Практические и самостоятельные работы для 1 и 2 курса.
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс) на тему

Букарова Юлия Александровна

На странице содержится материал для самостоятельных и практических работ по русскому языку и литературе.


http://asdddas22848.wixsite.com/aleks

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=121281

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=121308
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья70 КБ
Microsoft Office document icon конспект урока71 КБ
Microsoft Office document icon статья46.5 КБ
Office presentation icon презентация854 КБ

Предварительный просмотр:

Букарова Юлия

Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева», «Зима тревоги нашей», «О мышах и людях», «Консервный Ряд»)

В основе анализа любого художественного текста – определение темы произведения, проблем, которые затронуты в тексте автором и рассмотрение субъективной организации художественного произведения. Определить главные темы произведения, составить общее представление о главных героях, выявить мотивы и лейтмотивы в художественном произведении можно, в том числе, с помощью использования частотных характеристик. Сопоставив анализ текста и составленный частотный словарь и конкорданс, можно на лексическом уровне не только выявить главные темы произведений, основные мотивы и лейтмотивы, но и определить о чём автор умалчивает, говорит поверхностно или, наоборот, на какой теме делает особые акценты.

Для исследования мы возьмём те произведения Стейнбека, которые наиболее часто и подробно исследовались критиками и литературоведами в России. Исходя из материалов, которые прилагаются к статье списком литературы, такими произведениями можно считать переводы романов «Гроздья гнева» и «Зима тревоги нашей» и переводы повестей «О мышах и людях» и «Консервный Ряд».

Получив и проанализировав, при помощи программы «Antсonc»,  составленные частотные словари и конкордансы этих произведений, можно сделать следующие выводы:

 «Гроздья гнева» (перевод Н. Волжиной)

  1. Всего, в переводе романа «Гроздья гнева», частотный словарь даёт 28872 словоформы. Для достижения поставленной в работе задачи достаточно рассмотреть до 1000 словоформ, данных таблицей частотного словаря.
  2.  Сразу же, то есть исходя из данных самого начала таблицы, можно определить главного героя романа  – Тома;
  3.  Выделить основную тему произведения,  – тему матери, можно исходя из данных всей таблицы. Даётся множество словоформ слова «мать» - мать (строчная и прописная буквы), ма, матери, матерей и т.д.;
  4. Тема семьи так же представлена во множестве словоформ;
  5. Тема женщины;
  6. Тем религии, о которой критика умалчивала в советский период, оказывается очень значимой, так как, по данным таблицы частотного словаря, слово проповедник, имя самого проповедника – Кэйси, употребляется довольно часто;
  7. Определить мотивы произведения. Так, основными мотивами романа являются: мотив дороги, скитания, мотив дома, мотив земли обетованной (которой для героев является Калифорния);
  8. Так же, по частоте словоупотреблений, можно говорить о лейтмотивах произведения, которые раскрывают дополнительные смыслы романа. Это лейтмотив пыли,  лейтмотив солнца, лейтмотив земли.
  9. Для более глубокого рассмотрения какой-либо из тем можно использовать конкорданс. Например, слово «дорога». Из рассмотренного конкорданса видна связь основного мотива произведения с лейтмотивами пыли, солнца; мотивом скитания героев; связь мотива дороги с темой матери, с темой семьи; связь с образами главных героев.

Так, при помощи частотного словаря и составления конкорданса выявлены основные темы, мотивы и лейтмотивы в переводе романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева».

«О мышах и людях» (перевод В. Хинкиса)

  1. В переводе повести «О мышах и людях» 5929 словоформ.
  2.  Прежде всего, важно, что это произведение о двух людях, о двух  друзьях – Джордже и Лени, мечтающих о тихой и уединённой жизни, но которым не дано осуществить свою мечту, из-за трудного периода в жизни страны. Не случайно эти два имени появляются в самом начале таблицы частотного словаря.
  3.  Так же, как основную тему произведения, можно выделить тему дома. Хотя у героев нет дома, и слово дом появляется в словаре только семь раз, в отличие от концептуально важного для произведения слова ранчо, которое появляется в словаре 53 раза и представляет собой: то дом мечты героев, то несуществующий дом, то чужой дом. Это отчётливо показывает конкорданс данного слова.
  4.  Концептуально  важны глаголы этого произведения – «кормить», «жить», «гладил», «хотел». Эти слова, как никакие другие, помогают раскрыть образы  Джорджа и Лени. То есть, читатель понимает, что мечта героев повести проста, обыкновенна, даже наивна. Частотный словарь так же показывает данные того, насколько эти глаголы важны для данного произведения.
  5.  О мечте героев говорят и союзы – «ежели», «хоть». Которые, так же, стоят в начале таблицы частотного словаря. Кроме того, конкордансы данных слов ещё раз доказывают простоту, обыкновенность мечты главных героев.
  6.  Интересны для анализа повести и конкордансы слов кролики, мыши, щенок. Они показывают детскую любовь Лени к животным. Рассказывают о взрослом сильном человеке, который никогда не сможет стать взрослым, и без семьи (которой и является для него Джордж)  обрести своё место в жизни.

Таким образом, при помощи частотного словаря и конкорданса выявлены основные темы, мотивы и лейтмотивы в переводе данной повести Джона Стейнбека.

«Зима тревоги нашей» (перевод Н. Волжиной и Е. Калашниковой)

  1. Всего, в переводе романа «Зима тревоги нашей» частотный словарь даёт  20944 словоформы.
  2. Исходя из данных самого начала таблицы частотного словаря, можно определить основных героев романа, вокруг которых разворачиваются события: Итен (Я), Мэри, Марджи, Марулло, Бейкер, Денни.
  3. По данным конкорданса можно составить определённое представление о героях. Так, например, портрет Марджи будет самым разнообразным. Она и настоящий друг в глазах жены Итена, и надоедающая, маячащая, странным образом, появляющаяся перед глазами Итена красивая, но не молодая женщина. Она же связана с неким параллельным миром гаданий, предсказаний.
  4. По данным частотного словаря сразу можно определить одну из главных тем произведения – это деньги (116 употреблений только данной словоформы).
  5. Интересны фразы, которые даёт конкорданс слова деньги: деньги надо пустить в оборот (множество подобных фраз); деньги не имеют души; деньги должны работать на вас; деньги и дружба совсем разное; деньги  и приветливость – это совсем разное; деньги, всё деньги и деньги; а ещё и ещё деньги; большие деньги; любишь деньги; им нужны деньги, только деньги, много денег… Это только несколько фраз из конкорданса данного слова, но уже можно понять, что деньги в данном романе Стейнбека – это зло, которое захватывает, съедает, подчиняет себе личность, становится идолом для человека.
  6. Множество словоупотреблений частотного словаря показывает и другие темы романа: тема семьи, тема дружбы, тема дома, тема талисмана.
  7. В 89 словоупотреблениях представлена фамилия главного героя – Хоули. Конкорданс данного слова показывает древнюю историю рода Хоули. Это не просто фамилия главного героя, это фамилия древнего рода от адмирала до продавца бакалейной лавки. Конкорданс показывает утраченное влияние и величие старинного, некогда очень богатого рода, с этим древним родом Итена связывает теперь только одинаковая фамилия и старый дом.
  8. Частотный словарь помогает определить мотивы произведения: море (и всё,  что с ним связано: волны, мудузы, рыба и т. п.), тьма, свет (огонёк), шутка, время.
  9. Интересно рассмотреть значение для произведения Стейнбека слов, связанных с семантикой слов начинающихся на букву «З». Частотный словарь даёт такие словоформы: зло, зловещий, злобный, злоба, злоключение, змеи, змеившийся, злость, злоупотреблять, злачный. Конкорданс данных слов показывает связь данных слов с образами отрицательных героев (Марджи Янг-Хант с её гремучей змеёй), с темой денег (зловеще-серый мешочек с деньгами), с плохими поступками Итена (Злоба всколыхнулась в Итене).  

Таким образом, при помощи частотного словаря и конкорданса мы рассмотрели основные темы, мотивы и некоторые образы главных героев в переводе романа «Зима тревоги нашей».

«Консервный Ряд» (перевод Е. Суриц)

  1. Всего, в переводе повести «Консервный Ряд» частотный словарь даёт  13536 словоформ.
  2. Имена главных героев произведения видны на первой же странице частотного словаря – Док – герой-биолог и Мак – лидер группы бездомных бродяг.
  3. По данным частотного словаря, на лексическом уровне, можно определить, что в основе анализа данного произведения образы героев повести, так как именно имена разных героев произведения (раньше всех других слов) появляются как значимые лексемы частотного словаря.
  4. По данным конкорданса можно проследить небольшую историю каждого из ребят (членов группы) Мака. Так, например, история Элен, говорит о герое, который нашёл своё место в жизни, прибившись к группе бездомных бродяг Мака. Конкорданс помогает составить общее представление об этом герое: молодой человек, обладающий огромной физической силой; восьмой ребёнок у матери, кроме того ребёнок не нужный, лишний; мальчик получил женское имя, потому что мать не разобралась с полом ребёнка; невосприимчивый к учёбе мальчик, проводящий время то в специализированной школе, то в колонии. Фразы конкорданса показывают, что Элен больше всего любит говорить, то есть тянется к общению и, что самое важное, только героев группы Мака он не утомляет пустыми разговорами, следовательно, только для данной группы бродяг он не лишний, только здесь он принят,  только здесь он может найти для себя занятие (например, помогать Маку собирать представителей морской фауны для Дока) и только здесь Элен может быть счастливым.
  5. Концептуально важным словом в повести является слово счастье, хотя и употребляется в переводе «Консервного Ряда» только 5 раз. Конкорданс данного слова показывает, что бродяги Мак и ребята, счастливые люди, их группа вызывает зависть у людей, социально более успешных, чем они (Уильям). Кроме того, из данных конкорданса видно, что слово счастье тесно связано с мечтой, с надеждой. «Вот было бы счастье!» – говорят герои повести, когда им предлагают в подарок щенка; или когда речь идёт об облегчении и так не тяжкого труда, или когда есть повод организовать вечеринку.
  6. Концептуально важно и значение животного мира. Множество употреблений слов лягушки, змеи, биологический. Одна из ключевых фраз повести: «Люди и лягушки не первое тысячелетие живут бок о бок, и люди, должно быть, неоднократно охотились на лягушек». По данным конкорданса можно сопоставить жизнь в естественных условиях животного мира и жизнь человека. Мак с ребятами так же часть этого естественного мира природы, именно поэтому им не приходится задумываться о доме, о материальном. Они живут одним днём, мечтой о предстоящем событии, которое они же никогда не осуществят, именно потому, что живут одним днём.

Так, при помощи частотного словаря и конкорданса мы рассмотрели некоторые образы героев повести, и основные темы в переводе повести «Консервный Ряд».

Список литературы:

  1. Анисимов И. Послесловие. // Стейнбек Дж. Гроздья гнева.  М., 1940.
  2. Бабушкина И. Тема единения этносов Запада и Востока в романе-мифе Стейнбека «На восток от Эдема» // Американский характер: Импульс реформаторства. Очерки культуры США.  М., 1995.
  3. Батурин. С.  Джон Стейнбек. Критико-биографический очерк.// Стейнбек Дж. Избранные произведения: В 2 т. М., 1981. Т. 1.
  4. Безрук Ю. .Влияние библейских мотивов на творчество Дж. Стейнбека // Художественная литература и религиозные формы сознания. Астрахань, 2006.
  5. Васильчикова Т. Личность в современном социуме: (Повесть Д. Стейнбека «Жемчужина»)// Бытие творческой личности: Материалы IX Всерос. научно-прак. конф. «Человек в культуре России». Ульяновск, 2001. - Ч. 2.
  6. Волкова Е. «Добрая» жестокость Идиота: Достоевский и Стейнбек в духовной традиции // Роман Достоевского «Идиот»: раздумья, проблемы.  Иваново, 1999.
  7. Горбунов А. Зарубежный роман 20 века: Рек. библиогр. указ. М., 1982.
  8. Гиленсон Б. Американская литература 30-х гг. ХХ века.  М., 1974.
  9. Гиленсон Б. Стейнбек // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Ч.2. М., 1997.
  10. Горобченко И. Своеобразие художественного пространства в романе Джона Стейнбека «Гроздья гнева». // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27.
  11. Гурулева Е. Особенности изображения Калифорнии в романе Джона Стейнбека «Гроздья гнева»: социальный аспект. // Молодая наука Забайкалья. Чита, 2006.- Ч. 1.
  12.  Днепров. В. Черты романа 20 века. М. – Л-д,, 1963.
  13.  Ерушкин, А.  «Гроздья гнева» Д. Стейнбека как роман-эпопея // Русское литературоведение в новом тысячелетии.  М., 2003. - Т. 2.
  14.  Жантиева Д. Послесловие.// Стейнбек. Жемчужина. «Иностранная литература». М., 1958.
  15.  Изаков Б. Предисловие.// Стейнбек. Гроздья гнева. М., 1957.
  16.  Киреева И. Америка и американцы в книгах путешествий Джона Стейнбека и Эрскина Колдуэлла : ("Путешествие с Чарли в поисках Америки", "Вдоль и поперек Америки") // США: становление и развитие национальной традиции и национального характера. М., 1999.
  17.  Колтакова Т. Творчество Джона Стейнбека в контексте американской литературы 1930-х гг // Молодая наука – 2007. Пятигорск, 2007. - Ч. 3.
  18.  Кривина Т. «Каинова печать» Л. Андреева в контексте зарубежных литературных явлений // Эстетика диссонансов.  Орел, 1996.
  19.   Кремнева И. Библейский миф и его преломление в концептуальной системе автора: (На примере творчества Дж. Стейнбека) // Проблемы сохранения вербальной и невербальной традиции этносов. Кемерово, 2003.
  20.  Кремнева И. Функционирование библейского мифа как прецедентного текста. (на материале произведений Джона Стейнбека). Автореферат диссертации. Барнаул, 1999.
  21.  Левидова И. Предисловие. // Стейнбек. Путешествие с Чарли в поисках Америки. М., 1963.
  22.  Леонова, Н. Калифорния как художественное пространство в творчестве Джона Стейнбека // Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени. - М., 2004. - Ч. 5.
  23.  Леонова Н. Кристаллизация темы Калифорнии в творчестве Д. Стейнбека// Художественный текст и культура.  Владимир, 2006.
  24.  Леонова Н. Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека: Автореферат диссертации кандидата наук; Филологические науки: 10.01.03 / Моск. гос. обл. ун-т. М., 2004.
  25.  Мендельсон М.  Современная американская литература. М., 1947.
  26.  Морозкина Е, Шакирова Н. Традиция изображения психологии группы в американской литературе: Э. По, Н.Готорн, Д.Стейнбек // Вестник Башкирского ун-та.  Уфа, 2005. - N 1.
  27.   Мулярчик. А.  Джон Стейнбек – социальный романист.// Стейнбек Дж. Избранные произведения в 2 – х томах. М. 1981.
  28.  Мулярчик А. Реализм и романтика прозы Джона Стейнбека./ Стейнбек Дж. Избранные произведения. Правда. М., 1988.
  29.  Мулярчик А. Социальные романы Джона Стейнбека. // Стейнбек. Гроздья гнева. Зима тревоги нашей. М., 1988.
  30.  Новиков Д. О некоторых направлениях в современном американском Стейнбековедении//Идейно-художественное многообразие зарубежных литератур нового и новейшего времени.  М., 1998. - Ч. 2.
  31.  Обнорская М.  Особенности стилистической функции языковых средств в создании образа // Формирование социолингвистической компетенции: проблемы и  перспективы. Барнаул, 1998. - Ч. 2.  
  32.  Орлова Р. Под шутовской маской («Зима тревоги нашей» в творчестве Джона Стейнбека). // Стейнбек Дж. Зима тревоги нашей. М., 1962.
  33.   Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
  34.  Приказчикова Е. Перевод  метафорических единиц на материале произведений Дж. Стейнбека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2009.
  35.  Полис Т. Вокруг «грозовых 30-х».  «Гроздья гнева» Дж. Стейнбека, США Дж. Дос Пассоса и антикоммунизм журнала «Америка». М., 1972.
  36.  Разумовская Т. Русская тема в англоязычной публицистике (Г. Уэллс - Д. Стейнбек) // Синтез культурных традиций в художественном произведении.  Н.  Новгород, 1999.
  37.  Чурилова О. Женские образы в романе Джона Стейнбека «Подвиги короля Артура и его благородных рыцарей» // Филологические этюды.  Саратов, 2001. - Вып. 4.
  38.  Шакирова Н. Художественное функционирование "теории группы" в творчестве Д. Стейнбека 1930-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уфа, 2006.
  39.  Юхт В. Предисловие. //Стейнбек. Жемчужина. М., 1964.

Художественная литература:

  1. Стейнбек Дж. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1981.
  2. Стейнбек Дж. Консервный ряд.  М., 2009.
  3. Стейнбек Дж. О мышах и людях. Жемчужина.  М., 2010.



Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Методическая разработка занятия

«Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…»

дисциплина «Литература»

Разработчик:

Букарова Ю. А., преподаватель

Санкт-Петербург

2018

Тема урока: «Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…».

Литература периода Великой Отечественной войны связана с именем многих великих русских писателей и включает в себя множество прозаических и лирических произведений, очерков журналистов и т.д.

Данный урок необходимо разбить на несколько этапов, чтобы дать учащимся последовательное, хотя и достаточно краткое представление о биографии некоторых писателей, журналистов, фотокорреспондентов, артистов той эпохи, без имен которых невозможно говорить о литературе данного периода. Кроме того, учащиеся должны понимать, что литература Великой Отечественной войны – это не только повести, рассказы и стихотворения о военном времени. Среди произведений о войне есть и поэмы, и драматургические произведения, и очерки, и сатира… Некоторые песни, которые звучали в тот период, без которых невозможно представить себе художественных фильмов о войне, тоже необходимо прослушать на данном уроке. Помимо того, учащиеся должны понимать, что есть произведения, в которых говорится только о предвоенной жизни героев, например, о взрослении человека, о мечтах, об идеалах советских людей, и о том, как меняются эти идеалы с началом войны. Такой объем информации невозможно вместить в рамки 45-ого урока, поэтому целесообразно проводить данный урок в паре     (2 урока по 45 мин. с перерывом на перемену).

Проверка домашнего задания предполагается по ходу всего парного урока. Учащиеся должны получить домашнее задание примерно за неделю от предполагаемого урока. Среди заданий – чтение стихотворений наизусть, подборка интересного иллюстративного материала на тему Великой Отечественной войны, подготовка коротких докладов, касающихся биографии писателей заданной эпохи. План для подготовки домашнего задания учитель дает тем ученикам, которые отвечают за составление докладов о личностях писателей, артистов или героев литературных произведений.

Урок необходимо проводить в обязательном сопровождении презентации, которая не только создаст необычную атмосферу урока, но и поможет учителю объяснить ученикам некоторые моменты символики советского времени.

По ходу урока предполагается краткое составление конспекта учениками. Поскольку урок рассчитан, прежде всего, на развитие духовных качеств учащихся, на развитие патриотизма подростков, то в тетрадях достаточно сделать записи основных имен и произведений периода Великой Отечественной войны, с тем, чтобы учащиеся имели у себя информацию о литературе, которую желательно прочитать просто для себя. Кроме того, урок не предполагает последующих практических и контрольных работ, поэтому кратких основных записей для конспекта будет достаточно.

Цель урока: формирование знаний у учащихся о русских писателях и поэтах и значении их поэзии в период Великой Отечественной войны и в наше время.

Задачи:

1) Образовательные:

- познакомить учащихся с русскими писателями и поэтами периода ВОВ;

- показать в ходе урока жанровое разнообразие литературы данного периода;

- показать значение литературы и искусства для людей той эпохи.

2) Развивающие:

- совершенствовать навык самостоятельной работы с текстом;

- совершенствовать умение учащихся анализировать поэтическое и прозаическое произведение.

3) Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма и гордости к своему народу и к своей Родине;

- способствовать эстетическому воспитанию учащихся, посредством изучения и анализа произведений о ВОВ.

Тип: урок-семинар.

Оборудование: портреты писателей и поэтов периода ВОВ, медиапроектор, аудиозаписи, презентация.

Методы работы: слово учителя, исследовательский метод, беседа, наглядный метод.

Ход урока:

  1. Орг. Момент (1 мин.).

Приветствие учащихся.

  1. Сообщение темы урока (1 мин.).

Сегодня на уроке мы поговорим о писателях, искусстве и литературе, связанных с одним из самых страшных исторических периодов нашей Родины – с периодом 1941 – 1945 гг. Давайте запишем тему урока в тетрадь: «Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…». (Учитель записывает тему урока на доске и включает медиапроектор для сопровождения урока презентацией). Наше сегодняшнее занятие пройдет в форме семинара. Много нового и интересного о литературе данного периода Вы узнаете от учителя и от своих сокурсников. Вспомним, что занятие-семинар предполагает обсуждение докладов, вопросы и выступления большинства участников занятия.

  1. Актуализация материала  (3 мин.).

Большинство писателей периода ВОВ почувствовали себя мобилизованными с первых дней войны. Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись.

Примерные вопросы для вводной беседы:

- Имена каких писателей периода ВОВ вам известны?

- Какие произведения этих писателей вы читали?

- Давайте вспомним, есть ли художественные фильмы, созданные по мотивам произведений, которые вы сейчас назвали?

- Есть ли что-то общее у этих произведений? Что именно?

Два сегодняшних урока мы разделим на несколько этапов, и подробно поговори о каждом из них.

  1. Поэзия (30 мин.).

Поэтический символ ВОВ появляется через несколько дней после начала войны. Им стала песня на стихи Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Давайте прочитаем это произведение и поговорим о нём (читает один ученик, остальные про себя).

Примерные вопросы для анализа:

- Как вы думаете, какова была основная цель данного произведения?

- Показывает ли автор читателю реальные картины войны?

- Кто является лирическим героем стихотворения?

- В стихотворении множество тропов, какого эффекта добился автор, используя их? Приведите примеры.

Конечно это не единственное стихотворение о войне, поскольку в тот период появилось целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым. Одной из поэтесс, писавших о войне, была А. Ахматова.

Далее предполагается короткое выступление 2-х учащихся с последующим анализом стихотворения.

План доклада (приветствуется иллюстративный материал):

а) годы жизни А. Ахматовой;

б) коротко о довоенной жизни поэтессы;

в) в каком городе застала её ВОВ?

г) деятельность А. Ахматовой в годы войны;

д) чтение стихотворения «Мужество» наизусть и самостоятельно продуманные вопросы для анализа.

- Ещё один замечательный поэт, чьи стихи посвящались ВОВ и солдатам, павшим за Родину – С. С. Орлов.

Далее предполагается короткое выступление 2-х учащихся с последующим анализом стихотворения.

План доклада (приветствуется иллюстративный материал):

а) годы жизни С. Орлова;

б) краткая биография поэта;

в) советский поэт и сценарист;

г) чтение стихотворения «Руками, огрубевшими от стали…» наизусть и самостоятельно продуманные вопросы для анализа.

- Говоря о военной поэзии, жителям Санкт-Петербурга нельзя не вспомнить о блокаде Ленинграда. Давайте вспомним об этом страшном периоде для нашего города и поговорим об Ольге Берггольц.

Выступление 2-х учеников.

План доклада (приветствуется иллюстративный материал):

а) кратко о личности О. Ф. Берггольц, годы жизни;

б) награды и крылатая фраза;

в) темы стихотворений

г) чтение стихотворения «Я говорю с тобой под свист снарядов…» наизусть и самостоятельно продуманные вопросы для анализа.

- Говоря о поэтических произведениях, нельзя не сказать о том, какое огромное значение для простого солдата имела песня. В период войны появилось не только множество стихотворений, увековечивающих в нашей памяти подвиги героев ВОВ, но и множество песен. Эти песни согревали душе солдата, заставляли вспомнить их о доме, о любимой женщине, о семье, о прошлой мирной жизни, к которой многие из них уже никогда не вернутся. Давайте прослушаем сейчас две совершенно разные песни военных лет и попробуем проанализировать – что в них общего и в чём их разница.

Далее слушаем две песни с последующим обсуждением. 1. «Землянка» на стихи Алексея Суркова. 2. «Смуглянка» на стихи Якова Шведова.

Примерные вопросы для анализа:

- Есть ли четкий сюжет у этих произведений?

- Назовите лирических героев этих композиций?

- Какое настроение вызывает у Вас каждая из песен?

- Итак, вы прослушали две песни, в чём их разница? (Необходимо получить как можно больше ответов учащихся).

- Что всё-таки объединяет эти тексты песен?

- Итак, мы поговорили с вами о стихотворениях и о музыкальных произведениях ВОВ. Но вам надо знать, что в те времена было огромное разнообразие жанров художественной литературы. Пока что на уроке мы столкнулись только с одним задорным, весёлым текстом – текстом песни «Смуглянка», другое яркое, весёлое произведение, которое мы будем изучать более подробно на последующих уроках литературы – поэма «Василий Тёркин».

- Помимо стихотворений и поэм в период ВОВ были в стихах написаны оды, баллады, басни, даже эпиграммы. К сожалению, за два урока мы не сможем рассмотреть и поговорить о каждом поэтическом жанре даже кратко. Давайте рассмотрим только последний – один из самых необычных для военных лет – эпиграмма.

Далее выступает учащийся с докладом.

Задание для доклада:

а) что такое эпиграмма?

б) подготовить небольшую презентацию – текст эпиграммы и иллюстрация к тексту.

в) самостоятельно подготовить вопросы для других учеников.

  1. Проза (25 мин.).

Прозу периода ВОВ принято разделять на два этапа. 1. Проза военных лет: рассказы, очерки, повести, написанные непосредственно во время военных действий. 2. Послевоенная проза, в которой происходило осмысление многих больных вопросов: за что русскому народу выпали на долю такие тяжкие испытания? почему в первые дни и месяцы войны русские оказались в столь беспомощном и унизительном положении? кто виноват во всех страданиях?

- Сегодня в рамках нашего небольшого занятия мы поговорим о нескольких писателях той эпохи.

Далее выступают ученики с докладами.

План доклада:

а) Константин Симонов. Годы жизни и личность писателя.

б) Константин Симонов и Валентина Серова. История любви.

в) Перечислить основные произведения; кратко сказать, о чём они.

ПЕРЕРЫВ НА ПЕРЕМЕНУ

План доклада:

а) Михаил Шолохов. Годы жизни и деятельность в период ВОВ.

б) Подготовить небольшую презентацию и рассказ к ней на основе художественного фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

План доклада:

а) Б.Л.Васильев. Годы жизни и личность писателя.

б) «Завтра была война». Кратко рассказать, о чём повесть.

в) Интересные факты (запрет на публикацию, постановки, экранизация и другие постановки).

  1. Публицистика (12 мин.).

Давайте вспомним, что такое публицистика и подумаем, какое значение она приобретала в годы войны. Итак, публицистика – это род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. высший род журналистики. Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С творчеством публициста несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда…

В годы Великой Отечественной войны стало выходить множество печатных изданий газет, в том числе иллюстрированное издание – «Фотогазета», с периодичностью шесть раз в месяц. «Фотогазета» выходила до Дня Победы. Неизменно мощной силой в арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания.

Далее выступает ученик с докладом.

План доклада:

а) Алексей Толстой. Годы жизни и личность писателя.

б) Деятельность в период ВОВ.

в) Основные темы.

Далее выступает ученик с докладом.

План доклада:

а) Работа журналистов и фоторепортеров. Имена и смысл работы.

б) Печатное издание "Фотогазета". Рассказать интересные факты и представить иллюстративный материал.

  1. Драматургия (14 мин.).

- Во время войны было сочинено немало пьес схематичных, далеких от действительности; некоторым вещам, в которых хотя и были живые приметы современности, недоставало серьезного осмысления перевернутой войной жизни. Они ставились театрами, которые не мыслили свое творческое существование в стороне от того, чем жил тогда весь народ, но настоящего удовлетворения зрителям не приносили. Самыми яркими достижениями драматургии того времени стали четыре пьесы: первые три – «Русские люди» Константина Симонова, «Фронт» Александра Корнейчука, «Нашествие» Леонида Леонова –  были поставлены во множестве театров, удостоены высоких премий; у четвертой – «Дракон» Евгения Шварца – сценическая судьба не была счастливой. Написанная в 1943 г., восторженно встреченная в литературных и театральных кругах (четыре московских театра добивались права на ее постановку), пьеса после премьеры в Театре комедии в 1944 г. была без объяснения причин запрещена Комитетом по делам искусства и снова поставлена только через восемнадцать лет, в 1962 г., через четыре года после смерти автора.

        Далее выступают 2 ученика с докладами.

а) Леонид Леонов. Годы жизни и личность писателя.

б) Пьеса «Нашествие». О чем произведение

в) Экранизации и постановки в послевоенные годы.

8. Подведение итогов урока и выставление оценок (3 мин.).

- Давайте вспомним, о каких великих писателях и поэтам мы сегодня говорили?

- Какие жанры литературы существовали в период ВОВ?

- На какие два периода принято разделять прозу ВОВ?

- Каково было значение публицистики в ту эпоху?

- Как позднее назовут поколение молодых поэтов, писавших о войне?

- Как принимала публика драматургию в период ВОВ?

- Что нового или необычного вы для себя узнали?

9. Домашнее задание (1 мин.).

- На следующем уроке мы продолжим разговор о литературе военных лет. Мы начнём подробно изучать роман Юрия Бондарева «Горячий снег», который вы продолжаете читать дома.

Библиография:

  1. Адамович А. Каратели. – М., 1983.
  2. Великая Отечественная война, 1941 – 1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. ред. О. А. Ржешевского. – М., 1990.
  3. Ради жизни твоей: Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне / Сост. В. Близненкова; Рис. В. Шевченко. – М., 1986.

Сетевые ресурсы:

  1. Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа. URL: http://fb.ru/article/247795/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-literature-luchshie-proizvedeniya-o-podvige-sovetskogo-naroda. Дата обращения: 30.08.18.
  2. Литература в Великую отечественную войну. URL: http://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/blog/263-literatura-v-vojnu.html. Дата обращения: 30.08.18.
  3. Проза о Великой Отечественной войне. URL: http://vov155.blogspot.com/p/blog-page_9524.html. Дата обращения: 01.09.18.



Предварительный просмотр:

Современные проблемы науки и образования

Презентация как подготовка домашнего задания школьника 

        «…меморайзинг – это в основном запоминание, заучивание, зубрежка, как мы раньше называли. Это очень важная фаза, без которой обойтись невозможно[1]».       

        Запоминание, заучивание, зубрежка – это, пожалуй, самый не любимый и самый сложный способ подготовки домашнего задания для школьника. Хотя и необходимый.       

      Часто можно услышать от ученика-пятиклассника: «…лучше сделать 10 упражнений, чем выучить одно правило…», или: «…опять выучить». И это 5 класс, а что будет в 6-м, 9-м, 11-м? Материала для заучивания всё больше, кроме того он становится всё сложнее. А задание по истории, по географии или по литературе в форме чтения параграфа? Школьнику кажется: «как хорошо!!! только прочитать…». Но проблема в том, что надо вовсе не прочитать, а понять. Не выучить правило по русскому языку, а понять, как надо его применить на практике. Важно и то, что зазубрить можно (чем младше ребёнок, тем легче) и на время сдачи экзамена это даже поможет, но как быть через год, через 5 лет, когда приходит время сдавать ГИА или ЕГЭ? Опять зазубрить?       

       Какие способы может предложить учитель для лучшего запоминания школьного материала? Что необходимо сделать школьнику, чтобы часть пройденного материала осталась в голове? Что необходимо сделать, чтобы материал, заданный на дом, оказался «выученным», а заданный для чтения параграф не просто прочитанным, а понятым? Одним из таких способов подготовки домашнего задания является презентация. Важно выделить и запомнить детали явления, овладеть этими  умениями.         Объектом данного исследования станет один из видов помощи школьнику в усвоении учебного материала, а именно, презентация как подготовка домашнего задания школьника.       

       Цель исследования:

       Всесторонне рассмотреть заявленный в работе способ запоминания материала.       

      Задачи исследования:

      Рассмотреть, каким образом поможет школьнику создание презентации не только запомнить, но и понять смысл прочитанного;Вызвать интерес к изучаемому предмету;Развитие творческих способностей школьника;Рассмотреть положительные и отрицательные стороны такого типа домашнего задания для ученика и учителя;Показать пример данного подхода к выполнению домашнего задания;Описать какие именно методические рекомендации должен дать учитель ученику для создания презентации.        

      Ожидаемый результат исследования:

    Показать конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации такого вида домашнего задания. Рассмотреть организацию данного вида домашнего задания.      

       Теоретическое значение        

       «Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд» ( И. Кант). [2] Нельзя не согласиться с данным философским утверждением. Невозможно достичь ни в одной из научных областей успеха, не закрепляя результат самостоятельной работой. Необходимо умение правильно распределить своё время, поставить себе цель, задачи. Школьнику в этом должен помочь учитель. Сказать пятикласснику о том, что твоё домашнее задание читать параграф 33, это значит никак не направить его в подготовке к следующему уроку. Необходимо, хотя бы наметить определённую цель прочтения; дать письменный вопрос для работы с текстом; возможно, задание в виде подбора иллюстративного материала, если позволяет тема задания; написание эссе по поводу прочитанного. Для каждого вида перечисленных работ наметить цель и объяснить задачи.        Почти каждый из перечисленных видов работ можно воплотить в презентации.       

       В словаре иностранных слов Крысина дано такое определение слова презентация: во 2-м значении – «Презентация, и, ж. [< лат. praesentātio представление, вручение]. 2. Публичное представление чего-н. вновь созданного (фильма, предприятия)».[3]        Презентация для школьника приобретает несколько другое значение – это публичное представление не вновь созданного, а чего-либо выученного, подготовленного для ответа в классе. Это особая форма меморайзинга или изучения учебного материала, детальное запоминание (заучивание) необходимого материала.       

       Практическое значение        

      Данный тип работы как нельзя лучше помогает не только заучиванию, запоминанию, но и пониманию материала, который школьнику необходимо усвоить; развитию творческих способностей школьника. Каким бы логичным и чётко сформулированным не было задание учителя, работы учеников всё равно будут разными. С методической точки зрения, в этом и заключается творческий подход к выполнению данного вида домашнего задания.       

      Работа должна быть обязательно выполнена при помощи мультимедийных средств. Не достаточно просто прочитать 33 параграф и «раскидать» его по слайдам. Необходимо его «подкрепить» дополнительным материалом: видеосюжет, аудиозапись, составление таблиц, ссылки на дополнительные источники (для старшеклассников), наконец, просто иллюстрации. Грубо говоря, пока ученик ищет подходящий слайд к какому-либо ключевому понятию, он несколько раз «прокрутит» в голове, зачем ему это надо. Кроме того, после выполнения данного вида работы, уже на уровне психологическом, у человека (не только ребёнка, но и взрослого) возникает желание ещё раз и ещё раз вернуться и просмотреть свою работу, а, следовательно, и закрепить её ещё раз, и ещё раз.       

      До сих пор рассматривались только положительные стороны данного вида изучения материала. Отрицательные моменты презентации как детального изучения материала при подготовке домашнего задания так же есть:

1.Время для выполнения данного вида работы. Такую работу нельзя задать на завтра, так как она требует довольно большого отрезка времени для выполнения.

2. Невозможность опросить за урок более 3 – 4 человек, хотя сама форма работы предполагает публичное выступление.

3. Узнать, кем выполнена работа.

4. Наличие компьютера не у всех детей исключить так же нельзя. В этом случае необходимо дать ученику альтернативное задание, например, создание стенгазеты.                 

       Эмпирическая база исследования       

     Важна работа учителя. Прежде чем дать такое задание, направленное на изучение текста, а не закрепление пройденной темы (где работа может быть абсолютно творческой, не запланированной), учителю необходимо детально изучить материал статьи (параграфа); выделить в тексте ключевые моменты; составить, на этой основе, детальный план анализа текста для учеников.

      Рассмотрим простейший пример домашнего задания, направленного на детальное изучение, запоминание текста (меморайзинг), выполняемого в форме презентации.

    Предмет: литература.

    Литература: Литература. 8 кл. в 2 ч. под ред. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2010.

    Задание ученикам: сделать презентацию к статье учебника, посвящённой произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», стр. 222 – 225.

    Рекомендации учителя ученикам, необходимые для выполнения данной работы:

План:

1.  Название;

2. Информация о писателе;

3. История в произведениях Гоголя;

4. Произведения писателя;

5. Основные темы его произведений;

6.  Казачество;

7.  Историческое время в повести «Тарас Бульба»;

8. Запорожская Сечь;

9. Характеры, созданные Гоголем;

10. Основная идея повести;

11. Смысл любовной линии;

12. Пейзаж;

13. Поэтика.

      Методические рекомендации учителя ученикам: подборка в сети интернета иллюстративного материала и его использование для своей презентации; не отступать от намеченных пунктов плана, данных учителем (так как цель презентации направлена, прежде всего, на детальное изучение данной статьи учебника); можно составить к некоторым пунктам плана таблицы (по желанию ученика). [4]               Ожидаемый результат деятельности учеников:                  

       Результат такой работы всегда остаётся в памяти. Так, например, спустя довольно большой отрезок времени всегда можно вспомнить смысл прочитанного, так как не просто прочёл о нём, но и сам нашёл иллюстрации к тексту, видеосюжет или аудиозапись; вспомнить цепочку событий, так как сам составлял необходимые для запоминания таблицы или диаграммы. Важно, что это даёт перспективу к дальнейшему, возможно, невольному изучению темы. Так, например, при случайно увиденном по телевизору сюжете, связанном с темой такой творческой работы, ученику невольно приходится заострять на этом внимание, как на вопросе, который им хорошо изучен. Так же, в классе при просмотре презентаций школьников всегда появляются вопросы для дальнейшего обсуждения темы изучаемого предмета.   

 

 

Интернет-ресурсы:  

М.П. Карпенко. Индивидуализация обучения – основа его качества. URL:  Дата обращения: 3.12.13.

Крушина Э.Р. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА. URL:  Дата обращения: 3.12.13.

 

Литература:

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. с. 565.Методическая литература:1.        Литература. 8 кл. в 2 ч. под ред. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2010.     

 

Ссылки:

[1] М.П. Карпенко. Индивидуализация обучения – основа его качества. URL:  Дата обращения: 3.12.13. 

[2] Крушина Э.Р. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА. URL:  Дата обращения: 3.12.13.  

[3] Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. с. 565. 

 

 

[4] Один из результатов практически проделанной такого вида работы см. в прилагаемой к данной статье презентации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные проблемы науки и образования Презентация как подготовка домашнего задания школьника Букарова Юлия 2 курс магистратуры литературное образование

Слайд 2

«… меморайзинг – это в основном запоминание, заучивание, зубрежка, как мы раньше называли. Это очень важная фаза, без которой обойтись невозможно» (М.П. Карпенко ) Запоминание, заучивание, зубрежка – это, пожалуй, самый не любимый и самый сложный способ подготовки домашнего задания для школьника. Хотя и необходимый

Слайд 3

Аудитория Методическая разработка предназначена для учителей начальной, средней и старшей школы

Слайд 4

презентация как способ запоминания (заучивания) информации Что необходимо сделать, чтобы материал, заданный на дом, оказался выученным? Что необходимо сделать школьнику, чтобы часть пройденного материала осталась в голове? Что необходимо сделать, чтобы заданный для чтения параграф стал не просто прочитанным, а понятым? Что надо предпринять, чтобы выделить и запомнить детали явления, овладеть необходимыми знаниями и умениями? Как сделать заучивание материала не только более лёгким, но и интересным?

Слайд 5

Объект данного исследования презентация как подготовка домашнего задания школьника.

Слайд 6

Цель всесторонне рассмотреть заявленный в работе способ запоминания материала

Слайд 7

Задачи Рассмотреть, каким образом поможет школьнику создание презентации не только запомнить, но и понять смысл прочитанного; Вызвать интерес к изучаемому предмету; Развитие творческих способностей школьника; Рассмотреть положительные и отрицательные стороны такого типа домашнего задания для ученика и учителя; Показать пример данного подхода к выполнению домашнего задания; Описать какие именно методические рекомендации должен дать учитель ученику для создания презентации.

Слайд 8

Ожидаемый результат исследования: показать конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации такого вида домашнего задания Рассмотреть организацию данного вида домашнего задания.

Слайд 9

Теоретическое значение «Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд» ( И. Кант)

Слайд 10

Теоретическое значение «Презентация, и, ж. [< лат. praesentātio представление, вручение]. 2. Публичное представление чего-н. вновь созданного (фильма, предприятия)». ( Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. с. 565.) Презентация для школьника приобретает несколько другое значение – это публичное представление не вновь созданного, а чего-либо выученного, подготовленного для ответа в классе. Это особая форма меморайзинга или изучения учебного материала, детальное запоминание (заучивание) необходимого материала

Слайд 11

Теоретическое значение Невозможно достичь ни в одной из научных областей успеха, не закрепляя результат самостоятельной работой Необходимо умение правильно распределить своё время, поставить себе цель, задачи Школьнику в этом должен помочь учитель Необходимо наметить определённую цель прочтения Дать письменные вопросы для работы с текстом Дать задание в виде подбора иллюстративного материала и средств мультимедиа Для каждого вида перечисленных работ наметить цель и объяснить задачи

Слайд 12

Практическое значение Данный тип работы помогает заучиванию Запоминанию Пониманию изучаемого материала Развитию творческих способностей школьника Умению составлять конспект

Слайд 13

Отрицательные моменты презентации как детального изучения материала при подготовке домашнего задания Время для выполнения данного вида работы. Такую работу нельзя задать на завтра, так как она требует довольно большого отрезка времени для выполнения Невозможность опросить за урок более 3 – 4 человек, хотя сама форма работы предполагает публичное выступление Узнать, кем выполнена работа Наличие компьютера не у всех детей исключить так же нельзя. В этом случае необходимо дать ученику альтернативное задание, например, создание стенгазеты

Слайд 14

Учителю необходимо: детально изучить материал статьи (параграфа) выделить в тексте ключевые моменты Составить детальный план анализа текста для учеников

Слайд 15

Рассмотрим простейший пример домашнего задания, направленного на детальное изучение, запоминание текста (меморайзинг), выполняемого в форме презентации Предмет: литература. Литература : Литература. 8 кл. в 2 ч. под ред. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2010. Задание ученикам: сделать презентацию к статье учебника, посвящённой произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», стр. 222 – 225.

Слайд 16

Учитель, детально рассмотрев материал статьи учебника, составляет план для учеников: Название; Информация о писателе; История в произведениях Гоголя; Произведения писателя; Основные темы его произведений; Казачество; Историческое время в повести «Тарас Бульба»; Запорожская Сечь; Характеры, созданные Гоголем; Основная идея повести; Смысл любовной линии; Пейзаж; Поэтика.

Слайд 17

Методические рекомендации учителя ученикам: подборка в сети интернета иллюстративного материала и его использование для своей презентации не отступать от намеченных пунктов плана, данных учителем (так как цель презентации направлена, прежде всего, на детальное изучение данного текста учебника) можно составить к некоторым пунктам плана таблицы (по желанию ученика)

Слайд 18

Возможный вид деятельности ученика Рассмотрим пример, но, повторюсь, работы учеников, не смотря на план данный учителем, всегда будут иметь творческий характер

Слайд 19

Николай Васильевич Гоголь 1809 - 1852

Слайд 20

О писателе Интересовался историей Преподавал историю в Патриотическом институте Мечтал писать исторические сочинения Цель всеобщей истории видел в том, что необходимо показать процесс, который выдержал свободный дух человека кровавыми трудами, борясь от самой колыбели с невежеством, природой и исполинскими препятствиями

Слайд 21

История в произведениях Гоголя Создателем исторических произведений Гоголь не стал Воспринимал историю не как исследователь, а как художник, писатель Его привлекала значительность исторических лиц, событий, красочность образов прошлого Отсюда его произведение «Тарас Бульба» о борьбе украинского народа за независимость В повести использованы материалы, относящиеся к истории украинского казачества

Слайд 22

О некоторых произведениях писателя «Тарас Бульба» (1835) в составе сборника «Миргород». Писатель показал различные стороны российской действительности. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Показал поэтическое изображение народной жизни.

Слайд 23

Основные темы его произведений мечты о справедливом обществе тема вольности тема свободы народ – подлинный герой повестей Гоголя, носитель благородных стремлений

Слайд 24

Казачество Внимание автора привлекало казачество, оно не отделимо от всего украинского народа. «Тарас Бульба» продолжает романтическую традицию первого сборника писателя. В этой повести ещё сильнее раскрывается удаль и размах народной жизни.

Слайд 27

Историческое время в повести «Тарас Бульба» События далёкого прошлого (14-16 века) Эпоха подъёма освободительного движения на Украине Шляхетская Польша пыталась подчинить себе украинский народ Преследование национальной культуры Украинский народ отвечал борьбой

Слайд 29

Запорожская Сечь Воплощение свободолюбивого духа украинского народа Военная республика была создана за днепропетровскими порогами, где крестьяне становились вольными людьми Важна борьба за православную веру против католичества

Слайд 30

Характеры, созданные Гоголем Что показал Гоголь читателю Основные герои повести Какие качества характера их объединяют 1. Яркие, сильные, выразительные характеры. 2. Речь идёт об обобщённом образе народного героя, а не отдельно взятой личности Выразители патриотических чувств повести: 1. Тарас Бульба 2. Остап 1. Вольные, гордые люди 2. Любовь к земле 3. Чувство братства, товарищества 4. Верность долгу 5. Преданность родине 6. Способность стать выше своих интересов

Слайд 31

Основная идея повести Идея служения родине

Слайд 32

Смысл любовной линии Ярче подчеркнуть основную идею повести Ради красавицы-полячки Андрий изменил товарищам, своей отчизне В кульминационный момент повести Тарас карает отступника

Слайд 33

Пейзаж Яркие красочные картины украинской природы Степь Величественный образ Днепра

Слайд 35

Поэтика Повествование проникнуто лиризмом Лирические отступления Патетика Взволнованность

Слайд 36

Ожидаемый результат деятельности учеников Результат такой работы всегда остаётся в памяти. Так, например, спустя довольно большой отрезок времени всегда можно вспомнить смысл прочитанного, так как не просто прочёл о нём, но и сам нашёл иллюстрации к тексту, видеосюжет или аудиозапись; вспомнить цепочку событий, так как сам составлял необходимые для запоминания таблицы или диаграммы. Данный вид работы даёт перспективу к дальнейшему, возможно, невольному изучению темы. Так, например, при случайно увиденном по телевизору сюжете, связанном с темой такой творческой работы, ученику невольно приходится заострять на этом внимание, как на вопросе, который им хорошо изучен. В классе всегда появляются вопросы для дальнейшего обсуждения темы изучаемого предмета.

Слайд 37

Источники: Интернет-ресурсы: М.П. Карпенко. Индивидуализация обучения – основа его качества. URL: http:// copy.yandex.net/?lang = ru&fmode = envelope&tld = ru&text =%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&url=http%3A%2F%2Fwww.muh.ru%2Fcontent%2Fniipo%2F2008_npablic_28.doc&lr=2&l10n= ru&mime = doc&sign =25e71a79783ea69326e436d321155ef7&keyno=0 . Дата обращения: 3.12.13. Крушина Э.Р. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА. URL: http://lycee81tmn.ru/dz.php . Дата обращения: 3.12.13. Литература: Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. с. 565. Методическая литература: Литература. 8 кл. в 2 ч. под ред. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2010. Иллюстрации: http :// images.yandex.ru / yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%20%D0%B1%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

Слайд 38

Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции

Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как системапрактических и самостоятельных работ по геог...

демонстрационный материал для практических и самостоятельных работ учащихся по темам "Введение", "План и карта" (география, 6 класс)

Часто учащиеся спрашивают учителя:  за что поставлена та или иная оценка? Данная методическая разработка  содержит некоторые практические и самостоятельные работы учащихся 6 класса с коммент...

Примеры практических и самостоятельных работ учащихся по географии

Данная работа представляет собой пример выполнения учащимися практических работ по темам «Атмосфера» и «ПК» по  географии в 6 классе. Данная методическая разработка  содержит комментарии по ...

Формирование межпредметных компетенций при выполнении лабораторно-практических и самостоятельных работ по физике и биологии.

Социально-экономические изменения в нашей стране привели в необходимости модернизации системы образования, в том числе в системе СПО. Перед учреждениями СПО поставлена важная задача – подготовить высо...

Методическая разработка «Практические и самостоятельные работы по географии в 6, 8,9 классах с использованием регионального компонента»

В методическом пособие представлены  практические и самостоятельные работы по географии с использованием регионального компонента. Подробно показано, как, с помощью каких источников географическо...

Практические и самостоятельные работы для 1 и 2 курса.

На странице содержится материал для самостоятельных и практических работ по русскому языку и литературе....