Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_10kl.docx101.33 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное поурочно-тематическое планирование по литературе для 10 класса

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Учащиеся должны знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв., этапы их творческой эволюции; -историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

-основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;

-основные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

-раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

-соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

-определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

-сопоставлять литературные произведения, их различные художественные, критические и научные интерпретации;

-выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

-выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения; -аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Содержание программы учебного предмета

Литература первой четверти XIX в. (34 ч.)

Общая характеристика русской литературы 19 в. поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков. А.С.Пушкин.  М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь.

Развитие русской литературы 40-70 гг. XIX в. (43 ч.)

Романтическая литература середины 19 в. Исторические романы А.К.Толстого, А.Ф.Вельтмана, романтические произведения К.С.Станюковича. Литературная критика 40-70 гг. 19 в. М.Е.Салтыков – Щедрин.  И.А.Гончаров. А.Н.Островский.  И.С.Тургенев.

Русская поэзия второй половины XIX в. (14 ч.)

Русская поэзия второй половины XIX в.: А.К.Толстой, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев, С.Я.Надсон, А.Н. Апухтин. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Н.А.Некрасов.

Русская проза второй половины XIX в (41 ч.)

Ф.М.Достоевский. Л.Н.Толстой. Н.С.Лесков. А.П.Чехов.

Зарубежная литература (3 ч.)

О.Бальзак. В.Гюго. Ч.Диккенс.

Урок контроля (1 ч.)

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Литература первой четверти XIX в.

34

Развитие русской литературы 40-70 гг. XIX в.

43

Русская поэзия второй половины XIX в.

14

Русская проза второй половины XIX в

41

Зарубежная литература

3

Урок контроля

1


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол.-во ч.

Тип урока

Элементы минимального

содержания образования

Элементы

Дополнительногосодержания

образования

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

план

факт

Литература первой четверти XIX в. – 34 ч.

1

2

Введение. Общая характеристика русской литературы XIX в.

2

Уроки объяснения нового материала

Общ.хар-ка и своеобразие рус. лит. к. XVIII- н. XIX в. с точки зрения истории и литературы; значение русской литературы XIX в. в развитии русского и мир.лит.процесса

Пути становления реализма в русской и мировой литературе; выявление эволюции литературных направлений и жанров, русской литературной критики

Знать:общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в.

Уметь:доказывать примерами значение русской литературы XIX в. в развитии литературного процесса

Организация

совместной

учебной

деятельности

Теоретический материал, индивидуальные сообщения

3

4

Поэтические предшественники А.С. Пушкина:

Г. Р. Державин,

А. Жуковский, К. Н. Батюшков

2

Уроки

Объяснения нового материала

Литературные направления- классицизм, сентиментализм. Романтизм, элегия, баллада

Различие понятий

«поэты пушкинской поры» и «поэты пушкинской эпохи»

Знать:основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

Стихи (чтение), индивидуальное сообщение.  Теоретический материал

5

6

А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество.

Основные мотивы лирики поэт

2

Уроки систематизации ЗУН

Истор.концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматурги

Пушкин и европеизация русской культуры

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Беседа, проблемные задания

Читать

поэму

«Цыганы»

7

8

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина. Ст-я «Поэту», «Пророк», «Памятник»

2

Уроки

систематизации

ЗУН

Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения

Сопоставительный анализ произведений Дж. Байрона и А. С. Пушкина

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Наизусть стихотворения (по выбору учащегося)

9

10

Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

2

Уроки

систематизации

ЗУН

Анализ ст-й в группах: «Свободы сеятель пустынный...»; «Из Пиндемонти»; ода «Вольность»

11

Петербургская повесть «Медный всадник»

1

Урок

систематизации

ЗУН

Человек и история в поэме. Тема «маленького человека»

Развитие реализма в творчестве поэта

Уметь: раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения

Беседа,

проблемные

задания

Письменные ответы на проблемные вопросы

12

Трагедия «Борис Годунов». Композиция, нравственные проблемы, идея. Проблема народа и власти

1

Урок

систематизации

ЗУН

Диалектика пушкинских взглядов на историю России

Традиции (творчество Шекспира), новаторство, художественное совершенство трагедии. Суть споров современников Пушкина и критики нашего времени о главных героях романа

13

14

Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути. В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в произведении: роман как «энциклопедия русской жизни»

2

Комбинированные

уроки

Тв-ая ист.романа. Особая форма стих.строфы. Сюжет. Понятие «лишний человек». Эпиграф. Лирич. герой. Лирич. отступления. Отражение в романе соц., быт.и культур. уклада рус. жизни н. XIX века. Проблема человека и культ.среды; худ. особ.. Образ читателя и его знач. в р-е. Общечеловеч. и философ.проблемы романа. Трагич. аспекты хар. Евгения Онегина. Нравст. цельность хар. Татьяны Лариной

Суть споров современников А. С. Пушкина и современной критики о главных героях романа

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

15

16

Р/р. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

2

Уроки

развития

речи

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Пушкина на тв-во поэтов последующих поколений, формирование лит. процесса и духовного мира читателей

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

Анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...»

17

Личность, судьба, эпоха. Художественный мир М. Ю. Лермонтова

1

Урок

систематизации

ЗУН

Жизнь и творчество поэта, его художественный мир. Многообразие лирической тематики поэзии Лермонтова и ее художественное своеобразие

Сравнительный анализ произведений М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина,

Дж. Байрона

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Материал из учебника о жизни и творчестве поэта

18

Любовная лирика, ее адресаты. «Я не        

 Унижусь пред тобою », «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю..»,

«Молитва»

1

Урок систематизации ЗУН

Основные мотивы лирики: тема любви. Своеобразие любовного чувства в лирике М. Ю. Лермонтова

Анализ и интерпретация художественного произведения с использованием сведений по истории и теории литературы

Уметь: 

анализировать и

интерпретировать

художественное

произведение,

используя сведения

 по истории и

теории литературы

Творческая работа

Наизусть стихотворения, их анализ

19

Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. «Прощай, немытая Россия...»,        ЗУН

«Родина»

1

Урок систематизации ЗУН

Определить основные мотивы лирики- пафос вольности и протест против гнета, любовь к Родине, ее народу и природе

Организация совместной учебной деятельности

Творческая работа: эссе по лирике М. Ю. Лермонтова

20

Тема поэта и поэзии в лирике        

М. Ю. Лермонтова:        

«Поэт», «Пророк», «Есть речи - значенье...»

1

Урок систематизации ЗУН

Поэма «Демон». Роман «Герой нашего времени». Главы «Княжна Мери», «Фаталист»

21

Романтические поэмы. «Демон». Философский смысл поэмы. Трагедия Демона и Тамары

1

Урок

систематизации

ЗУН

Философский смысл поэмы и ее философское содержание: проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Два контрастных мира: холодный и жестокий потусторонний мир и мир земной радости, красоты природы

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Организация совместной учебной деятельности

Анализ текста поэмы с точки зрения идейнофилософского содержания

22

23

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»)

2

Уроки

систематизации

ЗУН

Анализ композиционного своеобразия романа; признаки реализма и романтизма в романе. Наблюдения за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Основ. положения критич. статей о романе и оценка образа Печорина в совр. лермонтоведении; сопостав. т.зр. критиков; черты личности Печорина, трагедия одаренной натуры

Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. Литературная критика об образе Печорина

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Конспект критических статей Белинского, подготовка к сочинению

24

25

Р/р. Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

2

Уроки

развития

речи

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

Повторить сведения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя

26

27

Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя, его художественный мир. Сборник повестей «Вечера на хуторе. ..»; «Миргород»

2

Комбинированные

уроки

Личность писателя, его творческий путь и художественный мир. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях. Гоголевское «двоемирие»

Особенности построения художественного мира

Знать: основные факты жизни и творчества Н. В. Гоголя. Уметь: подтвердить примерами образы фантастики и реальности в произведениях писателя

Беседа,

проблемные

задания

1

Повесть

«Шинель»

28

29

«Петербургские повести» и тема «маленького человека». Повесть «Шинель»

2

Комбинированные

уроки

Принципы создания характера «маленького человека». Пафос произведения

Христианская позиция писателя. Особенности построения художественного мира его героев

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Организация совместной учебной деятельности

Поэма

«Мертвые

души»;

проработать

материал

учеб. о поэме

30

Поэма «Мертвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков — новое зло, незаметно вторгшееся в пределы России и всего мира, «новый антихрист» буржуазного мира

1

Урок

систематизации

ЗУН

Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжет.элементов, подчин. роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль. Многообразие тема тики и пафоса авторских отступлений

Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы

Уметь: анализировать эпизод и его место и значение в тексте, используя сведения по истории и теории литературы

Организация

совместной

учебной

деятельности

Проанализировать тематику лирических отступлений в поэме

31

32

Речевая характеристика героев. Индивидуальные особенности речи. Роль детали в поэтике Гоголя. Своеобразие гоголевского комизма. Пафос авторских отступлений. Микросюжеты в поэме

2

Уроки

систематизации

ЗУН

Мир вещей в «Мертвых душах». Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации, гоголевского комизма. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя. Повествователь и автор

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы

Знать: теоретико-литературные понятия: художественный вымысел, фантастика

Комплексный анализ текста

33

Поэма в русской критике. В. Г. Белинский и К. С. Аксаков о «Мертвых душах»

1

Комбинированный

урок

Определение высоких гуманистических идеалов Гоголя. Своеобразие их воплощения. Определение роли творчества Гоголя в литературном процессе XIX-XXвв.

Литературная полемика вокруг произведения (В. Г. Белинский и митрополит Филарет). Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Христианская позиция писателя. Особенности построения художественного мира его героев

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.

Знать: о роли творчества Н. В. Гоголя в литературном процессе XIX-XXвв.

Беседа. Самостоятельная работа

Чтение «Выбранных мест из переписки с друзьями»

34

«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творчестве Н. В. Гоголя

1

Урок объяснения нового материала

Беседа,

проблемные

задания

Р/р. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

Развитие русской литературы 40-70-х гг. XIX в. 43 ч.

35

36

Романтическая литература середины XIX в. Исторические романы А. К. Толстого,

А. Ф. Вельтмана, романтические произведения К. С. Станюковича. Литературная критика 1840-1870-х гг.

2

Уроки объяснения нового материала

Анализ исторической обстановки середины XIX в., ее влияние на развитие русской литературы. Художественные достоинства литературы писателей «второго эшелона». Литературное движение в России 1840-1870-х гг. и натуральная школа. Споры западников и славянофилов. Значение литературно-критической деятельности В. Г. Белинского, революционно- демократической критики, печатных органов (журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово»), Критика, публицистика славянофилов, «эстетическая критика»

Борьба за наследие Гоголя. Понятие о детерменизме, об «эстетической», «органической» и «реальной» критике. Проблема народности литературы в критике 40- 70-х гг. XIX в.

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в.; о значении литературно-критической деятельности В. Г. Белинского; понятие «романтическая литература»

Беседа,

проблемные

задания

Материалы лекции, презентации по теме урока с использованием ИКТ

37

38

Жизнь и творчество, художественный мир писателя М. Е. Салтыкова- Щедрина

2

Уроки

систематизации

ЗУН

Основные этапы жизненного и творческого пути сатирика, его художественный мир

Европейские традиции в творчестве М. Е. Салтыкова- Щедрина. Развитие жанра антиутопии в XX в.

Знать: осн. факты жизни и тв-ва писателя, иметь представление о своеобра.его сатиры. Уметь: воспроизводить содержание лит. пр-я

Беседа,

проблемные

задания

Анализ одной сказки (по выбору)

39

40

Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина

2

Уроки

систематизации

ЗУН

Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. «Опрокинутый» мир сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос

Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся)

Знать: проблематику и поэтику сказок, иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Чтение глав «Истории одного города»: «Опись градоначальникам», «Органчик»

41

42

«Господа Головлевы»: замысел, история создания, проблематика, художественные принципы, идеи

2

Уроки объяснения нового материала

Замысел, история создания пр.-я. Композиция и жанр. Анализ концепции произведения, его языковые особенности.

Сатира в европейской литературе XIX в.

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Знать: замысел, историю создания пр.-я, композицию и жанр

Уметь: воспроизводить содержание лит. Пр-я

Организация

совместной

учебной

деятельности

Подготовка к дискуссии по вопросам

43

44

Способна ли сатира улучшить мир? (На материале сатирического творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина)

2

Комбинированные

уроки

Своеобразие сатиры писателя, социально-политическая и нравственная проблематика сатирических произведений

Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; иметь представление о своеобразии сатиры писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему, аргумент.формул. свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Подготовка к сочинению

45

46

Р/р. Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова- Щедрина

2

Уроки развития речи

Сочинение

Самостоятельная работа

Сообщения

47

И. А. Гончаров. Основные этапы жизненного и творческого пути

1

Комбинированный

урок

Биография писателя, его художественный мир, сложная противореч. натура, русская душа

Традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя в творчестве Гончарова

Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему

Беседа,

проблемные

задания

Роман «Обломов». Пересказ гл. 9 («Сон Обломова»)

48

49

Роман «Обломов». Проблематика. Композиция. Образ главного героя. «Обломовщина». «Сон Обломова», его композиционная роль

2

Комбинированные

уроки

Идейное своеобразие романа, его композиция. Выявление авторской позиции в споре. Анализ концепции худ.пр-я; центр. образ романа. Понятие обломовщина

Обломов и представления автора о национальных идеалах. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М. Твен «Том Сойер»)

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Творческое

задание

Роман «Обломов». Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

50

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика

1

Комбинированный

урок

Работа над образом Обломова путем составления сравнительных характеристик героев

Обломов и представления автора о национальных идеалах. Проблема национального характера в русской и мировой литературе. Художственно-лингвистический анализ отдельных эпизодов романа

Уметь: сопоставлять и анализировать факты из содержания произведения, критическую литературу, излагать мысли на заданную тему

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Сообщение «Женские образы в романе»

51

Обломов и Ольга Ильинская, Обломов и Агафья Матвеевна («Обломов» как роман о любви)

1

Комбинированный

урок

Женские образы в романе; анализ взаимоотношений центрального героя с женскими персонажами произведения

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по ист. и теории литературы; излагать мысли на заданную тему

Конструирование

предложений

Конспект статьи Н. А. Добролюбова «Обломов» и других критических статей о романе

52

Роман Гончарова «Обломов» в русской критике

(Н. А. Добролюбов, А. В. Дружинин и Д. И. Писарев о романе и его герое)

1

Комбинированный

урок

Анализ противоречивости оценок романа; сопоставление оценок критиков со своим восприятием романа. Подготовка к сочинению

Связь поэтики Гончарова с

принципами натуральной

школы и преодоление ее

ограниченности

Знать: содержание произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в пр-и, приемы систем. материала, излагать мысли на заданную тему, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному пр-ю, создавать сочинения различных жанров

Конструирование

предложений

Подготовка к сочинению

53

54

Сочинение по творчеству И. А. Гончарова

2

Уроки развития речи

Самостоятельная работа

Сообщение «Жизнь и тв-во А.Н.Островского», комедии «Свои люди- сочтемся», «Лес»

55

Художественный мир А. Н. Островского. Русский театр.

Т/л.: комедия, мелодрама как жанр

1

Комбинированный

урок

Своеобразие драм. А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Жизнь и ТВ-во А. Н. Островского; новатор.хар-р его драм.

Островский и европейский театр его времени. Генрик Ибсен. Социальная значимость сатиры Островского

Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему

Тематический диктант

комедии «Свои люди- сочтемся», «Лес»

56

Комедии Островского. Пьеса «Свои люди - сочтемся!»

1

Урок объяснения

нового

материала

Создание комического эффекта в пьесах, особенности речевой характеристики и типизации персонажей

Эволюция русского театра. Островский и европейский театр XIX в. Генрик Ибсен

Уметь: анализировать эпизод и его .место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Комедия «Лес»

57

Комедия Островского «Лес»

1

Урок объяснения

нового

материала

Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах, особенности речевой характеристики и типизации персонажей

А.Н.Островский и европейский театр. Социальная значимость сатиры Островского

Знать: содержание произведений.

Уметь: выявлять авторскую позицию, приемы систематизации материала, анализировать эпизод и его место в тексте,  используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Чтение первого и второго действия пьесы «Г роза»,  анализ сцен

58

59

Драма «Гроза». Обитатели города Калинова. Система образов, приемы характеристики героев пьесы

2

Комбинированные

уроки

История создания пьесы; художественное и жанровое своеобразие драмы. Сопоставление образов «тиранов» и «жертв»

Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся), использование изученных правил

Знать: содержание произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа

Чтение

третьего

действия, анализ сцен, рассказ о Катерине (по группам)

60

Протест Катерины против «темного царства». Трагедия героини. Т/л.: драматургический конфликт. Кульминация и развязка пьесы «Гроза».

Т/л.: художественное пространство. Символизм пьесы

1

Комбинированный

урок

Составление характеристики героини; рассмотрение причин конфликта героини с «темным царством». Определение художественно-стилистических приемов создания образа

Проблема патриархальности, свободы и греха. Театральная история пьесы, современные драматургические и кинематографические интерпретации пьесы А. Н. Островского

Организация совместной учебной деятельности

Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»; чтение 4- 5-го действий

61

Оценка пьесы «Гроза» русской критикой

1

Комбинированный

урок

Знакомство с противореч.суждениями критиков о пьесе; составление развернутого плана критических статей Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы

Уметь:выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Организация совместной учебной деятельности

Подготовка к классному сочинению по творчеству Н. А. Островского, систематизация материалов

62

63

Р/р. Классное сочинение по творчеству Н. А. Островского

2

Уроки

развития

речи

Систематизация знаний о значении, влияние тв-ва Н. А. Островского на тв-во писателей послед. поколений, формир.лит. процесса и дух. мира читателей

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

64

65

Личность и судьба И. С. Тургенева. Художественный мир писателя

2

Комбинированные

уроки

Основные этапы жизненного и творческого пути И. С. Тургенева, его художественный мир

Особенности художественной манеры писателя

Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выявлять авторскую позицию в пр-я

Организация совместной учебной деятельности

Презентации с использованием ИКТ

66

Своеобразие цикла рассказов И. С. Тургенева «ЗО». Образы русских крестьян и помещиков

1

Урок

систематизации

ЗУН

Анализ художественного своеобразия цикла «ЗО», + и -стороны русской жизни в представлении Тургенева

Освещение проблемы «человек и природа» в «Записках охотника»

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Презентации с использованием ИКТ

67

«Стихотворения в прозе», их идейно-художественное своеобразие

1

Урок

систематизации

ЗУН

Особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; своеобразие лирического дневника писателя

Особенности поэтики И. С. Тургенева. Искусство Тургенева- психолога. Восприятие музыки в романе - своеобразный эквивалент восприятия жизни

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа,

проблемные

задания

Чтение романа «Отцы и дети», гл. 1-10; индивидуальное задание: «История написания романа»

68

69

Роман «Отцы и дети». Ист. создания романа. Смысл заглавия. Идей-худ-ое своеобразие. Проблематика. Композиция

2

Комбинированные

уроки

Особенности романа как жанра и причины его развития в середине XIX в. Жанр романа в творчестве И. С. Тургенева

Возможность неоднозначной трактовки образов. Роль пейзажа и худ. детали в романе. Особенности психологизма и воспроизв. действительности в романе

Знать: содержание произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении

Организация сов- . местной учебной деятельности

Читать гл. 11-15 романа; составить характеристику Н. П. Кирсанова

70

Мир «отцов» в романе. Оценка мира «отцов» русскими критиками

1

Комбинированный

урок

Образ жизни русского дворянства. Оценки мира «отцов» русскими критиками

Возможность неоднозначной трактовки образов. Роль пейзажа и художественные детали в романе. Особенности психологизма и воспроизведения действительности в романе

Уметь:анализировать и интерпретировать художественное произведение, отбирая сведения по истории и теории литературы; использовать выразительные средства языка, решая коммуникативную задачу

Беседа,

проблемные

задания

Характеристика Е. Базарова

71

72

Образ Базарова в романе. Идеологический спор «отцов» и «детей». Дуэль П. Кирсанова и Е. Базарова

2

Комбинированные

уроки

Образ главного героя; сущность внешнего конфликта Базарова; художественные особенности создания образа

Творческая

работа

Перечитать главу 27 и эпилог, ответить на вопросы

73

Любовь и счастье в романе «Отцы и дети». Четыре взгляда на проблему любви в пр-и

1

Комбинированный

урок

Четыре взгляда на проблему любви в романе. Анализ сущности внутреннего конфликта героя

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключе- вые проблемы русской литературы

Организация

совместной

учебной

деятельности

Проанализ.сцены, наиз.: «Есть небольшое сельское кладбище...»

74

Смерть Е. Базарова. Эпилог романа. Размышления на тему «Философский смысл финала романа»

1

Комбинированный

урок

Сущность внутреннего конфликта героя романа. Обобщение по образу главного героя. Представление о многостороннем подходе критиков к роману. Собственная оценка пр-я

Статья Д. И. Писарева «Базаров» (конспект)

75

Роман «Отцы и дети» в русской критике. Споры вокруг романа

1

Комбинированный

урок

Представление о многостороннем подходе критиков к роману. Собственная оценка пр-я

Возможность неоднозначной трактовки образов романа

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Подготовка к сочинению по творчеству И. С. Тургенева

76

77

Р/р. Классное сочинение по творчеству

И. С. Тургенева

2

Уроки развития речи

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества И. С. Тургенева на развитие литературного процесса XIX в. и духовного мира читателей

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

Повторение

Русская поэзия второй половины 19 в. 14 ч.

78

Русская поэзия второй половины XIX в. А. Н. Майков «Весна! Выставляется первая рама» А. К. Толстой «Средь шумного бала», «История государства Российского...»;

А. Н. Плещеев «Вперед, без страха и сомненья!», «Сельская песня»;

С. Я. Надсон «Друг мой, брат мой...»;

А. Н. Апухтин «Ночи безумные...» (по выбору - сочинения Козьмы Пруткова)

1

Комбинированный

урок

Отслеживание наметившегося кризиса лирической поэзии в 1840 г.: связь между социальной проблематикой и повествовательной прозой. Поиски нового языка русской лирики, освоение гражданского пафоса, философских тем. Роль пародии в создании поэтического языка второй половины XIX в.

Русская поэзия конца XIX в. и приближение декаданса в европейской культуре

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева

79

Очерк жизни и творчества  Ф.И.Тютчева. своеобразие его художественного мира. Основные темы поэзии

1

Комбинированный урок

Основные этапы жизненного и творческого пути поэта, особенности мировосприятия Тютчева, представление о философских основах произведений поэта. Полная драматизма и сложностей внешняя жизнь. Внутренний мир: раздумья о жизни, размышления о тайнах бытия. Поэзия Тютчева – прежде всего поэзия мысли.  Основные темы поэзии, способы раскрытия в любовной лирике драматических переживаний человека. Особенности поэтики текстов с в их сопоставлении

Тютчев и европейская лирика второй половины 19 в.,

зарождение символизма. Творчество А.Рембо

Уметь:

анализировать и интерпретировать  

поэтическое

произведение,

используя сведения по

истории и теории

литературы

Организация

совместной

учебной

деятельности

Анализ ст-й по группам «Не то,ч то мните…», «Еще земли печален вид», «Природа- сфинкс»

80

Тема поэта и поэзии «Нам не дано предугадать», место человека в мире «Цицерон», «Два голоса», тема России «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять»

1

Комбинированный урок

Анализ стихотворение по группам «Эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать», «Умом Россию не понять»

81

Философия природы в лирике Тютчева («Silentium», «Не то, что мните…»). Любовная лирика («Я помню время золотое», «К.Б.»).Сопостав.анализ ст-й

1

Комбинированный урок

Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева

Письменный анализ  стихотворения Тютчева

82

Художественный мир А. А. Фета, его особенности. Основные темы поэзии (тема поэта и поэзии: «Поэтам», «Муза»; любви: «Сияла ночь...», «Шепот, робкое дыханье...»)

1

Комбинированный

урок

Особенности худ. мира поэта. Тематич. многообразие поэзии Фета, худ.своеобразие яз.: сочет.удив. конкрет. и точн. в передаче чел-ого восприятия картин родн.пр-ды, оттен.чувств и душ-х движ.чел. Особ-ти поэт.стиля Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Обучение интерпретации ст-й и сопостав.анализу лирич. пр-й

Импрессионизм поэзии Фета

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Материал учебника о жизни и творчестве поэта

83

Философия природы в лирике Фета («Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...» «Это утро, радость эта...» и др.)

1

Комбинированный

урок

Импрессионизм поэзии Фета

Анализ стихотворений, наизусть (по выбору учащегося)

84

85

Личность и судьба Н. А. Некрасова. Худ-ый мир поэта. Основ. темы и идеи лирики:- о назнач.поэта и роли поэзии в жизни общ. («Поэт и гражданин», «Муза»,Элегия», «Умру я скоро...»);

тема Родины и народа («Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса», «Вполном разгаре...»);

вольнолюбивая лирика («Рыцарь на час», «Пророк»);идеал обществ.деятеля
(«Памяти Добролюбова», «Сеятелям»);Некрасов-сатирик(«Колыбельная», «Нравственный человек»);
-любовная лирика
(«Мы с тобой бес-
толковые люди...»,

«Зине», «Тяжелый

крест достался ей...», «Я не люблю...»)

2

Комбинированные

уроки

Основные этапы жизни и творческого пути поэта; своеобразие художественного мира Некрасова. Анализ стихотворений Н. А. Некрасова, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка; своеобразие некрасовской лирики. Соотношение гражданственности и искусства; поэтизация жертвенности; по-
этическая декларация;
связь с русским фольклором; сказовый стиль произведений. Художественные особенности и своеобразие идейного содержания лирики поэт

Журнальная полемика вокруг поэзии Н. А. Некрасова. Творчество Н. А. Некрасова в русской критике второй половины XIX в. Статьи В. Г. Белинского,

А. В. Дружинина о творчестве Н. А. Некрасова. Современная критика об особенностях лирики поэта

Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему

Организация совместной учебной деятельности

Презентации с использованием ИКТ

Индивидуальные сообщения
учащихся
с использованием ИКТ

86

87

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция. Анализ глав «Пролог», «Поп», «Сельская ярмонка». Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме

2

Комбинированные уроки

Тв-я ист. поэмы, особ-ти жанра и композиции. Соц-ая трагедия крест-ва. Богатство, сложность, противореч. мира рус.крестьянства, зреющий в народе стихий. протест против угнетателей; сатир. принципы изображения помещиков. Определение истоков сильного характера рус. женщины; место фольклор.элементов в языке поэмы. Влияние тв-ва А. Н. Некрасова на дальнейшее развитие рус. поэзии

Н.А.Некрасов и социальные мотивы в европейской поэзии. Влияние творчества Некрасова на русскую поэзию. Н. А. Некрасов и социальные мотивы в европейской поэзии. Влияние творчества Некрасова на русскую поэзию

Знать: содержание изученного произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию в произведении,приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Беседа, проблемные задания

Презентации с использованием ИКТ

88

Образы крестьянок. Женская доля на Руси

1

Комбинированный

урок

Образы народных заступников

89

90

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысла жизни

2

Комбинированные

уроки

Подготовка к сочинению

91

Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

1

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Повторение

Русская проза второй половины 19 в. 41 ч.

92

93

Личность, судьба,

художественный

мир писателя - философа и психолога Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания романа, проблема «наполеонизма». Главный конфликт. Т/л.: полифония

2

Комбинированные уроки

Идейно-нравственная

проблематика романа, его

главный конфликт. Смысл

столкновения «правды»

Сонечки и «правды» Раскольникова, идея страдания и очищения

Христианская концепция Достоевского.

Значение деталей

в романе (символы

крови, креста, Воскресения). Критическая полемика вокруг  романа

Знать: основные

факты жизни и творчества писателя

Беседа, проблемные задания

Материал

учебника

о жизни и

творчестве

писателя

94

Петербург Достоевского - одно из главных действующих лиц романа. Система образов героев романа. Тема «униженных и оскорбленных». Т/л.:художественное время

1

Комбинированный урок

Специфика Петербурга Достоевского; сопоставление с Петербургом Пушкина, Гоголя, Некрасова

Художественные открытия Достоевского; мировое значение творчества писателя

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Подготовить ответ по теме «Петербург Достоевского»

95

96

Родион Раскольников, его учение и бунт; взаимоотношения автора и героя. Литературная философия Достоевского и христианские ценности

2

Комбинированные уроки

Суть теории Раскольникова, разбор ведущих мотивов преступления (какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за ту идею, которой он руководствуется). Вывод о страшной опасности, которую таит для человека осуществление индивидуалистических идей и теорий

Христианская концепция Достоевского. Значение деталей в романе, использование цветописи. Критическая полемика вокруг романа

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Беседа, проблемные задания

Читать I часть романа; ответы на вопросы (с использованием цитат)

97

98

Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина

2

Комбинированные уроки

Система персонажей романа, значение каждого ванный из них для понимания позиции главного героя

Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя

Уметь:

анализировать и интерпретировать художественное произведение,

используя сведения по истории и теории литературы

Организация

совместной

учебной

деятельности

Чтение II, III частей романа. Индивидуалистический бунт Раскольникова (поведение героя проследить)

99

«Вечная Сонечка».

Значение образа

Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа

1

Комбинированный урок

урок

Смысл столкновения

«правды» Сонечки

и «правды» Раскольникова; идея страдания и очищения

Значение деталей

в романе (символы

крови, креста, Воскресения).Критическая полемика вокруг романа

История

жизни Раскольникова

и Сони ч. III, гл. 5; ч. VI, гл. 2; ч. VI, гл. 5-6

100

«Их воскресила

любовь». Эпилог

романа.Воскрешение человека в Раскольникове

1

Комбинированный урок

Символический смысл романа

Творчество Ф. М. Достоевского и европейская литература

Подготовка к сочинению

101

102

Сочинение по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

2

Уроки развития речи

Знать: содержание изученного пр-я. Уметь: излагать мысли на заданную тему, выявлять авт.позицию в пр-и, приемы систем. материала

Самостоятельная работа

Повторение

103

104

Жизненный

и творческий путь

Л. Н. Толстого, его

художественный

мир. «Севастопольские рассказы».

Суровая правда

войны. Героизм

и патриотизм солдат. Проблема истинного и ложного

героизма

2

Комбинированные уроки

Основ. эт.жизн. и тв. Пути: духов.искания в годы ности;начало тв.деят-ти;воен.опыт: участие в обороне

Севастополя:процесс

становления зглядов,

худ. мира.Идейно-худ.своеобразие «Севастопольских р-ов».Изображ.суровой правды войны, героизма и патриот. солдат

Толстой-публицист:

статья «Не могу молчать»

Знать: основные

этапы, факты жизни и творчества

Л. Н. Толстого, особенности его художественного мира;

идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов»

Беседа,

проблемные

задания

Презентации с применением ИКТ

105

Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Проблемы. Композиция

1

Комбинированный урок

Творческая история романа «Война и мир», жанровые особенности произведения и многозначность его названия. Понятие «роман-эпопея», черты эпопеи в романе. Своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души»

Эпопея «Война и мир» — синтез художественных исканий русской литературы XIX в.

Уметь:воспроизводить содержание литературного произведения

Чтение тома I части I. Индивидуальные сообщения

106

Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова

1

Комбинированный урок

Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Художественное

мастерство

Толстого

в создании

индивидуального

человеческого

 характера

Уметь:

анализировать и

интерпретировать

художественное

произведение,

используя сведения по

истории и теории

литературы

Презентации с применением ИКТ

107

108

Изображение войны 1805-1807 гг. Сцена смотра под Браунау. Николай Ростов. Шенграбенское сражение. (Жерков, штаб- офицеры, Тимохин и Тушин). Аустерлицкое сражение. Кутузов и император Александр; бегство русских войск

2

Комбинированные уроки

Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. как отечественная война (главы 2-4, 8, 15-16)

Презентации с применением ИКТ

109

110

«Мысль семейная» в романе Толстого (именины у Ростовых; Лысые Горы; сцены охоты, святочных развлечений. Любовь героев)

2

Комбинированные уроки

«Мысль семейная» в эпопее. Богатый и сложный мир героев романа. Герои в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответ. человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Организация

совместной

учебной

деятельности

Пересказ сцен I тома: «Именины у Ростовых», «В имении Болконских». Сообщения о семьях Ростовых и Болконских

111

Нравственные искания А. Болконского

1

Комбинированный урок

Различие путей нравственных поисков героев романа Пьера Безухова, Андрея Болконского

Творческая работа - эссе

112

«Любимый герой» Толстого Пьер Безухов

1

Комбинированный урок

Эссе

113

«Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой

1

Комбинированный урок

Женские образы романа: Наташа Ростова, Марья Болконская. Их судьба и роль в романе

Беседа,

Проблемные

задания

Творческая работа - эссе

114

115

Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. Анализ сцены «Переправа через Неман», отступление русских войск. Бородинское сражение. Пьер Безухов. Настроение французского лагеря. Батарея Раевского. Поведение Наполеона и Кутузова в битве. Ранение князя Андрея

2

Комбинированные уроки

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война1812г. как отечественная война (гл. 20, 22; 26- 29; 33-35)

Презентации с применением ИКТ

116

«Мысль историческая» в романе.        

Кутузов и Наполеон

1

Комбинированный урок

Истор.личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопост. этих героев. Взгляд Толстого на роль личности в ист.. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война

Знать:содержание произведения. Уметь:излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Чтение IV тома: анализ сцен партизанской войны

117

«Мысль народная» в романе. Платон Каратаев. Жизненная философия героя. Партизанское движение. Тихон Щербатый, Долохов, Петя Ростов,

Денисов

1

Комбинированный урок

Презентации с применением ИКТ

118

Эпилог романа. Изображение мирной жизни в эпилоге. Л. Н. Толстой, нравственные искания русской литературы и ее место в мировой

1

Комбинированный урок

Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Знать: содержание изученного пр-я

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы рус. лит., излагать мысли на заданную тему, выявлять автор.позицию в пр-и,приемы систем. материала

Организация совместной учебной деятельности

Подготовка к сочинению

119

Р/р. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого

1

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Дописать сочинение

120

121

Жизнь и творчество Н. С. Лескова, его художественный мир. Повесть «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина - героя- правдоискателя. Сюжет. Поэтика произведения

2

Комбинированные

уроки

Личность и судьба писателя, этапы его творческого пути, художественный мир. Идейно-художественное своеобразие произведения; значение темы проповедничества в творчестве Н. С. Лескова (на примере образа Флягина)

Лесков и православие. Роль Лескова в развитии русской литературы. Его позиция в литературной полемике

Знать:содержание изученного произведения.

Уметь:излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Организация

совместной

учебной

деятельности

Чтение «Очарованного странника», задания 4-9

122

«Две Катерины»:

«Гроза» Н. А. Островского и «Леди

Макбет Мценского

уезда» Н. С. Лескова

1

Комбинированный

урок

Освещение темы жен.судьбы в ТВ-ве

Островского и Лескова

(на сопост.образов и судеб двух героинь)

Лесков и православие.

Роль Лескова в развитии русской литературы. Его позиция

в литературной полемике

Уметь:выявлять

«сквозные» темы и

ключевые проблемы

русской литературы

Творческая

работа - эссе

123

124

Художественный

мир А. П. Чехова.

Основные черты

чеховской поэтики.

Рассказы Чехова начала 80-х гг. XIX в.

Анализ рассказов

«Не в духе», «Цветы запоздалые»

2

Комбинированные

уроки

Представление об общественно-политической

жизни 80-90-х гг. XIX в.

Роль творчества А. П. Чехова. Личность и судьба

писателя, особенности

художественного мироощущения Чехова. Изображение картины пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, отвечающее высоким нормам нравственности в рассказах 80-х гг.

Жанр рассказа и искусство европейской

новеллы эпохи реализма. Рассказ «Пышка»

Ги де Мопассана.

Искусство психологической детали.

Формы выражения

авторской позиции: сценический диалог, знаменательные фамилии, прием пародирования. Принцип пародирования письма, лиризм и экспрессивность - средства их создания

Знать:основные

факты жизни и творчества писателя.

Уметь:анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;подтверждать главную мысль Чехова: «Не теряйте в себе человека» - примерами из его произведений

Организация

совместной

учебной

деятельности

Презентации с применением ИКТ

125

Рассказы Чехова 90-х г. XIX в. («Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином»)

1

Комбинированный

урок

Проблема истинных и ложных ценностей, «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателях

Знать:содержание изученного произведения.

Уметь:излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Презентации с применением ИКТ

126

Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч». История создания рассказа. Лингвостилистический анализ

1

Комбинированный

урок

Образы людей, которых «можно уважать, и мир, ванный который окружает и не губит их». Трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказах «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Беседа, проблемные задания

Творческая работа - эссе

127

Рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

1

Комбинированный

урок

Организация совместной учебной деятельности

Чтение пьесы «Вишневый сад», подгот.сообщ. «Ист.созд.пьесы»

128

Драматургия A.П.Чехова Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад». Анализ первого акта Своеобразие конфликта в комедии

1

Комбинированный

урок

Хар-ка драм.тв-ва Чехова; осн.пр-пы «нов. драмы»,

Особ.сюжет. построения пьесы; простран.-но-врем.организ.пьесы. Сп-бы организ. сценич. действия в пьесе.Теоретико-лит-понятие «подтекст», сп-бы его создания. Анализ особенностей речевой характеристики персонажей, худ. природы  главного образа пьесы. Особенности писател.манеры Чехова

Своеобразие чеховской драматургической условности

Уметь:анализировать и

интерпретировать

художественное

произведение,

используя сведения по

истории и теории

литературы

Беседа, проблемные задания

Чтение и анализ эпизодов пьесы «Вишневый сад»

129

Два сюжета пьесы. Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад». Особенности чеховского диалога

1

Комбинированный

урок

Глубокий смысл малозначительных эпизодов и реплик

Организация совместной учебной деятельности

Чтение и анализ эпизодов пьесы

130

Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы (сад как символ комедии)

1

Комбинированный

урок

Чехов и приближение эпохи модерна

Подготовка к сочинению

131

Р/р. Классное сочинение по творчеству А. П. Чехова

.

1

Урок развития речи

Систем.знаний о знач. и влиянии творчества А. П. Чехова на формир. лит. процесса и дух.мира читателей

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению, создавать текст сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

Повторение

132

Русская литература XIX в. (обобщение)

1

Урок обобщения ЗУН

Обобщение знаний о русской литературе XIX в.

Нравственные уроки русской литературы XIX в.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы лит.

Совместная учебная деятельность

Повторение

Зарубежная литература 3 ч.

133

Художественный мир О. Бальзака. Черты

реалистической повести в произведении «Гобсек»

1

Урок

объяснения

нового

материала

Личность, мировоз. и своеобразие тв-ва. Идей.замысел,худ-ый мир пр-я. Колорит портрета и обобщ. сущест. черт человеч. натуры в образе париж. ростовщика

Анализ

и

интерпретация

художественного

произведения,

использование сведений

по истории и теории

литературы

Знать:

основные факты жизни

и творчества писателя

Уметь: выявлять «сквозные» темы и

ключевые проблемы

русской и зарубежной

 литературы

Беседа,

проблемные

задания,

совместная

учебная

деятельность

Индивидуальные

 задания

с

применением

 ИКТ

134

Художественный мир В.Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери»

1

Урок

объяснения

нового

материала

Идей.замысел, худ. мир романа. Влияние тв-ва Гюго на тв-во Ф.М.Достоевского

135

Художественный мир Ч. Диккенса. Тема детства в творчестве Диккенса

1

Урок

объяснения нового материала

Личн., мировоз. и своеобр.тв.писателя. Идей. замысел, худ. мир пр-я

136

Урок контроля

1

Урок контроля

Контроль ЗУН

Нравственные уроки русской литературы XIX в.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы

Контрольная работа

Повторение


Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей

Класс

Предмет

Количество

часов

Программа

Темы занятий

10

Литература

14

Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В. Литература России. Южный Урал

  1. Протасов В.А. Биография. «Мои школьные годы»
  2. Туркин А.Г.  Биография. «Челябинская жизнь», «Мимоходом»

3.Либединский Ю.Н.  Биография. Творчество

  1. Сейфуллина Л.Н.  Биография. «В приюте», «На кладбище»

5.3анадворов Г.Л.  Биография. Стихи о ВОВ, «Была война»

  1. Гроссман М.С.  Биография. Творчество
  2. Скворцов К.В.  Биография. Творчество
  3. Б.Ручьев.  Биография. Стихи
  4. Горская А.Б.  Биография. Стихи

10.Дышаленкова Р.А.  Биография. Стихи

11.Воронов Н.П.  Биография. Творчество

12.М.Д.Львов. Биография. Поэзия

13.Л.К.Татьяничева. Биография. Поэзия

14.Н.Г.Кондратковская. Биография. Поэзия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....