Конспект урока "Мои взаимоотношения с И.Бродским"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Чернокова Валентина Леонидовна

       Дидактическая цель: осознание поэзии И.Бродского как органической части развивающейся русской литературы;   пробуждение интереса  к творчеству поэтов, связанных с Архангельским Севером.

       Образовательные цели: расширение, обобщение знаний о литературной карте Архангельской области, осознание    смысла поэтических текстов и их языковых особенностей.

       Развивающие цели:   обучение умению сравнивать, обобщать, доказывать; развитие  устной и письменной речи.

       Воспитательные цели: создание условий для пробуждения  в школьниках  уважение к родному языку, родной литературе как   отражению народной мудрости и истории; развитие  активности и инициативы, коммуникативности, толерантности, умения сотрудничать.

      Тип урока: комбинированный с элементами   мастерской сотрудничества.  Рассчитан на 2 часа работы.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 11 классе

общеобразовательной школы

«Мои взаимоотношения с Иосифом Бродским»

Валентина Леонидовна Чернокова,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Конёвская школа» Песецкого района

Архангельской области

       Дидактическая цель: осознание поэзии И.Бродского как органической части развивающейся русской литературы;   пробуждение интереса  к творчеству поэтов, связанных с Архангельским Севером.

       Образовательные цели: расширение, обобщение знаний о литературной карте Архангельской области, осознание    смысла поэтических текстов и их языковых особенностей.

       Развивающие цели:   обучение умению сравнивать, обобщать, доказывать; развитие  устной и письменной речи.

       Воспитательные цели: создание условий для пробуждения  в школьниках  уважение к родному языку, родной литературе как   отражению народной мудрости и истории; развитие  активности и инициативы, коммуникативности, толерантности, умения сотрудничать.

      Тип урока: комбинированный с элементами   мастерской сотрудничества.  Рассчитан на 2 часа работы.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

           

Некоторые этапы построения мастерской, используемые на уроке.

1.       Индукция - актуализация личного опыта, пробуждение личностного интереса. Использование ситуации разрыва (осознания неполноты своих  знаний, поиск ответов).

2.       Социоконструкция – создание продукта в группе. Этап построен от простого к сложному.

3.       Самоконструкция   - создание собственного продукта: на   этапе рефлексии каждый создает творческий продукт (синквейн, ассоциации, эссе и др.).

4.       Социализация – предъявление своего продукта другим: прочтение записей в группе  для  выступления, чтение вывешенных синквейнов и других, не прозвучавших вслух, работ.

5.       Межгрупповая социолизация – защита групповых работ  по очереди или    наиболее    интересных.

6.       Рефлексия – отражение своего проживания мастерской, ведущее к созданию творческого продукта по впечатлениям.

Оформление: слайд-фильм  «Иосиф Бродский»

Высказывания «Последний гений», «Гений одиночества», «Он не первый. Он, к сожалению, единственный» (С.Довлатов), «Один из самых молодых нобелевских лауреатов  в области литературы», «Последний  реальный новатор», «Поэт нового измерения», «Литературный трутень» (на магнитной доске).

 Фото видов природы Якутии, Тянь-Шаня, Казахстана, Белого моря.

Ход урока

Учитель:

  1. Индукция: Этот человек был последовательно  учеником фрезеровщика на заводе «Арсенал», помощником прозектора в морге, истопником в котельной, матросом на маяке, рабочим в геологических экспедициях в Якутии и даже участвовал в авантюрном плане по угону самолета за границу, внештатным рецензентом в журнале «Аврора», переводчиком  и даже снимался в фильме «Поезд в далекий август» - видимо, испытывая жгучий интерес к неизведанному.

«Литературный трутень», как его назвали в одной из статей, и в то же время – лауреат Нобелевской премии «за всеобъемлющее творчество»!

- Кто же он такой?    (И.А.Бродский) (слайд-фильм) – 5 мин.

-Вы заметили, как  сформулирована тема урока? Да-да, не «Моё отношение…», а именно взаимоотношения с поэтом.  В чем разница между словами? (ответы учеников)

(из Толкового словаря: ОТНОШЕНИЕ – мнение по поводу чего-либо, система суждений и ощущений в связи с чем-либо, ВЗАИМООТНОШЕНИЕ – взаимное отношение между кем-либо или чем-либо). Мне хочется, чтобы таинственный и непонятный мир Бродского для вас стал ближе, чтобы вы открыли  «своего» Бродского, чтобы вы, как и он, всегда оставались самими собой. Итак, навстречу Поэту…

II. Социоконструкция и самоконструкция

Задание группам:

(На слайде  заголовки трех стихотворений:  И.Бродский «Пилигримы»,  А.Плещеев «Странник», А.Пушкин «Странник»)

  1. Бродский, Плещеев и Пушкин. Посоветуйтесь в группах (по 4 человека) и запишите, почему возможно сближение имен  этих  поэтов.
  2. Группы объясняют основание для сравнения.

(интерес Бродского к творчеству Пушкина и Плещеева, круг тем, волновавших  всех поэтов, сходен  и т.д.…)

Учитель: Не только схожесть заглавий стихотворений, но и определенная общность судьбы их авторов делает возможным сравнительный анализ предложенных произведений. Каждый из трех поэтов в молодости перенес опалу и ссылку. Биография А.С.Пушкина вам хорошо известна.

(Сообщение заранее подготовленного ученика): А. Н. Плещеев был членом кружка Петрашевского и (как Достоевский) в 1849 г. приговорен к расстрелу, который в последний момент заменили четырьмя годами каторги и солдатчиной.  В 1859 г.  Плещеев вернулся в Москву и продолжил занятия литературой. В центре его зрелой лирики – образ прогрессивно мыслящего, но уже не способного к борьбе, сломленного жизнью интеллигента.

Учитель: Судьба Иосифа Бродского, перенесшего ссылку в глухой д. Норенская Архангельской области и осужденного на изгнанничество, более драматична, чем судьба Плещеева, который прожил долгую жизнь и в последние годы жизни, благодаря полученному наследству, путешествовал за границей, где и умер (в Париже). В жизни Бродского была Норенская осень, как в жизни Пушкина – Болдино.

Бродский. Какие ассоциации у вас вызывает эта фамилия? (Бродский→Бродить→Бродяга→Странник→Странный→Сторонний)

  1. На столы  группам раздаются тексты стихотворений А.Пушкина «Странник» (1835), А.Плещеева «Странник» (1858),  И.Бродского «Пилигримы» (1958). Предлагается работа в группах (20 мин)

1 группа – работает со стихотворением  «Пилигримы» И.Бродского  и составляет  схему мира стихотворения и представляет её.

(Задание:  1.Внимательно прочитайте стихотворение. Выполните задания: запишите свои размышления, а потом «соберите» общее выступление)

 2. Распределите слова-символы в 2 столбика

Духовный мир

Материальный мир

3. Подумайте, мимо какого мира идут пилигримы. Почему? Что оставляют они позади, и что ждёт их впереди?

4. Схематично изобразите мир стихотворения Бродского. Не забудьте указать место пилигримов в этом мире.

5. Обратите внимание на дату написания стихотворения…

2 группа – работает со стихотворением  «Странник» А.С.Пушкина  и составляет  схему мира стихотворения и представляет её.

(Задание:  1.Внимательно прочитайте стихотворение. Выполните задания: запишите свои размышления, а потом «соберите» общее выступление.)

                      2. Распределите слова-символы в 2 столбика

Духовный мир

Материальный мир

 2. Кто такой странник в стихотворении А.С.Пушкина?

 3. Какой путь проходит пушкинский странник?

4. Кто поможет страннику в выборе пути?

5. Обратите внимание на дату написания стихотворения…

3 группа – работает со стихотворением  «Странник» А.Н.Плещеева  и составляет  схему мира стихотворения и представляет её.

(Задание:  1.Внимательно прочитайте стихотворение. Выполните задания: запишите свои размышления, а потом «соберите» общее выступление.)

 2. Распределите слова-символы в 2 столбика

Духовный мир

Материальный мир

3.Какой  путь прошел странник А.Плещеева?

4. О чем мечтает лирический герой стихотворения?

5. Обратите внимание на дату написания стихотворения…

III. Социализация. Ученические группы представляют результаты работы.

Заслушивается выступление 2 группы (чтение стихотворения, представление схемы  и комментария)

Учитель:

Интересно, какой различный духовный опыт извлекают поэты из событий своей жизни. С.Бочаров в книге «Пушкин. Краткий очерк жизни и творчества»  пишет: «Сюжет «Странника» - внутренний перелом в человеке  после данного ему откровения о скорой гибели мира». Тема конца света, «данная в образе горящего дома, преломляется в плане личного спасения; чувствуя себя  не готовым к суду. Странник резко меняет жизнь, оставляет дом, жену, детей, друзей и бросается  в бегство:

Дабы скорей узреть – оставя те места,

Спасенья верный путь и тесные врата».

В последней строке  - прямая ссылка к Новому Завету: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Евангелие от Матфея, гл. 7., 13-14)

        Итак, ребята, вы правильно определили, что странничество у позднего Пушкина  (вы отметили, что стихотворение написано за год до гибели поэта, ему 36 лет)– это христианский путь духовного спасения.

Заслушивается выступление 3 группы. (чтение стихотворения,  комментарий)

Учитель:

У Плещеева странничество – это изгнание. Последние строки стихотворения «Не одинок, не странник ты теперь: Ты отдохнешь, любовию согрет…» - убедительное тому доказательство. (Обратили внимание, ребята, на возраст поэта, написавшего стихотворение? – это возраст Христа, 33 года).

Заслушивается выступление 1 группы. (чтение стихотворения,  комментарий)

Учитель:

Взгляды И.Бродского на поэзию и жизнь шире. Странничество – это отрицание привычных ценностей жизни, движение «мимо» - этого мира, Бога, даже самого себя. А сколько поэту, написавшему «пилигримов»? (Всего 18 лет, он ваш ровесник). (Прослушивание песни в исполнении М.Голиковой, написанной  на это стихотворение)

IV. Рефлексия

Из записей в ходе групповой работы в мастерской:

  1. Выберите слово или словосочетание, особенно важное для вас, для понимания содержания стихотворения, для самих А.Пушкина, А.Плещеева и И.Бродского и подчеркните.
  2. Обведите в кружок самое важное для вас.
  3. Выпишите с большой буквы посреди строки и оформите любым пунктуационным знаком из ряда, предложенного на доске: ! . ? … .
  4. На полученную тему напишите текст (сочинение-миниатюру) (15-20 мин.)
  5. Тексты читаются вслух (по желанию)

Итоги урока

- Какие чувства вы испытали, работая сегодня на уроке?

- О чем пришлось задуматься?

-Что было трудно?

- Какие моменты урока-мастерской  особенно запомнились?

(из ответов обучающихся: И.Бродский – настоящий философ, его стихотворения – настоящие загадки, интересно, что сходные мысли и мотивы можно увидеть в стихотворениях разных эпох; не думали, что стихотворения так трудны по сравнению с теми, что изучали ранее; интересно, что поэты задают вопросы, важные сегодня…)

Учитель:

Понять смысл произведений Бродского непросто потому, что  они представляют собой диалог в культурном пространстве. В них угадываются сочинения других поэтов – мотивы, образы, выражения...

Вместе с ними стихотворения Бродского образуют единый текст, обладающий сверхсмыслом. Постараемся услышать этот  полилог.

Вспомним другие произведения русской литературы, в которых звучит  тема, о которой  мы  сегодня говорили. Это…(уже знакомый вам по эпиграфу к «Пилигримам» Шекспир, это  Данте и его   «Божественная  комедия», это Сервантес  и его  « Дон Кихот», это Г.Р.Державин  и его  «Река времен...», это М.Ю.Лермонтов и его  «Выхожу один я на дорогу...»,  это Н.Гумилев – поэт, путешественник, офицер...и его «Заблудившийся трамвай» , это Н.Лесков и его  «Очарованный странник»…Это  Библия – «Всяк, живущий на земле есть путник».

Учитель:

Иосиф Бродский! Думаю, «самый счастливый в своей жизни», как он сам себя назвал в одном интервью, и самый мудрый.

Прочитайте  эти строки, написанные о ссылке в Норенскую, и согласитесь со мной: «Я помню, как сидел в маленькой избе, глядя через квадратное, размером с иллюминатор, окно на мокрую, топкую дорогу с бродящими по ней курами, наполовину веря тому, что я только что прочёл… Я просто отказывался верить, что ещё в 1939 году английский поэт сказал: «Время… боготворит язык», а мир остался прежним».

Да. 
Лучше поклоняться данности 
с короткими ее дорогами, 
которые потом 
до странности 
покажутся тебе 
широкими, 
покажутся большими, пыльными, 
усеянными компромиссами, 
покажутся большими крыльями, 
покажутся большими птицами. 

 Время, проведенное в архангельской деревне Норенской, сделало поэта мудрым всего за два года. Больше всего он любил говорить о том, что любил больше всего на свете – о поэзии…

        Но мы научились драться

     и научились греться

     у спрятавшегося солнца

     и до земли добираться

     без лоцманов, без лоций,

     но -- главное -- не повторяться…

    А тоска по родным местам оставалась в стихах всегда:

     И увижу две жизни

     далеко за рекой,

     к равнодушной отчизне

     прижимаясь щекой,

     -- словно девочки-сестры

     из непрожитых лет,

     выбегая на остров,

     машут мальчику вслед….

        Потому что для своей страны он остался навсегда Странником. У поэта Бродского,  который «по возрасту …мог бы быть уже в правительстве…», но которому «не по душе а) столбики из цифр, б) их интриги, в) габардиновые их вериги…», который сам  себе дал эту оценку.

Я думаю, ваши взаимоотношения  с И.Бродским будут близкие, дружеские, прямые, как сам поэт определи их в Нобелевской лекции: «Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения». 

Домашнее задание:

Прочитать несколько стихотворений И.Бродского, написанных после ссылки в Норенскую. Напишите небольшое эссе на одну из тем «Мои взаимоотношения с  Бродским»,  «А все-таки жаль, что нельзя с Иосифом Александровичем…», «Приезжаю к Бродскому в Норенскую…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

План-конспект урока Взаимоотношения между военнослужащими

план-конспект  для проведения урока в 11 классе...

Конспект урока на тему : "Жизнь и творчество Иосифа Александровича Бродского

муниципальное общеобразовательное учреждениеМанычская средняя школа №11Зерноградского района Ростовской области      Конспект    урока«Жизнь  и...

Конспект урока литературы "И. Бродский. Очерк жизни и творчества"

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "И.Бродский. Очерк жизни и творчества"....

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»

Hабота с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и  переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не...

Анализ стихотворения И. Бродского «И вечный бой…». Блок и Бродский-два петербуржца

Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения И. Бродского «И вечный бой…» с использованием элементов проектного обучения, элементов проблемного диалога, применение на практике техн...

О чём кричит «чёрный буксир» Иосифа Бродского? -материалы к анализу стихотворения И.Бродского "Стансы городу"

Наверное, невозможно обнаружить все реминисценции русской классики в стихотворении И. Бродского. Это связано, как с субъективностью любого прочтения, так и с разным восприятием текста во времени. (......