Урок литературы в 7 классе по теме Е.И.Носов «Живое пламя»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Матвеева Галина Александровна

Урок  литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Е.И.Носов «Живое пламя»720 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Е.И.Носов  «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с содержанием  рассказа   Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями об авторе; 
  2. Развивать речь учащихся, мыслительные процессы:  понимание,  анализ, синтез,  оценка,  применение;  логическое и творческое мышление;
  3. Формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения,  определять тему и идею произведения, донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.
  4.  Воспитывать у школьников чувство  патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности, укрепление духовной связи между поколениями, обращение сознания школьников к высоким нравственным идеалам, которые имели место в Отечественной истории; сохранение благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.  

Технология: РКМ

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор,  тексты рассказа Е.Носова «Живое пламя», карточки - синквейны,  высказывания, обращения к потомкам, тест.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Добрый день (1 слайд)

    Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам  предстоит сложная и интересная работа.

(2 слайд)

На уроке мы будем говорить о рассказе Е.И . Носова «Живое пламя», постараемся в прочитанном найти жизненные ориентиры для себя, 3 слайд узнаем, какую тему поднимает писатель на страницах своего произведения, что волнует его, о чем хочет сказать нам….

2Сообщение учащегося  о писателе. (4 слайд)

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». (5 слайд )Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце». 6 слайд

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

3Беседа по рассказу

-Какому событию посвящен этот рассказ?  (ВОВ)

-Образ какого цветка запечатлен в этом рассказе? (мак)   7 слайд                                       

      Вызов.

 Сейчас давайте поразмышляем:  

  • Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? (роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.) ( 8слайд )
  • Согласны ли вы с тем, что в определённой ситуации человек может,  не задумываясь,  пожертвовать своей жизнью ради других людей?
  • Согласны ли вы с тем, что  память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?(9 слайд)

(N.B.После объявления  «ситуации-вызова» на доску вывешивается табличка (слова-таблички). В конце урока учитель возвращает внимание учеников к этим табличкам с тем, чтобы проверить их первоначальные утверждения.)

- Молодцы, вы хорошо размышляли. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их.

      Осмысление.

- Итак, мы сказали, что в центре рассказа образ цветка, мака

-Как вы считаете, почему тётя Оля занималась разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.)

- Почему же тётя Оля не любила  маки?(зачитать) Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют…

-Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

  • Как маки все-таки оказались на клумбе у т. Оли?

      -Выразительно прочитайте описание клумбы (слайд 10)

. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих,

тяжелых бутона.(слайд11)

-Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?

-Каким цветам автор уделяет особое внимание?

-Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

(Сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе “цветочная аристократия” “кажется настоящим ковром”, если рядом – маки. Но без них “сразу на пышной клумбе стало пусто”.)

-Какие художественные приёмы использует автор при описании маков?

(Эпитеты, сравнения, метафоры)

-Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.

(слайд12)

..Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.  Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

        Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия…

-Как показана недолгая красота маков?

..  Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто…

-Назовите глаголы, передающие действие маков.

-Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли. (слайд13)

-Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация. (слайд14)

-Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда произносим слова  «пламенели – осыпались – погасли»? О чем мы так говорим?( об огне, пламени)

-Итак, читая здесь  о маках, вы вспоминаете огонь. А Дима предлагает вам узнать еще кое-что о маках. 

Сообщение учащегося  о маках:

     Красный мак – символ Памяти.

    О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

-Вот такие цветы –маки-символ памяти. А т. Оле маки напоминали о ее сыне

-Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

-Как вы понимаете слова тёти Оли: (слайд15)

- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.  И у людей так бывает...

-Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

-О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?

 -Вот такой портрет Алексея висел в комнате ( слайд 16)

-И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1945гг. написано много книг, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики»,

посмотрите отрывок из него ( видеофрагмент-гибель Сергея –

  • Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?
  • Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?
  • Каким же должен быть  человек, способный на такой поступок?

КАРТОЧКА №2!!!

  -Изменила ли т.Оля  свое отношение к макам? ? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

 

  • Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека? (карточка!!)
  • Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?

(О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе)

  • Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?
  • Какие ассоциации вызывает у вас образ живого огня?( ассоциируется с вечным огнем) (слайд 18)
  • Какова  же главная мысль рассказа Носова? (ответы учеников, если необходимо, учитель добавит)

Слово учителя.

      Содержание рассказа  подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

      Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в начале рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания

Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе.

И память о подвиге нашего народа священна.

Рассказ прочитан, анализ образов проведен.  Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям. (возвращаемся к нашим табличкам)

- О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей).

-Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам.

Задание по выбору  Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне.

Заполните , пожалуйста, эту карточку.

1

Кто? Что?

1 существительное

Память

2

Какой?

2 прилагательных

3

Что делает?

3 глагола

4

Что автор думает о теме?

Фраза из 4 слов

5

Кто? Что?

 Новое звучание

темы

1 существительное

 

ИЛИ   прошу вас раскрасить рисунок  мак- символ вечного огня  и написать свое обращение к  потомкам, чтобы они помнили о всех погибших в годы ВОВ и пронесли память через все свои годы и передали своим детям и внукам.    (25 слайд) под музыку Ю.Антонов « Красные маки»

Картинка 37 из 1255   

Проверка работ.

Для всех.

ТЕСТ по произведению Е. И. Носов.  "Живое  пламя".

  1. Жанр  произведения
  1. очерк;
  2. воспоминания;
  3. рассказ

  1. Название  произведения:
  1. Определяет его тематику;
  2. Метафорически воссоздает образ сына;
  3. Указывает на источник авторского вдохновения;

  1. В этом произведении звучат голоса:
  1. одного персонажа;
  2. нескольких;
  3. двух

  1. В основе сюжета произведения:
  1. обычные бытовые сцены;
  2. жизнь тети Оли;
  3. короткая жизнь цветов.

  1. Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:
  1. взаимоотношения людей;
  2. вечная память павшим в Великой Отечественной войне;
  3. забота об окружающих людях.

  1. В фразе: "Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью"- используется:
  1. сравнение;
  2. олицетворение;
  3. метафора.

  1. В произведении есть персонажи:
  1. только положительные;
  2. только отрицательные;
  3. и положительные, и отрицательные

  1. Сказав: " Да, сгорел...короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...",- тетя Оля имела в виду:
  1. короткую жизнь мака;
  2. красоту цветка;
  3. судьбу сына.

Ответы:

1.с, 2.в,3.с, 4.с, 5.в, 6.в, 7. а, 8. С    Взаимопроверка.

5. Рефлексия

-Продолжи предложение

          для меня было важным и интересным на уроке…

           после урока я поняла…

           мне было трудно (мне не понравилось)…

           мне на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо….

          я ещё хочу узнать…

- Оценки

6.Д/З(27 слайд) по выбору.

  1.  Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.
  2. Подготовить рассказ  о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.
  3. Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»

 (28 слайд)

 Заключительное слово учителя.

     Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

Урок заканчивается чтение отрывка стихотворения детьми (каждому ученику по несколько строк)

Помните! 
Через века, 
через года — 
помните! 
О тех, 
кто уже не придёт 
никогда,— 
помните! 
Не плачьте! 
В горле 
сдержите стоны, 
горькие стоны. 
Памяти 
павших 
будьте 
достойны! 
Вечно 
достойны! 
Хлебом и песней, 
мечтой и стихами, 
жизнью 
просторной, 
каждой 
секундой, 
каждым 
дыханьем 
будьте 
достойны! 
Люди! 
Покуда сердца 
стучатся,— 
помните! 
Какою 
ценой 
завоёвано счастье,— 
пожалуйста, 
помните! 
Песню свою 
отправляя в полет,— 
помните! 
О тех, 
кто уже никогда 
не споёт,— 
помните! 
Детям своим 
расскажите о них, 
чтоб 
запомнили! 
Детям 
детей 
расскажите о них, 
чтобы тоже 
запомнили! 
Во все времена 
бессмертной 
земли 
помните! 
К мерцающим звездам 
ведя корабли,— 
о погибших 
помните! 
Встречайте 
трепетную весну, 
люди земли. 
Убейте 
войну, 
прокляните 
войну, 
люди земли! 
Мечту пронесите 
через года 
и жизнью 
наполните!.. 
Но о тех, 
кто уже не придет 
никогда,— 
заклинаю,— 
помните! 

Приложение:

(для послания потомкам распечатать с одной стороны мак, с другой разлинованный листок)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...