Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Парамонов Дмитрий Вячеславович

Рабочая программа по литературе 6 класс (УМК под редакцией В.Я.Коровиной) на 102 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения

руководителем МО

_______/Сорокина Н.В./

«__»___________2018 г.

Согласована

с заместителем директора

по УВР

_________/Марченкова Г.А./

«____»____________2018 г.

Утверждена

руководителем

образовательного

учреждения
_________/Михалкина Е.В./

«___» __________2018 г.

Рабочая программа

учебного курса «Литература»

в 6 классе

Составитель: Парамонов Дмитрий Вячеславович

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2016).

Место предмета «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане: Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 102 часа в 6 классе. 

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Содержание деятельности по предмету

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:

  1. Введение
  2. Устное народное творчество.
  3. Древнерусская литература.
  4. Произведения русских писателей XVIII века.
  5. Произведения русских писателей XIX века.
  6. Произведения русских писателей XX века.
  7. Из литературы народов России.
  8. Из зарубежной литературы.

В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета „Литература“ в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
  • умение интерпретировать изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книг(1 ч)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество (4 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Контрольная работа. Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».

Развитие речи. Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

Древнерусская литература (2 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

Произведения русских писателей XVIII века (4 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Иван Андреевич Крылов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя-баснописца. Самообразование поэта.

«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Проект.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня».

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Произведения русских писателей XIX века (46 ч)

Александр Сергеевич Пушкин (15 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармония человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 4 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

P.P. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

P.P. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления)

К.Р. Контрольная работа № 5 по произведениям поэтов XIX века.

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям Н.А. Некрасова и Н. С. Лескова.

P.P. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Вн.чт. Юмористические рассказы А.П. Чехова

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 ч)

Я.Н. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по литературе XIX в.

Р.Р. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

Произведения русских писателей XX века (22 ч)

Александр Иванович Куприн (2 ч)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Степанович Грин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч)

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 8 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Проект.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Писатели улыбаются (4 ч)

Василий Макарович Шукшин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Вн.чт. Образ «странного» героя в творчестве В.М. Шукшина

Фазиль Искандер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века (2 ч)

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» (1 ч)

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (2 ч)

Габдулла Тукай (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы (14 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (1 ч)

«Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.

«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Вн.чт. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа №9 по произведениям зарубежных писателей.

Реализация заданий рубрики «Проект» (2 ч)

Р.Р. Устный монологический ответ. Участие в коллективном диалоге. Устное рецензирование.

Итоговая контрольная работа и её анализ (2 ч)

Подведение итогов за год (3 ч)

Итоговый урок.

Р.Р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

Тематический план

Наименование разделов

Количе-ство часов

Из них

Развитие речи, ч.

Внеклас-сное чтение, ч.

Контроль-ные работы, ч.

Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книг.

1

-

-

-

Устное народное творчество

4

1

-

1

Древнерусская литература

2

-

-

-

Произведения русских писателей

XVIII века

4

1

-

1

Произведения русских писателей

XIX века

46

14

1

5

Произведения русских писателей

XX века

22

6

1

1

Из литературы народов России

2

-

-

-

Из зарубежной литературы

14

-

2

1

Реализация заданий рубрики «Проект»

2

2

-

-

Итоговая контрольная работа и её анализ

2

-

-

1

Подведение итогов за год

3

2

-

-

Итого:

102

26

4

10


Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

I четверть

Введение (1 ч)

1

Писатели – создатели, хранители и любители книг

1

Выполнить задания 3-4 рубрики «Проверь себя» (с.5). Выполнить творческое задание (с.5).

Устное народное творчество  4 ч (3 + 1 ч)

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1

Ответить на вопросы и выполнить задание 1, 5 рубрики «Проверьте себя» (с.10), рубрик «Обогащайте свою речь» и «Учимся читать выра-зительно» (с.11). Сделать иллюстра-цию к одной из календарно-обрядо-вых песен.

3

Художественные особенности календарно-обрядовых песен

1

Составить тезисный план по теме «Обрядовый фольклор». Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» (с.13-14). Подобрать интересные пословицы и поговорки, связанные с годичным земледельчес-ким циклом.

4

Р.Р.

Пословицы и поговорки

1

Ответить на вопросы и выполнить задания 3,7 рубрики «Развиваем свою речь» (с.16-17).

Подготовка письменного ответа на один из проблемных вопросов:

1. В чём красота и мудрость русских обрядов?

2. Почему пословицы и поговорки называют зёрнами народной мудрости?

3. Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысла?

5

Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество»

1

Перечитать «Сказание о Белгородском киселе»

Древнерусская литература (2 ч)

6

Из «Повести

временных лет». «Сказание о Бел-городском киселе». Отраже-ние исторических событий и вымы-сел в летописи.

1

Ответы на вопросы и выполнить задание 2 рубрики «Развиваем свою речь» (с.23), 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.24), 5 рубрики «Фонохрестоматия» (с.25)

7

Из «Повести

временных лет».

«Сказание о Белгородском киселе». Развитие представлений о русских летописях

1

Прочитать статью «Русская басня», ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя» (с.26).

Произведения русских писателей XVIII века 4 ч (3 + 1 ч)

8

Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха». Про-тивопоставление труда и безделья.

1

Выполнить задания 3-5 рубрики «Размышления о прочитанном», 3 рубрики «Фонохрестоматия» (с.30). Прочитать статью учебника о Крылове (с.31-33), ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя» (с.34)

9

Р.Р.

И. А. Крылов. Басня «Осёл

и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи.

1

Выполнить задание 4 рубрики «Фонохрестоматия» (с.37), ответить на вопрос 2 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.43). Прочитать басни «Листы и Корни», «Ларчик». Сделать иллюстрацию к одной из басен И.А. Крылова (по желанию).

10

И. А. Крылов. Басни: «Лис-

ты и Корни», «Ларчик».

1

Выполнить задание 4 рубрики «Фонохрестоматия» (с.40), 1 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.43), 3 рубрики «Фонохрестоматия» (с.43). Подготовиться к контрольной работе по теме «Басни». Подготовиться к защите проекта.

11

Контрольная работа №2 по теме «Басня»

1

Прочитать статью об А.С. Пушкине (с.45-51), составить план, ответить на вопросы и выполнить задания 1-2 рубрики «Проверьте себя» (с.51), 1-3 рубрики «Творческое здание» (с.51- 52). Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Пушкин в Царском Селе» по материалам рубрики «Литературные места России» (с.289-291) и сайта музея Лицея.

Произведения русских писателей XIX века 46 ч (32+14 ч)

12

А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.

1

Выполнить задание 3 рубрики «Фонохрестоматия» (с.53). Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

13

А. С. Пушкин.  Стихотворение «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

1

Выполнить задание 2 рубрики «Фонохрестоматия» (с.55)

14

Р.Р.

А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1

Выполнить задание 4 рубрики «Фонохрестоматия» (с.57), творческое задание (с.57-58). Выучить определения двусложных размеров стиха, подобрать примеры стихотворений, написанных ямбом и хореем. Перечитать роман А.С. Пушкина «Дубровский»

15

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» Изображение русского барства

(глава I)

1

Прочитать статью «О романе „Дуб-ровский“» (с.59-63), ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя» (с.63). Подготовить устное описание Троекурова и Дубровского. Пере-читать II, III главы, озаглавить их

16

Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (главы II, III)

1

Перечитать главы IV, V, озаглавить их, подготовить пересказ эпизода «Троекуров во дворе Дубровских»

17

Р.Р.

Протест

Владимира Дубровского против беззакония и несправед-ливости (главы IV, V)

1

Перечитать главы VI, VII, озаглавить их. Подготовить выразительное чтение по ролям эпизодов главы VI

18

Р.Р.

Бунт крестьян (главы VI, VII)

1

Перечитать VIII-X главы, озаглавить их. Подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей (Дефорж, Маша, Троекуров)

19

Осуждение произвола и деспотизма в романе «Дубровский» (главы VIII-X)

1

Перечитать главы XI-XVI, озаглавить их

20

Р.Р.

Романтическая история любви Маши и Владимира в романе А.С.Пушкина «Дубровский» (главы XI-XVI)

1

Подготовить выразительное чтение главы XVII по ролям и озаглавить её

21

Два мальчика (глава XVII)

1

Перечитать главы XVIII-XIX, озагла-вить их. Ответить на вопросы 4 (к главам XIII-XVIII), 1-2 (к главе XIX) рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.140)

22

Развязка романа «Дубровский» (главы XVIII-XIX)

1

Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.141)

23

Контрольная работа №3 по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

1

Перечитать повесть А.С. Пушкина. «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

24

Р.Р. Подготовка к сочинению

1

Составить план и написать сочинение по одной из предложенных тем:

1. Почему Владимир Дубровский стал разбойником?

2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

3. В чём сходство и различие характе-ров Кириллы Троекурова и Андрея Дубровского?

4. Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?

5. Почему Маша Троекурова не приняла освобождение из рук Дубровского?

25

А. С. Пушкин. Цикл «Повести покойного И.П.Белкина». «Барышня-крестьянка».

1

Прослушать фрагменты повести «Барышня-крестьянка» по фонохрес-томатии, ответить на вопросы и выполнить задание рубрики «Фонохрестоматия» (с.144-145)

26

Р.Р.

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Образ автора-повествователя.

1

Выполнить здание рубрики «Проект» (с.145). Индивидуально: подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове.

27

М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в сти-хотворении

«Тучи»

1

Ответить на вопросы и выполнить задние рубрики «Фонохрестоматия» (с.151)

II четверть

28

Особенности выражения темы одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

1

Выполнить творческое задание (с.155)

29

Р.Р.

Антитеза как основной композиционный приём стихотворений М. Ю. Лермонтова.

1

Ответить на вопросы и выполнить задание 5 рубрики «Фонохресто-матия» (с.158), 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.158-159), 1-2 рубрики «Совершенствуем свою речь» (с.159-160), «Проект» (с.160)

30

Контрольная работа № 4 по стихотворениям М. Ю. Лермонтова

1

Перечитать рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Индивидуально: выполнить задание 2 рубрики «Проверьте себя» (с.163).

31

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. Рассказ «Бежин луг»

1

Подготовить пересказ фрагмента очерка: встреча охотника с мальчиками, портреты мальчиков. Подготовить характеристику героев рассказа. Выполнить задание 3 рубрики «Фонохрестоматия» (с.192)

32

Р.Р.

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе  И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

Подготовить пересказ одной из историй, рассказанных мальчиками. Подготовиться к чтению по ролям диалогов рассказа. Ответить на вопросы и выполнить задания 3-4 рубрики «Совершенствуем свою речь» (с.191), 4 рубрики «Фонохрестоматия» (с.192)

33

Портреты и рассказы мальчиков в произведении

И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

Найти в тексте рассказа картины природы, определить художествен-ные приёмы, с помощью которых Тургенев рисует пейзаж. Пересказать близко к тексту фрагмент рассказа, где делается описание природы. Ответить на вопросы и выполнить задание 2 рубрики «Совершенствуем свою речь» (с.191), 1-2 рубрики «Фонохрестоматия» (с.192)

34

Природа и её роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

Ответить на вопросы и выполнить задания 3 рубрики «Размышляем о прочитанном», рубрики «Литература и изобразительное искусство» (с.191), выполнить творческое задание (с.191). Сделать иллюстрации к рассказу (по желанию)

35

Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

Прочитать статью о Ф.И. Тютчеве (с.193-194). Прочитать и прослушать по фонохрестоматии стихотворения Ф.И. Тютчева. Индивидуально: подготовить сообщение об усадьбе Ф.И. Тютчева Овстуг (по материалам рубрики «Литературные места России» (с.291-293), сайты музея)

36

Литературный портрет Ф.И. Тютчева.

Переходные состояния природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело»

1

Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.196), 2 рубрики «Совершенствуем свою речь» (с. 200)

37

Р.Р.

Противопо-ставление судеб человека и коршуна в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся»

1

Выполнить задание 2 рубрики «Фонохрестоматия» (с.197), 3 рубрики «Учимся читать выра-зительно» (с.199). Прочитать статью об А.А. Фете (с.201-202), ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя» (с.202)

38

Жизнеутвер-ждающее начало в лирике А.А. Фета

1

Выполнить задание 6 рубрики «Фонохрестоматия» (с.204) Найти общие черты и различия в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Листья» и А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»

39

Сопоставление пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

1

Прочитать стихотворения А.А. Фета «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», прослушать их по фонохрестоматии. Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.206-209)

40

Р.Р.

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета.

1

Выполнить задание рубрики «Проект» (с.209). Прочитать статью о Н.А. Некрасове (с.210-212), ответить на вопрос рубрики «Проверьте себя» (с.212). Индивидуально: подготовить сообщение об усадьбе Н.А. Некрасо-ва Карабиха по материалам рубрики «Литературные места России» (с.293-295) и сайта музея.

41

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда

1

Подготовить выразительное чтение частей 1 и 2 стихотворения «Железная дорога». Ответить на вопросы 3-5 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.220).

42

Р.Р.

Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1

Подготовить выразительное чтение частей 3-4 стихотворения «Железная дорога». Ответить на вопросы 3-4 рубрики «Фонохрестоматия» (с.221)

43

Н.А. Некрасов Композиция стихотворения «Железная дорога». Надежды поэта на «пору прекрасную» в жизни народа.

1

Ответить на вопрос и выполнить задание 5 рубрики «Фонохресто-матия» (с.221). Выполнить творческое здание (с.220) – письменно.

44

Р.Р.

Трёхсложные размеры стиха

1

Подготовиться к контрольной работе

45

Контрольная работа №5 по произведениям поэтов XIX века

1

Прочитать статью о Н.С. Лескове (с.224-226), ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с.226). Прочитать сказ «Левша». Индивидуально: подготовить сообщение о музее Н.С. Лескова в городе Орле (по материалам рубрики «Литературные места России» (с.295-297), сайта музея).

46

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра

1

Выписать цитаты, характеризующие Александра Павловича, Николая Павловича, Платова, Левшу. Подготовить пересказ эпизода (по выбору).

47

Характеристика персонажей сказа Н.С. Лескова «Левша»

1

Ответить на вопросы и выполнить задания 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.268-269). Подготовить рассказ о судьбе косого Левши. Подготовить выразительное чтение одной из глав сказа (главы XIII-XVI).

48

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба Левши

1

Ответить на вопросы и выполнить задания 1-2 рубрики «Совершен-ствуем свою речь» (с.270). Создание иллюстраций к сказу (по желанию)

III четверть

49

Р.Р.

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»

1

Выполнить творческое задание (с.271). Подготовиться к контрольной работе по творчеству

Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова

50

Контрольная работа №6 по творчеству Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова

1

Прочитать статьи об А.П. Чехове (с.273-277), ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя» (с.275-277). Индивидуально: выполнить творческое задание (с.277)

Писатели улыбаются (3 ч)

51

А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Толстый и тонкий»

1

Прослушать рассказ «Толстый и тонкий» по фонохрестоматии, ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Фонохресто-матия» (с.281) Выполнить задание рубрики «Учимся читать вы-разительно» (с.281).

52

Особенности юмора в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

1

Составить вопросы для викторины по юмористическим рассказам А.П. Чехова. Подготовить инсценировки юмористических рассказов А.П. Чехова. Индивидуально: сообщение на тему: «Речь героев и худо-жественная деталь как источники юмора в рассказах А.П. Чехова».

(Подбор цитат)

53

Вн.чт.

Юмористические рассказы А.П. Чехова

1

Прочитать раздел «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» (с.282-287), прослушать стихо-творение по фонохрестоматии. Индивидуально: подготовить сообщение о Е.А. Баратынском, Я.П. Полонском, А.К. Толстом.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (4 ч)

54

Стихотворения о природе Е.А. Баратынского

1

Выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.284)

55

Стихотворения о природе Я.П. Полонского, А.К. Толстого

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений раздела «Родная природа в сти-хотворениях русских поэтов XIX века». Выполнить задание рубрики «Проект» (с.288)

56

Р.Р.

Анализ сти-хотворения

1

Подготовиться к контрольной работе по литературе XIX века

57

Контрольная работа №7 по литературе XIX века

1

Прочитать статью об А.И. Куприне (часть II, с.3-5). Прочитать рассказ «Чудесный доктор», подготовить вы-разительное чтение первых двух страниц рассказа

Произведения русских писателей XX века 22 ч (16+6 ч)

58

А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа

1

Выполнить задание рубрики «Совершенствуем свою речь» (с.16)

59

Р.Р.

Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

1

Выполнить творческое задание (с.16). Прочитать статью об А.С. Грине (с.17-19), ответить на вопросы 1-3 рубрики «Проверьте себя» (с.19), прочитать главу I феерии «Алые паруса». Индивидуально: выполнить задание 4 рубрики «Проверьте себя» (с.19)

60

А.С. Грин «Алые паруса». Автор и его герой.

1

Выполнить задание 5 рубрики «Раз-мышляем о прочитанном» (с.39). Прослушать фрагмент феерии «Алые паруса» по фонохрестоматии, выпол-нить задание 6 рубрики «Фоно-хрестоматия» (с.41)

61

А.С. Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над жестокой реальностью жизни

1

Выполнить задание 5 рубрики «Читаем самостоятельно» (с.40). Нарисовать иллюстрацию к произведению А.С. Грина

62

«Алые паруса» как символ воплощения мечты

1

Сделать письменный анализ одного из эпизодов феерии «Алые паруса» (по выбору)

63

А.П.Платонов Литературный портрет писателя. Рассказ «Неизвестный цветок»

1

Прочитать сказку-быль «Неизвестный цветок», подготовить выразительное чтение эпизода (по выбору). Индивидуально: выполнить задание 4 рубрики «Проверьте себя» (с.44)

64

А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас

1

Выполнить творческое задание – пересказать события сказки-были от лица разных героев (с.50). Сделать иллюстрацию к сказке-были.

65

Р.Р.

«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

1

Выполнить творческое задание – от-зыв на одно из прочитанных произведений А.П. Платонова (с.50)

Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч)

66

Р.Р.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смолен-щины». Солдатские будни в стихотворениях о войне

1

Выполнить задания рубрики «Учимся читать выразительно» (с.55), 5 рубрики «Фонохрестома-тия» (с.60), 5 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.59). Прочитать статьи о К.М. Симонове (с.52-53) и Д.С. Самойлове (с.57-58)

67

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Д.С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний

1

Прочитать статью о В.П. Астафьеве (с.62-63), ответить на вопросы 1-2 рубрики «Проверьте себя» (с.64).

Прочитать рассказ «Конь с розовой гривой».

Индивидуально: выполнить задание 3 рубрики «Проверьте себя» (с.64).

68

Р.Р.

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Герои рассказа

1

Выполнить творческое задание (с.82), задание 5 рубрики «Сделаем выводы» (с.83). Иллюстрации к рассказу (по желанию).

Письменный ответ на вопрос:

1. Какова роль речевых характерис-тик в создании образов героев рассказа „Конь с розовой гривой“ (на примере одного героя)?.

2. Рассказ о герое, который особенно запомнился.

69

Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

Составить план рассказа о герое (по творческому заданию с.84). Выполнить здание рубрики «Проект» (с.84)

70

Контрольная работа №8 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

Прочитать статью В.Г. Распутина «Уроки доброты» (с.85-86), ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (с.86). Прочитать рассказ «Уроки французского».

71

Р.Р.

В.Г. Распутин «Уроки фран-цузского». Герой рассказа и его сверстники

1

Выполнить задания рубрики «Учимся читать выразительно» (с.122). Подготовить пересказ одного из эпизода по выбору.

72

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

1

Ответить на вопросы и выполнить задания 1-2 рубрики «Сделаем выводы», 2 рубрики «Литература и другие виды искусства», 3 рубрики «Фонохрестоматия» (с.122-123)

73

Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

1

Выполнить задание 3 рубрики «Сделаем выводы» (с.123) – сочинение. Прочитать статьи о В.М. Шукшине (с.124-127), ответить на вопрос 1 рубрики «Проверьте себя» (с.127). Прочитать рассказ «Критики». Индивидуально: подготовить сообщение о селе Сростки (по материалам рубрики «Литературные места России», с.268-269)

Писатели улыбаются (4 ч)

74

В.М. Шукшин «Критики». Особенности героев Шукшина.

1

Выполнить творческое задание (с.137-138). Ответить на вопросы и выполнить задание рубрики «Фонохрестоматия» (с.138).

75

Вн.чт.

Образ «стран-ного» героя в творчестве В.М. Шукшина

1

Прочитать статью о Ф.А. Искандере (с.139-140). Прочитать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла», подготовить выразительное чтение эпизода по ролям.

Индивидуально: подготовить сообщение о Ф.А. Искандере.

76

Ф.А. Искандер

«Тринадцатый

подвиг

Геракла». Герои рассказа и

его сверстники

1

Выполнить задания 7 рубрики «Размышляем о прочитанном», 2 рубрики «Творческое задание» (с.157)

77

Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Смысл названия рассказа

1

Написать сочинение по заданию 1 рубрики «Творческое задание» (с.157). Задание на перспективу (по желанию): прочитать рассказы и повести о Чике. Индивидуально: подготовить краткие сообщения об А.А. Блоке, С.А. Есенине, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцове.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века (2 ч)

78

Р.Р.

Стихотворения о природе А.А. Блока и С.А. Есенина. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя

1

Ответить на вопросы и выполнить задание 3 (с.160), 4 (с.163) рубрики «Фонохрестоматия», 2 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.167). Прочитать статью Г.В. Артоболевского «Учимся читать выразительно» (с.168), ответить на вопросы и выполнить задание рубрики «Учимся читать выразительно» (с.168). Иллюстрации к стихам (по желанию).

IV четверть

79

Стихотворения о природе А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова

1

Выполнить задание рубрики «Проект» (с.167). Прочитать раздел «Из литературы народов России» (с.169-175), подготовить выразительное чтение одного из сти-хотворений этого раздела. Индивидуально: подготовить сообщения о Г.Тукае и К.Кулиеве.

Из литературы народов России (2 ч)

80

Родина в сти-хотворениях Г.Тукая.

1

Выполнить творческое задание (с.172)

81

Родина в сти-хотворениях К.Кулиева

1

Прочитать статью «Мифы Древней Греции» (с.176-177), ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя» (с.177). Прочитать мифы о Геракле.

Из зарубежной литературы 14 ч

82

Мифы Древней Греции. Шестой подвиг Геракла

1

Прочитать и пересказать миф о 12 подвиге Геракла, составить план мифа. Сделать иллюстрацию к одному из древнегреческих мифов. Индивидуально: подготовить сообщение об истории Олимпийских игр и их возобновлении в современном мире

83

Подвиги Геракла («Яблоки Гесперид»).

1

Выполнить творческое здание (с.184). Прочитать и пересказать легенду об Арионе.

84

Геродот. «Легенда об Арионе»

1

Выполнить творческое задание (с.187). Прочитать статьи о Гомере и его поэмах (с.188-193), ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя» (с.193).

Произведения зарубежных писателей 11 ч

85

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

1

Выполнить творческое задание (с.201). Подготовить выразительное чтение фрагментов поэмы «Одиссея»

86

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.

1

Ответить на вопросы и выполнить задания рубрик «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства» (с.217). Выполнить творческое задание (с.193).

87

Гомеровский эпос

1

Подготовиться к контрольной работе по древнегреческим мифам и поэмам Гомера

88

Вн.чт.

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.

1

Выполнить задание 3 рубрики «Читаем самостоятельно» (с.220) – подготовить пересказ одного из приключений Дон Кихота. Выполнить иллюстрации к роману (по желанию)

89

Вн.чт.

«Дон Кихот» как вечный образ мировой литературы

1

Прочитать статью об И.Ф. Шиллере (с.221-222). Прочитать балладу «Перчатка» в переводах М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского

90

И.Ф. Шиллер «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести в рыцарской балладе

1

Выполнить задание рубрики «Учимся читать выразительно» (с.227). Прочитать статью учебника о П.Мериме (с.228-229), ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя». Прочитать новеллу «Маттео Фаль-коне», подготовить выразительное чтение эпизода

91

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»: природа и

цивилизация.

1

Прочитать статью «Сравним прозаический и стихотворный тексты» (с.245-246). Выполнить творческое задание (с.246).

92

«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе,

проблемы чести и предательства.

1

Выполнить творческое задание (с.244-245). Прочитать статью об А. де Сент-Экзюпери (с.247-249), ответить на вопрос 1 рубрики «Проверьте себя» (с.249). Прочитать сказку «Маленький принц». Инди-видуально: выполнить задание 2 рубрики «Проверьте себя» (с.249)

93

А. де Сент-Экзюпери. Краткий рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

1

Выполнить творческое задание (с.265). Прослушать сказку «Ма-ленький принц» по фонохрестоматии. Подготовить пересказ и выразительное чтение по ролям эпизодов сказки. Нарисовать иллюстрации к сказке

94

«Маленький принц»: вечные истины в сказке

1

Выполнить задание рубрики «Проект» (с.265)

95

Контрольная работа №9 по произведениям зарубежных писателей

1

Прочитать статью о М. де Сервантесе Сааведра (с.218-220). Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Читаем самостоятельно» (с.220)

Реализация заданий рубрики «Проект» (2 ч)

96-97

Р.Р.

Реализация заданий рубрики «Проект»

2

Подготовиться к итоговой классной контрольной работе

Итоговая контрольная работа и её анализ (2 ч)

98

Итоговая классная контрольная работа по литературе

1

99

Анализ ошибок, допущенных в итоговой классной контрольной работе по литературе

1

Подготовка инсценировок фрагментов из изученных

произведений.

Подведение итогов за год  3 ч (1+2 ч)

100

Итоговый урок

1

Подготовиться к литературному празднику

101-102

Р.Р.

Литературный праздник «Путешествие

по стране Литературии 6 класса»

2


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В. И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2016.
  3. Полухина В.П. Литература: 6 кл.: Метод, советы. - М.: Просвещение, 2016.
  4. Поурочные разработки по литературе. 6 кл. / Под ред. Н.В. Егоровой. – М.: ВАКО, 2014.
  5. Фонохрестоматия к учеб. «Литература» 6 кл.» (формат МРЗ). М.: Аудио-школа, 2012.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графи-ческая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).

2. Мультимедиапроектор.

3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).

4. Экран на штативе или навесной.

Информационные ресурсы в Интернете:

www.wikipedia.ru – Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru – Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru – Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru – Электронные словари.

www.gramota.ru – Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru – Мифологическая энциклопедия.


Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата

Содержание

Причина

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....