урок-практикум "Мастерская выразительного чтения"
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Фриауф Евгения Артуровна

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным дисциплинам. Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над формированием и развитием навыка чтения. В научно-методической литературе Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербаков, В.Г.Горецкий и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Правильность чтения подразумевает чтение без искажений. Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов, прочитанных в минуту. Сознательность чтения обусловлена пониманием младшими школьниками прочитанного текста. Выразительность чтения формируется только в процессе анализа текста и включает интонацию, темп, ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx157.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум . «Мастерская выразительного чтения»

Цели:   развитие  и совершенствование  навыков выразительного чтения поэтического произведения, отработка упражнений, помогающих усовершенствовать технику речи, отработка приёмов для развития полноценного навыка чтения, составление “партитуры”

воспитание интереса к поэзии, образному слову, вдумчивое, бережное отношение к природе.

  1. Орг. Момент
  2. Постановка целей урока.

-Зачем необходимо уметь читать выразительно?

- Что даёт человеку умение владеть своей речью?

3. Ход урока.

1) Дыхательная гимнастика.

И восприятие, и передача авторского текста зависят от многих условий, в том числе и от умения читающего владеть своим дыханием и голосом. Помните, что правильное дыхание – это когда вдох делаем через нос, а выдох – ртом. Речь, произносимая тусклым, глухим голосом, прерываемая частым дыханием, производит неприятное впечатление и плохо воспринимается слушателями.

Проведём ряд упражнений на тренировку дыхания:

А) “задувание свечи”

Раздаются листочки бумаги размером 4 x 8 см. Листок держим на расстоянии I5–I8 см на уровне полости рта. Вдохнув, ровной струёй выдыхаем воздух. Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать.

б) “Гудение провода”

После вдоха произносим непрерывно сочетание букв

НУННОННАННЕННИННЫН. Прислушайтесь к гудению проводов. Затем сделайте то же упражнение со звуком (м).

в) Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.

г) Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.

д) Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

е)  Самолеты взлетают: у-у-у-у.

Машины едут ж-ж-ж.

Лошадки поскакали цок-цок-цок.

Рядом ползет змея ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло з-з-з.

* Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп

И поймали (кулачок)

З-з-з пусть летит.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

2) Дикция

Словарная работа

ДИКЦИЯ – произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации.

Нельзя читать произведения переживая текст, проглатывая начала и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Как например, в стихотворении “Сашина каша” С. Михалкова ( читает подготовленный ученик”.

Такое чтение искажает содержание произведения и мучительно воспринимается на слух. Вот, что пишет об этом К.С.Станиславский, известный режиссёр, педагог: “слова, с подмененными буквами, представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает мне человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб; отрезанное ухо и другие подобного рода уродства. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд . . .”

Скороговорки и чистоговорки

Помогут вам избавиться от недостатков при чтении.

Проворонила ворона воронёнка

Произносите её с разными смысловыми оттенками:

  1. “Ах, как жалко вороненка”
  2. “Так ей, раззява, и надо”

Шла лиса бесшумно по лесу

Подтексты:

  1. “Ух. Какая хитрая лиса”
  2. “Берегитесь, зверюшки, прячьтесь, лиса идёт”
  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть самую длинную скороговорку в мире «Лигурию», можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

Скороговорка Лигурия

3) Составление партитуры текста.

Партитура – это своеобразный нотный стан, в котором специфическими знаками записано звучание всего произведения.

Разработать партитуру – значит создать ту основу звучания, без которой нельзя приступать к исполнению произведения.

        С чего начинать работу по созданию партитуры звучания?

        Какова последовательность ее разработки?

        Какими знаками обозначаются особенности звучания?

Начинать надо, естественно, с идейно-действенного анализа и режиссерского решения исполняемого материала.

        Создать партитуру – значит зафиксировать художественную перспективу исполнения, т.е. отобрать и распределить на протяжении всего материала выразительные средства речи, соблюдая определенную последовательность.

  1. Отметить логические центры текста графическими знаками (одной, двумя, тремя горизонтальными черточками, не забывая о том, что логика фразы определяется логической перспективой произведения). И «скелетируя» текст, отыскать главные слова, несущие наибольшую информацию, без которых не понять смысла фразы, всего произведения.

Для примера возьмем хорошо известное стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

Первое, что наметим в нем – это логические центры:

                        Белеет парус одинокий

                        В тумане моря голубом…

«Парус» - главное слово в этих строках стихотворения. Он – действующее лицо. В нем заключено наибольшее количество информации. И так надо пройтись по всему стихотворению.

  1. Определить мелодику ударных слов, мелодию фразы.

В мелодических рисунках – смысл текста. Бедность мелодики ведет к бессмыслице. Но чтобы правильно поставить знаки мелодических схем, следует ознакомиться с этим разделом словесного действия.

Для мелодики русской речи характерно выделение ударного слова путем понижения голоса. Это придает речи уверенность, убежденность, внутренний покой, силу… Так точно надо уметь понижать тон голоса и в конце повествовательного предложения. Каждая фраза имеет свое начало (на среднем тоне голоса), вершину (тон голоса повышается) и завершающий мысль конец (тон голоса понижается). Со сцены уходит эта особенность звучания русской речи: мы слышим фразы с «задранными» концами. (Эта особенность характерна для пермского говора, Пермского края). Это не по-русски, вносит в интонации неуверенность, необоснованное удивление, вопрос. В повествовательном предложении восходяще-нисходящая линия звучания ( /           \).

Поставим знаки мелодического выделения в стихотворении:

                           /            \

Белеет парус одинокий

                \

                        В тумане моря голубом!

                                  /                   \

                        Что ищет он в стране далекой?

                                   /                 \

                        Что кинул он в краю родном?..

  1. Обозначить различный объем звучания слов.

Третьим пунктом разбора по методике З.В.Савковой будет – определение длительностей (объема) звучания слов. Я использую методику П.М.Ершова и разбираю текст на «интонационный формы». В 2011 году я выступала на краевом семинаре-практикуме с методической статьей «О лепке фразы и интонационных формах».

Методика З.В.Савковой.

Главные слова звучат более крупно, «увесисто» в сравнении с неударными словами. Объемность звучания понимается как скорость произнесения самих звуков, составляющих слово, особенно гласных, как скорость произнесения того или иного слова во фразе.

Условимся разделять слова по объему на три группы:

  • самые объемные,
  • средние,  
  • мелкие,

и применять для обозначения объема их звучания нотные знаки:

– целая доля,

– половина доли,

– четверть доли звучания.

Чтобы услышать и понять различную длительность звучания слов, используется прием «дирижирования».

Дирижируем объемом слов таким образом: ввинчиваем в патрон электрическую лампочку (оборот кисти слева направо). Все неударные слоги бегут к ударному, где бы он не стоял (в начале, середине или в конце слова). ударный слог звучит шире, заметнее всех остальных, которые произносятся легко, стремительно, отдавая энергию ударному слогу. «Словесный центр» как бы «скрепляет» все остальные слоги, являясь стержнем всего слова.

Продирижируйте трудно произносимое слово с первым ударным слогом:

«ВЫдрессировавшимися». Как только остановилось движение левой кисти после первого ударного слова «ВЫ», так после этого ни один слог не должен отстать, «выскочить», «растянуться», развалить слово.

Назовем это движение кисти «лепкой» слова (лепим маленькое произведение искусства).

«Лепку» слова будем обозначать - .

Слова средней величины будем сопровождать движением руки от локтя (круговое движение слева направо) и назовем это движение образно «рубка» слова (вырубаем из дерева более объемное произведение искусства).

«Рубку» слова будем обозначать - .

Слова же самые значительные, крупные будем сопровождать движением руки от плеча. Это движение назовем «ковка» слова (создаем монументальное произведение, отсекая от глыбы мрамора все лишнее).

                «Ковку» слова будем обозначать -.

        А теперь в нашей фразе из стихотворения Лермонтова «Парус» поставим знаки объема звучания слов:

                                    

Белеет парус одинокий

                                              

В тумане моря голубом!..

        Мелодическая линия звучания и объем произнесения слов чрезвычайно важны: они придают естественность звучанию – человек говорит богато звучащим голосом. Надо преодолеть трудность прехода от звучания «короткого, маленького» слова к «крупному» и наоборот. Дело в том, что мы склонны в стихотворном материале произносить все слова с одинаковой длительностью звучания. А это тяжелит, мертвит речь, придает ей характер «декламизионности». Нужно приучать чтецов к разнооброзному произнесению слов.

  1. Наметить места пауз в тексте.

Люфт – пауза (короткая) обозначается одной вертикальной чертой - | , более длительная – двумя || , еще более длительная – тремя ||| .

  1. Обозначить характер произнесения текста.

Произносится текст слитно, мягко, или отрывисто, с короткими энергичными остановками между словами.

Плавное, слитное произнесение обозначается знаком легато – , который ставится под словами, соединяя их стыки:

Что ищет он …

       

     Отрывистое, энергичное произнесение отмечается знаком стаккато –  ∙∙ , который также ставится под словами, разделяя их:

                                И мачта.. гнется и..скрипит…

  1. Отметить развитие мысли в диапазоне.

Речь наша волнообразна. Каждая последующая волна сильнее и выше предыдущей. Наш голос, развивая мысль, то повышается, то понижается. Надо умело использовать диапазон голоса, зная, что интервалы речи значительно меньше музыкальных интервалов. Они в речи бывают еле уловимы на слух, но они есть и должны непременно быть слышны в речевом действии. В постепенном, расчетливом повышении и понижении тона голоса проявляется выдержка, сила, достоинство, воля, уверенность. Воспитание такого навыка поможет избежать многих распространенных недостатков («вскочив» сразу на высокий тон звучания, исполнитель не может «соскочить» с него или наоборот, засядет «в подвал» своего низкого голоса и не может «вылезти» из него). Поэтому- то и рекомендуется начинать говорить на «Центре» голоса (со средней, удобно звучащей ноты). Тогда голос легко пойдет и вверх и вниз. А чтобы диапазона голоса хватило на исполнение произведения, рекомендуется прибегать к приему голосовых «оттяжек».

         Обозначаются звуковые изменения голоса стрелками перед каждой строчкой с указанием движения голоса относительно звучания предыдущей строки.

f2 –        Белеет парус одинокий

f2 ↓        В тумане моря голубом!..

f 3 ↑        Что ищет он в стране далекой?

f 3↑        Что кинул он в краю родном?

f 4↓        Играют волны, ветер свищет,

f 4↓        И мачта гнется и скрипит…

↑        Увы! он счастия не ищет,

↑        И не от счастия бежит!..

7.Наметить уровни громкости речи, различную мощность звучания чтеца. Сила звука должна выступать как выразительное средство чтеца. А таким оно и будет, если есть умение пользоваться законом относительности пиано и форте. Для обозначения силы звучания можно прибегнуть к знаку: f1,f2,f3,f4,f5. Буква f обозначает слово «громко». А знаки соответственно читаются так: очень тихо, тихо, умеренно громко, громко, очень громко. Эти знаки ставятся в тексте чтеца слева перед указанием стрел повышения и понижения голоса. (См. выше).

8.Обозначить изменение темпо - ритма речи. Когда речь звучит в одном неменяющемся темпе, она или усыпляет или раздражает. При бедном темпо – ритме речь безжизненна. Можно говорить быстро, динамично и крупными, «увесистыми» словами и наоборот. Темп речи обозначается: t1- очень медленно, t2 –медленно, t3-умеренно, t4-быстро, t5-очень быстро. Они ставятся в тексте справа.

9.Определить основной тон исполнения. В каких основных тонах может протекать словесное действие чтеца? Лирическом, драматическом, трагическом, комедийном, сатирическом, лирико – романтическом, и т.д. Основной тон позволяет держать всех  в едином душевном состоянии.

10. Отметить многообразие тембральных оттенков в звучании чтеца. Индивидуальный тембр голоса каждого человека  постоянно меняется в зависимости от душевного состояния, от смены чувств, отношений, оценок. Пока еще не найдены названия различных эмоциональных тембров, нет их и графического  изображения. Слова, которыми обозначают тембры, отражают либо характер  звучания голоса (легко, тяжело, мягко и т. д.), либо эмоции (ласково, гневно, нежно и т. д.). Для обозначения тембров обычно используются слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, не имеющих отношения к звуку: бархатный, жесткий, металлический, мягкий и т. д. И все же, указанные метафорические названия помогают получить некоторое представление о тембровых  различиях.  

4) Заключительный этап урока.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...

От выразительного чтения к осознанному чтению художественных произведений.

Книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного. Уровень начитанности, умение читать-п...