Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Гармаева Зоя Санжиевна

Рабочая программа по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit._10.docx69.24 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная  записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Русская литература XIXв. 10 класс.» под ред.   А.Н. Архангельского. На обучение литературе в 10   классе базисным учебным планом  гимназии в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  отводится   102 часов (3 часа в неделю). Из них 13 часов р/р.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цели и задачи.

1.        Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

2.        Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

3.        Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

4.        Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения.

5. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,  гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

6. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;

7. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

8. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием  теоретико-литературных знаний; написания сочинений разных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

 Национально-региональный компонент реализуется  на уроках краеведческой направленности. Например,   использую пословицы и загадки  бурятского народа. Подобное обращение к национальной культуре, к местным корням повышает уровень национального самосознания, способствует нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, воспитывает познавательный интерес и любовь к родному краю, помогает укрепить связи с родственниками, проживающими на территории  республики.

 

 Формы организации учебного процесса

 ·         уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         урок - практическая работа

·         уроки-соревнования 

·         уроки с групповыми формами работы

·         уроки взаимообучения учащихся

·         уроки творчества

·         уроки, которые ведут учащиеся

·         уроки-зачеты

·         уроки-творческие отчеты

·         уроки-конкурсы

·         уроки-игры 

·         уроки-диалоги

·         уроки-семинары

Методы и приемы обучения:

  • Рассказ о писателе (сообщение учителя и учащихся).
  • Работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное).
  • Беседа по изученному материалу, анализ, сопоставление, оценка героев.
  • Пересказ  (подробный, выборочный, творческий); заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода).
  • Виды работ, связанные с переходом в другие знаковые системы (составление схем, таблиц).
  • Составление авторского текста в различных жанрах (подготовка своей словарной статьи, рассказа, отзыва, написание анализа (стихотворения, характеристики героя), творческих работ в жанре былины, оды, стихотворения, сатирической сказки); устное словесное рисование.
  • Наблюдение за речью товарища, выразительное рассказывание, чтение, чтение по ролям с интонационной характеристикой персонажей, разыгрывание сюжетных ситуаций.

Методы и приёмы, формирующие умение создавать связный текст на литературную тему:

  • регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему;
  • письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы;
  • реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя;
  • проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения;
  • проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению;
  • систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;
  • анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки  зрения их сильных и слабых сторон;
  • последовательное        формирование        навыка        тезирования, составления разного вида планов

Материально-техническое обеспечение кабинета русского языка и литературы

  1. Технические средства обучения

    Нетбук

    Мультимедийный проектор

    Экран

  1. Печатные пособия

   Пособия, включающие в себя контрольные и проверочные работы и тесты по русскому языку и литературе

   Портреты писателей

   Тексты художественной литературы

II. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы в 10 классе обучающийся должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Данная программа предусматривает  формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении  приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) образования является:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

III. Учебно-тематический план

Наименование раздела

Кол-во часов

Из них

Теория

 Р/р Сочинения

Литература первой половины XIX века (26 часов)

1

Введение. Обзор литературы 19 века.

2

2

2

А. С. Пушкин

12

10

2

3

М. Ю. Лермонтов

4

4

4

Н.В. Гоголь

8

6

2

Литература второй половины XIX века (75 часов)

5

Обзор литературы второй пол. 19 века

1

1

6

А.Н. Островский

8

6

2

7

Ф.И. Тютчев

2

2

8

А.А. Фет

3

2

1

9

И.А. Гончаров

6

5

1

10

И.С. Тургенев

8

7

1

11

А.К. Толстой

1

1

12

Н.С. Лесков

2

2

13

М.Е. Салтыков-Щедрин

2

2

14

Н.А. Некрасов

7

6

1

15

Ф.М. Достоевский

10

9

1

16

Л.Н. Толстой

17

16

1

17

А.П. Чехов

8

7

1

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (1 час)

18

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы 19 века

1

1

Итого

102

89

13

IV.Содержание тем учебного курса

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору («К морю», «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…»).

Поэма «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов.

 Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору («Дума», «Поэт», «Пророк»).

Н.В. Гоголь. Одна из петербургских повестей по выбору («Невский проспект»).

А.Н. Островский. Драма «Гроза».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты) (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также три стихотворения по выбору («От жизни той, что бушевала здесь...». «Бессонница», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»).

А.А. Фет. Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору («Как беден наш язык…», «Но верь весне…», «Я тебе ничего не скажу…»).

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также три стихотворения по выбору («Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»).

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).

Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник».

М.Е. Салтыков-Щедрин.  «История одного города» (обзор).

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору («Дуэль», «Палата № 6»). Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой».

 Пьеса «Вишневый сад».

Основные историко-литературные сведения  

Русская литература в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.

Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.

Основные теоретико-литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Содержание и форма.
  • Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
  • Деталь. Символ.
  • Психологизм. Народность. Историзм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
  • Литературная критика.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий  

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

V. Календарно-тематическое планирование

№ урока

(год)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

Факт.

Литература первой половины XIX века (26 часов)

1

Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

1

05.09

2

Обзор русской литературы первой половины XIX века Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.  

1

05.09

3

А. С. Пушкин.Жизнь и творчество (обзор).

1

07.09

4

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина.

1

12.09

5

"Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия).

1

15.09

6

Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Пушкин и европейский романтизм. Байронизм.

1

19.09

7

Усложненное повторение: «Евгений Онегин» как любовный роман и как художественная энциклопедия русской жизни.

1

19.09

8

Проблема героя и точки зрения автора. Татьяна и пушкинский идеал.

1

22.09

9

Поэма «Медный всадник».Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

1

26.09

10

Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

1

26.09

11

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

1

29.09

12

Пушкин и его литературные современники. Е.А. Баратынский. К.Ф. Рылеев.

1

03.10

13-14

Р.р.Сочинение по

творчеству А.С. Пушкина

2

03.10

07.10

15

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

1

10.10

16

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

1

10.10

17-18

Усложненное повторение: роман «Герой нашего времени». Образ главного героя. Автор и герой. Композиция. Реализм и романтизм.

2

14.10

17.10

19

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

1

17.10

20

«Петербургские повести» как художественное целое. Романтизм и реализм.

1

21.10

21

Повесть “Невский проспект" Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности.

1

24.10

22

Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

1

23

Усложненное повторение с обобщением ранее изученного. Поэма «Мертвые души»

1

24

Идейное содержание и искусство композиции. Образ дороги и лирическое начало. Смысл названия.

1

25-26

Р.р. Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

2

27

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы.

1

28

А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор).

1

29

Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.

1

30

Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова.

1

31

Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины.

1

32

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.

Смысл названия и символика пьесы.

1

33

Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.

1

34-35

Р.р.Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

2

36

Ф.И. Тютчев. Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева.

1

37

Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

1

38

А.А. Фет. Жизнь и творчество (обзор).

1

39

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”.

“Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

1

40

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

1

41

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор).

1

42

Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа.

1

43

Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении.

1

44

Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе.

1

45

Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

1

46

Р.р. Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

1

47

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество.

1

48

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России.

1

49

Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова.

1

50

"Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия.

1

51

Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи.

1

52

“Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания.

1

53

Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

1

54

Р.р.Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

1

55

А.К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Толстого.

Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

1

56

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести.

1

57

Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

1

58

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства.

1

59

Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

1

60

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя.

1

61

Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

1

62

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.

1

17.02

63

Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков.

1

18.02

64

Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме.

1

20.02

65

Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

1

24.02

66

Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова.

1

25.02

67

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество.

1

27.02

68

Роман «Преступление и наказание».Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра.

1

03.03

69

Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание.

1

04.03

70

Раскольников и его “двойники”.

1

06.03

71

Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи.

Приемы создания образа Петербурга.

1

10.03

72

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

1

13.03

73

Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.

1

13.03

74

Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога.

1

17.03

75

“Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора.

Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

1

20.03

76

Р.р.Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

1

20.03

77

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.

1

03.04

78

Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

1

03.04

79-80

Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

2

07.04

10.04

81

Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”.

1

10.04

82

Изображение светского общества.

1

14.04

83

“Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.

1

17.04

84

Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога.

1

17.04

85

Тема войны в романе. Толстовская философия истории.

1

21.04

86

Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.

1

24.04

87

Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого.

1

24.04

88

Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина.

1

28.04

89

Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.

1

30.04

90

Москва и Петербург в романе.

1

30.04

91

Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”).

1

05.05

92

Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи.

Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

1

08.05

93

Р.р.Подготовка к домашнему сочинениюпо роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

1

08.05

94

А. П. Чехов. Жизнь и творчество.

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.

Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова.

1

12.05

95

Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни.

1

15.05

96

Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.  

1

15.05

97

Комедия «Вишневый сад».Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада.

1

19.05

98

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.

1

22.05

99

Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).

1

22.05

100

Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра.

Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

1

26.05

101

Р.р.Подготовка к домашнему сочинениюпо творчеству А. П. Чехова.

1

28.05

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (1 час)

102

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

1

28.05

IV. Контроль уровня обученности

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

•        Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

•        Выразительное чтение.

•        Различные виды пересказа.

•        Заучивание наизусть стихотворных текстов.

•        Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

•        Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков ге-роев и сущности конфликта.

•        Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

•        Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического со-держания произведения.

•        Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

•        Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

•        Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В 10-11 классах учащиеся должны иметь тетрадь для классных и домашних сочинений, рабочую тетрадь по литературе.

Виды письменных работ учащихся

1.        Основными   видами   классных  и  домашних  письменных  работ  учащихся  являются обучающие работы, к которым относятся:

-        упражнения;

-        конспекты первоисточников и рефераты;

-        планы и конспекты лекций учителя;

-        планы статей и других материалов из учебников;

-        сочинения и письменные ответы на вопросы по произведению;

-        составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников); кластеров и синквейнов.

2.        Проводятся текущие письменные контрольные работы.

3.        Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются нами с учётом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса.

4.        Итоговые контрольные работы проводятся:

-после изучения наиболее значимых тем программы;

-в конце полугодия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....