Русская природа в пейзажной лирике поэтов 19 века
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Волкова Ирина Петровна

Урок проведён в форме творческого отчёта по результатам проектной  деятельности

Проектная деятельность позволяет учащимся
- включиться в активный познавательный процесс,
- самостоятельно формулировать учебную проблему
- осуществлять сбор необходимой информации,
- планировать варианты решения проблемы,
- анализировать результаты работы
- делать выводы, приобретая учебный и жизненный опыт
- осуществлять творческую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse.doc832 КБ
Office presentation icon urok_v_5_klasse.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

«Родная природа в пейзажной лирике поэтов 19 века».

Цели урока:

1. обучающие

  • Расширить знания учащихся о поэзии А.Н. Плещееве, Ф.И.Тютчеве, И.С.Никитине, А.А.Фете
  • Закрепить умения определить способы создания образов с помощью художественных выразительных средств
  • Закрепить умение определять стихотворный размер

2.развивающая

  • Развить интерес к поэзии
  • Развить навыки защиты проекта

3. воспитательная

  • Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.

Тип урока- урок изучения нового.

Урок проведён в форме творческого отчёта по результатам проектной  деятельности

Проектная деятельность позволяет учащимся
- включиться в активный познавательный процесс,
- самостоятельно формулировать учебную проблему
- осуществлять сбор необходимой информации,
- планировать варианты решения проблемы,
- анализировать результаты работы
- делать выводы, приобретая учебный и жизненный опыт
- осуществлять творческую деятельность.

Оборудование:

  • Компьютер,
  • видеопроектор,
  • колонки,
  • интерактивная доска, цветные маркеры,
  • фортепиано.

Подготовка к уроку идет в несколько этапов

  • Подготовительный этап-1 месяц
  • Технологический этап- 1 месяц
  • Презентационный этап-2 урока

1. Подготовительный этап. Опережающее задание. 1 месяц.

Во время изучения раздела «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» весь класс делится на 4 группы и самостоятельно занимается творчеством одного из поэтов.

 В каждой группе выбирается:

  1. биограф – подготовка и рассказ мини-реферата о биографии и творчестве поэта;
  2. иллюстратор – организация работы по  подготовке иллюстраций к стихотворению;
  3. музыкальный оформитель – поиск музыкального оформления выступления
  4. техник – подготовка презентации и показ ее на уроке
  5. чтец – выразительное исполнение стихотворения
  6. литературовед – анализ стихотворения по плану:

План анализа

  • Тема
  • Настроение
  • Образы, картины
  • Основная мысль
  • Художественные выразительные средства
  • Стихотворный размер

На выполнение работы дается 1 месяц.

2.Технологический этап.

Каждая  группа готовит свою компьютерную презентацию с портретами  обсуждаемых поэтов,  собственными иллюстрациями  к разбираемым стихотворениям, текстом стихотворения, музыкальным  произведением при чтении стихов. (Используются по порядку выступления групп).

 Роль учителя в организации проектной деятельности школьников:

  • Представляет возможность выбрать тему проекта, партнеров, планировать и реализовывать проект
  • Организует распределение подтем по группам, роли и функции в группе
  • Способствует проявлению поисковой деятельности учащихся
  • Поддерживает и поощряет различные направления в деятельности
  • Консультирует на всех этапах работы
  • Организует подведение итогов на промежуточных этапах
  • Предоставляет условия для самооценки выполненных работ
  • Организует праздничную по форме и серьезную по содержанию презентацию проекта

Урок простроен в рамках  личностно - ориентированного обучения и в нем присутствует интеграция литературы, информационно-коммуникативных технологий, изобразительного искусства и музыки, исследовательские технологии

Методические приемы: беседа, исполнение романса, мини-рефераты, выразительное чтение стихов, литературоведческий анализ, иллюстрирование, устное рисование, проблемный вопрос.

Ход урока:

  1. Подготовка к восприятию

Чтение учителем стихотворения  Н.Рыленкова (под музыку Е.Доги

                                               из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»):

                Все в тающей дымке: холмы, перелески;

Здесь краски не ярки и звуки не резки...

В красоту родной природы были влюблены все русские поэты, и именно её они хотели передать в своих произведениях. Тема нашего урока «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века», но пройдет он не совсем обычно. Для его проведения мы использовали метод проекта.

  1. Актуализация знаний

Давайте рассмотрим структуру проекта (слайды 1-6):

  • Тема его «Родная природа в пейзажной лирике поэтов 19 века».
  • Какие задачи нашего проекта:
  • познакомиться с творчеством русских

поэтов;

  • узнать, какой видят природу русские

поэты и художники;

  • постараться в чтении передать мысли  

и чувства авторов;

  • сопоставить произведения разных  

видов искусства;

  • учиться работать в группе.
  • Какие виды работы вы использовали при подготовке?
  • поиск и отбор информации;
  • выразительное чтение; 
  • анализ стихотворения;
  • музыкальное оформление;
  • подбор иллюстраций и собственное иллюстрирование;
  • техническое оформление, создание презентации
  • Этап распределения ролей
  • Работа над проектом
  • Итог, защита
  • Последним моментом будет оценка работы группы

Я видела вклад каждого в общее дело в процессе подготовки и увижу сегодня на уроке, но также я думаю, что вы сами можете оценить работу каждой группы. Пожалуйста, сделайте это на листочках, которые я вам раздала.

(Приложение 2) Свои оценки за урок я поставлю, учитывая и ваше мнение.

Лист оценивания

Критерии

Оценки

Точность, яркость отбора материала по биографии поэта

Отношение к творчеству поэта через музыку и иллюстрации в группе

Выразительность чтения стихов

Точность литературоведческого анализа

Слаженность выступления группы.

  1. Задание для тех, кто не попал ни в одну группу (они образуют свою группу и выполняют работу на уроке): составить проект по творчеству Баратынского: учащимся предоставляется биографическая справка, из которой должна быть выбрана главная информация, стихотворение для анализа, готовый иллюстративный материал 
  2. Я предоставляю слово 1 группе

        Выступления групп (защита проектов)

  • презентация биографии;
  • выразительное чтение стихотворения;
  • музыкальное оформление (если есть);
  • литературоведческий анализ;
  • защита иллюстраций.

Презентация группы Афанасия Афанасьевича Фета. 

Состоит из мини-реферата о жизни и творчестве поэта, выразительного чтения стихотворения «Уж верба вся пушистая», иллюстраций к нему, музыкального сопровождения «Прелюдии№3 Ф. Листа», литературоведческого анализа. Каждой из групп задавался проблемный вопрос.

Презентация группы  Федора Ивановича Тютчева

  • Мини-реферат о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева
  • Выразительное чтение стихотворения в сопровождении гитарной композиции в исполнении ученицы,
  • Защита иллюстраций
  • Литературоведческий анализ

Стихотворение  Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»  проникнуто радостным  весенним настроением. Природа просыпается после суровой зимы,  и ждет появления  солнечной, теплой  весны.  Автор описывает долгожданный приход весны и недовольство зимы. Время зимы почти прошло, но она всё равно не хочет сдавать свои позиции молодой румяной весне.  

Природа устала от зимних вьюг, мороза,  холодных ветров. А с приходом весны  всё оживает, радуется тёплому весеннему солнцу. Зима не хочет сдаваться,  а молодая весна наперекор врагу вступает в свои права.

Чтобы ярче описать приход весны, автор использует эпитеты: «ведьма злая», «прекрасное дитя», «весна румяней стала».

Чтобы показать противоборство зимы и весны, автор использует олицетворения: «зима злится», «весна в окно стучится», «весна гонит  со двора», «зима ворчит и шумит», «весна хохочет».

  • ЗимА недАром злИтся

Стихотворение написано трёхстопным ямбом, что придаёт ему плавность и мелодичность.

Это стихотворение мне очень понравилось. Захотелось, чтобы наша зима поскорее закончилась, и наступила прекрасная весна

Проблемный вопрос.

  • Из биографии Ф.И. Тютчева мы узнали, что поэт довольно долго жил за границей. Как вы думаете, как ему удалось написать такие замечательные стихи русской природе?

(по такому принципу проходят выступления других групп)

Рефлексия:

  1. Продолжите фразу:
  •  Я узнал(а)…..
  • Я услышал(а)….
  • Я почувствовал(а)….

  1. Выберите цитату, которая соответствует вашему состоянию.

  • «Однообразные мелькают все с той же болью дни мои»  (Н. Гумилев)
  • «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»  (А. С. Пушкин)
  • Оркестр веселое играет, и улыбаются уста» (А. Ахматова)
  • «И скучно, и грустно» (М.Ю. Лермонтов)
  • «Я счастлива…» (А. Ахматова)

  1. Составьте синквейн к стихотворению, поэту.

Пример синквейна:

Фёдор Иванович Тютчев

Умный, талантливый.

Сочиняет, учит, восхищает.

Живёт стихами.

Поэт.

Итоги урока.

        Как мы сегодня убедились, пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека  и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. С жизнью и творчеством этих и других  поэтов 19 века мы более подробно будем знакомиться в старших классах. Главное сейчас - читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться!

Домашнее задание.

  • Прочитать стихи поэтов 20 века (в конце 2 части учебника) и сравнить природу и настроение в них со стихами поэтов 19 века, о которых мы говорили сегодня
  • Стр. 29, часть 1, высказывание Ю.Селезнева. Согласны ли вы с ним? Продолжить рассуждение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Родная природа в пейзажной лирике русских поэтов 19 века»

Слайд 2

«Родная природа в пейзажной лирике русских поэтов 19 века»

Слайд 3

Итоги, защита Работа над проектом Структура проекта Выбор темы (поэта) Цели и задачи Приемы, виды работы Распределение ролей

Слайд 4

познакомиться с творчеством русских поэтов; узнать, какой видят природу русские поэты и художники; постараться в чтении передать мысли и чувства авторов; сопоставить произведения разных видов искусства; учиться работать в группе. Задачи :

Слайд 5

Поиск и отбор информации Техническое оформление Музыкальное оформление Литературоведчес- кий анализ Подбор иллюстраций, собственное иллюстрирование Выразительное чтение Виды работы:

Слайд 6

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ЧТЕЦЫ ИЛЛЮСТРА-ТОРЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОФОРМИТЕЛИ БИОГРАФЫ ЛИТЕРАТУРО- ВЕДЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОФОРМИТЕЛИ

Слайд 7

Итоги урока. Лист оценивания Критерии 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Точность, яркость отбора материала по биографии поэта Отношение к творчеству поэта через музыку и иллюстрации в группе Выразительность чтения стихов Точность литературоведческого анализа Слаженность выступления группы.

Слайд 8

Защита проектов

Слайд 9

Выберите фразу, соответствующую вашему внутреннему состоянию

Слайд 10

Закончите предложения: На уроке я услышал…………………………. На уроке я увидел…………………………… На уроке я почувствовал………………………

Слайд 11

Синквейн Одно существительное Два прилагательных Три глагола Фраза, выражающая восприятие Слово-резюме

Слайд 12

Синквейн Ф.И.Тютчев Талантливый,умный Сочиняет, учит, восхищает Живет стихами Мэтр поэзии

Слайд 13

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»

Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого»...

«Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Роль эпитетов в пейзажной лирике».

Методическая разработка раскрывает возможности использования современных технологий на уроках литературы. На примере изучения пейзажной лирики поэтов XIX века показаны варианты использования ментально...

Контрольная работа по пейзажной лирике поэтов 20 века 6 класс

Контрольная работа по пейзажной лирике поэтов 20 века...