Нравственные уроки
статья по литературе (5 класс) на тему

Смотрова Людмила Николаевна

По страницам классики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennye_uroki.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Отрывок из книги «Книга о языке» Льва Успенского.

        « Это    было лет пятьдесят назад. В номере какого-то журнала мне попался

рассказ Куприна. Назывался он "Вечерний гость".

В  комнате  сидит  человек,  а  со  двора  к нему кто-то идет, какой-то

"вечерний гость".

        "...Вот скрипнула калитка... Вот прозвучали шаги под окнами... Я слышу,

как     он открывает дверь, -- пишет Куприн. -- Сейчас он войдет, и между нами

произойдет  самая  обыкновенная  и  самая  непонятная вещь в мире: мы начнем

разговаривать.  Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать

свои   мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать,

что    они значат... и его мысли станут моими мыслями... О, как таинственны,

как. странны, как - непонятны для нас самые простые жизненные явления!"

        Прочитав   тогда   эти   строки,   я остановился в смущении. Сначала мне

показалось,     что автор смеется надо мной: что же нашел он удивительного в

таком действительно  обыкновенном  явлении  --  в  разговоре  двух людей?

Разговаривают  все.  Я  сам,  как  и  окружающие, каждый день разговаривал с

другими   людьми и дома, и в школе, и на улице, и в вагонах трамвая -- везде.

Разговаривали  -- по-русски,  по-немецки, по-французски, по-фински или

по-татарски   -- тысячи людей вокруг меня. И ни разу это не показалось мне ни

странным, ни удивительным.

        А теперь? А теперь я глубоко задумался. Действительно: как же это так?

Вот  я сижу и думаю. Сколько бы я ни думал, никто, ни один человек на

свете, не может узнать моих мыслей: они мои!

        Но    я открыл рот. Я начал "издавать", как написано в рассказе, "звуки

разной  высоты  и  силы".  И  вдруг  все, кто меня окружает, как бы получили

возможность  проникнуть "внутрь меня". Теперь они уже знают мои мысли: ясно,

они  узнали  их  при  помощи  слов,  через  посредство языка».

Д/з

1 ур.О чем рассказ?

 2 ур.Роль  в нашей жизни речи? …языка?                

3 ур.Особенность решения темы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные уроки рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока литературы для 6 класса. В основе урока - эвристическая беседа с учащимися с опорой на индивидуальные задания: клип, презентации, ответы на проблемные вопросы, иллюстрации....

«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА» (урок-размышление в 6-ом классе)\'

Нравственные уроки В. Распутина.Цели: проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни».

презентация для выступления в классных часах и родителських собраниях...