Статья "Размышления перед уроком ..."
статья по литературе (11 класс) на тему

В статье рассматриваются вопросы современного прочтения классики, отношение старшеклассников к проблемам  общественного устройства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Размышления перед уроком …

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

       Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Из тех требований, которые предъявляются к современному уроку, в свете нашей сегодняшней школьной жизни хочется остановиться на:

  • стремлении учителя самостоятельно планировать уроки;
  • помощи детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала;
  • опоре на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний;
  • практической направленности учебного процесса;
  • включении в содержание урока упражнений творческого характера;
  • соотношении рационального и эмоционального в работе с детьми.

 

Показывая пример метапредметных связей в системе школьного образования, хотелось бы рассказать об интегрированном уроке литературы и математики в 11 классе «Математически безошибочное счастье» (по роману Е.Замятина «Мы»).

На наш взгляд, это произведение интересно для совместного изучения на уроках литературы, математики, истории и обществознания.  Изучая основы государственной системы, школьники не всегда понимают, что такое тоталитарное и демократическое государства, в чем их основное различие. Нынешние старшеклассники живут в другой стране, отличной от той, в которой жило старшее поколение. Сравнения в пользу государственного уклада, который характерен для СССР, часто слышишь на уроках в качестве аргументации в спорах, услышанных  дома детьми. Для того чтобы в чем-то убедить подростка, необходимо не только приводить примеры, но и объяснять суть явлений. Произведение «Мы» Е. Замятина является хорошей основой для предметного диалога с использованием знаний на уроках гуманитарного цикла и точных наук.   Мы с коллегой, учителем математики, решили объединить уроки литературы и математики.

Рассказывать об основных этапах урока не буду, назову те проблемные вопросы, которые лежат в основе понимания прочитанного и заявленной темы урока:

  • О чем заставил задуматься роман?
  • Что такое счастье?
  • Счастливы ли жители Единого Государства?
  • Счастлив ли герой произведения?
  • Сложно ли представить себя счастливейшим «средним арифметическим»?
  • В какие моменты жизни они («Нумера») ощущают себя счастливыми?

Казалось бы такие «простые» вопросы  не вызовут трудностей в ответах у старшеклассников. Однако понимание счастья не только как личного блага, состояния собственной души, но и взаимосвязи с другими людьми, а значит, и счастья других людей заставляют подростков задуматься над теми проблемами, которые лежат в основе государственного устройства. И разговор о счастье постепенно переходит в диалог о справедливости, свободе, творчестве, правильном выборе. Понятия «утопия», «антиутопия» помогают детям найти ту самую золотую середину, а именно возможность разумного решения государственных проблем, избегая крайностей.

Как же связана с раздумьями старшеклассников на тему счастливого существования математика? Очень даже непосредственно! Е. Замятин получил отличное математическое образование, преподавал в Политехническом институте. Поэтому придуманные им математические образы романа «Мы» необычны, точны, логически построены.

  • Почему жители Единого Государства – нумера?
  • Что такое Интеграл?
  • Как создается абсолютная идентичность, одинаковость?
  • Что такое симметрия?
  • Можно ли государству в своем устройстве обойтись без математики?

 Согласитесь, совсем обойти эти вопросы нельзя. Ребятам интересно познакомиться с новыми понятиями и математическими терминами в форме межпредметного диалога, без обязательного заучивания материала. Прикладной характер отдельных тем  составляет практическую направленность учебного процесса.

 Для чего нужна такая математическая точность при создании Единого Государства – одна из главнейших проблем произведения. Школьники рассуждают о том, что вряд ли возможно такое «математически безошибочное счастье».

Но ведь математика должна находиться на службе у государства. Без математики трудно представить нашу сегодняшнюю жизнь. Математика в государственном секторе – это экономика, прогнозы развития страны и мира в целом, полеты в космос, прогнозы поведения людей в той или иной ситуации и др.  Еще М.В. Ломоносов говорил: «Математика ум в порядок приводит».

Но все хорошо в меру. Уже сейчас мы все – номера. В налоговой инспекции для установления личности нужен ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) и только потом – фамилия, имя, отчество. По номеру телефона можно обнаружить положение любого из нас в любой точке мира. IР – номер нашего компьютера является нашей визитной карточкой. Для пользования картой любого банка нам дают пин-код (номер). Перечисления можно продолжить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышления перед уроком

Каждый урок имеет своего учителя, своё имя, свою особенную драматургию.                     В.М. Лизински...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Урок литературы в 5 кл. Тема урока. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Ночь чудес и справедливости.

Цели урока: обобщить и систематизироватьпервоначальные впечатления от прочитанного, выявить черты характера героев, помочь осознать социальную и личностную значимость учебного материала....

Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.

На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...

Saying of the Day-разминка перед уроком,обсуждение материала

в помощь преподавателю для организации начала урока...