Рабочая программа учебного курса "Литература" в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Алямкина Галина Викторовна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_literatura_5_klass.docx99.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Ковылкинская  средняя общеобразовательная школа №3»  

                                                                     

               

РАССМОТРЕНО                                      

на заседании ШМО

Протокол №_1___

от 28 августа  2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________Нестеренко Е.И.

 29  августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________ Палаева Н. А.

29 августа 2018 г.

Приказ № ______

 31 августа  2018 г.

                                               

                       
      Рабочая программа

                           учебного курса

         «Литература»  в 5  классе

       Составитель: учитель русского языка и литературы                   
         Алямкина  Галина  Викторовна

 

 

             

                          2018 - 2019 учебный год

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                 

                                

      Настоящая программа ориентирована на содержание авторской  программы  по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010)и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва,  В.И. Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2016

         Изменения в примерную рабочую программу не внесены.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение  литературы в 5 классе отводится 102 часа  из расчета 3 ч в неделю.

                       

           I. Результаты освоения курса литературы:

Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

3) освоение правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области "Филология" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Предметные результаты изучения предметной области "Филология"по литературе должны отражать:

Литература. Родная литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

             II. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов«Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский«Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик должен

         знать/понимать

        - образную природу словесного искусства;

        - содержание изученных литературных произведений;

        - основные факты жизни и творчества изученных писателей;

        - изученные теоретико-литературные понятия;

        уметь

        - воспринимать и анализировать художественный текст;

        - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

        - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;

        - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

        - выявлять авторскую позицию;

        - выражать свое отношение к прочитанному;

        - выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

        - владеть различными видами пересказа;

        - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

        - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

        - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

        Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»

в основной школе  (к окончанию 5 класса)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  •       1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  •      2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлятьи интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

                  III. Календарно-тематическое планирование

  1. Тематическое планирование по дисциплине     «Литература»  5 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максималь-ная нагрузка,              

ч.

                            Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Уроки Р/р

Творческая работа, ч.

Контроль-ная работа,

ч.

Самостоятельная работа, ч.

1

Введение. Русская литература и история

1

1

2

Устное народное творчество

10

9

1

3

Из древнерусской литературы

2

2

4

Из литературы XVIII в.

2

2

5

Из литературы XIX в.

42

35

4

3

6

Из литературы

XX в

29

26

2

1

7

Зарубежная литература

14

13

1

8

Итоговый урок

2

2

Итого:

102

90

6

6

                      2.Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Вид заня

тия

Количес-

тво часов

Виды самостоятель

ной

работы

Дата проведения

Планируе

мая

фактичес

кая

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

      1

1.1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

УОНМ

1

2

Устное народное творчество

10

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

УОНМ

2.1

1

2.2

Сказка – вид народной прозы. Виды сказок

УОНМ

 

1

 2.3

Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой

СЗУН

1

 2.4

«Царевна – лягушка». Образ Ивана-царевича

УОНМ

1

2.5

Народная мораль в характере и поступках героев. Сказка в актёрском исполнении

УФЗУН

1

2.6

«Иван- крестьянский сын и чудо- юдо» - волшебная сказка героического содержания.

УОНМ

1

 

2.7

Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

СЗУН

1

 

 2.8

Р/Р. Составление волшебной сказки.

УОНМ

1

 2.9

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

УФЗ

1

2.10

Контрольная работа «Русские народные сказки»

УК

1

проверочная

 3

Из древнерусской литературы

2

4.1

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.

СЗУН

1

4.2

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока  -киевлянина и хитрость воеводы Претича».

СЗУН

1

5

Из литературы XVIII века

2

5.1

 М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Краткий рассказ о жизни писателя

СЗУН

1

5.2

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение

СЗУН

1

6

Из литературы XIX века

42

6.1

Вн. ч .Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века:

А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев)

СЗУН

1

6.2

И. А. Крылов. Рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»)

УОНМ

1

6.3

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. («Волк на псарне»). Патриотическая позиция автора

УЗИМ

1

6.4

РР. Басни Крылова. Анализ и исполнение

СЗУН

1

6.5

Вн. ч. Жанр басни в мировой литературе

УОСЗ

1

6.6

В.А. Жуковский. Рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

УОНМ

1

6.7

«Спящая царевна» как литературная сказка

УОНМ

1

6.8

В.А. Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

 УОНМ

1

6.9

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

УОНМ

1

6.10

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

СЗУН

1

6.11

Основные образы сказки

УК

1

6.12

РР. Сопоставление сказки «Спящая царевна»

 В.А. Жуковского

«Со сказкой о мертвой царевне…»

А.С. Пушкина

УФ СЗ

1

6.13

РР. Стихи и проза. Рифма и ритм

УОНМ

1

6.14

Контрольная работа

«Жанровые особенности басен и литературных сказок»

проверочная

СЗУН

1

6.15

Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

УОНМ

1

6.16

Вн.ч. В.М. Гаршин. Сказка «Attaleaprinceps»

СЗУН

1

6.17

Вн. ч. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»

УЗИМ

1

6.18

М.Лермонтов.

Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения

УФЗ

1

6.19

Художественные особенности стихотворения

 М.Ю. Лермонтова «Бородино»

УФЗ

1

6.20

Н.В. Гоголь.  Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место».

СЗУН

1

6.21

Вн.ч. Повести из сборника

Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

СЗУН

1

6.22

Н.А. Некрасов

«На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

УПЗУ

1

6.23

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины.

УОНМ

1

6.24

Мир детства в стихотворении «Крестьянские  дети»

КУ

1

6.25

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями

СЗУН

1

6.26

Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.

СЗУН

1

6.27

Герасим и Муму. Счастливый год

УОНМ

1

6.28

Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества

СЗУН

1

6.29

РР Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму»

КУ

1

6.30

Контрольная работа

«Творчество писателей и поэтов 19 века»

УК

1

проверочная

6.31

«Чудные картины» А.А. Фета

СЗУН

1

 

6.32

Контрольное тестирование за первое полугодие

УК

проверочная

6.33

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

КУ

1

6.34

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев.

УОНМ

1

6.35

Тема дружбы в рассказе.

УОНМ

1

6.36

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Под страхом смерти.

СЗУН

1

 

 

 

6.37

РР.Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».

1

6.38

А.П.Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ

КУ

1

6.39

О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора.

КУ

1

6.40

Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.

 

 

УОНМ

1

6.41

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта.  

6.42

А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки»,  И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). Анализ лирического произведения. Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актёрском исполнении.

СЗУН

1

7

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

29

7.1

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

УОНМ

7.2

ВЧ  И. А. Бунин «Подснежник»

УЗИМ

1

7.3

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец

СЗУН

1

7.4

«В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи  с Валеком и Марусей.

УОНМ

1

7.5

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение города и его обитателей в рассказе. Сравнение как способ изображения героев.

УОНМ

1

7.6

Р.Р Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»  

СЗУН

1

7.7

Вн.ч. А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель»

КУ

1

7.8

С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с  голубыми  ставнями…»

 УФЗУН

1

7.9

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера

УОНМ

1

7.10

Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.

УОНМ

1

7.11

Вн. чт. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».

УОНМ

1

7.12

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Краткий рассказ о писателе. Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки. Тема коллективного труда.

УОНМ

1

Проверочная

7.13

«Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя.

УОНМ

1

7.14

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

СЗУН

1

7.15

С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Пьесы-сказки. Их герои и нравственный смысл.

УОНМ

1

7.16

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы сказки.

КУ

1

7.17

Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

КУ

1

7.18

А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. Душевный

мир главного героя

СЗУН

1

7.19

Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

СЗУН

1

7.20

В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.  

УОНМ

1

7.21

Человек и природа в рассказе

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

УФЗУН

1

7.22

Р.р. Подготовка к сочинению по рассказу

В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».

УОНМ

1

7.23

Русские поэты 20 в.

 о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе.

УОНМ

1

 

 

7.24

 Д. Кедрин «Алёнушка»,

 А. Прокофьев «Алёнушка»,

Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе.

УФЗ

1

7.25

К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война.

КУ

1

7.26

А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

УЗИМ

1

7.27

Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе.

УОНМ

1

7.28

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе.

СЗУН

1

7.29

В.Ч.Н. А. Тэффи «Валя».

КУ

1

8

Из зарубежной литературы

16

8.1

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед».

СЗУН

1

8.2

 Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

УОНМ

1

8.3

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

УОНМ

1

8.4

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека.

СЗУН

1

8.5

Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

УФЗУН

1

8.6

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

СЗУН

1

8.7

«Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней.

УОЗУН

1

8.8

Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. Подготовка к сочинению.

УОНМ

1

8.9

Р.р. Сказки

 Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов.

СЗУН

1

8.10

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев.

УОНМ

1

8.11

Р.р.«Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

УК

1

8.12

Контрольное тестирование за второе полугодие

УК

1

Проверочная

8.13

Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише»

УОНМ

1

8.14

Ж. Санд. «О чем говорят цветы».

УОНМ

1

9.1

Итоговый урок (творческий отчёт)

ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране  Литературии 5 класса».

УК

1

9.2

Итоговый урок (творческий отчёт) ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии пятого  класса».

СЗУН

1

           Итого:

102

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проведения воспитательного мероприятия: виртуальная экскурсия – «Кронштадт - живой памятник истории» III учебного курса (7 класс)

ВведениеКронштадт – это город Воинской Славы, живой памятник истории. Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе, который является райо...

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Учебный курс 5 класс

Рабочая программа по учебному курсу "Страноведение"...

Учебный курс 6 класс

Рабочая программа учебного курса "Страноведение"...

Учебный курс 5 класс

Православная культура...

Рабочая программа учебного курса 6 класс

quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...