тематическое планирование по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Содержание предмета литература в 9 классе по программе Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9_klass.docx73.75 КБ

Предварительный просмотр:

            Содержание предмета «Литература»

                                         9  КЛАСС

Введение

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности, общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского) классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчест ве Г. Р. Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения .традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от  ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное ко- микование, дружеский смех (развитие представлений).

Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тин «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «гаариков- щины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века (обзор)

Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.        *

«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уже вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNО DОМINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожаи», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (обзор)

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь па дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория  литератур ы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворог», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии «Лишь тот достойй жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»  В  9 КЛАССЕ

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных  результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

о формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  -  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; ® развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

-  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствий с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и но аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы но литературе выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • в написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • в понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

№ урока

Тема урока

Прогнозируемые результаты

Дата проведения

Дата коррекции

Введение

1

Литература как искусство слова, её роль в развитии общества и духовной жизни человека. Историко-литературный процесс

Учащиеся знают теоретико-литературные понятия: «художественная литература как искусство слова», «историко-литературный процесс», «художественное отображение действительности»; знакомы со структурой и спецификой курса литературы 9-го класса; участвуют в эвристической беседе; самостоятельно заполняют читательскую анкету

Древнерусская литература

2

Литература Древней Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы. «Слово о полку Игореве» — крупнейший памятник мирового средневековья

Учащиеся имеют представление о литературе Древней Руси как средневековом искусстве слова и ветви мировой литературы; знают об исторической основе и истории открытия «Слова о полку Игореве»; анализируют художественный текст и определяют историко-литературные связи

3

«Слово о полку Игореве»: художественные особенности, самобытность содержания, специфика жанра, проблема авторства

Учащиеся знают о художественных особенностях, самобытности содержания, специфике жанра, проблеме авторства «Слова о полку Игореве»; анализируют художественный текст и проводят историко-литературные связи; выразительно читают отрывки из поэтического текста; выполняют творческую работу в парах

Русская литература XVII—XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм

4

XVII в.— эпоха расцвета классицизма в литературе и других видах искусства. Особенности русского классицизма

Учащиеся знают об условиях и причинах возникновения классицизма и его отличительных особенностях, о периодах развития классицизма в России; определяют отличия русского классицизма от западного; участвуют в беседе; выполняют практическую работу в парах

5

М. В. Ломоносов — «первый наш университет» (А. С. Пушкин). «Вечернее размышление о Божием величестве...»

Учащиеся знают о жизни и творчестве М. В. Ломоносова как реформаторе литературного языка и стиха; определяют пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»; анализируют поэтический текст, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; участвуют в беседе; выполняют работу в группах

6

М. В. Ломоносов. Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Учащиеся знают об оде как жанре лирической поэзии, об особенностях поэзии М. В. Ломоносова; анализируют поэтический текст («Оду на день восшествия на всероссийский престол...»), показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; участвуют в беседе

7

Г. Р. Державин: личность, творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина

Учащиеся знают о жизни и творчестве Г. Р. Державина; анализируют поэтические тексты, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; выразительно читают стихотворения; участвуют в беседе; выполняют сопоставительную работу в парах

8

«Истину царям с улыбкой говорить...» Гражданская поэзия Г. Р. Державина

Учащиеся знают о гражданской лирике Г. Р. Державина; анализируют поэтические тексты, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; выразительно читают стихотворения; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в парах

9

А. Н. Радищев: жизнь, личность, литературная позиция. Жанровое и художественное своеобразие книги «Путешествие из Петербурга в Москву»

Учащиеся знают о жизни и творчестве А. Н. Радищева, об особенностях жанра «путешествие», просветительских взглядах Радищева на крепостное право, на самодержавие; анализируют оду «Вольность»; имеют представление об идейном и художественном своеобразии «Путешествия из Петербурга в Москву»; анализируют прозаический текст

10

А. Н. Радищев. Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» и его влияние на передовую мысль эпохи

Учащиеся знают просветительские взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие, содержание отдельных глав «Путешествия из Петербурга в Москву»; раскрывают художественное своеобразие «Путешествия...» и его влияние на передовую мысль эпохи; формулируют идею, проблематику изучаемого произведения; характеризуют особенности сюжета, композиции; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе

11

Н. М. Карамзин: поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка

Учащиеся знают о личности и творчестве Н. М. Карамзина; отмечают важность его реформаторской деятельности; знают понятия «сентиментализм», «классицизм», их отличительные черты; анализируют поэтический текст, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; выразительно читают стихотворения; участвуют в беседе, дискуссии

12

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» глазами современного читателя

Учащиеся знают о сентиментализме как литературном направлении, его основных принципах изображения героя; иллюстрируют их на примере повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; раскрывают замысел его и воплощение в повести, гуманистический пафос повести; анализируют художественное произведение в единстве формы и содержания; участвуют в беседе; выполняют исследовательскую работу в группах

13

Урок развития речи. Контрольное сочинение по теме «Литература XVIII в восприятии современного читателя (на примере одного-двух произведений)»

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения

Русская литература первой половины XIX века

14

Общая характеристика мировой литературы начала XIX в. Понятие о романтизме и реализме. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

Учащиеся знают об особенностях развития мировой литературы начала XIX в.; имеют представление о романтизме и реализме как литературных направлениях данного исторического периода; раскрывают особенности литературного процесса в России первой половины XIX в.; анализируют историческое развитие России в первой половине XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров

15

Урок внеклассного чтения. Дж. Г. Байрон: личность, судьба, творчество

Учащиеся знают об основных фактах жизни и творчества Дж. Г. Байрона; раскрывают своеобразие его поэтического мира; сопоставляют оригиналы стихотворений с их переводами на русский язык; формулируют понятие «байронизм»; на примере поэтических текстов показывают особенности художественных средств, способствующих раскрытию авторского замысла

Василий Андреевич Жуковский

16

Романтизм в русской литературе. В. А. Жуковский: жизнь, творчество (обзор). Элегия «Море»

Учащиеся знают основные факты жизни и творчества В. А. Жуковского; раскрывают своеобразие его поэтического мира; на примере анализа поэтического текста показывают особенности художественных средств, способствующих раскрытию авторского замысла

17

В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»: нравственный мир героини, язык баллады, отражение быта русского народа, фольклорные мотивы, образы-символы

Учащиеся знают основные факты биографии В. А. Жуковского, теоретико-литературные понятия «баллада», «лирический герой»; анализируют поэтический текст; участвуют в беседе; сопоставляют поэтические тексты

Александр Сергеевич Грибоедов

18

«Человек необыкновенный» (А. С. Пушкин). Жизнь, судьба, творчество А.С. Грибоедова

Учащиеся знают о личности, трагической судьбе и творчестве А. С. Грибоедова; раскрывают процесс духовного становления личности А. С. Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы; составляют хронологическую таблицу на основе биографических сведений о писателе; участвуют в беседе

19

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: возникновение замысла, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие

Учащиеся знают об истории создания, сюжете, композиции и своеобразии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; знают содержание пьесы; показывают новаторство писателя посредством анализа драматического произведения; раскрывают смысл названия пьесы; участвуют в беседе

20

А. С. Грибоедов «Горе от ума». Фамусовская Москва. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии

Учащиеся знают содержание комедии, суть личного и общественного конфликтов пьесы; раскрывают понятия «фамусовская Москва», «век нынешний», «век минувший» ; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейном содержании пьесы

21

А. С. Грибоедов «Горе от ума». Молодое поколение, разные его представители: Молчалин, Софья, Чацкий

Учащиеся знают содержание комедии; характеризуют молодое поколения в пьесе; показывают сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным; осознают основной смысл комедии; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейно-художественном содержании пьесы

22

А. С. Грибоедов «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии

Учащиеся знают содержание комедии; характеризуют образ Чацкого в системе образов комедии; осознают основной смысл комедии; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейно-художественном содержании пьесы

23

А. С. Грибоедов «Горе от ума». Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы

Учащиеся раскрывают основные особенности языка комедии; совершенствуют навыки лингвистического анализа художественного произведения; дают речевую характеристику персонажам комедии

24

Урок развития речи.

И. А. Гончаров «Мильон терзаний»

Учащиеся знают содержание статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»; участвуют в обсуждении проблемных вопросов; составляют конспект литературно-критической статьи

Александр Сергеевич Пушкин

25

А. С. Пушкин: жизнь, творчество, судьба. Лицейская лирика, лирика дружбы в творчестве поэта

Учащиеся рассказывают о лицейских годах А. С. Пушкина; участвуют в беседе; выполняют аналитический разбор стихотворного текста; выразительно читают стихотворения

26

А. С. Пушкин. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине

Учащиеся знают о лирике А. С. Пушкина петербургского периода; участвуют в беседе; выразительно читают и комментируют стихотворения; умеют анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта

Учащиеся имеют представление об интимной лирике А. С. Пушкина, её адресатах; участвуют в беседе; определяют мысли и чувства автора, запечатлённые в стихотворениях о любви; выполняют аналитический разбор стихотворного текста; выразительно читают стихотворения

28

А. С. Пушкин. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»: обучение анализу одного стихотворения

Учащиеся знают лирику А. С. Пушкина, отражающую раздумья о смысле жизни, о поэзии; раскрывают глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в этих лирических произведениях; умеют выразительно читать стихотворения, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию; анализируют поэтический текст на примере стихотворения «Бесы»

29

Контрольная работа за I четверть по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и лирике А. С. Пушкина (тестовые задания)

Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания и глубины понимания изученных произведений, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения

30

Урок внеклассного чтения.

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма

Учащиеся знают о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма; раскрывают особенности поэмы «Цыганы» как романтической поэмы (приёмы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно-выразительные средства)

31

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: история создания, замысел, композиция, сюжет. Онегинская строфа

Учащиеся знают теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы, об идейно-художественном своеобразии романа; умеют анализировать ритмический рисунок стихотворного текста; участвуют в аналитической беседе

32

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Учащиеся имеют представление об эпохе, в которой жил и создавал свои произведения А. С. Пушкин; раскрывают типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского; выполняют аналитическую работу с поэтическим текстом

33

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие

Учащиеся рассматривают своеобразие женских образов в романе на примере Ольги и Татьяны Лариных; раскрывают глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини — Татьяны Лариной; выполняют аналитическую и сопоставительную работу

34

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Учащиеся рассматривают эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина; анализируют письма Татьяны и Онегина; выполняют аналитическую и сопоставительную работу; умеют высказывать собственные суждения о прочитанном произведении

35

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» . Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Учащиеся знают позицию автора в романе, отличия образа автора от образа Евгения Онегина; умеют воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа; участвуют в аналитической беседе; выполняют исследовательскую работу

36

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

Учащиеся имеют представление о широкомасштабности и реалистичности романа «Евгений Онегин»; аргументированно доказывают энциклопедический характер романа; раскрывают жанровые и стилистические особенности произведения; выполняют аналитическую работу с поэтическим текстом

37

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале русской критики

Учащиеся знают и комментируют отзывы современников А. С. Пушкина и критиков XIX в. о романе «Евгений Онегин» и его героях, основные положения работы В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина»; сопоставляют различные точки зрения и вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой

38

Урок внеклассного чтения.

А. С. Пушкин. Трагедия «Моцарт» и Сальери»: проблема «гения и злодейства»

Учащиеся знают содержание трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; выполняют аналитическую работу с поэтическим текстом; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой

39

Урок развития речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения

Михаил Юрьевич Лермонтов

40

М. Ю. Лермонтов: жизнь, творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве поэта, привлекая знания, полученные в предыдущих классах; участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения М. Ю. Лермонтова

41

М. Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике

Учащиеся знают, как в творчестве М. Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта-пророка; участвуют в беседе; анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах

42

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. Тема России и её своеобразие

Учащиеся знают, как в творчестве М. Ю. Лермонтова раскрывается тема России, её своеобразие; участвуют в беседе, анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы; выполняют аналитическую работу в группах

43

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа

Учащиеся знают теоретико-литературное определение, жанровые особенности психологического романа, об идейно-художественном своеобразии романа; участвуют в аналитической беседе

44

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; характеризуют образы Печорина и Максима Максимыча на примере глав «Бэла», «Максим Максимыч»; участвуют в аналитической беседе

45

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. Глава «Тамань»

Учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; характеризуют образ Печорина на примере главы «Тамань»; участвуют в аналитической беседе

46

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина». Глава «Княжна Мери»

Учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; характеризуют образ Печорина на примере главы «Княжна Мери»; участвуют в аналитической беседе; выполняют исследовательскую работу в группах

47

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Глава «Фаталист». Печорин в системе мужских образов романа

Учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; определяют место Печорина в системе мужских образов; участвуют в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу

48

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и система женских образов романа. Любовь в жизни главного героя

Учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; определяют место Печорина в системе женских образов; участвуют в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу

49

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Литературная критика о романе

Учащиеся анализируют оценки литературных критиков романа «Герой нашего времени»; сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа; строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; делают выводы и обобщения на основе работы с одним или несколькими источниками информации; участвуют в беседе

50

Уроки развития речи. Контрольное сочинение за I полугодие по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений М. Ю. Лермонтова, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагают собственную точку зрения

Литература второй половины XIX века

Николай Васильевич Гоголь

51

Н. В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, привлекая знания, полученные в предыдущих классах; участвуют в беседе; выполняют практическую работу по ранее изученным произведениям Н. В. Гоголя

52

Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия

Учащиеся знают теоретико-литературные определения, жанровые особенности поэмы, о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой

53

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)

Учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать художественный текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой

54

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)

Учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать художественный текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой

55

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Образы чиновников губернского города NN

Учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; умеют характеризовать чиновников губернского города NN. анализировать художественный текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой

56

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

Учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; характеризуют главного героя поэмы Чичикова; выполняют аналитический разбор отдельных эпизодов поэмы; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой

57

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души» — поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений

Учащиеся знают сюжет и содержание поэмы, оценку поэмы современниками, теоретико-литературные понятия (лирические отступления); понимают авторский замысел и его эволюцию, роль лирических отступлений в поэме, символический смысл образов дороги, птицы-тройки, способы выражения позиции и нравственных идеалов автора; умеют определять тему и идею лирических отступлений, анализировать текст

58

Урок развития речи. Обучающее  сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Учащиеся знают содержание поэмы «Мёртвые души», тему, идею произведения; показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученного произведения, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения; умеют использовать разнообразные синтаксические конструкции, соблюдать орфографические и речевые нормы

Александр Николаевич Островский

59

А. Н. Островский. Слово о драматурге. Отражение в его пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок»

Учащиеся знают основные факты жизненного и творческого пути А. Н. Островского, текст пьесы «Бедность не порок», значение Островского для русского театра; понимают конфликт пьесы; умеют выразительно читать диалоги, характеризовать героя драматического произведения, понимать условный язык драмы, подготавливать выступления на заданную тему

60

А. Н. Островский. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок»

Учащиеся знают о системе образов, приёмах раскрытия характеров пьесы «Бедность не порок»; раскрывают тему любви в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы; анализируют пьесу как жанр драматургии; участвуют в беседе; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в группах

Фёдор Михайлович Достоевский

61

«Человек есть тайна...».

Ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи»

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского; составляют тезисы биографического материала; знают об идейных и эстетических взглядах Ф. М. Достоевского; участвуют в беседе; аргументированно высказывают свои впечатления о прочитанном произведении (повести «Белые ночи»)

62

Ф. М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести, черты его внутреннего мира

Учащиеся знают содержание повести, её проблематику, авторскую позицию по отношению к поднимаемой проблеме; раскрывают образ «петербургского мечтателя» в повести; рассматривают черты его внутреннего мира; участвуют в беседе; умеют аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному тексту, определять проблематику произведения, работать в парах по предложенному заданию

63

Ф. М. Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести

Учащиеся знают содержание повести, её проблематику, авторскую позицию по отношению к поднимаемой проблеме; раскрывают роль истории Настеньки в повести; рассматривают черты её внутреннего мира; участвуют в беседе; умеют аргументировано отвечать на вопросы по прочитанному тексту, определять проблематику произведения, работать в парах по предложенному заданию

Лев Николаевич Толстой

64

Урок внеклассного чтения. Л. Н. Толстой: судьба, личность, творчество. Автобиографическая трилогия « Детство », « Отрочество », «Юность»

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Л. Н. Толстого; составляют развёрнутый план сообщений о жизни и творчестве писателя; знают содержание повестей «Детство», «Отрочество», «Юность»; умеют аргументированно отвечать на вопросы, определять, в чём состоит автобиографичность повести, характеризовать образ главного героя

Антон Павлович Чехов

65

А. П. Чехов: судьба, личность, творчество. Рассказ «Смерть чиновника»: образ «маленького человека»

Учащиеся знают о жизни и творчестве А. П. Чехова, о сюжете, композиции, жанре, авторской позиции, хронотопе рассказа «Смерть чиновника»; определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции, характеризуют главного героя рассказа

66

А. П. Чехов. Рассказ «Тоска»: тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

Учащиеся знают о сюжете, композиции рассказа «Тоска»; определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции; определяют тему и идею произведения, соотносят начало и финал; характеризуют главного героя рассказа; выполняют исследовательскую работу с текстом рассказа в группах

67

Урок внеклассного чтения. А. П. Чехов. Книга художественно-путевых очерков «Остров Сахалин». Особенности жанра произведения

Учащиеся знают определение художественно-путевого очерка; раскрывают социальное, философское, эстетическое осмысление жизни в книге очерков «Остров Сахалин»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания очерков; участвуют в беседе

68

Урок развития речи. Подготовка к контрольному (за Ш четверть) сочинению — ответу на проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира героя русской литературы XIX века, (на примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого,

А. П. Чехова)?»

Учащиеся знают содержание и героев произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого,

А. П. Чехова; понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях, отношение авторов к изо-' бражаемому и их нравственные идеалы; умеют писать творческие работы, анализировать произведения, определять их темы и идеи, определять приёмы и способы изображения внутреннего мира героев; показывают уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения; умеют использовать разнообразные синтаксические конструкции, соблюдать орфографические и речевые нормы

Русская литература XX века

69

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений (обзор)

Учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление о многообразии жанров и тенденций в литературе XX в.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса; участвуют в беседе

Иван Алексеевич Бунин

70

Философия любви в рассказах И. А. Бунина. Мастерство И. А. Бунина в новелле «Лёгкое дыхание»

Учащиеся знают о своеобразии художественного мира новелл из цикла «Тёмные аллеи»; знают содержание новеллы «Лёгкое дыхание»; анализируют его в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют сопоставительную работу по текстам прочитанных ранее произведений

Михаил Афанасьевич Булгаков

71

М. А. Булгаков: судьба, личность, творчество. История создания, композиция, судьба повести «Собачье сердце»

Учащиеся знают биографию писателя, наиболее известные его произведения, историю создания, особенности композиции и творческую историю повести «Собачье сердце»; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории

72

М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» как социальнофилософская сатира на современное общество. Система образов, поэтика повести

Учащиеся знают особенности композиции и творческую историю повести «Собачье сердце»; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в группах

Михаил Александрович Шолохов

73

М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Смысл названия рассказа «Судьба человека»

Учащиеся знают биографию писателя, основные этапы его творчества, наиболее известные произведения; рассказывают о творческой истории создания рассказа «Судьба человека», используя знания, полученные на уроках истории

74

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя

Учащиеся знают о реализме в художественной литературе, о реалистической типизации, содержание и особенности композиции рассказа «Судьба человека»; умеют аргументированно отвечать на поставленные вопросы, пересказывать фрагменты произведения, анализировать фрагменты прозаического произведения, характеризовать образ главного героя, давать пространственно-временную характеристику текста

Александр Исаевич Солженицын

75

А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Рассказ «Матрёнин двор», его автобиографичность. История создания и публикации

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. И. Солженицына; знают определение понятия «притча», автобиографическую основу рассказа «Матрёнин двор», содержание рассказа, основные события жизни писателя; понимают идейный смысл рассказа; умеют раскрывать художественное своеобразие рассказа; имеют представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; участвуют в беседе

76

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор» как рассказ- притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны-праведницы, её духовная стойкость

Учащиеся знают содержание рассказа; понимают его идейный смысл; раскрывают нравственную и социальную проблематику рассказа, его художественное своеобразие; осмысливают образ Матрёны как праведницы земли русской; имеют представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; участвуют в беседе

77

Контрольная работа по изученным произведениям второй половины Х1Х-ХХ вв.

Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения, уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст

Русская лирика XX века

78

Избранные страницы творческого наследия поэтов Серебряного века русской поэзии

Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве поэтов Серебряного века; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; участвуют в беседе

79

А. А. Блок: судьба, личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта («Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить... 1>)

Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве А. А. Блока; знают своеобразие поэтического мира Блока, проявления его творчества в символизме, понятие образа-символа; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в парах

80

С. А. Есенин: судьба, личность, творчество. Тема Родины в лирике поэта

Учащиеся знают о жизни и творчестве С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта о Родине, раскрывая их художественное своеобразие; умеют определять особенности поэтики стихотворений С. А. Есенина, выявлять богатство поэтического языка как характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы)

81

С. А. Есенин: «Всю душу выплесну в слова...». Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта

Учащиеся знают, как в лирике С. А. Есенина раскрываются размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека; выразительно читают стихотворения; определяют основные темы и мотивы лирики Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений, своеобразие художественных приёмов в поэзии поэта

82

В. В. Маяковский: судьба, личность, творчество. Новаторство поэзии Маяковского

Учащиеся знают о жизни и творчестве В. В. Маяковского, об особенностях его раннего творчества; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения позиции Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства

83

В. В. Маяковский. Художественный мир, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации

Учащиеся знают об особенностях раннего творчества В. В. Маяковского, его связи с футуризмом; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения позиции Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства

84

М. И. Цветаева: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики Цветаевой

Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве М. И. Цветаевой; раскрывают особенности её поэтики; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе

85

М. И. Цветаева. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. «Стихи к Блоку» . Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве»

Учащиеся знают о традициях и новаторстве творческих поисков М. И. Цветаевой; определяют основную мысль циклов «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку»; выразительно читают и комментируют стихотворения; анализируют их; принимают участие в аналитической работе

86

Н. А. Заболоцкий: судьба, личность, творчество. Философский характер лирики поэта

Учащиеся знают основные факты творческого пути Н. А. Заболоцкого, особенности его художественного метода; понимают идейный смысл стихотворений, своеобразие лирических интонаций; умеют выразительно читать стихотворения и анализировать их, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической, сопоставительной работе

87

А. А. Ахматова: судьба, личность, творчество. Трагические интонации в любовной лирике

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. А. Ахматовой; знают основные факты её творческого пути, особенности её художественного метода; раскрывают трагические интонации в любовной лирике поэтессы; выразительно читают стихотворения, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка; интерпретируют стихотворения

88

А. А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Особенности поэтики

Учащиеся знают о гражданской и поэтической миссии А. А. Ахматовой; соотносят её с творчеством поэтессы; выразительно читают стихотворения и анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка; определяют мотивы и темы лирики А. Ахматовой; выполняют сопоставительную работу; участвуют в беседе

89

Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и о любви

Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б. Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах

90

А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта

Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии А. Т. Твардовского, о том, как в лирике поэта находят отражение раздумья о природе и о Родине; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в парах

91

А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне

Учащиеся знают о поэзии А. Т. Твардовского, посвящённой Великой Отечественной войне; раскрывают воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают стихотворения А. Т. Твардовского о войне; выполняют сопоставительную работу в парах

92

Урок внеклассного чтения. Романсы на стихотворения русских поэтов Х1Х-ХХ вв.

Учащиеся знают понятие «романс», об истории возникновения русского романса, об истории создания романсов на стихи русских поэтов Х1Х-ХХ вв.; понимают лирический, гуманистический пафос русских романсов; умеют анализировать романсы, оценивать исполнительское мастерство, находить общее и индивидуальное в развитии темы романса русскими поэтами, сопоставлять произведения литературы и музыки

93

Урок внеклассного чтения. Авторская песня. Песенное творчество Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого

Учащиеся знают понятие «авторская песня»; понимают значение этого вида поэзии, противопоставившей себя официальной литературе 1980-х гг.; знают о тематическом и жанровом своеобразии этого явления в литературе; принимают участие в аналитической беседе; комментируют отдельные стихотворения (песни); сопоставляют произведения литературы и музыки

94

Зачётная работа по теме «Русская лирика XX века» (по изученным произведениям)

Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения, уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать поэтический текст

Из зарубежной литературы

95

Культура эпохи античности и её роль в развитии мировой культуры. Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике Катулла

Учащиеся знают о культуре эпохи античности и её роли в развитии мировой культуры, исторические реалии времен Катулла и Горация, сведения о жизни и творчестве Катулла, основные темы и мотивы его лирики; понимают своеобразие античной лирики, философский характер стихотворений, вклад в литературу А. С. Пушкина-переводчика; умеют воспринимать, выразительно читать и анализировать стихотворения Катулла, определять их темы и идеи, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять стихотворения с произведениями других видов искусства

96

Античная лирика. Гораций. Традиции оды Горация в русской поэзии

Учащиеся знают сведения о жизни и творчестве Горация, основные темы и мотивы его лирики; понимают своеобразие античной лирики, философский характер стихотворений; умеют воспринимать, выразительно читать и анализировать стихотворения Горация в различных переводах, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять переводы стихотворения Горация «Я памятник воздвиг...» М. В. Ломоносова, Г. Г. Державина, А. С. Пушкина

97

Данте Алигьери: жизнь, творчество. «Божественная комедия»: множество смыслов поэмы и её универсально-философский характер

Учащиеся знают исторические реалии времени Данте Алигьери, сведения о жизни и творчестве поэта, теоретико-литературные понятия «сонет», «канцон», содержание «Божественной комедии»; понимают множественность смыслов «Божественной комедии», своеобразие творчества Данте, роль Данте как провозвестника культуры Возрождения; умеют анализировать изучаемое произведение

98

Гуманизм эпохи Возрождения. У. Шекспир, «Гамлет». Одиночество Гамлета и его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века»

Учащиеся знают краткие сведения о жизни и творчестве У. Шекспира, сюжет и содержание трагедии «Гамлет»; теоретике-литературные понятия «трагедия», «конфликт», «сюжет», особенности жанра трагедии; понимают гуманистический пафос трагедии, её общечеловеческое значение; умеют выразительно читать и анализировать текст трагедии, характеризовать героев и их поступки, прослеживать развитие драматического конфликта

99

У. Шекспир. «Гамлет». Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Учащиеся знают сюжет и содержание трагедии «Гамлет», теоретико-литературные понятия «трагедия», «конфликт», «сюжет», особенности жанра трагедии; понимают гуманистический пафос трагедии, её общечеловеческое значение; умеют выразительно читать и анализировать текст трагедии, характеризовать героев и их поступки, прослеживать развитие драматического конфликта; представляют героев Шекспира как вечные образы в мировой литературе

100

Эпоха Просвещения.

И. В. Гёте. «Фауст» как философская трагедия

Учащиеся знают об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве И. В. Гёте, сюжет и содержание трагедии «Фауст»; понимают гуманистический пафос произведения, его философское, общечеловеческое значение; умеют ^ выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды, характеризовать героев и их поступки, определять значение художественных приёмов, прослеживать развитие драматического конфликта

101

И. В. Гёте. «Фауст». Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы

Учащиеся знают об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве И. В. Гёте, сюжет и содержание трагедии «Фауст»; понимают гуманистический пафос произведения, его философское, общечеловеческое значение; умеют выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды, характеризовать героев и их поступки, определять значение художественных приёмов, прослеживать развитие драматического конфликта, сопоставлять трагедию с иллюстрациями к ней.

102

Итоговый урок. «В ожидании новой встречи с искусством слова...»

Учащиеся знают содержание и героев прочитанных произведений; понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях, отношение авторов к изображаемому, пафос произведений; умеют пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений, строить развернутые высказывания на основе прочитанного, аргументировать свою точку зрения; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров; участвуют в беседе, привлекая знания, приобретённые в 9-м классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...