Урок по "Господину из Сан-Франциско" А.Куприна
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Павлюкевич Александра Юрьевна

Урок по "Господину из Сан-Франциско" А.Куприна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_gospodinu.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Он (Бунин) был символом связи с прошлым…

как с миром, где… красота была красотой,

добро – добром, природа природой,

искусство – искусством.

Г. Адамович

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» по своей

Нравственной мощи и строгой пластичности может

Быть поставлен рядом с некоторыми из наиболее

значительных произведений Л. Н. Толстого

Т. Манн

1. Мы продолжаем изучение творчества И. А. Бунина. Сегодня мы рассмотрим рассказ «Господин из Сан-Франциско»

Этот рассказ был ответом Бунина на новеллу Т. Манна «Смерть в Венеции».

2. А сейчас …. Нам расскажет, о произведении Т. Манна.

3. Рассказ Бунина и новелла Манна написаны примерно в одно и тоже время. («Г из С-Ф» 1915 г.) В тв-ве обоих писателей усилились мотивы катастрофичности бытия, обреченности технократической цивилизации. Бунин почувствовал трагическое начало эпохи, а потому все большее значение в этот период в произ-ях писателя приобретают темы рока, смерти, мотив бездны.

4. В технократической цивилизации главное место занимают не люди, а их состояние, положение, размер кошелька, ДЕНЬГИ.

Деньги. Деньги правят миром. Деньги могут все. Чем они являются для героев рассказа? (целью) Почему? (они дают власть)

Итак, сформулируем 1-юу проблему – власть денег.

ПРОБЛЕМА - (греч. problema - задача, задание) - вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения. П. может разрешаться или остаться неразрешенной. Одна и та же тема может послужить основой для постановки различных П. (нравственных, философских, этических, эстетических, религиозных и т. д.)

Кто до Бунина поднимал этот же вопрос в своих произведениях ( А. С. Пушкин «Маленькие трагедии», Гоголь «М. д.» Фонвизин «Недоросль», Островский «Бесприданница», «Доходное место», А. П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч»)

Что происходит с  ч5еловеком, который живет только ради обогащения? (он деградирует)

Вывод: Бунин продолжает в своем произведении традиции  русских писателей. Он развивает в «Г из С-Ф» вопрос о власти денег не только на уровне одного персонажа, но и на уровне общества в  целом.

5. Давайте попробуем это доказать.

 Пойдем от названия. Смысл названия.

Рассказ назван «Г из С-Ф», т.е. главный герой определен как «господин». Дайте толкование этому слову (человек, властитель). Т.е. Бунин хочет сказать нам, что это хозяин жизни? (у него есть деньги, но он не распоряжается своей жизнью)

Почему описание всей предшествующей жизни господина занимает всего один абзац?

Я прочту сейчас два портретные описания героя. Предположите, с какими событиями рассказа могут быть связаны эти описания? " Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова", "человек маленький, весь деревянный, широколицый…крупные усы сквозили у него как у мертвого…смуглая тонкая кожа точно натянута и слегка лакирована…его сухие руки" (Учитель сознательно провоцирует школьников, поскольку второе описание - восточного принца)?

Почему внешне столь непохожих друг на друга людей Бунин описывает, используя повторяющиеся детали? (разные персонажи похожи)

Почему у главного героя нет имени?

А теперь давайте обратимся к пассажирам "Атлантиды". Почему тех, кто считает себя властителями мира, писатель называет "блестящей толпой"?

Что значит для "людей "Атлантиды" любовь, красота, жизнь? На какие ценностях основывается их существование?

Герой назван просто “господином”, потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе “единственно ради развлечения“ поехать в Старый Свет на целых два года“, может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: “Go away! Via! “ ( «Прочь!»). Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчёркивающие его богатство и его неестественность: “серебряные усы“,“золотые пломбы“ зубов, “крепкая лысая голова“ сравнивается со “старой слоновой костью“. В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства --осуществилась, но не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан – Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.

Человеческое начинает проявляться в господине только после смерти: “Это хрипел уже не господин из Сан – Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой“. Смерть делает его человеком: “черты его стали утончаться, светлеть…“. “Умерший“,“покойный“ , “ мертвый“ так теперь именует автор героя. Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут – только ящик из – под содовой(“содовой“ тоже одна из примет цивилизации), прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мёртвым. В конце рассказа упоминается “тело мёртвого старика из Сан – Франциско“ в чёрном трюме. Могущество“ господина “ оказалось призрачным.

Вывод: герои, представители «сильных мира сего», нарочно обезличены И. А. Буниным. Они символизируют собой механических людей, живущих в технократической цивилизации по принципу обогащения, получения сиюминутных удовольствий.

6. Давайте же обратимся к той  строгой  пластичности,    которую  так  высоко  оценил  Т.Манн.

Что  такое  композиция?    (Ответы учеников)

 - Обратимся к этимологии  слова. А переводе с латинского оно  означает «сочинение,  составление,  соединение».

Давайте   посмотрим,  как  соединены в  рассказе  Бунина различные структурные  компоненты, детали, образы.

С чего начинается рассказ и чем заканчивается? (пароход «Атлантида») Следовательно, композиция будет кольцевая.

Для чего Бунин использует именно такой тип композиции?

Человеческий мир - это противостояние и соединение крайностей: расцвет и увядание, жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе. Примеры неисчислимы. Постарайтесь теперь найти все возможные антиномии в рассказе Бунина (все найденные детьми антиномии учитель записывает на доске, при необходимости добавляя свои варианты. Желательно зафиксировать следующие: корабль "Атлантида" - океан, жизнь - смерть, пассажиры "Атлантиды" - люди Италии, Италия дождя - Италия солнца, Бог - Дьявол; возможны также такие, как вечное - преходящее, естественное - искусственное).

 Сделайте вывод о том, какой  художественный  прием  лежит  в основе  построения рассказа?      (Антитеза)

- Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

СИМВОЛ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - особый художественный образ-знак С. имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью.

Во – первых, символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием “Атлантида“, на котором плывёт в Европу безымянный миллионер.
Атлантида – затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году “Титаником”.

Океан, ходивший за стенами парохода – символ стихии, природы, противостоящей цивилизации. Можно применить кинематографический приём: “камера” сначала скользит по этажам корабля, демонстрируя богатое убранство, детали, подчёркивающие роскошь, основательность, надёжность “Атлантиды”, а затем постепенно “отплывает”, показывая громадность корабля в целом; двигаясь далее, “камера ” всё удаляется от парохода до тех пор, пока он не становится похож на ореховую скорлупу в огромном бушующем океане, заполняющем всё пространство. (Видеофрагменты) Пароход - последнее слово техники – является моделью человеческого общества. Его трюмы и палубы – слои этого общества.
Она предстаёт обществом, разделённым на верхние «этажи» и «подвалы». Наверху жизнь протекает, как в «отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно.

«Пассажиров», живущих «благополучно», «много», но куда больше – «великое множество» - тех, кто работает на них «в поварских» и в «подводной утробе» - у «исполинских топок». Разделение имеет характер антитезы: противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «господа» во фраках и смокингах, дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах» и «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». Выстраивается картина рая и ада, но они странным образом связаны друг с другом. Попасть наверх помогают «хорошие деньги», а тех, кто, как «господин из Сан – Франциско», был « довольно щедр» к людям из «преисподней», они «кормили и поили… с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи…»

Символическим является и образ капитана, “рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего… на огромное идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев “.

7. Какой эпизод выделяется в контексте как внесюжетный?

Абруцкие горцы

Каково его значение?

- Какова роль эпизодических героев рассказа – Лоренцо и абруццких горцев?

Эти герои появляются в конце рассказа и внешне никак не связаны с его действием. Лоренцо - “высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец“ вероятно, ровесник господина из Сан – Франциско. Ему посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя, в отличие от заглавного героя. Он знаменит по все Италии, не раз служил моделью многим живописцам. “С царственной повадкой“ он поглядывает вокруг, ощущая себя поистине “царственным“ , радуясь жизни , “рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо“. Живописный бедняк, старик Лоренцо останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из Сан – Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть.

Абруццкие горцы, как и Лоренцо, олицетворяли естественность и радость бытия. Они живут в согласии, гармонии с миром, с природой: “Шли они – и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые гробы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем…“ Волынка из козьего меха и деревянная цевница горцев противопоставлены “прекрасному струнному оркестру“ парохода. Горцы воздают своей живой, безыскусной музыкой хвалы солнцу, утру, “непрочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева её в пещере Вифлеемской… “ Это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих , но искусственных, мнимых ценностей господ“.

В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: “Горе тебе, Вавилон, город крепкий! “ Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливает грозное предсказание. Острое чувство кризиса цивилизации, обречённой на небытие, сопрягается с философскими размываниями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

9. Главная проблема – не   частная  жизнь господина,  а проблемы  места  человека  в  мире, взаимодействие  социального  и  природно-космического  начал в жизни.

Ответьте на любой понравившийся вопрос (5-10 предложений):

  1. Почему корабль в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» назван «Атлантидой»?
  2. Почему И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» не изобразил внутренний мир главного героя и не дал ему имени?
  3. В чем несостоятельность «состоятельного» господина из Сан-Франциско?
  4. В чем заключается смысл названия рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
  5. В чем состоит смысл жизни для господина из Сан-Франциско?
  6. Мир «вещный» и мир вечный… Актуальна ли проблема?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...