Рабочая программа учебного курса "Литература" в 10 классе
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №_1___ от 28 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________Нестеренко Е.И. 29 августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Палаева Н. А. 29 августа 2018 г. Приказ № ______ 31 августа 2018 г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Литература» в 10 классе
Составитель: учитель русского языка и литературы
Алямкина Галина Викторовна
2018 - 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2010 с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях) 2016г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
Изменения в примерную рабочую программу не внесены.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение литературы в 10 классе отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
- Планируемые предметные результаты
освоения курса литературы:
Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
3) освоение правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Изучение предметной области "Филология" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметные результаты изучения предметной области "Филология"по литературе должны отражать:
Литература. Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
II. Содержание учебного предмета
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры (2ч.)
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Литература первой половины XIX века (27ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный,..», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях {«Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века(69ч.)
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравст венная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике {«Луч света в темном царстве» Н, А. Добролюбова).
Те о р и я литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Si!eniium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала, Социальная трагедия народа в городе и деревне Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний, Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор,) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым, Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души», Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
(Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России(1ч.)
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы(2ч.)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. 06нажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
III. Календарно-тематическое планирование
по дисциплине «Литература» в 10 классе
1. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь-ная нагрузка, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Уроки Р/р, творческая работа, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Самостоя- тельная работа, ч. | |||
1 | Введение. Русская литература в контексте мировой культуры
| 2 | 2 | |||
2 | Литература первой половины 19 века | 26 | 16 | 8 | 2 | |
3 | Литература второй половины 19 века | 70 | 61 | 5 | 4 | |
4 | Из литературы народов России | 1 | 1 | |||
5 | Зарубежная литература | 2 | 2 | |||
6 | Итоговый урок | 1 | 1 | |||
Итого | 102 | 83 | 13 | 6 |
2.Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостотельной работы | Дата проведения | ||||
планируемая | фактическая | ||||||||
1 | Введение | 2 | |||||||
1.1 | Русская литература в первой и второй половине XIX века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века | УОНМ | 1 | ||||||
1.2 | Становление реализма и романа как жанра в русской и мировой литературе. | УОНМ | 1 | ||||||
|
| ||||||||
2 | Литература первой половины 19 века | 26 | |||||||
2.1 | Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества основные темы, мотивы лирики А.С. Пушкина. | УФЗ | 1 | ||||||
2.2 | Романтическая лирика А.С. Пушкина. | СЗУН | 1 | ||||||
2.3 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. | УОНМ | 1 | ||||||
2.4 | Философские мотивы в лирике Пушкина. Тема жизни и смерти. | УОНМ | 1 | ||||||
2.5 | Тема любви и дружбы в лирике Пушкина | СЗУН | 1 | ||||||
2.6 | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. | УОНМ | 1 | ||||||
2.7 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме | УФЗ | 1 | ||||||
2.8 | Социально-философские проблемы поэмы. | УНОМ | 1 | ||||||
2.9 | Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина. | УОНМ | 1 | ||||||
|
| ||||||||
2.10 | Написание сочинения по творчеству А.С. Пушкина. | СЗУН | 1 | проверочная | |||||
2.11 | Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество. Обзор. | СЗУН | 1 | ||||||
2.12 | Тема поэта и поэзии | ||||||||
| в лирике М.Ю. Лермонтова. | СЗУН | 1 | ||||||
2.13 | Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова | УОНМ | 1 | ||||||
2.14 | Р.Р. «Пророк» Лермонтова и Пушкина (сопоставительный анализ стихотворений). | СЗУН | 1 | ||||||
|
|
| |||||||
2.15 | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. | УФиОЗ | 1 | ||||||
2.16 | Р.Р. Анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова. | УК | 1 | Проверочная | |||||
2.17 | Вн.чт. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. | СЗУН | 1 | ||||||
2.18 | РР Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова. | УОНМ | 1 | ||||||
2.19 | РР Написание сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова. | УЗИМ | 1 | Проверочная | |||||
2.20 | Н.В.Гоголь. Этапы биографии творчества. | СЗУН | 1 | ||||||
2.21 | Романтические произведения Н.В.Гоголя. | УОСЗ | 1 | ||||||
2.22 | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя | УОНМ | 1 | ||||||
|
|
|
| ||||||
|
|
| |||||||
2.23 | Н.В. «Невский проспект». Образ Петербурга | 1 | |||||||
2.24 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | УОНМ | 1 | ||||||
2.25 | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». | СЗУН | 1 | ||||||
2.26 | Р.Р. Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. | УК | 1 | Прове рочная | |||||
3 | Литература второй половины 19 века | УФ СЗ | 70 | ||||||
3.1 | Обзор русской литературы второй половины XIX в. | УОНМ | 1 | ||||||
3.2 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов» | СЗУН | 1 | ||||||
3.3 | Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина» | УОНМ | 1 | ||||||
3.4 | Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина» «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция, способы её выражения в романе | СЗУН | 1 | ||||||
3.5 | Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» И.А. Гончарова | УОЗУН | 1 | ||||||
3.6 | Итоговый урок по творчеству И.А. Гончарова. «Что такое обломовщина?». Роман «Обломов» в русской критике. | УЗИМ | 1 | ||||||
3.7 | А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы биографии и творчества. | УФЗ | 1 | ||||||
3.8 | Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. | УФЗ | 1 | ||||||
3.9 | Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. (Д. I-IV). Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | СЗУН | 1 | ||||||
3.10 | Катерина в борьбе за свои человеческие права. (Д.II-V). Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблема пьесы. | СЗУН | 1 | ||||||
3.11 | «Обличие» «хозяев» жизни в драме Островского «Гроза» | УПЗУ | 1 | ||||||
3.12 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению. | УОНМ | 1 | ||||||
3.13 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. | УФЗУН | 1 | ||||||
3.14 | Творческая история создания романа «Отцы и дети». Анализ романа. Эпоха и роман «отцы и дети» | СЗУН | 1 | ||||||
3.15 | Смысл названия романа. Своеобразие романа. Евгений Базаров | СЗУН | 1 | ||||||
|
| ||||||||
3.16 | Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановыми. «Отцы» и «дети» в романе. | УОНМ | 1 | ||||||
3.17 | Базаров и Одинцова. Любовь в романе «Отцы и дети». | СЗУН | 1 | ||||||
3.18 | Базаров и его родители. Анализ эпизода «Смерть Базарова» | КУ | 1 | ||||||
Нигилизм и его последствия. | |||||||||
3.19 | Споры критиков вокруг романа. Подготовка к домашнему сочинению. | КУ | 1 | ||||||
3.20 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. | СЗУН | 1 | ||||||
| Основные темы идеи лирики Тютчева. Лирика природы. | СЗУН | 1 | ||||||
3.21 | Любовная лирика Тютчева. Философская лирика Тютчева | УОЗУН | 1 | ||||||
3.22 | Итоговый урок по творчеству Тютчева. Анализ стихотворений | УК | 1 | Проверочная | |||||
3.23 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. | УОНМ | 1 | ||||||
3.24 | Основные мотивы творчества А.А. Фета. | СЗУН | 1 | ||||||
|
|
|
| ||||||
3.25 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого. | ФЗУН | 1 | ||||||
3.26 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Изображение социальной трагедии народа в творчестве. | ФЗУН | 1 | ||||||
3.27 | Основные темы, идеи лирики Н. А. Некрасова | УОНЗ | 1 | ||||||
3.28 | Проверочная работа. Анализ стихотворений Н. А. Некрасова | УК | 1 | ||||||
|
| ||||||||
3.29 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиции поэмы. | УОНЗ | 1 | ||||||
3.30 | Душа народа русского. Образы крестьян в поэме. | УОНМ | 1 | ||||||
|
|
| |||||||
3.31 | Народ в споре о счастье. | УФЗУН | 1 | ||||||
3.32 | Идейный смысл рассказов о грешниках | УФЗУН | 1 | ||||||
3.33 | Народ и Гриша Добросклонов | УЗИМ | 1 | ||||||
3.34 | Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | СЗУН | 1 | ||||||
3.35 | «Я писатель, в этом все мое призвание». М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. | УОНМ | 1 | ||||||
3.36 | «История одного города» как сатирическое произведение. Замысел, история создания. | УОНМ | 1 | ||||||
3.37 | «История одного города» как сатирическое произведение. Образы градоначальников. | СЗУН | 1 | ||||||
3.38 | Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. Этапы творческого пути. | УФЗУН | 1 | ||||||
3.39 | Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - роман - эпопея: проблематика, образы, жанр. | СЗУН | 1 | ||||||
3.40 | Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер». Именины у Ростовых. Лысые горы | УОНМ | 1 | ||||||
|
| ||||||||
3.41 | Изображение войны 1805-1807 гг. | ||||||||
3.42 | Духовные искания Андрея Болконского. | УОНМ | 1 | ||||||
3.43 | Образ Пьера Безухова. | УОНМ | 1 | ||||||
3.44 | Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой | СЗУН | 1 | Проверочная | |||||
3.45 | Семья Ростовых и семья Болконских
| УОНМ | 1 | ||||||
3.46 | Изображение войны 1812 года | СЗУН | 1 | ||||||
3.47 | «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | УОНМ | 1 | ||||||
3.48 | Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». | КУ | 1 | ||||||
3.49 | Эпилог романа. «Семейная идея в творчестве Толстого | СЗУН | 1 | ||||||
3.50 | РР Подготовка к домашнему сочинению. | УК | 1 | Прове рочная | |||||
3.51 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество | УОНМ | 1 | ||||||
3.52 | Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. | УФЗН | 1 | ||||||
3.53 | Образ Петербурга в русской литературе. | УОНМ | 1 | ||||||
3.54 | «Потрясенный, выбитый из колеи герой». Образ Раскольникова | УОНМ | 1 | ||||||
| |||||||||
3.55 | Идея Раскольникова о праве сильной личности. Истоки его бунта | УФЗ | 1 | ||||||
|
|
| |||||||
3.56 | Преступление Раскольникова | УФЗ | 1 | ||||||
3.57 | Раскольников и «сильные мира сего» | УЗИМ | 1 | ||||||
3.58 | Значение образа Сони Мармеладовой. «Правда» Сони Мармеладовой | УОНМ | 1 | ||||||
3.59 | Роль эпилога в романе. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. РР Подготовка к сочинению. | СЗУН | 1 | ||||||
3.60 | Н.А. Лесков. Жизнь и творчество. Художественный мир произведений Лескова | УОНМ | 1 | ||||||
3.61 | Повесть «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие | СЗУН | 1 | ||||||
3.62 | Повесть «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие | УОНМ | 1 | ||||||
3.63 | Драма любви в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» | УОНМ | 1 | ||||||
3.64 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. | СЗУН | 1 | ||||||
3.65 | Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | УФиСЗ | 1 | ||||||
3.66 | Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч | УОНМ | 1 | ||||||
3.67 | Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. | СЗУН | 1 | ||||||
3.68 | Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним | УОНМ | 1 | ||||||
3.69 | Система образов в пьесе.Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. | СЗУН | 1 | ||||||
3.70 | Зачетная работа за второе полугодие. | УК | 1 | Проверочная | |||||
4 | Национальная и зарубежная литература | 3 | |||||||
4.1 | Вн.чт. К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение жизни простого народа. | УОНМ | 1 | ||||||
4.2 | Вн.чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». | УОНМ | 1 | ||||||
4.3 | Вн.чт .Г. Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщин. | УОНМ | 1 | ||||||
4.4 | Вн.чт.А. Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закостеневшим. | УФЗУН | 1 | ||||||
5 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX в. | СЗУН | 1 | ||||||
Итого: | 102 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Литература 9 класс"
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004) в соответствии с программой «Программы общеобразовательных ...
Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе
Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе...
Рабочая программа учебного курса "Литература" в 8 классе
Рабочая программа учебного курса "Литература" в 8 классе...
Рабочая программа учебного курса "Литература" в 9 классе
Рабочая программа учебного курса "Литература" в 9 классе...
Рабочая программа учебного курса «Литература» в 6 классе
Рабочая программа учебного курса"Литература" в 6 классе написана по учебнику Курдюмовой.В программе прдставлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, Есть пер...
Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса по учебнику А.Г.Кутузова.
Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса написана по учебнику А.Г.Кутузова. В программе представлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, ес...