практическая работа (И.Бунин "Темные аллеи")
материал по литературе (11 класс) на тему

Мартыновских Галина Вячеславовна

практическая работа (И.Бунин "Темные аллеи")

2 курс СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktich_buninno7.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 7

Тема: И. Бунин «Темные аллеи».

Цель

  • Сформировать   навыки   учебного   труда:   понимание   задания,
    продумывание  хода  его  выполнения,   подготовка  к  активной
    работе, соблюдение рационального режима труда.
  • Развитие творческих способностей обучающихся,  их познавательной
    активности, умение самостоятельно разобраться в инструкции к
    заданию.
  • Развитие понимания авторской позиции, образного и аналитического мышления, устной и письменной речи обучающихся.
  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения.

Ход работы:

Прочитайте рассказ И. Бунина «Темные аллеи». Ответьте на вопросы.

1. Идеи (ответы должны быть аргументированы).

1.1.Как связано название рассказа с содержанием? Какое другое название могли бы вы предложить?

1.2.Почему эту историю нельзя назвать сентиментальной? Как бы могли развиваться события в «сентиментальном варианте»?

1.3.Можно ли сказать, что виной несостоявшейся любви были сословные предрассудки героя?

2. Повествование, образы

2.1.Как связан пейзаж с сюжетом?

2.2.Где и как речь героини выдает ее невысокую образованность?

2.3.Каковы особенности речи героя? В каких словах герой описывает героиню в молодости? Когда герой выражается подобным образом? Как это его характеризует?

2.4.Отчего возникает чувство стыда и как оно развивается у героя? Что говорит это о характере героя?

2.5.Почему на слова кучера герой отвечает «Это ничего не значит»?

2.6.Бунин известен как мастер тонкого наблюдения, точной детали. Найдите в тексте примеры, касающиеся поведения героев при встрече, которые свидетельствуют, что они очень по-разному любили друг друга.

3. Язык

3.1.Что означает: «николаевская шинель», «в одной связи казенная станция, а в другой частная горница», «суровая скатерть», «печь, белевшая мелом», «отвал тахты», «отдала свою горячку», «пошлая история»?

3.2.Какой прием соответствует выражениям: «выкинул из тарантаса ногу»;

«мельком глянул на округлые плечи»; «легкие ноги»; «лошади ровно шлепали по лужам»? Какую роль в тексте играет каждое из них?

3.3.Почему герой говорит: «Будь здорова, милый друг», а не «милая подруга»?  

3.4.Что значат выражения: «Мертвых с погоста не носят»; «Баба – ума палата»?

И. Бунин

ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ

  

           В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.

           Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

   – Налево, ваше превосходительство, – грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

           В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

   Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

   – Эй, кто там!

   Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.

   – Добро пожаловать, ваше превосходительство, – сказала она. – Покушать изволите или самовар прикажете?

   Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

   – Самовар. Хозяйка тут или служишь?

   – Хозяйка, ваше превосходительство.

   – Сама, значит, держишь?

   – Так точно. Сама.

   – Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?

   – Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

   – Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

   Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

   – И чистоту люблю, – ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

   Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

   – Надежда! Ты? – сказал он торопливо.

   – Я, Николай Алексеевич, – ответила она.

   – Боже мой, боже мой, – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

   – Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

   – Вроде этого... Боже мой, как странно!

   – Что странно, сударь?

   – Но все, все... Как ты не понимаешь!

   Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

   – Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

   – Мне господа вскоре после вас вольную дали.

   – А где жила потом?

   – Долго рассказывать, сударь.

   – Замужем, говоришь, не была?

   – Нет, не была.

   – Почему? При такой красоте, которую ты имела?

   – Не могла я этого сделать.

   – Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

   – Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

   Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

   – Все проходит, мой друг, – забормотал он. – Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? "Как о воде протекшей будешь вспоминать".

   – Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

   Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:

   – Ведь не могла же ты любить меня весь век!

   – Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот... Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили, – сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие "темные аллеи", – прибавила она с недоброй улыбкой.

   – Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

   – Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

   – А! Все проходит. Все забывается.

   – Все проходит, да не все забывается.

   – Уходи, – сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. – Уходи, пожалуйста.

   И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:

   – Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.

   Она подошла к двери и приостановилась:

   – Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну, да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.

   – Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, – ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. – Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, – жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, – пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

   Она подошла и поцеловала у пего руку, он поцеловал у нее.

   – Прикажи подавать...

   Когда поехали дальше, он хмуро думал: "Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!" Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. "Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?"

   К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью:

   – А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?

   – Давно, Клим.

   – Баба – ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.

   – Это ничего не значит.

   – Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя – пеняй на себя.

   – Да, да, пеняй на себя... Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду...

   Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал:

   "Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! "Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи..." Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?"

   И, закрывая глаза, качал головой.

20 октября 1938


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...