Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 8 классе. "Поэт "чуда земли" Н. Заболоцкий"
    презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

    Устиева Натела Гайозовна

    Конспект урока литературы в 8 классе "Поэт "чуда земли" Н.Заболоцкий" может послужить материалом для занятия в форме исследования с элементами творческой работы учащихся. К конспекту прилагается презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_poet_velikigo_chuda_zemli_n.zabolotskiy.docx24.83 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Урок литературы в 8   классе  

    Тема урока:  Поэт «великого чуда земли» Н. Заболоцкий

    Цель: 1) познакомить учащихся с художественным миром Николая Заболоцкого;

                2) учить понимать поэтический язык; помочь осмыслить прочитанное;

                3) развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

    Методические приемы:   поэтическая викторина, беседа по вопросам, сообщения учеников,                                              

                                                     выразительное чтение, работа в группах (анализ текста), создание          

                                                     иллюстраций к стихотворениям.

    Оборудование: компьютер, плазменный телевизор, компьютерная презентация,      

                                  видеофрагменты фильма о природе; репродукции  пейзажных

                                  картин русских художников, выставка рисунков учащихся;

                                  карточки-задания для работы в группах; сигнальные карточки;

                                  бумага для акварели и краски.

    Эпиграф: «Я -  человек, часть мира, его произведение. Я мысль природы и её разум»

                                                                                                                             Н.Заболоцкий.

    Ход урока: I. Организационный момент.

    II. а) диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью сигнальных карточек;

        б) демонтстрация фидеофрагмента фильма о природе;

        в) беседа  с учащимися о впечатлениях от фильма;

    III. а) поэтическая викторина (с помощью слайд-шоу учащиеся вспоминают и читают наизусть  

              изученные ранее стихотворения о природе);

         б) беседа:

              - Есть ли что-то общее в  прозвучавших стихотворениях?

     (В них природа показана во всем  её великолепии.  Благодаря олицетворениям она одухотворена.  

       Природа является источником вдохновения поэтов).

         в) сообщение темы, цели и задач урока.

    IY. а) устное сообщение учащегося о Николае Заболоцком, сопровождаемое компьютерной    

              презентацией.

         б) слово учителя:

              - В творчестве Н. Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни.

                Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий свое неразрывное единство с ней, - вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого.

             - Как отразились эти взгляды поэта в его стихотворениях?

    Y. Работа в группах:

    1. Анализ стихотворения «Журавли» (с помощью карточек-заданий)

    2. Анализ стихотворения «Одинокий дуб» (с помощью карточек-заданий)

    3. Работа над выразительным чтением названных стихотворений.

    4. Создание иллюстраций к данным произведениям.

    5. Работа со статьёй учебника – подготовка домашнего задания к следующему уроку.

    YI. Отчеты групп:

    а) выразительное чтение стихотворения, сопровождающееся видеофрагментами и музыкой.

    б) анализ стихотворения, подготовленный в ходе урока.

    в) ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: почему авторы учебника назвали  

         статью о Н. Заболоцком «Поэт великого чуда земли»? О каком «чуде» речь?

    YII. Заключительное слово учителя:

           -Н.А.Заболоцкий прожил нелегкую жизнь и умер в возрасте 55-ти лет, так и не увидев то время, когда его поэзия стала широко издаваться, переводиться на иностранные языки, всесторонне и серьезно изучаться литературоведами. Но он достиг той цели, к которой стремился на протяжении всего своего творчества, он создал книгу, достойно продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга заняла свое место в сокровищнице классической литературы. Он имел полное право написать в своем «Завещании»:

    О, я недаром в этом мире жил!

    И сладко мне стремиться из потемок,

    Чтоб, взяв меня в ладонь, т ы, дальний мой потомок,

    Доделал то, что я не довершил.

     YIII. Домашнее задание: наизусть одно из стихотворений с элементами анализа (по выбору).

    Карточки – задания для анализа стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли» 

    Карточка № 1

    1) Понравилось ли вам стихотворение? 

    2) О чем в нем говорится?

    3) Каковы его жанровые особенности?

    Карточка № 2

    1) Сколько строф в стихотворении?

    2)На сколько композиционных частей и почему можно разделить стихотворение?

    3) Каков центральный образ первой части стихотворения?

    4) Каким настроением проникнута первая часть? Слышим ли мы «дыхание природы»?

    5) Какие художественные средства помогают передать эти чувства?

    Карточка №3

    1) Почему строфа начинается с противительного союза?

    2) Каков главный образ этой строфы? Что символизируют «озеро» и «дуло»?

    3) Как длина строк помогает выразить настроение строфы?

    4) Какие художественные средства использует автор, чтобы передать предчувствие

        трагедии?

    Карточка № 4

    1) Какие метафоры использует автор четвертой строфе? Как вы их понимаете?

    2) Почему поэт не использует слово “выстрел”? Слышим ли мы его?

    3) В чём особенность глагола “обрушилось”?

    4) Какие чувства вы испытываете?

    Карточка № 5

    1) Почему журавли “рванулись в вышину”?

    2) Роль олицетворения “рыданью вторя”?

    3) Какое сравнение использует автор? (Проследить перекличку с первой строфой)

    4) Как звукопись помогает передать силу горя? Роль однокоренных слов, эпитетов.

    Карточка № 6

    1)Как вы понимаете слова: «…В искупление собственного зла им природа снова возвратила…»?  

        О каком зле природы по отношению к журавлям идет речь?

    2)Какова роль эпитетов? Почему стало возможным вернуть птицам веру?

    3)Только ли о птицах эти строки?

     Карточка № 7

    1) Зачем нужна заключительная часть?

    2) Какие чувства переплетаются в строфе?

    3) Как перекликаются строки первой и последней строф?

    4) Чем необычно сочетание слов в следующих строках?

    5) Какую смысловую нагрузку несёт алый цвет зари, что символизирует заря?

    Карточки-задания для анализа стихотворения Н.Заболоцкого «Одинокий дуб»

    Карточка № 1

    1) Какая картина предстает перед нами в первой строфе стихотворения?

    2) Какие художественные средства помогают нарисовать внешний облик дуба?

    3) Какую роль играет поэтический перенос и способ рифмовки?

    Карточка № 2

    1) Почему вторая строфа начинается с противительного союза?

    2) Как меняется интонационное звучание стихотворения? Какие художественные средства

         выразительности способствуют этому?

    3) Какая жизненная позиция прославляется поэтом?

    Карточка №3

    1) Как пунктуационная организация стихотворения помогает понять его смысл?

    2) Какую известную поговорку использует поэт в последнем четверостишии? (Один в поле не воин)

            

    Карточка №4

    1)Какой метафорический смысл имеет стихотворение? Только ли о дереве идет речь?

    2) Почему он спорит с поговоркой?

    Карточка №4

    1)Какой метафорический смысл имеет стихотворение? Только ли о дереве идет речь?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

    Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

    Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

    Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

    Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

    Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

    Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".

    В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выяви...

    Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

    Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

    Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

    Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....