Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына "Один день из жизни Ивана Денисовича"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Фролова Елена Игоревна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solzhenitsyn_odin_den_iz_zhizni_ivana_denisovicha.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество А.И. Солженицына


Ход урока

I. Слово учителя

Произведению А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисов принадлежит особое место в литературе и общественном сознании, сказ, написанный в 1959 году (а задуманный еще в лагере в 1950), первоначально носил название «Щ-854 (Один день одного зэка)».


  • ^Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня?

  • Почему автор определил жанр как рассказ?


Сам Солженицын пишет о замысле рассказа: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал как нужно бы описать весь лагерный мир- одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день...» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.


 II. Беседа по рассказу:


  • Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович?

  • Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?

  Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много

удач:  в  карцер не посадили, на  Соцгородок бригаду не выгнали,  в обед  он

закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с

ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И

не заболел, перемогся.

     Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.

     Таких дней  в его  сроке от звонка до звонка было  три тысячи  шестьсот

пятьдесят три.

     Из-за високосных годов -- три дня лишних набавлялось...


Герой повести - Иван Денисович Шухов - один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 он простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых - это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость. Подписал» и Шухов оказывается в советском лагере.

Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.


  • Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти
    счастливым»?
    http://rudocs.exdat.com/data/562/561333/561333_html_m5951b446.gifhttp://rudocs.exdat.com/data/562/561333/561333_html_m1385962f.gif

  • Почему автор выбрал именно «счастливый» день?

  • Какие «счастливые» события происходят с героем?

  • Согласны ли вы с определением «счастливый»?


Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он напоминает толстовского Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс. Кажется, все в Шухове 

сосредоточено на одном - только бы выжить. Но как выжить и остаться при этом человеком? Ивану Денисовичу это удается. Он не поддался процессу расчеловечивания, устоял, сохранил нравственную основу.

«Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не заболел - чего же еще? Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые? В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына.

- Что помогает герою устоять, остаться человеком?

Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что? почему? Этой цельностью сознания во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям. «Природность» Ивана Денисовича связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Шухов и в лагере работает честно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе – достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд - это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать.

Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.

- О ком из зэков автор пишет с симпатией? Алеша бабтист – у него вера, Кавторанг  - военный человек

В войне

А  было вот  как:  в феврале  сорок  второго  года  на  Северо-Западном

окружили  их  армию  всю,  и с самолетов им  ничего жрать  не бросали,  а  и

самолетов  тех  не  было.  Дошли  до  того, что строгали  копыта  с  лошадей

околевших, размачивали ту роговицу  в воде  и ели.  И стрелять было нечем. И

так  их помалу немцы по лесам  ловили и брали. И  вот  в  группе такой одной

Шухов в плену побыл пару дней, там же, в лесах, -- и убежали они впятером. И

еще  по лесам, по  болотам покрались -- чудом  к своим попали.  Только двоих

автоматчик свой  на месте  уложил, третий от ран умер, --  двое  их и дошло.

Были б умней  --  сказали  б,  что  по лесам бродили,  и  ничего б им. А они

открылись:  мол,  из  плена немецкого.  Из  плена? Мать вашу так! Фашистские

агенты! И за решетку. Было б их пять, может сличили показания, поверили б, а

двоим никак: сговорились, мол, гады насчет побега.



- Кого называет «дерьмом»?

Из 
тех, кто, как писал Солженицын, «принимают на себя удар» -Сенька Клевшин, латыш Кильдигис, кавторанг Буйновский, помощник бригадира Павло и бригадир Тюрин. Они не роняют себя и слов зря не роняют, как и Иван Денисович. Бригадир Тюрин - для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает. «Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского:-Кряхти да гнись. А упрешься- переломишься» Шухову с его здравым смыслhttp://rudocs.exdat.com/data/562/561333/561333_html_3d1d077a.gif


и Буйновскому с его «неумением жить» противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется». Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря - «образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь - игра, то есть выдуманная, ненастоящая жизнь, с точки зрения зэка. Вспомним спор по поводу фильмов Эйзенштейна «Иван Грозный», «Броненосец «Потемкин». Реальность остается скрытой для Цезаря. Шухов даже жалеет его: «Небось много он об себе думает, а не понимает в жизни ничуть».

Солженицын выделяет еще одного героя, не названного по имени -«высокого молчаливого старика». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное количество лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком» «Придурки» - лагерные «аристократы» - лакеи: дневальные по бараку. десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один КВЧ - «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

Задание.

Найдите в тексте рассказа места, где точки зрения повествователя и героя сближаются. Покажите, когда две точки зрения дистанцируются друг от друга. С чем связано появление этой дистанции? С идеологическими расхождениями автора и героя или же с творческой задачей автора дать более широкий охват изображения, чем тот, что мог бы быть доступен Шухову?

Слово учителя

В лице «незлобивого», терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного переносить невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.

Один День Ивана Денисовича разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России.

Шухов молча  смотрел в потолок.  Уж сам он  не  знал, хотел он воли или

нет. Поначалу-то  очень хотел  и каждый вечер считал, сколько дней  от сроку

прошло, сколько осталось.  А  потом  надоело. А потом проясняться стало, что

домой  таких не пускают, гонят в ссылку. И где ему будет житуха лучше -- тут

ли, там -- неведомо.

     Только б то и хотелось ему у Бога попросить, чтобы -- домой.

     А домой не пустят...

     Не врет Алешка, и по его голосу и по  глазам его видать, что радый он в

тюрьме сидеть.

     --  Вишь, Алешка,  --  Шухов  ему разъяснил,  -- у  тебя  как-то  ладно

получается: Христос тебе сидеть  велел, за Христа ты  и сел. А я за что сел?

За то, что в сорок первом к войне не приготовились, за это? А я при чем?

     -- Что-то второй проверки нет... -- Кильдигс со своей койки заворчал.

     --  Да-а! -- отозвался  Шухов. -- Это  нужно в трубе угольком записать,

что второй проверки нет. -- И зевнул: -- Спать, наверно.

     И тут же в утихающем усмиренном бараке услышали грохот болта на внешней

двери. Вбежали из коридора двое, кто валенки относил, и кричат:

     -- Вторая проверка!

     Тут и надзиратель им вслед:

     -- Вы'ходи на ту половину!

     А  уж кто и спал!  Заворчали,  задвигались,  в  валенки  ноги  суют  (в

кальсонах редко кто, в брюках ватных так и спят --  без них под одеяльцем не

улежишь, скоченеешь).

     -- Тьфу, проклятые! -- выругался Шухов. Но не очень он сердился, потому

что не заснул еще.

     Цезарь высунул  руку наверх и  положил  ему  два  печенья, два  кусочка

сахару и один круглый ломтик колбасы.

     -- Спасибо, Цезарь  Маркович, -- нагнулся Шухов  вниз,  в проход.  -- А

ну-ка, мешочек ваш дайте  мне наверх  под  голову для безопаски.  (Сверху на

ходу не стяпнешь так быстро, да и кто у Шухова искать станет?)

     Цезарь  передал  Шухову  наверх  свой  белый  завязанный  мешок.  Шухов

подвалил его под матрас и еще ждал, пока выгонят больше, чтобы в коридоре на

полу босиком меньше стоять.

     Но надзиратель оскалился:

     -- А ну, там! в углу!

     И Шухов мягко  спрыгнул  босиком  на пол (уж так  хорошо  его валенки с

портянками на печке  стояли -- жалко  было  их снимать!). Сколько он тапочек

перешил -- все другим, себе не оставил. Да он привычен, дело недолгое.

     Тапочки тоже отбирают, у кого найдут днем.

     И какие бригады  валенки сдали на  сушку -- тоже  теперь  хорошо, кто в

тапочках, а то в портянках одних подвязанных или босиком.

     -- Ну! ну! -- рычал надзиратель.

     -- Вам дрына, падлы? -- старший барака тут же.

     Выперли  всех в ту половину барака, последних -- в коридор. Шухов тут и

стал у стеночки, около парашной. Под ногами его  пол был мокроват, и  ледяно

тянуло низом из сеней.

     Выгнали всех  -- и еще  раз пошел надзиратель и старший барака смотреть

--  не спрятался ли кто,  не приткнулся ли кто в затемке и спит. Потому  что

недосчитаешь  -- беда,  и пересчитаешь -- беда, опять  перепроверка. Обошли,

обошли, вернулись к дверям.

     -- Первый, второй, третий, четвертый... --  уж теперь быстро  по одному

запускают. Восемнадцатым и Шухов втиснулся. Да бегом  к своей вагонке, да на

подпорочку ногу закинул -- шасть! -- и уж наверху.

     Ладно. Ноги опять в  рукав телогрейки, сверху  одеяло,  сверху  бушлат,

спим!  Будут  теперь  всю   ту  вторую   половину  барака  в  нашу  половину

перепускать, да нам-то горюшка нет.

     Цезарь вернулся. Спустил ему Шухов мешок.

     Алешка вернулся. Неумелец он, всем угождает, а заработать не может.

     -- На, Алешка! -- и печенье одно ему отдал. Улыбится Алешка.

     -- Спасибо! У вас у самих нет!

     -- Е-ешь!

     У нас нет, так мы всегда заработаем.

     А сам колбасы кусочек -- в  рот!  Зубами ее!  Зубами! Дух мясной! И сок

мясной, настоящий. Туда, в живот, пошел.

     И -- нету колбасы.

     Остальное, рассудил Шухов, перед разводом.

     И   укрылся  с   головой   одеяльцем,  тонким,  немытеньким,   уже   не

прислушиваясь, как меж вагонок набилось из  той половины зэков:  ждут, когда

их половину проверят.

     Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много

удач:  в  карцер не посадили, на  Соцгородок бригаду не выгнали,  в обед  он

закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с

ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И

не заболел, перемогся.

     Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.

     Таких дней  в его  сроке от звонка до звонка было  три тысячи  шестьсот

пятьдесят три.

     Из-за високосных годов -- три дня лишних набавлялось...

     В повести поднимается множество проблем, главные их которых – как сохранить человечность и доброту в человеке, которого предала его родная страна; чем для заключенного является труд в жутких условиях за миску баланды; как меняются люди, оказавшись волей судьбы в подобных лагерях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича»....

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока "Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"

В данной методической разработке рассматриваются нравственные проблемы рассказа Н.Т.эффи "Жизнь и воротник"...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....