Рабочая программа по литературе. 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Ильичева Анастасия Юрьевна

УМК  под ред.  Курдюмова Т.Ф., 10-11 классы. «Дрофа» 2014г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                     Утверждена

                                                                                                                                           Директор  школы

                                                                                ____________ Н.Б.Гурьева

                                                                                   Приказ от  30 августа 2018 года

                                             № 258

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

основное общее образование, 10 класс

Количество часов- 105 часов, 3 часа в неделю

на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы образовательных учреждений

( « Программы по литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»

/Т.Ф Курдюмова /

УМК  под ред.  Курдюмова Т.Ф., 10-11 классы. «Дрофа» 2014г.

Рабочую программу составила:

                                                          Ильичева А.Ю.,

учитель  русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3

                                                 

                                                                                                 

2018 год

Пояснительная записка

1.Место предмета в учебном плане

                        Данная рабочая программа по литературе составлена на основе программы, разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф. Курдюмовой на основе примерной программы по литературе, рекомендованной Министерством образования Российской  Федерации.      

                   В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ №3 рабочая программа по литературе для 10  класса рассчитана               на 105 часов (3 часа в неделю).  

               При составлении планирования уроков предусмотрены часы на развитие письменной речи учащихся.

2.Планируемые результаты

                  По окончании 10 класса учащиеся  должны:

знать:

— логику развития историко-литературного процесса

      на материале русской литературы XII—XIX вв.;

— основные литературные направления русской литературы XVIII—XIX вв.;

— краткие биографические сведения об изученных писателях;

— содержание изученных произведений, отчетливо представлять

     себе роль и место изученного художественного произведения в литературном  

    процессе;

уметь:

— определять как время изображенное, так и время создания,

      а также время, когда происходит чтение;

— использовать рекомендованную литературоведческую

     и критическую литературу;

— давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно

     прочитанному произведению;

— свободно и целесообразно использовать конкретные понятия

       теории литературы;

— ориентироваться в различных типах справочной литературы

      и активно ее использовать.

3. Учебно – тематический план

Содержание

Количество часов

всего

развития речи

1

Введение

3

-

2

Литература первой половины XIX века

1

-

А.С.Пушкин

14

1(домашнее сочинение)

М.Ю. Лермонтов

6

1(домашнее)

Н.В. Гоголь

5

-

3

Литература второй половины XIX века

1

-

А.Н.Островский  

3

1 (классное)

И.А.Гончаров

4

-

Ф.И.Тютчев.

2

А.А.Фет

1

Н.А.Некрасов

3

К. Хетагуров

1

-

И.С.Тургенев

4

1(классное)

Н.Г.Чернышевский

1

-

Н.С.Лесков

3

-

М.Е. Салтыков – Щедрин

3

-

Ф.М.Достоевский

3

1(классное)

Л.Н. Толстой

7

1(классное)

 А.П.Чехов

5

1 (классное)

4

Зарубежная литература второй половины XIX века

16

-

Повтрение

2

1 (итоговое)

Итого

105

8 (6 классных и 2домашних)

4.Содержание программы

105 часов (35 недель)

Введение (3ч)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «тературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века (1ч)

Обзор русской литературы первой половины XIX века

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века

А. С. Пушкин (14ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угас¬шее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемон-

тн» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинско¬го лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

Рег. комп. Г.Фатеев

«Предсказание». Тема бессмертия великого поэта России. Взволнованность повествования. Связь через века. «Автобус к Провалу идет прямиком». Пушкин и Пятигорск, Пушкин и нынешнее поколение

М. Ю. Лермонтов (6ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Рег. комп. И.Кашпуров «На склонах Машука». Память о поэте.  А.Екимцев «Лермонтов в дороге». Тема дороги, раздумья о судьбе поэта        

Н. В. Гоголь (5 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект»Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.  

Литература второй половины XIX века (1ч)

Обзор русской литературы второй половины XIX века

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'.

Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза».

И. А. Гончаров (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».

Ф. И. Тютчев (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет (1ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

        Н. А. Некрасов (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Вн. чт Любимые стихи русских поэтов о природе. «Звучащее слово»

К. Хетагуров(1ч)

Обзор творчества. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

И. С. Тургенев (4ч)

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».(Домашнее)  

Вн. чт «Рудин», «Дворянское гнездо», Накануне».(обзор). Психологизм произведений

Вн. чт Женские образы в произведениях современных писателей: В.Распутин, В.Шукшин, В.Астафьев и др.

Н.Г. Чернышевский (1ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Что делать?»

Н. С. Лесков (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин (3ч)

Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Вн. чт Достоевский Ф.М. «Сказки»

Ф. М. Достоевский (3ч)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Рег. комп Е.Карпов «Твой брат». Отношения между близкими людьми. Размышления о смысле жизни. Душевные страдания героев

Л. Н. Толстой (7ч)

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Вн. чт Л.Н.Толстой «Анна Каренина». Психологизм романа.

Рег .к. И.Кузнецов «Крепость в степи». Стремление к исторической правде. Мудрые уроки истории

А. П. Чехов (5ч)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова

Вн. Чт Рассказы Чехова. Юмор в рассказах

Зарубежная литература (16ч)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан (возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Вн. Чт Любимое произведение зарубежной литературы 19 века.

Повторение (2ч)

5. Выполнение программного материала.

Время проведения

Количество

часов

Практическая часть

Контрольные работы

Работы по развитию речи

1 полугодие

50 ч

3

3

2 полугодие

55 ч

2

5

Всего

105 ч

5

8

6. Для реализации программного материала используются:

I. Печатные пособия

1) Основная литература

  1. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
  2. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Леонов С. А. Литература: 10 класс: методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
  4. Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.  - М.: Дрофа, 2010.

2) Дополнительная литература

  1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
  2. Андроников И. Л. Лермонтов: Исследования и находки. - М.; Л., 1964.
  3. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. - М., 1984.
  4. Анненков П. В. Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.
  5. Афанасьев В. В. Жуковский. - М., 1986.
  6. Батюто А. И. Тургенев-романист. - Л., 1972.
  7. Белинский В. Г. Статьи о Гоголе // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М., 1983.  
  8. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М., 1983.
  9. Белов С. В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. - М., 1985.
  10. Бердников Г. П. Чехов. - М., 1978. - ( Серия «Жизнь замечательных людей»).
  11. Бессараб М. Я. Жуковский. Книга о поэте. – М., 1975.
  12. Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. - М., 1986.
  13. Благой Д. Д. Душа в заветной лире. - М., 1977.
  14. Бонди С. М. О Пушкине. - М., 1983.
  15. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. - М., 1974.
  16. Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». - М., 1978.
  17. Бухштаб Б. Я. Сказки Салтыкова-Щедрина. - Л., 1962.
  18. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. - Л., 1987.
  19. Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. - Пг., 1918.
  20. Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: Жизнь и творчество. - М.,1998.
  21. Герштейн Э. Судьба Лермонтова. - М., 1986.
  22. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.
  23. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. - М.; Л., 1959.
  24. Дружинин А. В. Стихотворения Н. Некрасова. - В кн.: Дружинин А. В. Литературная критика. - М., 1983.
  25. Корман Б. О. Лирика Некрасова. - Ижевск, 1978.
  26. Коровин В. И. Творческий путь Лермонтова. - М., 1973.
  27. Краснощёкова Е. А. Роман И. А. Гончарова «Обломов». - М., 1966.
  28. Лакшин В. Я. Островский. - М., 1982.
  29. Лебедев Ю. В. Тургенев. - М., 1990. - (Серия «Жизнь замечательных людей».)
  30. Лесков А. Жизнь Николая Лескова. - М., 1984.
  31. Лобанов М. П. Островский. - М., 1989. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).
  32. Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. - М., 1985.
  33. Лощиц Ю. М. Гончаров. - М., 1977. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).
  34. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. - Л., 1983.
  35. Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. - Л., 1975.
  36. Маймин Е. А. Пушкин: Жизнь и творчество. - М.,1981.
  37. Макогоненко Г. М. Творчество Пушкина в 1833-1836 гг. - М.,1974.
  38. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М., 1964.
  39. Машинский С. А. Художественный мир Гоголя. - М., 1971.
  40. Михайлова Е. Проза Лермонтова. - М., 1957.
  41. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Над строками духовной биографии Пушкина. - М., 1987.
  42. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. - М., 1977.
  43. Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. - Л., 1963.
  44. Пустовой П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. -  М., 1991.
  45. Семанова М. Л. Чехов-художник. - М., 1976.
  46. Семенко И. М. Жизнь и творчество Жуковского. - М., 1976.
  47. Скатов Н. Н. Русский гений. - М., 1987.
  48. Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. А. Некрасова. - М., 1985.
  49. Сквозников В. Д. Лирика Пушкина. - М., 1975.
  50. Турков А. М. Салтыков-Щедрин. - М., 1981. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).
  51. Храпченко М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. - М., 1981.
  52. Турков А. М. Чехов и его время. - М., 1987.
  53. Щеблыкин И. П. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1995.

II. Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр «Panasonic».

III. Демонстрационные пособия

  1. Художественный фильм по пьесе А. Н. Островского «Гроза».
  2. Художественный фильм по роману И. А. Гончарова «Обломов».
  3. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  4. Художественный фильм по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

105 часов

Дата

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

План

Факт

1 четверть

Введение (3 ч.)

1

Русская история и русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

1

Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану.

2

Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе.

1

3

Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

1

Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану.

Русская литература первой половины XIX века (1ч.)

4

Россия в первой половине XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

1

А. С. Пушкин (14 ч.+2 р. р.)

5

Р\К

Жизненный и творческий путь. Места, связанные с пребыванием Пушкина на Кавказе.

1

Стр. 8-22. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану. Выучить стихотворение наизусть.

6

Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Вольнолюбивая и философская поэзия.

1

Стр. 23-35.

7

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

1

Стр. 35-49. Выучить стихотворение наизусть.

8

Любовная лирика. Совершенство пушкинского стиха. Тема природы в лирике поэта. Художественные открытия А. С. Пушкина.

1

Подготовиться к диалогу на учебную тему. Выучить стихотворение наизусть.

9

Тема природы в лирике поэта. Художественные открытия А. С. Пушкина.

1

Выучить стихотворение наизусть.

10

Тест по теме «Лирика А. С. Пушкина».

1

11

Работа над ошибками, допущенными в тесте

1

12-13

А. С. Пушкин. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека.

2

Стр. 55-61. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

14

Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

1

Подготовиться к инсценировке эпизодов трагедии.

15-16

А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Проблема народа и власти в трагедии. Царь Борис. Его противники и приспешники.

2

Стр. 49-54. Составить сложный план характеристики героев.

17

Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

1

Выявить особенности пушкинской трагедии.

18

Развитие реализма в творчестве А. С. Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

19

Р. р. Сочинение по творчеству  А. С. Пушкина.

1

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

20

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

М. Ю. Лермонтов (6 ч.+2 р. р.)

21 Р\К

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

 Романтизм и реализм в творчестве поэта.

1

Стр. 72-84. Выучить стихотворение наизусть.

22

Тема родины в лирике поэта.

1

Выучить стихотворение наизусть.

23

Тема поэта и поэзии.

1

Выучить стихотворение наизусть.

24

Мотив одиночества в поэзии  М. Ю. Лермонтова.

1

Выучить стихотворение наизусть.

25

Тема любви в лирике поэта.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

26

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству  М. Ю. Лермонтова.

1

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

27

Повторение и обобщение по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова»

1

28

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

«Эпоха Гоголя» (5ч.)

29

 Петербургские повести.

1

Стр. 84-94. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану.

30

Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

1

Стр. 94-99. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

31

В. В. Набоков. «Гоголь».

1

.

32

Тест по разделу «Эпоха Гоголя»

1

33

Анализ ошибок, допущенных в тесте

1

Русская литература второй половины XIX века (1ч.)

34

Богатство проблематики и широта тематики. Традиции и новаторство.

1

Стр. 102-110. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

А. Н. Островский (3 ч.+2 р. р.)

35

Жизнь и творчество драматурга.

1

Стр. 111-120.

36

«Гроза». Конфликт. Герои. Смысл названия и символика пьесы.

1

Стр. 120-134. Групповые задания: составить сложный план характеристики героев.

37

Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

38

Р. р. Подготовка к сочинению по пьесе А. Н. Островского «Гроза».

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

39

Р. р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза».

1

Отредактировать работу.

И. А. Гончаров (4 ч.)

40

Краткая биография писателя. «Обломов». История создания. Особенности композиции. Приём антитезы в романе.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

41

Сущность характера героя, его мироощущение, судьба. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы.

1

Стр. 138-147. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану.

42

Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета.

1

Стр. 147-158.

43

Тест по теме «И. А. Гончаров».

1

Ф. И. Тютчев (2 ч.)

44

Поэт-философ. Очерк жизни и творчества. Раздумья о жизни, человеке, и мироздании. 

1

Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

45

Тема родины. Любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

А. А. Фет (1 ч.)

46

Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.

1

Стр. 208-225. Выучить стихотворение наизусть.

К. Хетагуров (1 ч.)

47

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях К. Хетагурова.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

Н. А. Некрасов (3 ч.)

48

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики Некрасова, обострённая правдивость и драматизм изображения.

1

Стр. 238-245, 245-255. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану.

49

«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия.

1

Стр. 255-267. Групповые задания: составить план характеристики героев.

50

Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Сатирические образы помещиков. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

1

Стр. 267-268. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

50ч

2 полугодие

И. С. Тургенев (4 ч.+2 р. р.)

51

Очерк жизни и творчества. 

1

Стр. 162-172. Подготовить монолог на учебную тему.

52

«Отцы и дети». Творческая история романа. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц.  

1

Ответить на проблемный вопрос.

53

«Отцы» в романе, их нравственные и социальные позиции.

1

Стр. 188-191. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

54

«Вечные темы» в романе. Смысл финала произведения. Авторская позиция и способы её выражения в произведении.

1

Стр. 270-277. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

55

Р. р. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1

56

Р. р. Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1

Н. Г. Чернышевский (1 ч.)

57

«Что делать?» (обзор). Эстетическая теория писателя. Роль романа в литературном процессе 60-70-х годов XIX века. Идеологические, этические, эстетические проблемы в произведении.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

Н. С. Лесков (3 ч.)

58

Мастер изображения русского быта. Очерк жизни и творчества. 

1

Стр. 300-314.

59

«Очарованный странник». Особенности сюжета. Национальный характер в изображении писателя. Иван Флягин – герой правдоискатель.

1

Стр. 314-323. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану. Систематизировать наблюдения над произведением при помощи сложного плана.

60

Тест по теме «Н. С. Лесков».

1

М. Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.)

61

Очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя.

1

Стр. 323-325. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

62

«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев.  

1

Стр. 326-338.

63

Р\К

Тема народа и власти. Смысл финала романа.

«Атаманы» А. И. Петровского - пример следования традициям великого русского сатирика. Перекличка образов и сатирических приёмов.

1

Стр. 338-356. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

Ф. М. Достоевский (3 ч.+2 р. р.)

64

Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. 

1

65

«Преступление и наказание». Образы романа.

1

66

Ф.М. Достоевский – писатель-психолог

1

67

Р. р. Подготовка к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

1

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу.

68

Р. р. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

1

Поработать над ошибками. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

Л. Н. Толстой (7 ч.+2 р. р.)

69

Р\К

Жизненный и творческий путь писателя. Кавказские страницы творческой биографии Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. «Севастопольские рассказы». Автобиографическая трилогия.

1

Стр. 387-395. Подготовить план сравнительной характеристики героев

70

«Война и мир». История создания. Своеобразие жанра. Художественные особенности: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей.

1

Сопоставить изображение войны 1812 года в произведениях разных авторов.

71

«Мысль народная» и «мысль семейная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни.

1

72

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон. Смысл резкого противопоставления этих героев.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

73

Картины войны в романе. Осуждение войны. Бородинское сражение – идейно-композиционный центр романа. Партизанское движение.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклады.

74

Лев Толстой – писатель-классик и самобытный философ. Интерес к Толстому в современном мире.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

75

Лев Толстой – писатель-мыслитель

1

Индивидуальное задание: подготовить доклады.

76

Р. р. Подготовка к сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

1

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу.

77

Р. р. Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

1

А. П. Чехов (5ч.+2 р. р.)

78

Жизненный и творческий путь писателя.

1

Стр. 397-410.

79

Рассказы, своеобразие тематики и стиля. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказов Чехова.

1

Подготовиться к инсценировке пьесы.

80

Мастерство писателя. Способы создания комического эффекта.

1

Стр. 417-432.

81

А. П. Чехов. «Вишнёвый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишнёвого сада. Тема времени в пьесе.

1

Сформулировать для одноклассников вопросы по учебной теме.

82

Новаторство Чехова-драматурга. Художественное своеобразие пьес писателя. Сценическая судьба драм Чехова на сценах России и мира.

1

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение.

83

Р. р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству А. П. Чехова.

1

Поработать над ошибками. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

84

Р.р Сочинение по пьесе «Вишневый сад»

1

Зарубежная литература XIX века (16 ч.+2 р. р.)

85-86

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи.

2

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

87-88

Э. Т. А. Гофман. «Серапионовы братья». Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана. «Двоемерие» в отражении действительности.

2

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

89-90

Ч. Диккенс. «Записки Пиквикского клуба». История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста.

2

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

91-92

О. де Бальзак. «Гобсек». Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

2

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

93-94

В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Главные герои: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе.

2

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

95-96

Э. А. По. «Золотой жук». Динамичность сюжета. Острая характерность облика и поведения героев.

2

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

97

Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

98

Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.  

1

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

99-100

А. Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении.

2

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

101-102

Подготовка к сочинению.

Р.р Итоговое сочинение.

2

102

Работа над ошибками, допущенными в сочинении

1

103

Подведение итогов полугодия и учебного года.

Рекомендация литературы для летнего чтения.

1

104

Итоговый тест

1

105

Работа над ошибками, допущенными в тесте

1

55ч

Итого  105ч

СОГЛАСОВАНА

Протокол заседания

МО учителей

русского языка и литературы

от 28 августа 2018 года  № 1

Руководитель МО

__________ Ковалева В.А.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

______________ Сыч Н.И.

30 августа  2018 год

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

30 августа  2018 года

     Протокол №  1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....