Рабочая программа учебного курса "Литература" в 10 классе
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Алямкина Галина Викторовна

    Календарно-тематическое планирование  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rup_literatura_10_klass.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

         «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»  

                                                                           

               

РАССМОТРЕНО                                      

на заседании ШМО

Протокол №_1___

от 28 августа  2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________Нестеренко Е.И.

 29  августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________ Палаева Н. А.

29 августа 2018 г.

Приказ № ______

  31 августа  2018 г.

                                                               

 

 

      Рабочая программа

     

                      учебного курса

         «Литература» в 10  классе

     Составитель: учитель русского языка и литературы      

              Алямкина   Галина   Викторовна

 

 

             

       

                        2018 - 2019 учебный год

 

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

     Настоящая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2010 с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ  века. 10 класс» (в двух частях) 2016г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.

Изменения в примерную рабочую программу не внесены.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение  литературы в 10 классе отводится 102 часа  из расчета 3 часа  в неделю.

  1. Планируемые предметные результаты

                                               освоения курса литературы:

Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

3) освоение правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области "Филология" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Предметные результаты изучения предметной области "Филология"по литературе должны отражать:

Литература. Родная литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

                                     

                    II. Содержание учебного предмета                                                                                            

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры  (2ч.)                     

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Литература первой половины XIX века (27ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный,..», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях {«Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века(69ч.)

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравст венная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике {«Луч света в темном царстве» Н, А. Добролюбова).

Те о р и я литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Si!eniium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала, Социальная трагедия народа в городе и деревне Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний, Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор,) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

 «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым, Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души», Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. 

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

(Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

 «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

 Из литературы народов России(1ч.)

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы(2ч.)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. 06нажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

        Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

        Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

        В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

                     

                 III. Календарно-тематическое планирование

по дисциплине «Литература» в 10 классе

1. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максималь-ная нагрузка,              

          ч.

                            Из них

Теоретическое обучение,

        ч.

Уроки Р/р,

творческая работа, ч.

Контроль-ная работа,

        ч.

Самостоя-

тельная работа, ч.

1

Введение. Русская литература в контексте мировой культуры

 

2

2

2

Литература первой половины 19 века

26

16

8

2

3

Литература второй половины 19 века

70

61

5

4

4

Из литературы народов России

1

1

5

Зарубежная литература

2

2

6

Итоговый урок

1

1

Итого

102

83

13

6

                      2.Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество

часов

Виды самостотельной

работы

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

Введение

2

1.1

Русская литература в первой и второй половине XIX века.   Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века

УОНМ

1

1.2

Становление реализма и романа как жанра в русской и мировой  литературе.

УОНМ

1

 

 

2

Литература первой половины 19 века

26

2.1

Своеобразие пушкинской эпохи.  Этапы  творчества основные темы, мотивы лирики А.С. Пушкина.  

УФЗ

1

 2.2

Романтическая лирика                   А.С. Пушкина.

СЗУН

1

 2.3

Тема поэта и поэзии в лирике        А.С. Пушкина.

УОНМ

1

 2.4

Философские мотивы в лирике Пушкина. Тема жизни и смерти.

УОНМ

1

2.5

 Тема любви и дружбы в лирике Пушкина

СЗУН

1

 2.6

Петербургская повесть

А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.  

УОНМ

1

 2.7

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме

УФЗ

1

 2.8

Социально-философские проблемы поэмы.

УНОМ

1

2.9

Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина.

УОНМ

1

 

 

2.10

Написание сочинения по творчеству А.С. Пушкина.

СЗУН

1

проверочная

2.11

Художественный мир                  М.Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество. Обзор.

СЗУН

1

2.12

Тема поэта и поэзии

 

  в лирике М.Ю. Лермонтова.

СЗУН

1

 2.13

 Лирический герой  поэзии          М.Ю. Лермонтова

УОНМ

1

 2.14

Р.Р. «Пророк»  Лермонтова и Пушкина (сопоставительный  анализ стихотворений).

СЗУН

1

 

 

 

2.15

Философские мотивы лирики     М.Ю. Лермонтова.

УФиОЗ

1

 2.16

Р.Р. Анализ стихотворений                М. Ю. Лермонтова.

УК

1

Проверочная

 2.17

Вн.чт. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

СЗУН

1

 2.18

РР Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова.

УОНМ

1

 2.19

РР Написание сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова.

УЗИМ

1

Проверочная

 2.20

Н.В.Гоголь. Этапы биографии   творчества.

СЗУН

1

 2.21

Романтические произведения Н.В.Гоголя.

УОСЗ

1

2.22

«Петербургские повести»                     Н.В. Гоголя

УОНМ

1

 

 

 

 

 

 

 

2.23

Н.В. «Невский проспект». Образ Петербурга

1

 2.24

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

УОНМ

1

 2.25

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

СЗУН

1

2.26

Р.Р. Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

УК

1

Прове

рочная

3

Литература второй половины 19 века

УФ СЗ

70

3.1

Обзор русской литературы второй половины XIX в.

УОНМ

1

 3.2

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов»

СЗУН

1

 3.3

Образ  главного героя в романе «Обломов».  Понятие  «обломовщина»

УОНМ

1

 3.4

Образ  главного героя в романе «Обломов».  Понятие  «обломовщина» «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция, способы её выражения в романе

СЗУН

1

3.5

Роль второстепенных персонажей  в романе «Обломов»  И.А. Гончарова

УОЗУН

1

 3.6

 Итоговый урок по творчеству       И.А. Гончарова. «Что такое обломовщина?». Роман «Обломов» в русской критике.

УЗИМ

1

 3.7

А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы биографии   и творчества.  

УФЗ

1

 3.8

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

УФЗ

1

 3.9

 Город Калинов и его обитатели.  Душевная трагедия  Катерины.         (Д. I-IV). Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

СЗУН

1

3.10

Катерина в борьбе за свои  человеческие права. (Д.II-V). Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблема пьесы.

СЗУН

1

 3.11

«Обличие»  «хозяев» жизни в драме Островского «Гроза»

УПЗУ

1

 3.12

Споры критиков вокруг драмы  «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению.

УОНМ

1

 3.13

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.

 УФЗУН

1

 3.14

 Творческая  история создания романа «Отцы и дети». Анализ  романа. Эпоха и роман  «отцы и дети»

СЗУН

1

 3.15

 Смысл названия романа. Своеобразие  романа. Евгений Базаров

СЗУН

1

 

 

3.16

   Взаимоотношения Базарова с    Н.П. и П.П. Кирсановыми.   «Отцы» и «дети» в          романе.

УОНМ

1

 3.17

Базаров и Одинцова. Любовь в романе «Отцы и дети».

СЗУН

1

 3.18

Базаров и его родители. Анализ эпизода «Смерть Базарова»

КУ

1

Нигилизм и его последствия.

 3.19

Споры критиков вокруг романа. Подготовка к домашнему сочинению.

КУ

1

 3.20

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество.

СЗУН

1

 

 Основные темы идеи   лирики Тютчева. Лирика природы.

СЗУН

1

 3.21

Любовная лирика Тютчева. Философская лирика  Тютчева

УОЗУН

1

 3.22

Итоговый урок по творчеству Тютчева. Анализ стихотворений

УК

1

Проверочная

 3.23

А.А. Фет. Жизнь и творчество.  

УОНМ

1

 3.24

 Основные мотивы творчества      А.А. Фета.

СЗУН

1

 

 

 

 

 3.25

  А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого.

ФЗУН

1

 3.26

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Изображение социальной трагедии народа в творчестве.

 ФЗУН

1

3.27

 Основные темы, идеи лирики         Н. А. Некрасова

УОНЗ

1

 3.28

 Проверочная работа. Анализ стихотворений Н. А. Некрасова

УК

1

 

 

3.29

 «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиции поэмы.  

 УОНЗ

1

3.30

 Душа народа русского. Образы крестьян в поэме.

УОНМ

1

 

 

 

3.31

 Народ в споре о счастье.  

УФЗУН

1

 3.32

Идейный смысл рассказов о грешниках

УФЗУН

1

 3.33

Народ и Гриша Добросклонов

УЗИМ

1

3.34

 Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

СЗУН

1

 3.35

«Я писатель, в этом все мое призвание». М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество.

УОНМ

1

3.36

  «История одного города» как сатирическое произведение. Замысел, история создания.

УОНМ

1

3.37

«История одного города» как сатирическое произведение. Образы градоначальников.

СЗУН

1

3.38

Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. Этапы творческого пути.

 УФЗУН

1

3.39

 Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - роман - эпопея: проблематика, образы, жанр.

СЗУН  

1

3.40

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпизод «Вечер в салоне                А.П. Шерер». Именины у Ростовых. Лысые горы

УОНМ

1

 

 

3.41

Изображение войны 1805-1807 гг.

3.42

Духовные искания Андрея Болконского.

УОНМ

1

3.43

Образ Пьера  Безухова.

УОНМ

1

3.44

Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой

СЗУН

1

Проверочная

3.45

Семья Ростовых и семья Болконских

 

УОНМ

1

3.46

 Изображение войны 1812 года

СЗУН

1

3.47

 «Мысль  народная» в романе       Л.Н. Толстого «Война и мир».

УОНМ

1

3.48

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

КУ

1

3.49

 Эпилог романа.  «Семейная идея в творчестве Толстого

СЗУН

1

3.50

РР    Подготовка к домашнему сочинению.

УК

1

Прове рочная

3.51

Ф.М. Достоевский.  

Жизнь и  творчество

УОНМ

1

3.52

 Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского.

УФЗН

1

3.53

Образ Петербурга в русской литературе.

УОНМ

1

 3.54

 «Потрясенный, выбитый из колеи герой». Образ Раскольникова

УОНМ

1

 

 3.55

Идея  Раскольникова о праве сильной личности. Истоки его бунта

УФЗ

1

 

     

 

3.56

Преступление Раскольникова

 УФЗ

1

3.57

  Раскольников и  «сильные  мира сего»

УЗИМ

1

3.58

Значение образа Сони Мармеладовой.  «Правда» Сони Мармеладовой

УОНМ

1

3.59

Роль эпилога в романе. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. РР Подготовка к  сочинению.

СЗУН

1

3.60

Н.А. Лесков. Жизнь и творчество. Художественный мир произведений Лескова

УОНМ

1

3.61

Повесть «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие

СЗУН

1

3.62

Повесть «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие

УОНМ

1

3.63

 Драма любви  в повести  Н.С. Лескова «Леди Макбет  Мценского уезда»

УОНМ

1

3.64

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

СЗУН

1

3.65

 Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

УФиСЗ

1

3.66

Тема гибели человеческой души  в рассказе «Ионыч

УОНМ

1

3.67

 Основной конфликт в пьесе  «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

СЗУН

1

3.68

Основной конфликт в пьесе  «Вишневый сад». Действующие  лица и авторское отношение к ним

УОНМ

1

3.69

Система образов в пьесе.Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.

СЗУН

1

3.70

Зачетная работа за второе полугодие.

УК

1

Проверочная

4

Национальная и зарубежная литература

3

 4.1

Вн.чт. К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение жизни простого народа.

УОНМ

1

4.2

Вн.чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Ги де Мопассан. Слово о писателе.

 «Ожерелье».

УОНМ

1

4.3

Вн.чт .Г. Ибсен. Слово о писателе.

«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщин.

УОНМ

1

4.4

Вн.чт.А. Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закостеневшим.

УФЗУН

1

5

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX в.

СЗУН

1

            Итого:

102

9

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Литература 9 класс"

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004)  в соответствии с программой        «Программы общеобразовательных ...

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе...

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 8 классе

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 8 классе...

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 9 классе

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 9 классе...

Рабочая программа учебного курса «Литература» в 6 классе

Рабочая программа учебного курса"Литература" в 6 классе написана по учебнику Курдюмовой.В программе прдставлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, Есть пер...

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса по учебнику А.Г.Кутузова.

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса написана по учебнику А.Г.Кутузова. В программе представлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, ес...