Конспекты уроков
план-конспект урока по литературе на тему

Железнова Дарья Владимировна
Уроки русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.9kl.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Творчество А. С. Пушкина»

Цель урока:

 Повторить творчество А.С. Пушкина.

Задачи:

- развивать навыки работы над художественным текстом;

- формировать познавательную и социальную компетентности.

Тип урока: Урок – проект  

Ход урока

І. Организационный момент 1 мин.

Сегодня мы будем говорить с вами о творчестве А. С. Пушкина,  конечно,  столь обширная информация  не может вместиться в один урок, но наиболее яркие моменты творческой деятельности этого великого поэта и писателя мы рассмотрим на нашем уроке.  

ІІ. Мотивация 1 мин.

И на вопрос «Кто ваш поэт?» В строенье каменном, в избушке,

Один у русского ответ – Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин»

 Т. Кузовлева

3. Актуализация 1 мин.

Перед тем, как вам защищать проекты, давайте вспомним некоторые даты, события, произведения А. С. Пушкина.

Вопросы

  1. Как называется повесть,  где главная героиня переодевается в крестьянку?  («Барышня – крестьянка»)
  2. Как принято называть особый творческий рубеж в пушкинской жизни и творчестве – осень 1830 года? (Ответ: «Болдинская осень»).
  3. Определите по строкам,  кому посвящает это стихотворение А. С. Пушкин

«Мой первый друг, мой друг бесценный

И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный,  твой колокольчик огласил… (Пущину)

  1. Для романа А. С. Пушкин создал особую строфу, впоследствии названную «онегинской». Сколько в ней строк?  (14 строк)
  2.  Какое название носит произведение, в котором повествуется об историческом событии, смутном времени, и Лжедмитрии. («Борис Годунов»)
  3. Назовите годы Южной ссылки (1820 -1824)
  4. Кому посвящены строки из этого стихотворения

«Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты!

Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты?

(А. П. Керн»)

4. Подготовка к защите 1 мин.

На партах лежат карточки по которым вы будете работать.

5. Защита проектов 32 мин.

Группа 1 (Тема поэта и поэзии, тема дружбы)

В лицейский  период происходило «становление пера» поэта,  тогда же  произошло формирование его литературных вкусов  и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицейские друзья Пушкина (А. Дельвиг,  И. Пущин,  В. Кюхельбекер). Темы дружбы и лицейского братства актуальны во всем творчестве Пушкина. Далее  мы послушаем Леру, Дашу.

Тема поэта и  поэзии включает в себя размышления о процессе творчества, его цели и смысле, о взаимоотношениях поэта и читателя, поэта и власти, наконец, поэта с самим собой. Она включает заочный диалог с поэтами – предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.  Тема поэта и поэзии проходит через  все творчество Пушкина. Более подробно нам расскажет Эмиль, Никита Рук.

Группа 2 Любовная лирика  

В отличие от дружбы в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно,  подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.  Кому же все – таки посвящал свои стихи, мы узнаем из сообщения Тани. Маша прочти нам стихотворение «Я вас любил…»

Группа 3 Философская лирика

 Пытаясь разобраться в многообразии тем в лирике Пушкина, мы постепенно понимаем, что все его произведения в большей  или меньшей степени пронизаны философским содержанием: размышлениями поэта о месте человека в мире,  о миссии творца, поэта, о судьбе, о жизни и смерти, о бессмертии. Чтобы узнать о философской лирике больше мы послушаем выступление Данила, Семена.

Группа 4    Роман в стихах «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» -  произведение удивительной творческой судьбы.  У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же  длительную творческую историю. Поэт подвел итог своего труда в Болдине.  Сейчас мы обратимся к истории создания романа в стихах «Евгений Онегин». Соня выступает  с докладом. Юля рассказывает письмо и  Никита, завершают выступление коротким докладом.

V. Рефлексия (Подведение итогов работы, оценивание результатов урока.)  5 минут

Учащиеся обмениваются мнениями по поводу услышанных и просмотренных проектов. Отвечают на вопросы, возникшие у них в ходе презентации.

Обсуждение докладов и оценка презентаций происходит по следующим параметрам:

- полнота представления темы доклада;

- актуальность информации;

- последовательность в изложении материала;

- доступность и адекватность сообщения;

- наглядность в представлении доклада;

- дизайн презентации;

- использованные виды информации (текст, графика, звук, видео);

- индивидуальность, творческий подход.

Ученики высказывают свои впечатления о сегодняшнем уроке, заполнение листов самооценки

Самооценка 3 минуты. Домашнее задание.

Хочу, чтобы вы задумались: Есть ли у вас свой Пушкин?  Какой он?

Напишите мини-сочинение на одну из тем:

1. Чем близка лирика Пушкина современному читателю?

2. Мой Пушкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...