Тема родины в лирике М.Ю.Лермонтова, 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Антипова Екатерина Аркадьевна

Тема урока:  Тема родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Тип урока: «открытие»  новых знаний.

Методы: критического мышления, проблемный, проектный, интерактивный

Цель урока: выявить художественную идею стихотворения "Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_antipova_e.a.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по  литературе  ФГОС, 7 класс

Тема урока:  Тема родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Тип урока: «открытие»  новых знаний.

Методы: критического мышления, проблемный, проектный, интерактивный

Цель урока: выявить художественную идею стихотворения "Родина"

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение анализировать стихотворение;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения формулировать тему, цель урока;
  • развитие умения  работы в группах
  1. Воспитательные:
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • Воспитание чувства патриотизма;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  группах: воспитание уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  •  интерактивная доска;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • файл с предметами для проектной деятельности;
  •  карточки с текстом стихотворения;
  • цветные карандаши;
  • фломастеры;
  • клей

Структура урока:        

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Усвоение новых знаний (кластер)
  5.  Первичное закрепление (физкультминутка)
  6. Закрепление изученного материала (работа над проектом).
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Домашнее задание (комментирование).
  9.  Выставление оценок за урок (самооценка).

                                   

Ход урока:

(слайд 1) 1.На экране интерактивной доски показывается картина пейзажа зимней русской природы, на переднем плане берёза. Звучит музыка.....

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Аркадьевна. Сегодня я у вас проведу урок литературы.

-Какое у вас настроение? Назовите его, используя имя прилагательное.

(слайд 2) 2.На экране по очереди появляется картинки и встают в одно панно: г.Москва, г.Казань, г.Елабуга, берёза, домик в деревне… + ребус к слову «родина».

 -С чем ассоциируются для вас эти картинки?

- Рассуждение детей и выведение предмета разговора о родине.

- Многие поэты затрагивали тему родины в своих стихотворениях.  И этот поэт не исключение. Посмотрите на портрет. Вы узнали его? Да, это М.Ю. Лермонтов. Определите тему урока. Итак…

(слайд 3) -Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова

- У вас на столах текст стихотворения, с ним вы сегодня будете работать. (Показываю и объясняю.)

3.Определение целей урока.

-Прочитав любое произведение, у нас складывается то или иное впечатление, которым мы делимся друг с другом, соглашаемся или нет. Как можно назвать этот процесс?

-А можно назвать этот процесс анализом?

-А как анализировать стихотворение? (слайд 4)

-А можно ли при помощи анализа  текста выяснить, как автор относится к объекту, о котором пишет?

- Дети делятся своими предыдущими знаниями из своего опыта, делятся своими предположениями.

- Сегодня через анализ стихотворения мы постараемся узнать, какое место в сердце поэта занимает Родина.

4. Работа с кластером.

- Все мы прекрасно знаем, что поэты часто используют художественные средства, чтобы показать наиболее ярко образы в стихотворениях.  Очень часто в стихах мы встречаем эпитеты.

-Ребята! А вы помните, что такое эпитет?

-Дети делятся своими предположениями.

(слайд 5) Эпитет- это  художественное определение предмета или действия. Обычно эпитеты выражены прилагательными.

 (Если подзабыли…У вас у каждого есть подсказка на столе.)

 -Прочитайте стихотворение. Найдите в нём эпитеты. Потом по очереди назовёте мне их. Время на работу -  1 минута. (слайд 6)

-Дети читают про себя стихотворение, зачитывают эпитеты.

Создаётся кластер!!!

- Что у нас получилось? О чём эти эпитеты? На что указывают? Образ чего? Родины. Какой интересный образ Родины предстаёт перед нашими глазами. Скажите, пожалуйста, как автор относится к Родине? Какое место Родина занимает в его сердце?

(слайд 7) 5.Физкультминутку. Учащиеся выполняют движения  по буквам слова РОДИНА.

Сейчас мы на тему родина выполним упражнения.

Р- Руки в небо поднимаем

О- Один раз мы приседаем

Д- Два раза ногами топаем

И- И в ладоши хлопаем

Н- На друг друга поглядим

А- А теперь за партой посидим

Спасибо! 

(слайд 8) 6.На экране картинки экранизации художественных произведений.

Ежегодно 9 декабря в России  отмечается памятная дата - день героев отечества. Давайте представим, что в этот день состоится  премьера нового мультфильма по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Родина". Ваша задача: создать афишу для этого стихотворения.  

-Можете использовать нашу схему (кластер для работы). Работать вы будете в группе по 4 человека. Перед вами файл А4, там вы найдете всё необходимое: макет афиши - лист А 4, примерные образцы афиш,  иллюстрации к стихотворение. Решите, что важно показать вам на афише, как отразить на ней основную мысль стихотворения. Распределите между с собой работу.  На это вам даётся 7 минут.  По окончанию - каждая группа презентует свою афишу.

(слайд 9) 6.(2)Работа над проектом.

-Дети создают афишу

(слайд 10) 6(3) Презентация проекта

Каждая группа отдельно презентует свою афишу, объясняя свой выбор иллюстраций.  

-Объясните выбор использованных иллюстраций.

(слайд 11) 7.Рефлексия. Итоги урока.

-Что нового узнали? Что вызвало затруднение?

-Какое у вас сейчас настроение?

-Учащиеся высказывают свои мнения.

(слайд 12) 9. Домашнее задание.

-Напишите стихотворение на тему «Родина»

(слайд 13) 10.Оценивание

Перед вами находятся оценочные листы. Сперва каждая группа оценивает работы других групп. Затем каждый оценивает свою работу во время урока. Критерии оценивания на листах прописаны. Как заполните, сдаёте листы мне. Я их просмотрю передам ваши оценки учителю.

-Не теряйте хорошего настроения и будьте счастливы!  

Спасибо за урок, до свидания! (слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Презентация на тему: "Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова"

В презентации представлен необходимый материал для раскрытич данной темы: стихотворения раннего и зрелого Лермонтова с попутными замечаниями, вопросами для анализа, выводами....

Урок литературы "Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и С.Б. Пюрбю" .

Интегрированный урок русской и родной литератруры. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и С.Б.Пюрбю. 9 класс...

"Тема Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Родина"

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»...

Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"

Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....