Урок по литературе "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Тихонова Анна Анатольевна

Урок позволяет объединить сведения по истории, литературе и истории Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лермонтов "Бородино"19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. М.Ю. Лермонтов посвятил своё стихотворение 25-ой годовщине Бородинского сражения.

С кем мы воевали?

Почему война называлась Отечественной?

Какая ещё война в истории нашей страны называлась Отечественной?

Запишем в тетради с экрана тему сегодняшнего урока.

С Францией.

Воевали не только военные, но и гражданское население.

С фашистской Германией.

  1. Работа по сравнению текстов на одну тему.

Мы читали с вами басни И.А. Крылова. Угадайте по иллюстрациям, о какой басне пойдёт речь?

Кто прятался в этой басне под маской волка?

Кто противостоит ему в басне?

Где в нашем городе установлен памятник М.И. Кутузову?

Почему именно там?

«Волк на псарне».

Наполеон.

Кутузов.

У Казанского собора.

В Казанском соборе хранятся знамёна французской армии, ключи от взятых городов. Там покоится прах Кутузова.

  1. Работа по МХК.

Кто из вас бывал в Эрмитаже?

Заходили вы в галерею героев Войны 1812 года?

Обязательно посмотрите на эти светлые, благородные, мужественные лица: Кутузов М.И., Багратион П.И., Давыдов Д.И.

Вы узнаете больше имён героев этой войны на уроках истории России.

Запись в тетрадях имён героев.

  1. Работа с текстом?

Кто из них упоминается в стихотворении «Бородино»?

Так кто же действующие лица, если не полководцы?

Откройте учебники, прочитаем начало стихотворения.

Почему первая и вторая строфы разделены тире?

Кто задаёт вопрос?

Что заставило его задать этот вопрос?

От чьего лица ведётся основное повествование?

Что достигается этим?

В какое время ведётся диалог?

Никто.

Простые русские солдаты и командиры.

Это диалог.

Молодой солдат.

Желание больше узнать, обида за оставление Москвы.

Ветеран.

Достоверность.

Через 25 лет после сражения.

  1. Работа с иллюстрациями.

Кто на картине Виктора Шевченко ветеран Войны 1812 года?

Как вы это определили?

Посмотрите, каким увидел Шевченко этого же солдата за 25 лет до этого – во время битвы.

Как он выглядит? Во что одет? Какое у него выражение лица?

По вариантам подберите цитаты (строчки) из текста к иллюстрациям Шевченко.

Ветеран в центре.

Он седой, с орденами, его все слушают.

Он молодой, новая чистая форма…

«Забил заряд я…»

«Тут застучали барабаны…»

  1. Характеристика героя.

Давайте дадим характеристику старому солдату – ветерану Войны 1812 года.

Он главный или второстепенный герой? Заполняем пункт 1-ый.

Опишите внешность героя, используя иллюстрацию Шевченко. Заполняем пункт 2-ой.

Какие просторечные слова и выражения встретились в речи старого солдата? С какой целью автор их вводит?

Почему так часто в речи героя звучат слова «мы», «наш», «все»? Заполняем пункт 3-ий.

Он главный герой.

«Мусью», «Басурманы».

Герой – простой солдат, для достоверности.

Не он один, а все вместе одержали победу.

  1. Чтение текста с нахождением средств художественной выразительности.

Давайте прочитаем те строки, которые посвящены самой битве со слов «Ну ж был денёк…»

Какие сравнения помогают ярче и образнее представить это сражение?

Как ведёт себя наш герой во время битвы? Каков его характер?

Запишем пункт 4-ый нашей характеристики.

Земля, как груди.

Французы, как тучи.

Знамёна, как тени.

Храбрый, рассудительный, сожалеет о павших.

  1. Выявление авторской позиции.

С древности на Руси слагали былины о храбрых богатырях – защитниках Родины. Каких богатырей вы знаете?

А кого называет богатырями Лермонтов?

Найдите и прочитайте эти строки.

Сравните начало и конец стихотворения.

Зачем повторяется автор?

Заполняем пункт 5-ый.

Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

Простых солдат.

Чтобы убедить нас в своей мысли: те, кто победил, были настоящими героями, а нынешнее поколение может им только завидовать.

  1. Анализ актёрского чтения.

Многие художники в своём творчестве обращались к истории Бородинского сражения: Верещагин, Сорокин, Атланов, Аверьянов.

Мы прослушаем с вами стихотворение в исполнении Михаила Казакова в сопровождении картин, посвящённых битве.

Вопросы после прослушивания:

Что изменилось в вашем восприятии стихотворения «Бородино» после прослушивания?

В чём помогли живописные произведения?

Какой собственное отношение к битве высказал актёр?

Какие чувства солдата выразил в заключительных строках стихотворения Михаил Казаков?

Заполним пункт 6-ой.

Глубже поняли весь ужас войны.

Точнее представили, как всё происходило.

Гордость, печаль о погибших.

  1. Заключительное слово учителя.

Ещё один знаменитый писатель, творчество которого – достояние нашей культуры, посвятил одно из лучших своих произведений Войне 1812 года. Мы будем изучать роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в старших классах. Прочтите высказывания Толстого о том, как повлияло на него прочтение стихотворения «Бородино».

Почему Толстой сравнивает стихотворение с зерном?

Как видите, Война 1812 года была огромным событием в истории нашей страны и нашла отражение в произведениях поэтов, художников, писателей. Героям этой войны посвящали стихотворения и целые романы, им установлены памятники.

Надеюсь, эта страница истории России вам запомнится, а чтобы она ещё лучше вам запомнилась, домашним заданием будет выучить любые 5 строф подряд наизусть.

Из стихотворения, как из зерна, вырос его роман.

  1. Оценки за урок: …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...