РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС_66 ЧАСОВ_2018 (ДНР)
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 7 классов (основное общее образование) общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Рабочая программа составлена  с учётом основной цели изучения литературы в школе – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование на 33 учебных недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7_kl._2018_33_nedeli.docx98.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 101 города Макеевки»

Утверждаю

И.о.директора школы

________  И.М. Мукимова

 «____»_______________2018 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______ Н.В. Герба

«____»________________2018 г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

7 класс

на 2018-2019 учебный год

Учитель русского языка и литературы

Липчанская Елена Николаевна

Макеевка

2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закона об образовании Донецкой Народной Республики (Принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС),
  2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ № 665 от 25.07.2018 г.)
  3. Приложения 3 к Приказу МОН ДНР от 23.08.2018 г. №725.
  4. Примерной программы для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 4-е изд. доп. и перераб. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 180 с.
  5. Учебного плана МОУ«ОШ № 101 города Макеевки»

Литература : Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 358с.

Место предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на:

- 7 класс - 66 часов (2 часа в неделю)

Всего 33 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Основная школа № 101 города Макеевки»

В 7 классе развиваются умения анализа и комментирования прочитанного, углубляются и расширяются представления о понятиях, с помощью которых характеризуются художественные произведения, курс строится на основе объединения проблемно-тематического и жанрового подходов.


Требования к результатам освоения курса «Литература»

по программам основного общего образования:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом и этическими установками, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие культурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

7) знание содержания произведений русской классической и современной литературы, литературы родного края, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование мировой литературы;

8) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

9) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

10) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

11) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


Предметные результаты изучения предмета «Литература»:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы родного края и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, литературы и культуры Донбасса, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов, названия прочитанных произведений;
  • сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
  • особенности композиции прочитанных произведений;
  • тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;
  • основные признаки изученных теоретических понятий: гипербола, постоянный эпитет, художественная деталь, антитеза, символ, композиция произведения, лирический монолог, былина, былинный стих, баллада, поэма, рассказ, новелла, героическая повесть,  цикл произведений.

Учащиеся 7 классва должны уметь:

  • правильно, осознанно, бегло читать изученные художественные произведения, учебные, научно-популярные тексты, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;
  • раскрывать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие изученного произведении;
  • выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • владеть различными видами пересказа;
  • составлять простой, сложный и цитатный планы к прочитанному произведению, его фрагменту (описанию природы, интерьера и др.), строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
  • участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, учитывая мнение оппонента;
  • словесно воспроизводить художественные образы и картины;
  • составлять простой и сложный планы индивидуальной и сравнительной характеристики литературных персонажей с последующей развёрнутой характеристикой образов;
  • аргументировать принадлежность произведений литературы (фольклора) к определённому жанру;
  • обосновывать смысл названия изученного произведения;
  • высказывать собственное аргументированное суждение об актуальности или популярности изученного художественного произведения в наши дни;
  • сравнивать изученное художественное произведение (фрагменты) с его интерпретациями в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного восприятия;
  • давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме;
  • создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.

  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аспект

3 этап основной школы

(7 класс)

Блок личностных универсальных учебных действий

Смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения

- преодоление препятствий при их возникновении;

- концентрация и сосредоточение на работе

Развитие

Я-концепции, самооценки

- способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития;

- осознание своей принадлежности к социальной группе и соответственно принятие значимых для референтной группы ценностей и норм

Развитие морального сознания и ориентировки обучающегося в сфере нравственно-этических отношений.

- оценка и степень принятия ответственности за результаты;

- анализ того, насколько принятое решение справедливо и правильно;

- оценка изменений собственных установок и позиций

Блок регулятивных универсальных учебных действий

Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе

- содержательные аспект целей и жизненных планов – личные планы перспективы дополняются социальными планами

Регуляция учебной деятельности

- реализация потенциала субъекта через целеполагание и проектирование траекторий развития посредством включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

- высокая степень интегрированности таких компонентов самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия

Самоконтроль и

самооценивание

- оценка продукта своей деятельности по самостоятельно определённым в соответствии с целью деятельности критериям;

- умение предложить способ убедиться в достижении поставленной цели и показателях достижения цели

Блок познавательных универсальных учебных действий

Общеучебные действия

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

Универсальные логические действия.

Действия постановки и решения проблем

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;

 - определение формулировки проблемы; проведение анализа проблемы (указание на причины и вероятные последствия её существования);

- указание на риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обоснование достижимости поставленной цели;

- постановка цели на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы;

-применение известной или описанной в инструкции технологии с учётом изменений параметров объекта (комбинирование нескольких алгоритмов последовательно или параллельно);

- проведение анализа альтернативных ресурсов, обоснование их эффективности;

- внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля;

-предложение способа убедиться в достижении поставленной цели и определение показателей достижения цели;

- приведение аргументов для использования полученных при решении задачи ресурсов (знания, умения, опыт и т.п.)  в других видах деятельности.

Блок коммуникативных универсальных учебных действий

Межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и воздействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.).

Кооперация (совместная деятельность – организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, решать конфликты)

- умение определить цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения;

- умение самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- соблюдение процедуры обсуждения, обобщение, фиксация решения в конце работы;

- распределение и принятие на себя обязанностей в рамках выполнения групповой работы; - постановка вопросов на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставление своих идей с идеями других членов группы, развитие и уточнение идей друг друга;

- указание причин успехов и неудач в деятельности;

- называние трудностей, с которыми столкнулся при решении задач, и предложение путей их преодоления / избегания в дальнейшей деятельности;

- анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений


Обязательное количество видов контроля

7  класс

7 класс

Всего часов

66

Развитие речи

2

Внеклассное чтение

2

Контрольная работа

2

Контрольное сочинение

2

Литература родного края

1

Текстуальное изучение произведений

57


7 класс

(2 часа в неделю; за год — 66 часов)

Всего — 66 часов

Развитие речи — 2

Внеклассное чтение — 2

Контрольная тестовая работа — 2

Контрольное сочинение — 2

.Литература родного края — 1

Текстуальное изучение произведений — 57

Дата

Тема

Примечания

План

Факт

I четверть

ВВЕДЕНИЕ (1час)

1

04.09.18

Введение. Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе.

Тема 1. (5 часов) УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

2

05.09.18

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Теория литературы. Предания (начальные представления).

3

10.09.18

Русские былины. Возникновение и бытование былин.  Особенности исполнения. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине.

Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет).

4

14.09.18

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины. Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя.

5

17.09.18

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Тема торговли и социального устройства новгородского общества в былине. Поэтичность былины.

Отрывок (по выбору учителя)

6

21.09.18

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира.

Теория литературы. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Тема 2. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)

7

24.09.18

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поэтизация земной любви, прославление душевной красоты и взаимопонимания, утверждение святости брачных уз и семейных ценностей.Особенности языка произведения.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).


Тема 3. (1 час+1 УВЧ=2 часа) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

8

28.09.18

М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины - важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Отрывок из оды

9

01.10.18

Урок внеклассного чтения 1. Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание», стихи (по выбору учителя).

Тема 4. (23ч+2УРР+1УВЧ+1КС+1КР (тесты)=28 часов)  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

10

05.10.18

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.

отрывок

11

08.10.18

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). 

отрывок

12

12.10.18

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника.

Теория литературы. Понятие о композиции произведения. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).

отрывок

13

15.10.18

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.

14

19.10.18

«Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении  Пушкина. Гуманизм повести.

15

22.10.18

Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении  Пушкина. Гуманизм повести «Станционный смотритель». Автор и герои.

16

26.10.18

УРР1. Характеристика героя литературного произведения

II четверть

17

05.11.18

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о писателе. «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

 Особенности сюжета поэмы. Образы гусляров. Язык поэмы.

Теория литературы. Понятие о лирическом герое. Развитие понятий о композиции произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.). Фольклоризм литературы (развитие представлений). Поэма (развитие представлений).

18

09.11.18

«Песня про… удалого купца Калашникова». Проблематика и поэтика

отрывок

19

12.11.18

Стихотворение «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную...», «Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы. Музыкально-ритмическое единство стихотворения, яркость и выразительность поэтических картин, глубокий лиризм.

Стихотворение(по выбору учащихся)

20

16.11.18

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (главы из повести). Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом.

На выбор отрывки из глав: II,IX,XIII

21

19.11.18

Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства.

22

23.11.18

Образ и героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей.


23

26.11.18

Остап и Андрей. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Картины  природы.

Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

24

30.11.18

УРР 2. Письменный ответ на 1 один проблемный вопрос

25

03.12.18

Контрольное сочинение 1. По повести «Тарас Бульба»

26

07.12.18

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

27

10.12.18

И.С.Тургенев.  «Бирюк»: поэтика рассказа

28

14.12.18

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Своеобразие лирического произведения в прозе. Средства создания лирического героя.

Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении. Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре.

Стихотворение(по выбору учителя)

29

17.12.18

Контрольная работа 1. Тестовые контрольные задания

30

21.12.18

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

31

24.12.18

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

отрывок

32

28.12.18

Урок внеклассного чтения 2. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

III четверть

33

14.01.19

М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

Теория литературы.   Гротеск (начальные представления).

34

18.01.19

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Автобиографический характер произведения.

35

21.01.19

«Детство». Главный герой повести и его духовный мир.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Сюжет и композиция  художественного произведения. Портрет в художественном произведении.

отрывок

36

25.01.19

А.П.Чехов. Краткие сведения об авторе. «Хамелеон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон». Диалоги и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

37

28.01.19

«Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева. Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе. Художественные особенности рассказов А.П.Чехова.

Теория литературы. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. Антитеза. Художественная деталь.


Тема 5. (21ч+1 ЛРК+1КС+1КР (тесты)=24 часа)  ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

38

01.02.19

И.А.Бунин. Сведения о писателе. «Цифры». Пристальное внимание автора к внутреннему миру маленького героя. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Идея доброты и человеческой чуткости.

Теория литературы. Понятие о рассказе (обогащение знаний).

39

04.02.19

М.Горкий. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

отрывок

40

08.02.19

Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).

41

11.02.19

Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

42

15.02.19

М.Горкий. «Детство». Светлые и темные стороны жизни. 

Теория литературы.  Понятие о теме и идее произведения. Портрет.

43

18.02.19

Л.Н.Андреев. Краткий рассказ о  писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

44

22.02.19

В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

45

25.02.19

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы.  Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

46

01.03.19

А.П.Платонов (Климентов). Краткие сведения о писателе. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А. Платонова.

47

04.03.19

«Юшка». Нравственные проблемы рассказа. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя произведения.

Теория литературы. Развитие понятия о рассказе. Портрет героя (развитие представлений).

48

11.03.19

Контрольное сочинение 2. «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова.

49

15.03.19

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.«Никого не будет дома...», «Июль». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представления.)

Стихотворение (по выбору учащихся)

50

18.03.19

А.Т.Твардовский. Краткие сведения о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Стихотворение (по выбору учащихся)

51

22.03.19

Час мужества. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Стихотворение (по выбору учащихся)

IV четверть

52

01.04.19

Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади», Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы.  Литературные традиции.

53

05.04.19

Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»).

54

08.04.19

«Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Взаимосвязь природы и человека.

55

12.04.19

Ю.П.Козаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

56

15.04.19

Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

«ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ»

57

19.04.19

М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...»

58

22.04.19

ЛРК 1.Поэты и писатели донецкого края о родной природе

Стихотворение (по выбору учащихся)

59

29.04.19

Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег». Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой...». С.Есенин «Топи да болота...». Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...». Н.Рубцов «Тихая моя родина».

ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА

60

03.05.19

И.А. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге...». А.Н. Вертинский «Доченьки».

Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Песня (по выбору учащихся)

61

06.05.19

Контрольная работа 2. Тестовые контрольные задания

Тема 6. (5 часов)  ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

62

10.05.19

Роберт БЕРНС. Краткие сведения о шотландском поэте XVIII века. «Честная бедность». Своеобразие ритмики, близость к народной песне.

Теория литературы. Понятие о жанрах литературных произведений.

63

13.05.19

Джордж Гордон БАЙРОН. Краткие сведения о жизни и творчестве английского поэта.

«Ты кончил жизни путь, герой!..». Настроения эпохи, отразившиеся в стихотворении. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

ИЗ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ

Японские трехстишия (хокку).

64

17.05.19

Мацуо БАСЁ. Кобаяси ИССА. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

65

20.05.19

О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер). Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов». Романтика и сила любви («Дары волхвов»). Способность к самопожертвованию ради близкого человека как отличительная черта героев. Смысл названия и гуманизм новеллы О.Генри.

66

24.05.19

Рей Дуглас БРЭДБЕРИ. Краткие сведения о писателе. «Каникулы». Фантастический мир рассказов Р. Брэдбери. Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р. Брэдбери.

Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе.

Приложение 1

Критерии оценивания

учебных достижений учащихся по литературе

Литература – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и  человечества.  

Главная цель литературного образования – развитие гуманитарной культуры и творческих способностей учащихся, воспитание в них мировоззренческих ориентаций, формирование умения самостоятельно знакомиться с произведениями искусства слова и сознательно воспринимать воплощенные в них эстетические, духовные ценности.

Объектом изучения в литературе является художественное произведение, его эстетическая природа и духовно-этическая сущность, что и предопределяет организацию урока литературы.

На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

В центре внимания на занятиях по литературе – анализ и интерпретация художественного произведения, однако целесообразно, где это возможно, привлекать разные контексты литературного процесса (литературные школы, течения, направления, связи между национальными литературами) и культурно-исторического развития. Учитель должен четко определить основные и фоновые знания, подобрать родственные факты в других видах искусства, обеспечить необходимый минимум теоретико-литературных знаний.

        Ознакомление учащихся с разными контекстами, теоретико-литературными понятиями и компаративными связями является лишь дополнительным средством учителя для раскрытия своеобразия и этического смысла произведения. Преимущество предоставляется анализу поэтики и концепции текста с целью дальнейшей интеграции полученных знаний в духовный мир учащихся.

        Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, осознание русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащихся. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  • формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
  • грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основными критериями оценивания учебных достижений учащихся являются следующие:

Отметка

Критерии оценивания учебных достижений учащихся

Недостаточный уровень учебных достижений

«1»

  • учащийся воссоздает материал, называя отдельный факт;
  • понимает учебный материал и может воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения

Начальный уровень учебных достижений

«2»

  • учащийся понимает учебный материал, с помощью учителя дает ответ в виде высказывания;
  • имеет представление о содержании произведения, способен пересказать незначительную его часть и с помощью учителя определить основные сюжетные элементы

Средний уровень учебных достижений

«3»

  • учащийся знает содержание произведения, пересказывает его отдельную часть, с помощью учителя находит примеры в тексте;
  • учащийся знает содержание произведения, способен пересказать значительную его часть, с помощью учителя выделяет главные эпизоды

Достаточный уровень учебных достижений

«4»

  • учащийся владеет материалом и навыками анализа литературного произведения по представленному учителем образцу, приводит отдельные примеры из текста;
  • под руководством учителя анализирует текст, исправляет допущенные ошибки и подбирает доказательств в подтверждение высказанной мысли;
  • оценивает отдельные литературные явления, подбирает аргументы в подтверждение своих соображений

Высокий уровень учебных достижений

«5»

  • учащийся владеет материалом и навыками анализа литературного произведения, систематизирует приобретенные знания, находит и исправляет допущенные ошибки;
  • высказывает собственные мысли, самостоятельно оценивает литературные явления;
  • учащийся свободно владеет материалом и навыками литературного произведения, способностью к оригинальным решениям разнообразных задач, выполнение которых предусмотрено учебной программой

На уроках литературы преимущественной формой обучения и осуществления контроля достигнутых результатов является диалог, происходящий на всех этапах учебной деятельности, к которому учащихся привлекает учитель, побуждая рассуждать, делать обобщения и выводы, высказывать собственные мысли и оценки.

        При этом и происходит проверка и оценивание учебных достижений учащихся и уровня их компетентности, то есть текущее оценивание знаний и умений. Во время такого оценивания обязательным должен стать контроль за тем, чтобы каждый учащийся прочитал предусмотренные программой произведения и знал их содержание; контроль за выполнением зачетных устных и письменных работ.

С целью систематизации и упорядочения нагрузки учащихся в течение учебного года рекомендуем следующее количество видов контроля в процессе изучения литературы в каждом классе. Предложенное в таблице распределение часов является минимальным и обязательным для проведения в каждой четверти. Учитель по своему усмотрению может увеличить количество видов контроля в соответствии с уровнем подготовки учащихся, особенностей класса и т.д., но данное увеличение не должно вести к перегрузке учащихся.

Рекомендуемые нормы чтения

Класс

Чтение вслух

(кол-во слов в мин.)

Чтение про себя

(кол-во слов в мин.)

5 - 6

120-130

170

7 – 8

130-140

210

  9 – 11

150

250

При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии:

Отметка «5»:

ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»:

ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»:

оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»:

ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметка «1»:

учащийся воссоздает материал, называя отдельный факт; понимает учебный материал и может воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения.

Критерии оценивания

учебных достижений учащихся при создании сочинения

        Работая над устными и письменными сочинениями, учащиеся применяют на практике знания и навыки, полученные при чтении и разборе художественных произведений: умение определить свою точку зрения, избрать для ее выражения соответствующие композиционные формы, тот или иной план изложения. Качеством занятий по литературе, степенью самостоятельности и зрелости мысли учащихся определяется богатство, точность, выразительность их языка.

Объем сочинений учащегося должен быть примерно таким: в 5 классе 1 тетрадная страница, в 6 классе 1,5; в 7 классе 2; в 8 классе 2,5; в 9 классе 3; в 10 классе 3,5-4; в 11 классе 4-4,5.

Любое сочинение учащегося проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- х классах; оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В журнал выставляется одна отметка, которая является средней оценкой за содержание и грамотность. Если отметка не является целым, она округляется в сторону увеличения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений учащегося по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
  • соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Критерии оценивания

учебных достижений учащихся при написании тестов

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

Отметка и процент выполнения работы

«5» – 90–100 %;

«4» – 78–89 %;

«3» – 60–77 %;

«2» – менее 59%.

Количество тестовых заданий должно быть кратно 5.

Критерии оценивания

учебных достижений учащихся при написании литературных диктантов

Оценка диктанта (основные литературные понятия и термины)

В словарных диктантах: (7-9 классы – 18-20 слов)

Отметка и процент выполнения работы

«5» – правильность 100-90%

«4» – правильность 90-80%

«3» – правильность 80-50%

«2» – правильность менее 50%

«1» – ошибочное написание 100% работы

Критерии оценивания

устного ответа учащегося по литературе

Отметка

Содержание

Взаимодействие с собеседником и оформление речи

Лексическое оформление речи

Грамматическое оформление речи

Фонетическое оформление речи

«5»

Коммуникативная задача полностью выполнена: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме. Ученик высказывает интересные и оригинальные идеи.

В речи нет лексических ошибок;

словарный запас богат, разнообразен и адекватен поставленной задаче.

В нет речи грамматических ошибок; речь богата разнообразными грамматическими конструкциями.

В нет речи   фонетических ошибок.

«4»

Коммуникативная задача выполнена не полностью: цель общения в основном достигнута, однако тема раскрыта не в полном объеме: высказанные положения недостаточно аргументированы.

Словарный запас в основном соответствует поставленной задаче, однако наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и/или имеются неточности в их употреблении.

В речи присутствуют грамматические ошибки, не затрудняющие понимания высказывания, или используются однообразные грамматические конструкции.

Речь в целом понятна,  ученик допускает отдельные фонетические ошибки.

«3»

Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме: высказанных положений мало и они не аргументированы.

Словарный запас скуден, в основном соответствует поставленной задаче, наблюдается значительное затруднение при подборе слов и/или имеются значительные неточности в их употреблении.

В речи присутствуют грамматические ошибки, частично затрудняющие понимание или используются однообразные грамматические конструкции (преимущественно простые нераспространенные предложения).

Речь понятна с трудом, при этом учащийся допускает отдельные грубые фонетические ошибки.

«2»

Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не достигнута, содержание не соответствует коммуникативной задаче.

Словарного запаса не хватает для общения в соответствии с заданием.

В речи присутствуют грамматические ошибки, затрудняющие понимание.

Понимание речи затруднено из-за большого количества фонетических ошибок.

«1»

Коммуникативная задача не выполнена.

Отказ от ответа.

Недостаточный словарный запас для формулировки ответа.

Допущено много грамматических ошибок.

Большое количество фонетических ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....