Урок литературы по повести И.С.Тургенева "Ася"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Карелова Вера Николаевна

Урок литературы 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_asya.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы «Элегия неудавшейся любви»

(по повести И.С. Тургенева «Ася»)

Цель: (деятельностная и содержательная) формирование у учащихся интереса к исследовательской работе; развитие логического и образного мышления; совершенствование умений и навыков словесного оформления образов, умения находить подтверждение своим суждениям в тексте; закрепление теоретических понятий повесть, элегия, сюжет, композиция.

Планируемые результаты: пробудить чувства прекрасного через поэтический текст повести, музыку; научить восьмиклассников текстуальному анализу повести и анализу эпизода произведения, видеть и понимать значение детали в литературном произведении; научить ребят понимать «психологизм» повести, разбираться в средствах выразительности языка.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: групповая.

Технология: диалог-беседа.

Межпредметная связь: музыка, культура речи, русский язык.

Метапредметная связь: интеграция с психологией.    

Ресурсы: эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье» (И.С.Тургенев), презентация, отрывки из повести И.С. Тургенева «Ася», аудиозапись, раздаточный материал для работы в группах, орден исследователя, куклы-образы.

Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа, исследовательская работа. 

УУД:

  • Коммуникативные – сотрудничество, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать  и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.  
  • Регулятивные – возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
  • Личностные – исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов,  учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
  • Познавательные – действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, логические действия, способы решения задач, построение речевых высказываний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.      
  •  

Ход урока

  1. Мотивационно-установочный этап. Обучающиеся  сидят по группам (2 группы). Звучит песня Муслима Магомаева «Элегия» (1м.45).

  Слово учителя: Вы услышали душевную, лирическую песню в исполнении известного певца советской эпохи Муслима Магомаева. Какие у вас возникли ощущения, чувства после прослушивания музыки? Какое настроение? О чем эта песня?      

 Мнение обучающихся (песня о любви).

  Учитель: Любовь. Какие слова прозвучали в этой мелодии? Смогли ли услышать?

      Мнение обучающихся: «В целом мире я один, я самим собой судим, я не смог любовь спасти, ты прости меня, прости…»

  Учитель: Из этих строк мы понимаем, что речь идет о любви неудавшейся. Хотя любовь – это самое прекрасное чувство человека. Повесть «Ася» - произведение о любви, и только о любви, которая, по мнению Тургенева, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится и движется жизнь». Произведение сложное по человеческим характерам, в нем изображенным, по интриге, в нем развертываемой. Вы со мной согласны?

       Мнение обучающихся.      

  Учитель: Мы знаем, что история любви закончилась печально, герои          расстались. К сожалению, их любовь не состоялась, не получила развития. Музыка соответствует сюжету повести?

   Обучающиеся говорят: «Да, мелодия навеяна грустью, тоской, задумываемся… И слова говорят о несостоявшейся любви, что герой остался один, не смог спасти любовь. Песня лирическая, спокойная».

   Учитель: Лирика передает субъективные переживания человека. В нашем случае в песне отражены любовные переживания.      

   Работа над темой урока: обучающиеся вместе с учителем выявляют тему урока

(1 слайд).

    Учитель: Раз лирическая, то значит песня элегического характера. Итак, сегодня мы на нашем уроке поговорим о неудавшейся любви героев повести  И.С. Тургенева «Ася». А ведь счастье было так возможно: Почему И.С. Тургенев называет повесть «Ася» элегией неудавшейся любви?  Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Элегия неудавшейся любви». Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня…У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье» (И.С.Тургенев).

      Учащиеся пишут тему и эпиграф урока в тетради.

   Учитель: Что такое элегия? Элегия – это поэтический жанр, известный еще со времен Античности. Одним из ведущих принципов сложения элегии становится использование так называемого элегического стиха. Содержание элегии разнообразно, но в основном определяется лирическими мотивами, нередко связанными с любовными переживаниями, а также ощущением тоски и грусти.

 Актуализация знаний. 

   Учитель: Проанализируем важные, на наш взгляд, эпизоды. Мы должны обобщить и систематизировать полученную информацию, закрепить такие понятия, как повесть, элегия, сюжет, композиция. Мы будем работать с текстом повести, доказывать свои суждения, выполнять исследовательскую работу. Попытаемся понять, почему не состоялась любовь героев? Что им помешало? Кто виноват?  

   Мастерство И.С. Тургенева проявляется в каждом росчерке пера, и повесть «Ася» — одно из показательных произведений. В нем вы, совершив путешествие в XIX век, встретили «Тургеневскую девушку», представляли себя рядом с героями, убедились, что человеческие чувства: любовь и дружба, взаимопонимание и отношения между людьми — были всегда сложными и многогранными…

  Беседа по вопросам проблемного характера. Погружение в атмосферу повести Тургенева.

    Итак, обратимся к тексту повести.

- Какую форму повествования выбирает автор?

  Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.

- Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?

  Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.

- Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?

  Н.Н. воспринимает брата и сестру как людей разных психологических уровней, а портретные характеристики поражают читателя точностью и краткостью. Рассказчик отметил явное несходство и внутренний контраст Гагиных. Это ещё больше обострило его любопытство и восприимчивость. Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.

- Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его. (Чтение текста повести (II глава) сопровождается вальсом Штрауса «Над голубым Дунаем»).

- Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства?

  Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья (II глава).

- Где встретили Н.Н. с Гагиным Асю на второй день знакомства?

  На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

- Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, досада.)

 По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полузагадочным существом, «хамелеоном».

- Как заканчивается второй день знакомства?

 Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.

- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)

- Какие чувства овладевают героем после этого? (Конец 6 – начало 7 гл.)

 Сам герой не находит определения своим чувствам. Но мы, читатели, понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от неё он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой день же отправляется к ним.

- Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (Выборочный пересказ истории Аси. 8 гл.).

- После разговора об Асе последовала новая фаза любовных отношений тургеневских героев: теперь наступило взаимное доверие и сближение. Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?

 Успокоенный, Н.Н. понял, что странная девочка привлекла его «не одной только полудикой прелестью», но её душа ему нравилась. Всё вокруг влюблённых освещается волшебным светом: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.)  

- Ася говорит любимому: «Если б мы с вами были птицы, – как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова?

 Любовь окрыляет человека, поднимает его над обыденностью. Литературовед М.Гершензон писал: «Вот образ любви, по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей».

- Что почувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, весёлого вальсирования с Асей и её призыва вообразить, что у них выросли крылья? В чем смысл разговора о крыльях? Когда еще звучал вальс?

 Вальс звучал при первом знакомстве. Н.Н. почувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство на сердце, с другой, - упоение радостью сближения; в нём загорелась жажда счастья. Анализ 9 главы.

 Таблица составляется обучающимися. Читаем 9 главу (зарождение чувств) и выписываем из нее в таблицу слова. (Учитель показывает таблицу, заранее составленную её учащимися). Работа с текстом. Анализ эпизода.

Цвет

Свет

Как говорят герои

Ключевой образ

Интонация, настроение

Бледное лицо

Покраснели

Черный кот с желтыми глазами

Светлые глаза

Темно (тени)

Бледная

Синева неба

Темные глаза

Ясный солнечный луч

Все радостно сияло

Блеск воздуха

Какие-то тени пробежали по лицу

 

Доверчивая ласка в голосе

Прошептала

Задумчиво

Спросила с любопытством

Засмеялась тихим и легким смехом

Подхватила с живостью

Тихо отвечала

Н.Н. промолвил

Засмеялся

Воскликнул

Понизил голос

Возразил

Отвечал озадаченный

Прерывистые звуки

Резкие слова

Образ летящей птицы, словно мертвая испуганная птица

Светлая

Печальная горечь

Печаль


 - Предчувствуем, что не сложатся их взаимоотношения. Недаром Ася сравнивает себя с Татьяной Лариной, которая в любви не была счастлива. Как Онегин с Татьяной, так и Ася с Н. Н. слишком разные люди. Вот и попробуйте это доказать.

  Домашнее задание – составить таблицу по XVI главе. (Свидание).

  - Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент?

  Через пейзажную зарисовку. (Художественное чтение отрывка из 10 гл. на фоне звуков вальса Штрауса) Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем» души. Роль 10 главы. Что почувствовал герой? (Тайное беспокойство, тревогу). Снова пейзажно-психологическая зарисовка помогает понять героя, его состояние. Почему тревога?
 Отравленный сладким ядом закипающего чувства, герой-романтик во всём находит тревожное ожидание, беспокойство: «в небе не было покоя», в « тёмной, холодной глубине» реки с тихим журчанием воды за кормою, в шёпоте ветра – повсюду чудилось тревожное оживление. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой ещё не смел назвать по имени.

 Время как бы останавливается для героя, переполненного ожиданием счастья, и лишь после горького признания Аси, что «крылья у неё выросли, да лететь некуда» (а что скрыла под этими словами Ася, как их понять?), наш герой решается подумать над вопросом: «Неужели она меня любит?» (XIII гл.)


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

- В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания).

Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?

- Чем не понравился?

- В чём он обвиняет Асю? В чём хочет оправдать себя?

   - Зачем Н.Н. пришёл на свидание?

- Как ведёт себя Ася во время отповеди Н.Н.?

 

  УЧИТЕЛЬ С РЕБЯТАМИ СОЗДАЕТ КЛАСТЕР (любовь, счастье, несчастье).

- А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?

- Почему Н.Н., услышав от Гагина, что Ася нашлась, не настоял на разговоре тут же? Как автор относится к такому поведению героя?

 - Что же произошло на следующий день? Понял ли Н.Н. свою ошибку, осудил ли себя? (Конец 21 гл.)

- Почему же не состоялось счастье героев? Почему они разошлись?

 - Какими способами автор помогает нам открыть душу героя? (Выбор формы повествования от первого лица, портретные характеристики, «психологический» пейзаж.)

   3. Творческая работа в группах

1 группа. Подумайте, можно ли безоговорочно осудить господина Н.Н.? Не забудьте, что поэтическая атмосфера повести, сложная психология героини воссозданы в рассказе, ведущемся от его имени.

2 группа. Господин Н.Н. говорит: «…я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой». А может быть, он прав? Ваше мнение?

4. Оценочный блок – взаимооценивание, вручают двум активным учащимся

орден исследователя. (Выбирают одного ученика из группы).

  Учитель: В ходе нашей беседы, нашего исследования кто был убедительнее в своем мнении?            

5. Рефлексия (обмен мнениями): выскажите свою точку зрения – Какую истину

вы поняли? Какой опыт приобрели? Пригодится ли полученный на сегодняшнем уроке опыт (багаж) в вашей жизни?    

   Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему своё чувство. У Аси лишь тогда, когда всё было потеряно, потеряно из-за несказанного вовремя слова. Но чувства не забылись: двадцать лет прошло, а Н.Н. помнит всё до мелочей, свято хранит «священные реликвии» любви. (Обращаемся к засушенной веточке герани, записочкам.)

  Психологический прием – Куклы: он и она.

  Не сказанное вовремя слово привело к расставанию. Между героями возникла стена непонимания, недоверия.  «А счастье было так возможно…».

«У счастья нет завтрашнего дня…У него есть настоящее – и то не день – а мгновение».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»

1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...

Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)

Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...

Урок литературы по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Урок литературы по повести  В.Г. Короленко «Дети подземелья».Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи....

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...