Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_literatura.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

Ростовская область,  Волгодонской район, х.Рябичев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Рябичевская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                                                                                                 «Утверждаю»

                                                                                                                                                                       И.о директора МБОУ: Рябичевская СОШ

 Приказ от______________№__________

       ___________   И.П.Кажурина

М.П.

                                 Рабочая программа

по    ______________________________________литературе_________________________________________________________                                           

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

                                                             основное общее,   5 б класс______________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов____103____

Учитель      ________________Кравцова Светлана Семеновна ______________________________________________

                                                                  (ФИО)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5- 11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, 3-е издание, М. Просвещение. 2016 г.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

 Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

          Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки.«Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

Знать: малые жанры фольклора, что такое сказка, виды сказок.

Уметь: пересказывать сказку, сочинять загадки, частушки, приговорки.

Применять: чтение по ролям, выразительное чтение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление). 

Знать: когда возникла д/русская литература.

Уметь: передавать содержание повести.

Применять: для развития речи.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Знать: сведения о детских годах Ломоносова, о его литературной

деятельности.

Уметь: определять главную мысль юмористического нравоучения.

Применять: для общего развития.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе.Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Знать: биографии поэтов и писателей XIX века, жанровые признаки произведений.

Уметь: понимать иносказательный смысл произведений, их мораль.

Применять: чтение наизусть.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Знать: сведения о поэтах и писателях XX века, их произведения.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведения.

Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа 

Знать: сведения о писателях.

Уметь: самостоятельно работать с учебником.

Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.

Учебно- тематический план

Разделы

Кол-во часов

Формы и виды контроля

Кол-во часов

1

Введение

1

Промежуточный контроль

2

           Устное народное творчество  

8

Промежуточный контроль

3

Из древнерусской литературы

2

Промежуточный контроль

4

Из литературы XVIII века.

2

Промежуточный контроль

5

Из литературы XIX века.

41

Промежуточный контроль. Контрольная работа по тексту администрации (по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.     Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова)

Домашнее сочинение.

1

1

       

1    

6

Из русской литературы XX века

29

Промежуточный контроль

Контрольная работа (тест)

1

7

Зарубежная литература

17

Домашнее сочинение

3

8

Повторение

3

Контрольная работа(тест)

Итого

103

 Раздел II «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

создавать сочинения-миниатюры по картине.             

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Личностные результаты  должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать

      его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Виды контроля:

  •      - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проектов
  •      -итоговый: тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.                   

Система оценивание по литературе в 5б классе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с локальным актом ОО «Положение МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся» от 30.08.2013 г. №253.

 

 Раздел III «Календарно-тематическое планирование»

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

I.Введение (1ч.)

1

Книга в жизни человека.

1

03.09

II.Устное народное творчество (8 ч.)

2

Фольклор -  коллективное устное народное творчество. Малые жанры.

Детский фольклор.

1

04.09

3

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как сказка волшебная.

1

06.09

4

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

1

10.09

5

 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

11.09

6

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

1

13.09

7

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

1

17.09

8

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

18.09

9

Внеклассное чтение. Мои любимые сказки.

1

20.09

III.Из древнерусской литературы (2 ч.)

10

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Понятие о летописи.

1

24.09

11

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Герои летописного сказания.

1

25.09

IV. Из литературы XVIII века ( 2ч.)

12

Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы.

1

27.09

13

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

01.10

V.Из литературы XIX века (41 ч.)

14

Жанр басни в мировой литературе.

1

02.10

15

И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние человеческих пороков.

1

04.10

16

И.А. Крылов.  «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне.

1

08.10

17

Р.р. Басенный мир И.А. Крылова. Проект «Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях»

1

09.10

18

В.А.Жуковский.  «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.

1

11.10

19

В.А.Жуковский.  Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои.

1

15.10

20

А. С. Пушкин.   Детские и лицейские годы жизни поэта.

1

16.10

21

А.С. Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

1

18.10

22

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

22.10

23

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои

1

23.10

24

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

1

25.10

25

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки

1

06.11

26

Р.р. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

1

08.11

27

Внеклассное чтение. Художественный мир пушкинских сказок.

1

12.11

28

Р.р. Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь.

1

13.11

29

Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (тест)

1

15.11

30

 Анализ контрольной работы. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1

19.11

31

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

1

20.11

32

Защита учебного проекта «Сказка «Черная курица, или Подземные жители» в иллюстрациях.

1

22.11

33

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1

26.11

34

«Бородино»: проблематика и поэтика.

1

27.11

35

Внеклассное чтение. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

1

29.11

36

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».  Сюжет повести.

1

03.12

37

Н.В. Гоголь.  «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

1

04.12

38

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1

06.12

39

 «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

1

10.12

40

Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге».

1

11.12

41

И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. 

1

13.12

42

И.С. Тургенев. «Муму» как протест против рабства

1

17.12

43

 И.С. Тургенев. «Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое.

1

18.12

44

Р.р. И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа. Проект «Словесные портреты и пейзажи в повести «муму» глазами книжных графиков»

1

20.12

45

Административная контрольная работа.

1

24.12

46

Анализ контрольной работы. А.А.Фет. Лирика. «Весенний дождь»

1

25.12

47

Л.Н.Толстой.  «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

1

27.12

48

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина.

1

10.01

49

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

1

14.01

50

Р.р. Защита проекта «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы».

1

15.01

51

А.П.Чехов.  «Хирургия» как юмористический рассказ.

1

17.01

52

Внеклассное чтение. Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова.

1

21.01

                                     Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. (2 ч.)

53

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» Образ родины в пейзажной лирике поэта.

1

22.01

54

 Русские поэты о родине, родной природе и о себе. А.Н. Майков, «Ласточки»; И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне; Н.З. Суриков. «Зима»; А.Н. Плещеев. «Весна»

1

24.01

VI.Из русской  литературы  ХХ  века (29 ч.)

55

И.А.Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1

28.01

56

Внеклассное чтение. И.А. Бунин. «Подснежник»

1

29.01

57

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе»: судья и его дети.

1

31.01

58

В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция.

1

04.02

59

В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

1

05.02

60

Р.Р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

07.02

61

С.А. Есенин.  Образ родного дома в стихотворениях поэта

1

11.02

62

П. П. Бажов.  «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

1

12.02

63

 «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.  Сказ и сказка.

1

14.02

64

 К. Г. Паустовский.  «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

1

18.02

65

 К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»: язык сказки. Роль пейзажных картин в сказке.

1

19.02

66

 Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского

1

21.02

67

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

1

25.02

68

 «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа.

1

26.02

69

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

28.02

70

Внеклассное чтение. С.Я. Маршак. Сказки для детей. Их герои и нравственный смысл.

1

04.03

71

А.П.Платонов.  «Никита»: человек и природа.

1

05.03

72

А.П.Платонов.  «Никита»: быль и фантастика

1

07.03

73

В.П.Астафьев.  «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

1

11.03

74

В.П.Астафьев.  «Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

1

12.03

75

Р.р. Какие поступки моих сверстников и черты характера вызывают восхищение?

1

14.03

76

 Контрольная работа по творчеству К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П. Астафьева  (тест).

1

18.03

                                          «Ради жизни на земле…»

77

Анализ контрольной работы. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

1

19.03

78

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

1

21.03

                           Русские поэты XX века о родине и родной природе

79

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе. И.А. Бунин, Дон-Аминадо.

1

01.04

80

 Образ родины в стихах о природе. А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, А. А. Прокофьев,  Н.М. Рубцов.

1

02.04

                                                     Писатели улыбаются

81

Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе.

1

04.04

82

Саша Черный. «Игорь- Робинзон». Юмор и его роль в рассказе.

1

08.04

83

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

1

09.04

VII. Из зарубежной литературы (17 ч.)

84

Р.Л.Стивенсон. Баллада  «Вересковый мёд»: верность традициям предков.

1

11.04

85

Д. Дефо.  «Робинзон Крузо» — необычайные приключения героя.

1

15.04

86

Д. Дефо.  «Робинзон Крузо»: характер героя.

1

16.04

87

Д. Дефо.  «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

1

18.04

88

X.-К. Андерсен.  «Снежная королева»: реальность и фантастика.

1

22.04

89

X.-К. Андерсен.  «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

1

23.04

90

X.-К. Андерсен.  «Снежная королева»: «что есть красота?»

1

25.04

91

Р.р. Какие поступки героев сказки X.-К. Андерсена можно назвать благородными?

1

29.04

92

Внеклассное чтение Волшебные сказки Андерсена. Защита проекта «Сказка «Снежная королева» в иллюстрациях»

1

30.04

93

 Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1

06.05

94

М.Твен.  «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

1

07.05

95

М.Твен.  «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

1

13.05

96

Р.р. М.Твен.  «Приключения Тома Сойера»: любимая книга многих поколений читателей.

1

14.05

97

Дж. Лондон.  «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1

16.05

98

 Дж. Лондон.  «Сказание о Кише»: мастерство писателя в изображении жизни северного народа

1

20.05

99

Контрольная работа по произведениям зарубежных писателей (тест)

1

21.05

100

Анализ контрольной работы

23.05

                                                             Повторение (3ч.)

101-102

 Путешествие по стране Литературии 5 класса. Литературные викторины, конкурсы, кроссворды.

2

27.05-28.05

103

Повторительно- обобщающий урок. Рекомендация литературы для чтения летом.

1

30.05

             Согласовано                                                                            Согласовано

Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ:Рябичевская СОШ                                                         ___________ М.Г.Комарова

от _______ 20 __ года №____          

____________ М.Г.Комарова                                                        ______________20_____года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....