Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Казань литературная. Улица Маяковского»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Харитонова Наталья Сергеевна

«Казань литературная. Улица Маяковского»

Цели: углубление знаний о жизни и творчестве В.Маяковского; развитие творческих способностей; воспитание любви к родному краю, интереса к личности поэта и его творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn._meropriyatie_ulitsa_mayakovskogo.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

 Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Внеклассное мероприятие

КАЗАНЬ ЛИТЕРАТУРНАЯ

«Улица Маяковского»

Составила:

учитель русского

языка и литературы

Харитонова Н.С.

«Казань литературная. Улица Маяковского»

Цели: углубление знаний о жизни и творчестве В.Маяковского; развитие творческих способностей; воспитание любви к родному краю, интереса к личности поэта и его творчеству.

Учитель:

          Улицы Казани… Их много. Они протянулись по берегам Волги и Казанки почти на тысячу километров.

          О многом могут поведать улицы. Пройдитесь по ним, присмотритесь! И каждая из них – будь то современный проспект или тихая, маленькая улочка – имеет свое имя, свою историю…

1 ведущий:

О Казань, лучезарная наша столица!

Сколько светлых имен в твоем сердце хранится!

…Пушкин здесь проезжал по следам Пугачева,

Лобачевского горд и город Толстого!

Город Горького – здесь пролетал буревестник!

Здесь Тукай запевал свои славные песни!

Маяковский шагал тут, товарищ наш старший,

По-татарски твердя строки «Левого марша».

Здесь Такташ вдохновенные строки вынашивал.

Здесь родились певучие марши Сайдашева.

Учитель:

          Улица Маяковского – бывшая Горшечная – названа в честь Владимира Владимировича Маяковского – советского поэта, посетившего Казань трижды.

2 ведущий:

          В 1914 году Маяковский вместе с поэтами Давидом Бурлюком и Василием Каменским ездит по России. В феврале они приезжают в Казань (ведущий указкой показывает по карте маршрут Владимира Маяковского по России и город Казань). 20 февраля они выступили в переполненном колонном зале Дворянского собрания (ныне Дом офицеров на площади Свободы). Об этой встрече Каменский вспоминает:

Мальчик (Каменский):

          В огромной зале Дворянского собрания собрались казанские студенты, запрудившие проходы и окна, так нас горячо приветствовали, что полицмейстер 6 раз прерывал наше выступление. Желтая кофта Маяковского не внушала никакого доверия полиции.

3 ведущий:

          Молодежь Казани по достоинству оценила талант Маяковского, восторженно приветствовала его, в то время как чиновничья, буржуазная Казань покинула зал собрания. Она не могла слушать обвинения в свой адрес.

Маяковский:

На шее

Кучей

Гучковы,

Черти,

Мать их за ноги!

Министры,

Родзянки…

4 ведущий:

          В свой первый приезд в Казань Владимир Маяковский встречался с членами студенческого литературного кружка в доме Барановых на Академической улице. На этой встрече поэт сказал:

Маяковский:

          «Наше дело прежде всего разбить спячку и благодушие, крепкую спячку приходится нарушать крепким воздействием, заснувшему пьяному трут уши. Нечто подобное проделываем мы в своих выступлениях».

1 ведущий:

          Вторично поэт посетил Казань зимой 1927 г. и выступил в здании тогдашнего Татарского государственного Академического театра имени Галиаскара Камала. Он с великим трудом пробился в зал сквозь огромную толпу казанской студенческой молодежи.

2 ведущий:

          Из воспоминаний современников поэта:

(Инсценирование)

1 ученик:

          Маяковский сам входил в нашу жизнь – уж такова была сила его огромного таланта.

2 ученик:

          Мы читали его стихи в классе после окончания уроков (звучит небольшое стихотворение поэта).

3 ученик:

          Наш учитель русского языка и литературы, тонкий знаток и страстный любитель поэзии, приносил нам новые произведения Владимира Маяковского, как только они появлялись в печати.

4 ученик:

          Нам очень нравилось, как он пишет, свежие слова и острые рифмы запоминались сразу (звучит отрывок из сатирического стихотворения поэта).

5 ученик:

          Вот бы послушать его самого!

6 ученик:

          Увидеть Маяковского, услышать его голос стало нашей заветной мечтой.

1 ученик:

          Каждый из нас откладывал в копилку сколько мог, чтобы потом купить билет «на Маяковского».

2 ученик:

          Ежедневно мы бегали на центральные улицы города проверять, нет ли афиш, извещающих о приезде любимого поэта.

3 ученик:

          Однажды я вбежал в класс с радостным криком:

- Приехал! Маяковский приехал!

4 ученик:

          На следующий день, зажав в кулаке входные билеты, мы отправились в театр на вечер Маяковского.

5 ученик:

          В зале не было уже ни одного свободного места, вся галерка забита студентами, школьниками, и каждый старается протиснуться вперед, чтобы лучше было видно и слышно.

6 ученик:

          Маяковский вышел на сцену. Мы все стояли, не шевелясь, боясь проронить хоть одно слово.

Маяковский:

Мой стих трудом

Громаду лет прорвет

И явится весомо, грубо, зримо,

Как в наши дни вошел водопровод,

Сработанный еще рабами Рима.

1-6 ученики:

          Браво! Бис! (Аплодисменты)

3 ведущий:

          Довольный тем, что казанцы тепло его приняли, Маяковский, уезжая в Пензу, пообещал:

Маяковский:

          Обязательно еще раз приеду сюда.

4 ведущий:

          На следующий год Владимир Владимирович сдержал свое слово и снова приехал в Казань.

1 ведущий:

          Это было зимой 1928 г. Поэт прибыл в Казань на поезде. Остановился вновь в «Казанском подворье». Поэму «Левый марш» по-татарски ему прочитал Адель Кутуй (звучит отрывок из поэмы на татарском языке).

2 ведущий:

          23 января Маяковский выступил в кинотеатре «Колос». Театр был переполнен. Поэт сделал доклад о литературе и прочитал поэму «Хорошо».

3 ведущий:

          Утром 24 января выступил в университете, затем отправился на вокзал к свердловскому поезду.

4 ведущий:

          Казанские впечатления нашли отражение в стихотворениях: «По городам Союза», «Три тысячи и три сестры», «Казань», очерке «Рожденные столицы» (звучит стихотворение «Казань»).

1 ведущий:

          Поэзия Маяковского оказала большое влияние на Хади Такташа, Хасана Туфана, Аделя Кутуя, Мусу Джалиля, Ахмета Исхака.

2 ведущий:

          Даже кратковременное пребывание Маяковского в Казани позволило заметить его зоркому глазу мощь преобразований, и он посвятил Казани крылатые строчки:

Маяковский:

Сказанием

Встает Казань,

Столица

Красной Татарии.

3 ведущий:

          Здания города, в которых был и выступал Владимир Маяковский, отмечены мемориальными досками. Имя его носит улица Вахитовского района города Казани.

4 ведущий:

О Казань, лучезарная наша столица!

Посчастливилось здесь мне бывать и родиться!

И склоняю я голову в чувстве святом

Перед каждым твоим дорогим уголком!

Звучит стихотворение собственного сочинения:

Колючие фразы и меткий язык!

Кумир молодежи, студентов кумир!

Кто мог притянуть так к себе молодежь?

И стать фаворитом, любимцем для всех?

Лишь он, Маяковский, раскрыл нам глаза

И дал нам понять, что так больше нельзя.

Долой бюрократов, помещиков всех!

Ведь должен же вновь улыбнуться успех.

Всем тем, кто работал, кто жил для земли.

Чиновникам – вон, вон «царям» из страны!

«Тот царь, кто работал!»- твердил он друзьям.

Лишь он, Маяковский, раскрыл всем глаза.

(Ибатуллина Динара)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по литературе по творчеству В.В. Маяковского

разработка внеклассного мероприятия по литературе для страших классов по творчеству В.В. Маяковского....

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»

Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов "Литературно-лингвистическая игра"

Данная игра проводится с целью развивать познавательные интересы учащихся, их творческие способности, внимание, воображение. А также поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы....

Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.

Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...

Конспект открытого мероприятия по литературе "Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра"

Конспект открытого занятия по литературе на тему"Орловщина литературная:  вчера, сегодня, завтра". Занятие проходило в форм литературно-музыкальной гостиной. Основная цель данного мероприятия - ...

Методическая разработка мероприятия по литературе "Конкурс знатоков поэзии"

Интересное соревнование между командами 9-11 классов на знание поэзии. Ученики показывают знание изучаемых в школе произведений и самостоятельно прочитанных стихов. Много читают наизусть, показывают а...

Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни «Женщины-поэты ХХ века», 9-11 кл.

Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни воспитанниц 10-х классов «Женщины-поэты ХХ века»Ты — женщина, ты &m...