« Две концепции искусства: полемика продолжается»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Кутепова Ольга Владимировна

Конспект урока в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_10_kl.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:     « Две концепции искусства: полемика продолжается»

В ходе  урока обеспечиваем формирование предметных, метапредметных и личностных результатов:

Предметные: обобщить  и систематизировать знания по  теме: «Особенности лирики 2 пол. 19в. »

Метапредметные:

           коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать партнера, планировать и выполнять совместную деятельность, вести диалог, высказывать и аргументировать свою точку зрения, согласовывать позиции в группе;

          познавательные: умение определять проблему и способы её решения, искать пути решения проблемной ситуации;

         регулятивные: умение планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с целями и условиями. 

Личностные: активизировать эмоционально-ценностные ориентиры

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: диспут.

Оборудование: презентация к уроку, плакаты с цитатами из стихотворений А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова, экспертные листы, памятка: культура проведения диспута.

Предварительная подготовка к уроку: класс заранее делится на 4 группы: 1 группа - представители школы «чистого искусства», 2 группа – представители школы гражданской лирики, 3 группа – эксперты, 4 группа – зрители. Представителям каждой поэтической школы дается задание: подготовить выступление в защиту своих поэтических принципов (учитель контролирует выполнение). Все остальные повторяют материал, изученный на уроках по теме: «Поэзия «чистого искусства» и гражданской лирики - две концепции искусства»

Ход урока

Этапы урока

Содержание материала

Работа учителя

Работа учащихся

I этап.

Мотивация учащихся к теме диспута.

Жизнь ставит перед людьми много сложных, но интересных вопросов решение которых может вызвать различные оце- нки, мнения, отношения. И очень часто, чтобы найти объективно пра-вильное решение, быва-ет необходим открытый коллективный спор – ДИСПУТ.

Слайд 1, 2 

Вступительное слово учителя, оглашение темы урока

Работа в группах.

Повторение лексичес-кого  значения слова «диспут» и правил проведения диспута.

II этап.

Представление участников диспута.

1 группа – эксперты;

2 группа – спикеры;

3 группа – сторонники;

4 группа – зрители.

Представляя участников  каждой группы, учитель обращает внимание на их роль  в ходе диспута.

Повторение основных поэтических принципов школ «чистого искусства» и гражданской лирики.

III этап.

Проведение диспута

Выступление первых спикеров от каждой стороны.

Слайд 3, 4

По итогам выступления сторонники задают вопросы, касающиеся темы выступления.

Выступление вторых спикеров от каждой стороны.

Учитель задаёт вопросы каждой стороне участни-ков диспута с целью прояснить их позицию по отношению к друг другу

Слайд 5, 6

Контролирует общий ход диспута, на правах ведущей задаёт вопросы представителям каждой из  поэтических школ

Учащиеся, исполняющие роль  спикеров, в своих заранее подготовленных выступлениях защищают основные принципы своей поэтической школы.

Учащиеся, исполняющие роль сторонников, гото-  вят и задают вопросы   своим оппонентам.

Учащиеся, исполняющие роль экспертов,  оценива-ют выступления спикеров, занося результаты в экспертные листы.

Учащиеся-зрители внимательно следят за ходом диспута, делают записи и определяются с выбором своей позиции.

 

IV этап.

Подведение итогов диспута.

Выступление экспертов  с результатами диспута.

Голосование зрителей, по итогам которого под- водятся окончательные результаты диспута.

Заключительное слово учителя, выставление оценок за урок.

Учащимся-зрителям пре-доставляется возможность высказать своё мнение в пользу той или иной поэтической школы.

V этап.

Домашнее задание

Написать небольшую творческую работу в защиту одной из поэтических школ (от д/з освобождаются учащиеся-спикеры).

Слайд 7

Правила ведения диспута.

1. Хорошо продумывай свою будущую речь.

«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)

2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)

3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.

«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь

сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд )

4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.

«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)

5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.

 «Сто человек – сто мнений».

Выступление СПИКЕРА №1,

представляющего интересы школы «чистого искусства»

Здравствуйте, уважаемые эксперты, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители. Позвольте мне как стороннику поэтической школы «чистого искусства» представить  концепцию нашей школы и убедить присутствующих в том, что роль поэта-художника состоит в утверждении независимости художественного творчества от общественных мнений, влияний и взглядов.

По нашему глубокому убеждению, искусство должно быть «очищено» от тем, связанных с борьбой революционно-демократического лагеря, идей крестьянской революции. Единственным объектом искусства  является красота, несущая чистую радость и уничтожающая страдание, а источником красоты в мире является природа, творчество, любовь. От проблем реальной действительности, от ее социальных пороков и противоречий мы уходим в возвышенный мир чистой поэтической души, в мир своего воображения. Поэт - это Богом вдохновленный творец, и цель его – воплощать в стихах божественную красоту мира.

Поэзия должна украшать мир души, нести людям позитивные настроения, ориентировать на высокие и вечные идеалы такие, как любовь, красота, гармония… Девизом нашей школы по праву могут стать строки стихотворения А.С.Пушкина: «Мы рождены для вдохновения, для звуков сладких и молитв…»

Исходя из этого, настоящий поэт не обязан и  не должен подстраивать свой талант под  навязываемые кем-то ради всеобщего блага  цели. Он должен оставаться верен самому себе.

Поэзия «чистого искусства» должна противостоять несовершенству реального мира. Она, подобно маяку в ночи, должна освещать дорогу для человеческой души, потерявшейся в бурных тёмных  водах реальности. Разве могут ваши стихи, уважаемые сторонники гражданской лирики, стать желанным приютом для измученной души? Послушайте, что писал об этом поэт Яков Полонский:

О гражданин с душой наивной!

Боюсь, твой грозный стих судьбы не пошатнет.

Толпа угрюмая, на голос твой призывный

Не откликаяся, идет,

Хоть прокляни — не обернется...

И верь, усталая, в досужий час скорей

Любовной песенке сердечно отзовется,

Чем музе ропщущей твоей.

Нет правды без любви к природе,

Любви к природе нет без чувства красоты,

К познанью нет пути нам без пути к свободе,

Труда — без творческой мечты...

Вы только вслушайтесь в эти строки!  Если песня бьет по сердечной струне слушателя, то она истинна и права.  Наша лирика делает сердце чутким, а значит, обогащает наш мир, учит любить жизнь. Этот великий дар не должен быть растрачен попусту!

Спасибо за внимание.

Выступление СПИКЕРА №2,

представляющего интересы школы «чистого искусства»

Уважаемые эксперты, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители! В своём выступлении я хочу продолжить защиту интересов сторонников школы «чистого искусства».

Наши оппоненты называют поэтов «чистого искусств» пустословами, обвиняя их в том, что они якобы в своём творчестве не затрагивают злободневных тем, вопросов, не принимают участия в общественной деятельности, поэтому их творчество нельзя считать полезным. Мне очень обидно слышать эти слова. И сейчас я попытаюсь доказать обратное.

По мнению сторонников гражданской лирики, поэзия должна приносить пользу. Какую и кому? Стихи – это не предмет купли-продажи, это  божественный дар, мгновение души, это тайна поэта, которую он предлагает разгадать талантливому читателю. Обладая Божественной силой, поэзия способна изменить привычный ход вещей, преобразовать жизнь. Предназначение поэта - почувствовать то, что недоступно другим, и суметь передать свои переживания словами, «усилив бой бестрепетных сердец», быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами.

 Поэтому настоящие поэты никогда не принесут своё творчество на общий алтарь пользы, так как оно им по сути и не принадлежит. Поэзия, в первую очередь, должна быть свободна от предрассудков по поводу её полезности и бесполезности. Мы уверены, что задача поэзии, как и искусства вообще, - содействовать нравственному самосовершенствованию каждого, гармонизировать внутренний мир человека. В этом проявляется самоценность искусства. Таков наш взгляд на поэзию и на ее назначение.

Закончить выступление я хочу стихотворением великого поэта                                                                                            серебряного века Валерия Брюсова:

Юноша бледный со взором горящим,
           Ныне даю я тебе три завета:
           Первый прими: не живи настоящим,
            Только грядущее - область поэта.
            Помни второй: никому не сочувствуй,
            Сам же себя полюби беспредельно.
            Третий храни: поклоняйся искусству,
            Только ему, безраздумно, бесцельно.
            Юноша бледный со взором смущенным!
            Если ты примешь моих три завета,
            Молча паду я бойцом побежденным,
            Зная, что в мире оставлю поэта.

Выступление СПИКЕРА №1,

представляющего интересы школы гражданской лирики

Здравствуйте, уважаемые эксперты, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители.

 В самом начале своего выступления хочу сразу акцентировать внимание на том, что представители школы гражданской лирики не претендуют на главенствующие позиции в области искусства. Наша задача – убедить читателя в том, что цель любого поэта – служить общественным идеалам добра и справедливости, отображать правду жизни, чувствовать беспокойство и боль за родину. Одним словом, быть Гражданином!  Разве может быть счастлив и умиротворён человек, если вокруг него творится беззаконие, несправедливость, боль и страдание? А тем более поэт, которому дано свыше предназначение – пробуждать в людях чувства добрые…

В нашем несовершенном мире поэзия должна стать орудием борьбы против «страстей и заблуждений». Иначе она бесполезна, как бесценное произведение искусства, пылящееся в   углу заброшенного подвала.

        Да, представители и сторонники «чистого искусства», я нисколько не умоляю вашего таланта. Но вам доступны только маленькие треволнения собственного узенького мира: как дрогнуло сердце при взгляде на такую-то женщину, как сделалось грустно при такой-то разлуке… - все это описано, может быть, и верно, все это выходит иногда очень мило, только уж больно мелко… Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире, поглубже и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований! Но доколь вы будете оставаться в стороне от жизни, доколь вы будете тратить свой талант на пустые стихи, воспевающие любовь, природу, экзотику нереального мира. Опуститесь с неба на землю. Будьте патриотами России. Не ради славы, не ради признания, а во имя общего гражданского долга, во имя справедливости и правды, которые непременно должны восторжествовать в нашем мире.

        Спасибо за внимание.

Выступление СПИКЕРА №2,

представляющего интересы школы гражданской лирики

Здравствуйте, уважаемые присутствующие.

Начать выступление хочу с вопросов к моим оппонентам. Уважаемые поэты «чистого искусства», я думаю, вы согласитесь, что у каждого поэта должен быть свой круг читателей, иначе поэзия перестает быть востребована.  Ответьте, кому предназначено ваше творчество? Кто является поклонником вашего таланта?  Нет, я не хочу вновь обвинить вас в пустословии. Скажу больше: вы, отнюдь, не бесполезны! Я лишь хочу понять настоящую пользу вашего творчества.

Высокая поэзия для избранных поклонников искусства, коими никак не являются простые, малообразованные, может быть, даже не имеющего представления о поэзии люди из народа. Им не понять ваш высокий слог и сложную философию жизни. Для них ваши стихи лишь красивые слова!  Я вижу вас это не очень огорчает. Но вы не можете не согласиться с тем, что времена романтики, высокой поэзии уходят в прошлое, что мы отвыкаем от языка богов и привыкаем к языку человеческому. Из этого не следует,  чтобы мы совсем изгоняем поэзию. Мы только думаем, что поэзии нашего времени уже неприлично витать в беспредельных пространствах и заноситься за облака…  Поэзия наших дней должна оставаться с нами на земле и заговорить языком человеческим, понятным для всех, а не для одних избранных.

В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, по возможности, заступника за безгласных и приниженных. Именно для этих людей мы создаём наши стихи, преследуя цель благородную – быть ответственным за судьбу трудового народа, чутким к чужому горю, к человеческому страданию, быть голосом совести и правды. В этом и заключается тот высокий дух гражданства, о котором говорил Евгений Евтушенко в одном из своих произведений:

Поэт в России больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Тому, в ком бродит гордый дух гражданства!
Кому покоя – нет, уюта - нет!

Спасибо за внимание.

 

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

Тема

« Две концепции искусства:

полемика продолжается»

Дата

Состав участников:

  1. Виктор Г. - спикер №1 школы «чистого искусства» (Ч1)
  2. Светлана К. - спикер №2 школы «чистого искусства»(Ч2)
  3. Анастасия И.  - спикер №1 школы гражданской лирики(Г1)
  4. Кристина К. - спикер №2 школы гражданской лирики(Г2)

Школа

«чистого  искусства»

Школа

гражданской лирики

Критерии

(до 5 баллов)

Ч1

Ч2

Замечания

Г1

Г2

Замечания

Понимание темы, владение материалом

Аргументы, доказательность

Работа с вопросами (умение  отвечать  именно на сформулированный вопрос)

Соблюдение регламента (выступлении не более

5 минут)

Культура общения (корректность, умение слушать)

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы, концепция и технологии обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Наблюдение из личного педагогического опыта. Рассуждения на тему проблем в преподавании изобразительного искусства. Онализ наиболее применяемых образовательных программ. некоторые концепции и методики...

Концепция воспитательной работы колледжа искусств 2012-2017 г.г.

Концепция отражает развитие воспитательной деятельности на 2012-2017 г.г....

Концепция педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и технологии

Концепция педагогической деятельности учителя  изобразительного  искусства и технологии...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

«Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»

Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»...

Концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области "Искусство"

Выступление на методическом объединении учителей эстетическогоцикла ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы    29 октября 2018 г....

Отчет выполнения плана мероприятий по реализации Концепции развития предмета искусство

Отчет выполнения плана мероприятийпо реализации Концепции развития предмета искусство...