ровный пробег,-давали ту притупленность, оглушенность, которая равна действием глубокому сну.

Текст № 5

…Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же , песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! От этого, может быть, так тяжело смотреть ему на море.

Нет, бог с ним, с морем! Самая тишина его и неподвижность не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек все видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды. Гончаров И.А.)

4. Реконструкция

Работа по группам с текстом.

– Каждый участник группы выписывает 5-6 ключевых слов из текста, определяет, какое состояние моря описано в данном тексте, выбирает подходящую по теме иллюстрацию

5. Социализация

– Затем в группе сравнивают и обсуждают выписанные слова. Записывают коллективно отобранные ключевые слова, обсуждают состояние моря, которое описано в тексте, выбирают подходящую иллюстрацию.

Далее коллективно заполняется рабочий лист.

6. Афиширование

Каждая группа представляет свой текст.

– Выразительное чтение текста.

– Ответ на вопрос, какое состояние моря описано в нем.

– Указывают иллюстрацию, соответствующую данному образу моря.

– Назвать ключевые слова по плану (что вижу, что слышу, что чувствую)

– называют наиболее яркие эпитеты, сравнения, метафоры.

7. Разрыв-2

Учитель: Вы назвали много ярких, интересных метафор, а мне особенно нравится одна, не названная вами – “Море смеялось”. С этой метафоры начинается один из текстов, принадлежащих А.М.Горькому.

– Как вы думаете, какой это текст? (находят текст №3). Обоснуйте свой ответ.

8. Рефлексия

Мы увидели сегодня справедливость утверждения, с которого начали свой урок: “Море всегда разное, новое, невиданное”. Думается, что у каждого из вас сложился свой образ моря, свое представление о нем. Попытайтесь

в виде синквейна выразить свои впечатления о море.

На втором уроке предлагается написать творческую работу “Я сижу на берегу моря…”

Приложение

Привожу некоторые образцы синквейна, созданного ребятами:

Море!

Огромное, прекрасное, бурное!

Ревет, стонет, пугает.

Страшно ощущать свою беспомощность.

Стихия! (КатяД.)

Море!

Разное, таинственное, изменчивое.

Манит, страшит, очаровывает.

Хочется разгадать его тайну.

Безграничность. (Максим Ш.)

Море!

Нежное, ленивое, ярко-синее!

Дремлет, ласкается, играет.

Можно раствориться в его объятиях.

Счастье!  (Оля К.)

и фрагменты сочинений учащихся:

«Во время заката все море приятно розовое. Блески розового солнца на воде, розовые облака…» (Саша Б.)

«…я опустил лицо в воду, открыл глаза и увидел синюю бездну…»

(Саша Р.)

«На лазурном небе ярко светит солнце, которое ласково гладит меня своими лучами, а вдалеке стая чаек медленно и плавно парит над водяным покрывалом земли, выискивая корм.» (Артур Ж.)

«Море кажется бесконечно спокойным на вид, но стоит увидеть, как море штормит, в душе появляется страх и ощущение его необыкновенной силы. Море– это сила и красота природы!» (Максим К.)

« Иногда можно радоваться тому, что ты сидишь на теплом песке, смотришь на это прелестное спокойное море, слышишь звонкий крик белых чаек в голубом небе, чувствуешь свежесть ветерка, тепло солнца, мягкость песка. На душе – легкость, какая-то радость. Но самое главное-это свобода, простор, бесконечность.» (Саша З.)

«Вдруг налетел порыв ветра и полетели мелкие брызги, море стало морщиться, как будто человек, пьющий лимонный сок.» (Миша Л.)

«Над морем кружат белокрылые чайки и по-девчачьи повизгивают» (Максим Ш.)

« Со скалы видно всю бесконечно-синюю пустыню. …Страшно сидеть на скале и смотреть на шумную бесконечность… На горизонте небо сливается с морем, облака похожи на пену волн» (Оля К.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова

В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....

Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.

План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....

Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.

План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....

Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе: «Подведем итоги изученного раздела «Я и мое детство».

Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы "Школа 2100". Посредством литературы форм...

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...