"Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия «Что за прелесть эти сказки!»
КЛАСС - 5.
ПРЕДМЕТ: литература.
ТЕМА: Народная и авторская сказка.
ЦЕЛЬ: Актуализировать имеющиеся знания о народной и литературной сказках.
ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ: театрализованная викторина.
ЗАДАЧИ:
1. Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках литературы;
2. Развитие речи, фантазии, умственных и творческих способностей;
3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, любви к родному языку.
4. Создание условий для работы в сплоченном коллективе.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, модельный, проектный методы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: игровые технологии, дифференцированный подход, создание ситуации успеха, групповые технологии, самооценка, рефлексия.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доски для заданий, выставка рисунков учащихся 5 классов на тему «Моя любимая сказка», выставка книг школьной библиотеки по теме мероприятия, костюмы, призы.
ЭПИГРАФ: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» (А.С.Пушкин)
УЧАСТНИКИ: ведущий, ведущая, Сказка, кот Баюн, команды пятиклассников, зрители (пятиклассники, ученики начальной школы, родители).
ЖЮРИ: приглашенные старшеклассники.
НА ЭКРАН выводятся задания для команд, вопросы для зрительского конкурса, портреты сказочных героев и авторов сказок.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:
I.Организационно-психологический этап.
1. Подготовка психологического настроя ( Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»)
2. Обеспечение порядка;
II.Этап постановки темы, цели и задач мероприятия:
Учитель: Ребята, а вы знаете, что вы начинаете знакомиться с литературой уже с малых лет? Давайте вспомним, что по вечерам вам рассказывали мамы, бабушки? ( Дети отвечают: «Сказки»). Да, именно сказки вы начинаете изучать уже с детства. А ведь это уже литературное творчество! Посмотрите на эпиграф и попробуйте определить, как будет звучать тема нашего мероприятия.
Ребята, целью нашего урока будет закрепить и актуализировать уже имеющиеся знания о русских и литературных сказках.
Задачи учителя:
- Организовать и целенаправить деятельность учащихся;
- Показать значимость мероприятия и участия в нем, важность темы;
- Объяснить учащимся условия конкурса.
Вступительное слово учителя:
Дорогие наши гости, учителя, ребята! Сегодня у нас праздник Сказки! С самого раннего детства мы знакомимся со сказкой. Первые сказки всегда рассказывает мама. Они простые и коротенькие. Но дети взрослеют и узнают все больше новых сказок. Они бывают разные: народные и авторские. По ним снимают фильмы и мультфильмы, их печатают в книгах и журналах. Есть сказки короткие и длинные, веселые и грустные, смешные и серьезные. Но у всех у них одна общая черта: в них всегда побеждает добро.
Поэтому взрослые и дети любят сказки. Вместе со сказкой в нашу жизнь входит волшебство, добро и радость.
III. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Задачи:
- Воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
- Установление внутрипредметных и межпредметных связей;
- Опора на жизненный опыт учащихся.
МУЗЫКА: из кинофильма «Тайна Снежной королевы», песня «Однажды в старой Дании…»
Ведущая:
О чем-то скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица…
Тихонько скрипят половицы –
К нам сказка в гости идет.
Сказка (выходит из-за занавеса):
Много сказок в свете есть.
Их, конечно, все не счесть.
Есть про ворону и лисицу,
Есть про мед и про горчицу,
Но самая ценная, всегда современная
Сказка чудесная, сказка волшебная!
Ведущая: Мы рады тебе, дорогая Сказка! Но вот к нам идет еще один сказочный герой.
Кот Баюн (выходит на середину зала):
Я в сказке живу,
Я песни пою,
Я все о сказках знаю,
Я их запоминаю.
У меня старый, древний род,
Я ученый, умный кот.
Я серьезный, не шалун.
А зовут меня Баюн.
Ведущая: А почему тебя так зовут, котик?
Кот: В далекие времена было слово «баять», значит рассказывать. Я очень люблю рассказывать, поэтому меня так и зовут.
Ведущая: А что ты любишь рассказывать, котик?
Кот: Я очень люблю сказки!
Ведущая: Ребята, а вы любите сказки?
ДА
Сказка:
Сказок много разных есть,
Столько, что их всех не счесть,
Но самые древние, природные -
Это сказки народные!
Музыка в качестве фона: М.И.Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Кот Баюн:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на невидимых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пеняет грозного царя;
Там в облаках, перед народом
Через леса, через поля
Колдун несет богатыря;
Царевна там в темнице тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с бабою - Ягой
Идет-бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
Ведущая: Так великий русский поэт А.С.Пушкин говорил о народной сказке. Поговорим о ней и мы. Давайте устроим сказочный конкурс. Давайте поприветствуем команды!
КОМАНДЫ ВЫХОДЯТ (по 7 человек)
IV. Выбор названий для команд. Задание – загадки
Задачи:
- Повторение темы «Народная сказка»;
- Тренировка внимания, памяти;
Кот: У меня для команд загадки!
Из этой сказки Колобок,
Мед, горчица и чеснок,
И топор, и каша,
И горшок, и чаша.
Разве такие сказки бывают?
Если «да», как их называют?
(БЫТОВЫЕ СКАЗКИ) Отгадавшая команда получает название «Скатерть-самобранка».
Кот:
Вторая загадка!
Из этой сказки петух и кот.
А еще в этой сказке живет
Волк. Медведь, пес и коза,
Заяц, кабан, змея и лиса.
Разве такие сказки бывают?
Если «да», как их называют?
(СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ) Вторая команда получает название «Жар-птица».
КОМАНДЫ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СВОИ СТОЛЫ.
V. Первый конкурс. Тема: «Словарный запас».
Задачи:
- Проверить знание средств художественной выразительности;
- Тренировать память и внимание.
Ведущая: Первый конкурс!
Сказка:
Я сказка волшебная,
Я сказка прекрасная,
И, конечно же, к вам
Пришла не напрасно я.
Ну-ка попробуйте и подберите
К этим словам постоянные эпитеты!
Кот: Это еще что такое? Подскажите!
Первая команда, ответившая на вопрос, начинает конкурс.
Задание написано на досках. К существительным надо дописать постоянный эпитет.
жар-птица | С скатерть-самобранка | ||
С существительное | П постоянный эпитет | С существительное | П постоянный эпитет |
Д девица | К красная | молодец | Д добрый |
П поле | Ч чистое | Л лес | дремучий |
Р руки | Б умелые | В вороны | черные |
П палаты | белокаменные | погреба | глубокие |
речка | быстрая | Солнце | красное |
конь | добрый | Головушка | буйная |
Море | синее | зависть | черная |
Сказка: слово жюри о результатах конкурса.
- Второй конкурс. Тема: «Сказочные герои».
Задачи:
- Проверить знания участников по данной теме;
- Тренировать память и внимание.
Ведущая: Конкурс второй! Команды, выберите одного игрока!
Кот:
Выбегайте пошустрей
Те, кто пишет побыстрей,
Те, кто сможет без заминки,
Без раздумий, без запинки
Перечислить поскорей
Разных сказочных зверей!
Ведущая: Игроки! Поменяйтесь местами, чтобы команда не могла вам подсказать!
Задание игрокам: написать на карточке с заданием как можно больше сказочных животных.
Ведущая: Пока команды работают, мы потанцуем!
ТАНЕЦ «БАРЫНЯ» (Исполняют ученицы пятого класса).
Ведущая: Игроки, перечислите сказочных героев, которых вы вспомнили! А жюри объявит результат!
Жюри объявляет результаты.
- Конкурс болельщиков. Тема: «Сказочные герои».
Задачи:
- Повторение темы «Народная сказка»;
- Привлечение к соревнованию зрителей.
Кот:
Это кто сидит там грустный?
Есть у нас приз очень вкусный!
Эй, болельщики, не спать!
Будем с вами мы играть!
Сказка волшебная, красивая, необыкновенная,
Все вместе мы тебя просим
Задать гостям и болельщикам вопросы!
Сказка задает болельщикам и гостям персональные вопросы, ведущая раздает призы тем, кто правильно ответил на вопрос.
- Где живет Кащей Бессмертный? (во дворце)
- Сколько голов бывает у Змея Горыныча? (три)
- Какое средство передвижения у бабы Яги? (ступа)
- В кого превращаются девицы-волшебницы? (в птиц)
- Где найти смерть Кащея Бессмертного? (на кончике иглы)
- Кто баба - Яга по образованию? (ведьма)
- В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (в лягушек)
- Как Иван-царевич выбирает себе невесту? (пускает стрелу)
- С какими словами надо обращаться к жилищу бабы- Яги? (Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.)
VII.Третий конкурс. Тема: «Сказочные предметы».
Задачи:
- Повторение раздела «Народная сказка»;
- Тренировка внимания и памяти;
- Проверка эрудиции участников.
Ведущая: Конкурс третий!
Кот:
Этот конкурс всем приятный,
Потому что он командный.
Команды на сказочном листе
Пишут списки на столе.
А перечислить они должны
Вещества и предметы волшебной страны!
Задание командам: написать на карточках с заданием как можно больше волшебных предметов.
Сказка:
Меня любят все на свете!
Больше всех, конечно, дети!
Фильмы обо мне снимают
И стихи мне посвящают!
СТИХОТВОРЕНИЕ К. БАЛЬМОНТА «У чудищ» из цикла «Фейные сказки».
Читает ученик-болельщик.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею,
Узнаю тайну и был таков.
Ведущий: Прочитайте, команды, что вы написали. Какие волшебные вещества и предметы вы знаете? А жюри объявит результат.
Ковер-самолет | Ступа с помелом |
Волшебный клубочек | Шапка-невидимка |
Живая и мертвая вода | Заколдованная игла |
Меч - кладенец | Скатерть-самобранка |
Сапоги-скороходы | Молодильные яблоки |
Жюри объявляет результат конкурса.
VIII.Четвертый конкурс. Тема: «Авторская сказка».
Задачи:
- Повторение раздела «Авторская сказка»;
- Тренировка внимания и памяти;
- Проверка эрудиции участников.
Ведущая: Конкурс четвертый (командный) «Герои и авторы».
Сказка:
Есть сказки народные,
Древние, природные,
А есть новаторские,
Старые, новые – авторские.
Торопиться пора - искать герою автора.
Жар-птица | Скатерть-самобранка | ||
герой | автор | герой | автор |
Золушка | Шарль Перро | Чипполино | Джани Родари |
Снежная королева | Ханс Кристиан А Андерсен | Конек-горбунок | Ершов |
Карлсон | Астрид Линдгрен | Дядя Федор | Эдуард Успенский |
Золотой Петушок | А.С.Пушкин | Незнайка | Носов |
Мумии-тролль | Туве Янсон | Царь Салтан | А.С. Пушкин |
Хозяйка Медной горы | Бажов | Гарри Поттер | Джоан Роулинг |
Мальчик-с-пальчик | Братья Гримм | Маугли | Киплинг |
Ведущий: А пока игроки вспоминают писателей – сказочников, мы с вами послушаем чудесную сказку! Дорогие зрители, вам задание – определите название этой сказки и ее автора. Тому, кто даст правильный ответ- приз!
ПЕСНЯ из фильма «Тайна Снежной королевы» «Однажды в старой Дании…», исполняют ученицы 5 класса.
Ведущая: Кто назовет автора и название этой сказки? Приз!
Проверим результаты конкурса «Герои и авторы».
Жюри объявляет результаты.
IX.Пятый конкурс. Конкурс капитанов. Тема: «Волшебные загадки».
Задачи:
- Повторение раздела «Народная сказка»;
- Тренировка внимания и памяти;
- Проверка эрудиции участников.
Конкурс капитанов.
Кот:
Эй, буяны-капитаны!
Выворачивай карманы!
Нет ли там подсказки
От волшебной сказки?
Вам вопросы я задам!
Может вам не по зубам?
Вопросы отличные, очень симпатичные!
Вопросы научные, трудные, нескучные!
ВОПРОС КАПИТАНУ «ЖАР-ПТИЦЫ»: Предмет сказочного обихода, очень нужная вещь, переносится в кармане, управляется голосом хозяина, заменяет погреб, плиту, кухню и повара.
(скатерть-самобранка)
ВОПРОС КАПИТАНУ «СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ»: Представитель сказочной фауны, очень редкий вид, живут в стае, питаются пшеницей, держать в неволе не рекомендуется, хотя очень красивые!
(жар-птица)
ВОПРОС КАПИТАНУ «ЖАР-ПТИЦЫ»: Представитель сказочной флоры, растет в саду, высоко, добывается нелегко, употребляется в свежем виде как лекарство от прожитых лет.
(молодильные яблоки)
ВОПРОС КАПИТАНУ «СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ»: Предмет сказочного гардероба, создан не для тепла и не для красоты, а для очень полезной способности исчезать в нужный момент.
(шапка-невидимка)
Сказка: Замечательные капитаны!
Жюри объявляет результат конкурса.
X.Театральный конкурс. Тема: «Узнай героев и сказку».
Задачи:
- Привлечение к творческой работе учащихся;
- Привлечение к соревнованию зрителей;
- Тренировка внимания.
Театральный конкурс.
Ведущая: Посмотрите, дорогие игроки дорогие гости, на наших болельщиков! Они тоже приготовили конкурс! Это пантомима – сценка без слов. Надо узнать героев и сказку!
- Кащей (корона, плащ), молодец (шлем, меч). Молодец достает из шкатулки яйцо, из яйца иглу (зубочистка) и ломает ее, Кащей злится, падает.
- Иван-царевич пускает стрелу (корона, лук, стрела, маленький плащ), ее находит лягушка (зеленая одежда, маленькая корона, шапочка, перчатки зеленые) и подает царевичу.
- Три девицы с прялками и веретенами.
- Царевна идет, видит веретено, укалывается, падает.
Сказка: Молодцы и артисты и зрители! Сейчас мы подведем итоги!
Жюри подводит итоги. Оценивание работы команд, участников викторины.
Награждение команд (по номинациям: «Самые быстрые и веселые», «Самые внимательные и находчивые»)
XI. Самооценка. Рефлексия (вербальная).
Ведущая: У нас есть победители и нет проигравших Это потому, что все участники хорошо подготовились и показали себя.
Ребята, вы хорошо знаете сказки?
ДА
Ведущая: Вы любите сказки?
ДА
Сказка: Я очень рада была встретиться с вами, ребята! До новых встреч в сказочной стране!
Ведущая: Где мы можем встретиться со сказкой, ребята?
ОТВЕТЫ С МЕСТ: в книгах, театре, кино, мультфильмах, на уроках, придумать самим.
Ведущая:
Мы со сказкой вовсе не прощаемся,
Мы к ней очень часто возвращаемся.
В сказке – правда, вымысел, намек,
В сказке - радость, счастье и урок.
Ждут тебя тепло, веселье, ласка
В маленькой стране с названьем «Сказка»!
ПЕСНЯ «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА» (исполняют все ученики 5 класса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-190688-1359883636.jpg)
"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)
Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-545518-1418044961.jpg)
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс
Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523079-1415820793.jpg)
Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)
Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-568728-1421747942.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....