Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literature_7_klass_fgos_2018-2019.docx75.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Плавский район

«Центр образования №3»

Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета

Протокол  № _____

от «____»______________20__ г.

                                       

Утверждаю.

Директор:    __________   /Л.В.Барданова /

Приказ от «____»______________20__ г.№ ___

                                       

 

                                                               

Рабочая   программа

учителя  первой  квалификационной категории

Секлетеевой Мадины Рамзановны

по литературе

 7  класс

                                                                                               

                       

                   

Сорочинка 

 2018 г.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения  (ФГОС ООО), требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования; в соответствии с рекомендациями Примерной программы общего образования по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы. - М.: Просвещение, 2014)   на основе авторской программы В.Я.Коровиной.  – М.: Просвещение, 2014   и УМК Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И., позволяющего достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС.                                                         

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными  целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

Данную рабочую программу реализует учебник  для учащихся 7 класса  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2017.                        

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно - деятельностный подход, в рамках которого реализуются  современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения предмета. Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: традиционное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, проблемное обучение.         В основу педагогического процесса обучения литературе заложены следующие формы организации учебной деятельности: общеклассные формы: урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра, консультация, практическая работа, зачётный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой и электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания по темам.                                                

На уроках литературы используются следующие методы обучения: словесные – лекция, рассказ, беседа; наглядные – иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические – самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), выполнение практических работ, самостоятельные письменные задания. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению, формирование ответственного отношения к учению.                                                

Методы контроля и самоконтроля: устный контроль – фронтальный опрос, индивидуальный опрос; письменный контроль – контрольная работа, сочинение; самоконтроль – устное и письменное  воспроизведение изученного материала.                        

Срок реализации программы: 2018 – 2019 гг.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение обучающегося с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.                

В 7-м классе продолжают формироваться представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности обучающихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы  от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 7 классе -  это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 7 классе. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

УМК Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И. по литературе в 7-м классе реализует общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение задачи, заключающейся во владении базовой системой понятий литературы на доступном уровне.                                                                                                 Изучение литературы в 7-м классе направлено на достижение следующих целей:

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

            Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения литературы в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы всеми обучающимися;

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

выявление и развитие способностей обучающихся.

  В соответствии с учебным планом ЦО для изучения курса литературы в 7-м классе выделено 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов. В 7-м классе  классных сочинений - 3 , домашних сочинений – 2, проектов – 1.

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  предмета   «Литература».        

Личностные результаты обучающихся 7-ого класса, формируемые при изучении предмета «Литература»:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).                                                                                                                        

        В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не оценивается по внутришкольному мониторингу. Возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, которая осуществляется учителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты:

       умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,    подбирать аргументы для     подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

               владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

смысловое чтение;

               умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

                умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

                умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.                 

         Инструментарием для оценивания метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, выполняемого обучающимся в рамках  учебного предмета с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний.                                                                                 

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть письменная работа (эссе).

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;

формирование эстетического вкуса;

 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании

художественных образов литературных произведений.                                                                                                        Инструментарием для оценивания предметных результатов является текущий, тематический, промежуточный контроль уровня обученности обучающихся.

3. Содержание  учебного предмета

1. ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

        Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.  Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

   1) воспринимать художественное произведение в единстве содержания и формы;

   2) определять отношение автора к герою и способы выражения авторской позиции;                                                

получат возможность научиться:

  1. высказывать собственное мнение о прочитанном произведении.

2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ч.

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки - ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации.  Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».  Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория литературы. Устная народная проза. Предание. Былина.

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

   1) осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

   2) различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к  фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять былины разных циклов  и их интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);  

   3) выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале  русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;  

         получат возможность научиться:

   1) сравнивая произведения устного народного творчества, определять черты национального характера;  

   2) выбирать произведения устного народного творчества  для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

   3)  устанавливать связи между фольклорными произведениями  на уровне тематики, проблематики, образов по принципу сходства и различия.

3. ЭПОС НАРОДОВ МИРА – 1 ч.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос (фрагменты). Героический эпос в мировой культуре.  Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Героический эпос.

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

   1) сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное в идеалах разных народов);  

   2)рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

получат возможность научиться:

   1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

   2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию.

4. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ –  3 ч.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).  Утверждение в литературе Древней Руси высоких  нравственных идеалов. Основы христианской морали в «Поучении». Жанр и композиция произведения. Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини.  Гимн любви и верности. Народнопоэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,                  

2) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

3) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,

4) работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки;                                

получат возможность научиться:

1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста,

 2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста.

5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 2 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Оды «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.  Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. 

«Река времён в своём стремленьи...», «На птичку», «Признание».  Философские размышления о смысле жизни и о свободе творчества. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

В результате изучения темы обучающиеся научатся:  

1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,

2) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

3) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,

4) работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки;                                

получат возможность научиться:

1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста,

2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста.

                                                                                                        

6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА –  32 ч.

     Александр Сергеевич Пушкин – 9 ч.

Жизнь и творчество (обзор). «Песнь о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.  Своеобразие языка.

 «Полтава» («Полтавский бой»).  Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Цикл «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём.  Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Образ рассказчика. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Развитие понятия о повести.

     Михаил Юрьевич Лермонтов – 3 ч. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива...».

Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Особенности языка поэмы, её связь  с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

Теория литературы. Образ автора.

     Николай Васильевич Гоголь – 5 ч. Слово о писателе.

 Повесть «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах  жизни в повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев.  Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев.  Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.

Теория литературы. Литературный герой (развитие понятия).        

    Иван Сергеевич Тургенев – 3 ч. Слово  о писателе. Тургенев и Тульский край.

Рассказ  «Бирюк». Отражение существенных черт русского национального характера в рассказе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении.

«Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Два богача». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы её выражения.  

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

     Алексей Константинович Толстой – 1 ч.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Историческая тематика в творчестве Тостого. Художественная концепция Ивана Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).

 Николай Алексеевич Некрасов – 2 ч. Слово о поэте.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворении Некрасова.

 Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Повествовательное начало в лирике Некрасова. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

Теория литературы. Поэма (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – 2 ч. Слово о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сюжета и проблематика сказки. Образ народа. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

«Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. Сатира на барскую Русь. Сильные и слабые стороны народного характера.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

  Лев Николаевич Толстой – 2 ч. Слово о писателе. Толстой и Ясная Поляна.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографическом произведении. Жизнь, изображённая в восприятии ребёнка. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя.

    Антон Павлович Чехов – 2 ч. Слово о писателе.

«Хамелеон». Разоблачение трусости, лицемерия и угодничества в рассказе. Смысл названия. Особенности образов персонажей  в юмористическом произведении.

«Злоумышленник», «Размазня». Роль художественной детали, её  связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе – 1 ч.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...». Обращение поэтов к картинам русской жизни. Изображению родной природы.    

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,        

2) воспринимать художественный текст как произведение искусства,

3) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации,

4) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,

5) работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки и презентации,

6) выбирать произведения для самостоятельного чтения,

7) сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;                                        

 получат возможность научиться:

1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста,

2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста,

3) вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в форме проекта.

                                                                                                        

6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 23 ч.

     Иван Алексеевич Бунин – 2 ч.  Слово о писателе. Бунин и Тульский край.

Рассказ «Цифры». Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказе. Художественное мастерство Бунина - прозаика.

    Максим Горький -5 ч. Слово о писателе.

«Детство». Традиции Л.Н.Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости» жизни и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).  Вера писателя  в творческие силы народа.

Теория литературы. Тема и идея произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

    Владимир Владимирович Маяковский – 2 ч. Слово о поэте.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».  Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества.

Стихотворение «Прозаседавшиеся». Сатира в творчестве Маяковского.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворения. Художественное новаторство поэзии Маяковского, словотворчество.

Теория литературы.  Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

     Андрей Платонович Платонов – 2 ч.  Слово о писателе.

Рассказ «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

     Поэзия военных лет  – 1  ч.

Творчество поэтов военных лет. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях  А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского. Ритмы и образы военной лирики.

Борис Леонидович Пастернак – 2 ч. Слово о поэте.

Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Защита проекта «Искусство моего родного края».

     Михаил  Михайлович Зощенко – 2 ч.  Слово о писателе. 

Рассказ «Беда».  Сатира и юмор в рассказе.

Рассказ «Интересная кража в кооперативе». Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

Евгений Иванович Носов – 2 ч. Слово  о писателе.

Рассказ «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

Рассказ  «Живое пламя».  Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям.

     Юрий Павлович Казаков – 1 ч.  Слово о писателе. 

Рассказ «Тихое утро». Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.

  Фёдор Александрович Абрамов – 2 ч. 

Рассказ «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Понятие о  литературной традиции.

      Стихотворения поэтов XX века о родине, о природе, о восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа -1 ч.

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения,        

2) воспринимать художественный текст как произведение искусства,

3) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации,

4) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,

 5) работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки,

 6) определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

 получат возможность научиться:

 1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста,

 2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста,

 3) сопоставлять произведения, героев литературы.

7.  ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ – 1 ч.

     Расул Гамзатов – 1 ч. Слово о  поэте.

Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились бывало». Тема любви к родному краю. Особенности художественной образности аварского поэта.

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

   1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

   2) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста,                        

   3) воспринимать художественный текст как произведение искусства;

получат возможность научиться:

   1) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,

   2) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

   3) дифференцировать элементы поэтики художественного текста.

8.  ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 3 ч.

     Роберт Бёрнс – 1 ч. Слово о поэте.

 Стихотворение «Честная бедность». Представление поэта о справедливости и честности. Своеобразие лирики поэта.

     Джордж Гордон Байрон – 1 ч.

Стихотворение  «Душа моя мрачна...». 

Своеобразие романтической поэзии Байрона.

     Рей Дуглас Брэдбери – 1 ч.

Рассказ «Всё лето в один день». Роль фантастического сюжета в раскрытии серьёзных нравственных проблем. Образы детей. Смысл финала произведения.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,

2) выразительно читать и пересказывать произведения,

3) выявлять в литературных произведениях характерные художественные приёмы и на этой основе определять их жанровые особенности,         

4) воспринимать художественный текст как произведение искусства,

5) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

6) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,

7) работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки;                        

получат возможность научиться:

1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста,                                 2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста,

3) сопоставлять произведения русской и мировой   литературы,

4) вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и определять её результаты в форме проекта.

        9. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  МАТЕРИАЛА, ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ – 1 ч.

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

1) обобщать и систематизировать материал, изученный в 7 классе,

2) использовать на практике полученные знания;

получат возможность научиться:

1) пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа художественного текста.                                                                                

                        

4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ по/п

Наименование изучаемой

 темы (раздела)

Количество

 часов

Основное содержание по теме (разделу)

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на основе универсальных учебных действий)

1.

ВВЕДЕНИЕ

1

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.  Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

 Понимают и объясняют влияние литературы на формирование нравственных  чувств в человеке.

Определяют и характеризуют отношение автора к герою, способы выражения авторской позиции. Составляют план учебной статьи, пересказывают научно-популярный текст статьи учебника.

2.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки - ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации.  Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».  Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория литературы. Устная народная проза. Предание. Былина.

Объясняют и раскрывают содержание понятий «предание» и «былина» как  жанров фольклора. Овладевают приёмами работы со  словарем литературоведческих терминов. Сопоставляют тексты произведений данных жанров фольклора  с иллюстрациями  художников. Осваивают выразительное чтение преданий и былин. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют устное словесное рисование. Создают собственное высказывание с использованием знаний о данных жанрах фольклора. Наблюдают над языком преданий и былин.

3.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

1

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос (фрагменты). Героический эпос в мировой культуре.  Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Героический эпос.

Объясняют и раскрывают содержание понятия «героический эпос». Овладевают приёмами работы с  словарем литературоведческих терминов. Сопоставляют тексты произведений  с иллюстрациями  художников. Осваивают выразительное чтение произведения. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют устное словесное рисование. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Составляют  план статьи учебника. Выявляют своеобразие эпических произведений. Развивают представления о гиперболе и ее роли в произведениях. Наблюдают над языком карело-финского мифологического эпоса.

4.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).  Утверждение в литературе Древней Руси высоких  нравственных идеалов. Основы христианской морали в «Поучении». Жанр и композиция произведения. Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини.  Гимн любви и верности. Народнопоэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

Объясняют и раскрывают содержание понятия «древнерусская литература».

 Осваивают чтение художественного текста и осуществляют его полноценное восприятие. Находят  ответы на вопросы.  Учатся читать по ролям. Составляют цитатный план. Сопоставляют текст с репродукциями картин художников. Выявляют своеобразие поучения как жанра древнерусской литературы.

5.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

2

5.1. Михаил Васильевич Ломоносов

1

М. В. Ломоносов. Оды «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.  Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Учатся эмоционально воспринимать рассказ учителя о творчестве  поэта. Овладевают навыками анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Развивают представления о родах и жанрах литературы. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Получают начальные представления об оде как жанре поэзии.

5.2. Гавриил Романович Державин

1

Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку», «Признание».  Философские размышления о смысле жизни и о свободе творчества. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Учатся эмоционально воспринимать рассказ учителя о творчестве  поэта. Овладевают навыками анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Развивают представления о философской лирике. Совершенствуют навыки выразительного чтения.

6.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

32

6. 1. Александр Сергеевич Пушкин

9

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). «Песнь о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.  Своеобразие языка.

 «Полтава» («Полтавский бой»).  Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Цикл «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём.  Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Образ рассказчика. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Развитие понятия о повести.

Учатся эмоционально воспринимать материал о жизни поэта. Развивают навыки анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Закрепляют  представления о балладе и повести как жанрах литературы.      Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Сопоставляют  стихотворные произведения и выявляют их общие и отличительные черты.  Определяют роль эпитетов и метафор в создании словесной картины.

Формируют умения анализа прозаического произведения. Совершенствуют навыки  краткого пересказа содержания повестей, художественного пересказа эпизодов,      инсценирования эпизодов, выразительного чтения. Анализируют язык  произведений. Создают иллюстрации к изучаемым произведениям.

6.2. Михаил Юрьевич Лермонтов

3

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива...». Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Особенности языка поэмы, её связь  с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

Теория литературы. Образ автора.

Знакомятся с новыми страницами жизни и творчества   поэта. Выявляют характерные черты творчества поэта. Развивают представления об изобразительно-выразительных средствах языка. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Извлекают необходимую информацию из справочной литературы. Развивают навыки анализа поэтического текста. Сопоставляют  стихотворные произведения и выявляют их общие и отличительные черты.  Определяют роль эпитетов и метафор в создании словесной картины. Доказывают принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы. Создают иллюстрации к изучаемым произведениям. Закрепляют теоретические сведения об образе автора, его роли в произведении.

6.3. Николай Васильевич Гоголь

5

Н.В.Гоголь. Слово о писателе.

 Повесть «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах  жизни в повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев.  Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев.  Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.

Теория литературы. Литературный герой (развитие понятия).        

 Знакомятся с жизнью и творчеством писателя. Получают   представления о своеобразии творческой манеры писателя.  Овладевают навыками анализа художественного произведения. Совершенствуют навыки  краткого пересказа содержания повестей, художественного пересказа эпизодов,      инсценирования эпизодов, выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Анализируют язык повести.

Создают иллюстрации к данному произведению. Развивают представление о литературном герое.

6.4. Иван Сергеевич Тургенев

3

И.С.Тургенев. Слово  о писателе. Тургенев и Тульский край.

Рассказ  «Бирюк». Отражение существенных черт русского национального характера в рассказе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении.

«Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Два богача». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы её выражения.  

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Знакомятся со страницами жизни писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, выборочного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, сопоставления  героев произведения. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Расширяют представления о литературном герое,  портрете, пейзаже. Получают представление о художественном своеобразии стихотворений в прозе.

6.5. Алексей Константинович Толстой

1

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Ивана Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).

Знакомятся с новыми страницами творчества поэта. Анализируют  характеры героев. Формулируют полные ответы на вопросы. Совершенствуют навыки выразительного чтения, устного словесного рисования, чтения по ролям; комментирования художественного текста. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи.  Овладевают навыками   определения  стихотворных размеров. Развивают  представление об исторической   балладе как лиро-эпическом жанре.

6.6. Николай Алексеевич Некрасов

2

Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворении Некрасова.

 Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Повествовательное начало в лирике Некрасова. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

Теория литературы. Поэма (развитие понятия).

Знакомятся со страницами жизни и  литературной деятельности поэта. Совершенствуют навыки анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Отрабатывают навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с другими  поэтическими произведениями. Развивают понятие о поэме.

6.7. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

2

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сюжета и проблематика сказки. Образ народа. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

«Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. Сатира на барскую Русь. Сильные и слабые стороны народного характера.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Знакомятся со страницами жизни и  литературной деятельности писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, краткого и выборочного пересказа. Осуществляют анализ языка произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, сопоставления главного героя с другими персонажами. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Получают начальные представления о гротеске.

6.8. Лев Николаевич Толстой

2

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Толстой и Ясная Поляна.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографическом произведении. Жизнь, изображённая в восприятии ребёнка. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя.

Знакомятся с новыми страницами жизни и литературной деятельности писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного и  выборочного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста. Учатся составлять словарь для характеристики предметов и явлений. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи.

6.9. Антон Павлович Чехов

2

А.П.Чехов. Слово о писателе.

«Хамелеон». Разоблачение трусости, лицемерия и угодничества в рассказе. Смысл названия. Особенности образов персонажей  в юмористическом произведении.

«Злоумышленник», «Размазня». Роль художественной детали, её  связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Знакомятся с новыми страницами жизни и  литературной деятельности писателя. Совершенствуют навыки чтения по ролям и инсценирования художественного текста, осмысления сюжета,  пересказа. Осуществляют анализ языка произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Отрабатывают навыки устного словесного рисования, защиты иллюстраций. Развивают представления о юморе и сатире.

6.10. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе

1

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...». Обращение поэтов к картинам русской жизни. Изображению родной природы.

Расширяют представления о творчестве поэтов. Учатся эмоционально воспринимать     поэтический текст. Отрабатывают навыки анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэтов. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с другими  поэтическими произведениями. Развивают представления о лирике как роде литературы,  стихотворном  ритме.

7.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

23

7.1. Иван Алексеевич Бунин

2

И.А.Бунин. Слово о писателе. Бунин и Тульский край.

Рассказ «Цифры». Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказе. Художественное мастерство Бунина - прозаика.

Знакомятся с новыми страницами жизни и литературной деятельности писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного и  выборочного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Отрабатывают навыки комментирования художественного текста.

7.2. Максим Горький

5

М.Горький. Слово о писателе.

«Детство». Традиции Л.Н.Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости» жизни и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).  Вера писателя  в творческие силы народа.

Теория литературы. Тема и идея произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Знакомятся с жизнью и творчеством писателя. Совершенствуют навыки выразительного чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного  и выборочного пересказа. Осуществляют анализ языка произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Отрабатывают навыки комментирования художественного текста, сопоставления главного героя с другими персонажами. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Развивают  представления о теме и идее произведения, о литературном портрете.  

7.3. Владимир Владимирович Маяковский

2

В.В.Маякоаский. Слово о поэте.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».  Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества.

Стихотворение «Прозаседавшиеся». Сатира в творчестве Маяковского.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворения. Художественное новаторство поэзии Маяковского, словотворчество.

Теория литературы.  Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Учатся эмоционально воспринимать

материал о жизни и творчестве    поэта. Совершенствуют навыки анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта.

Отрабатывают навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с другими  поэтическими произведениями. Получают начальные представления о тоническом стихосложении. Расширяют знания о ритме и рифме.

7.4. Андрей Платонович Платонов

2

А.П.Платонов. Слово о писателе.

Рассказ «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Знакомятся с жизнью и  литературной деятельностью писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, устного словесного рисования.

7.5. Поэзия военных лет

1

Творчество поэтов военных лет. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях  А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского. Ритмы и образы военной лирики.

Получают представления о  творчестве поэтов военных лет. Учатся эмоционально воспринимать     поэтический текст. Закрепляют навыки анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэтов. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с другими  поэтическими произведениями.

7.6. Борис Леонидович Пастернак

2

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.

Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Защита проекта «Искусство моего родного края».

Знакомятся с жизнью и творчеством поэта. Анализируют особенности поэтического языка. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Овладевают навыками выполнения самостоятельной творческой работы. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи.

7.7. Михаил Михайлович Зощенко

2

М.М.Зощенко. Слово о писателе. 

Рассказ «Беда».  Сатира и юмор в рассказе.

Рассказ «Интересная кража в кооперативе». Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

Знакомятся со страницами жизни и творчества писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного и  выборочного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста. Учатся характеризовать героев произведения.  

Актуализируют знания о рассказе, сюжете, герое-повествователе.

7.8. Евгений Иванович Носов

2

Е.И.Носов.  Слово  о писателе.

Рассказ «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

Рассказ  «Живое пламя».  Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям.

Знакомятся с жизнью и  литературной деятельностью писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, устного словесного рисования.

7.9. Юрий Павлович Казаков

1

 Ю.П.Казаков. Слово о писателе. 

Рассказ «Тихое утро». Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.

Знакомятся с жизнью и  литературной деятельностью писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного и  выборочного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста. Учатся характеризовать героев произведения.  Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи.

7.10. Фёдор Александрович Абрамов

2

Ф.А.Абрамов.

Рассказ «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Понятие о  литературной традиции.

Знакомятся с литературной деятельностью писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, устного словесного рисования. Знакомятся с понятием о литературной традиции.

7.11.  Стихи поэтов XX века о родине, о природе, о восприятии окружающего мира

1

 Стихотворения поэтов XX века о родине, о природе, о восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа.

Учатся эмоционально воспринимать     поэтический текст. Развивают навыки анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэтов. Совершенствуют навыки выразительного чтения, сравнительной характеристики лирических произведений. Устанавливают ассоциативные связи с  произведениями живописи.

8.

 ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

1

8.1. Расул Гамзатов

1

Р.Гамзатов. Слово о  поэте.

Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились бывало». Тема любви к родному краю. Особенности художественной образности аварского поэта.

Знакомятся с жизнью и творчеством поэта. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с творчеством других поэтов. Закрепляют навыки анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Совершенствуют навыки выразительного чтения.

9.

 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3

9.1. Роберт Бёрнс

1

Р.Бёрнс. Слово о поэте.

 Стихотворение «Честная бедность». Представление поэта о справедливости и честности. Своеобразие лирики поэта.

Знакомятся с жизнью и творчеством поэта. Учатся эмоционально воспринимать     поэтический текст. Отрабатывают навыки анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с другими  поэтическими произведениями. Развивают представления о лирике как роде литературы.

9.2. Джордж Гордон Байрон

1

 Д.Г.Байрон.

Стихотворение  «Душа моя мрачна...». 

Своеобразие романтической поэзии Байрона.

Знакомятся с  творчеством поэта. Анализируют особенности поэтического языка. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Учатся видеть своеобразие романтической поэзии. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями других поэтов.

9.5. Рей Дуглас Брэдбери

1

 Р.Д.Брэдбери.

Рассказ «Всё лето в один день». Роль фантастического сюжета в раскрытии серьёзных нравственных проблем. Образы детей. Смысл финала произведения.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Знакомятся с  творчеством писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета,  пересказа, воспроизводящего сюжет, характеристики героев. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

10.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА 

1

Обобщение и систематизация материала, изученного в 7 классе.

Выполняют тестовые задания. Показывают  навыки выразительного чтения. Обобщают знания по изученному материалу.

5. Описание учебно-методического и материально-технического  обеспечения образовательного процесса.

                   

 Используемая литература.

1) Для обучающихся:

     Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

Ладыгин М.Б. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Коровина В.Я. и др. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.

2)Для учителя:

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2002.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 7 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 6 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Экзамен, 2006.

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.

Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

     Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 7 класс». – М.:   Экзамен, 2013.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.

             Технические и электронные средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.

             Цифровые образовательные ресурсы.

Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных   произведений русских и зарубежных композиторов.

Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004.

Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.: Айрис-пресс 2004, Magnamedia 2005.

Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана».

Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции - http://www.bibliotekar.ru

Образовательный портал «Древнерусская литература» - http://www.drevne.ru

Библиотека Гумер – гуманитарные науки (например, литературоведение) - http://www.gumer.info

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям - http://www.encyclopedia.ru

http://www.krugosvet.ru

http://www.Lib.ru

http://litera.edu.ru

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы - http://www.litwomen.ru

Электронная библиотека современных литературных журналов России - http://www.russianplanet.ru

Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре - http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm

Библиотекарь. РУ - http://www.bibliotekar.ru/index.htm 

Русская литература 18-20 вв. - http://www.a4format.ru/ 

Большая художественная галерея - http://gallerix.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....