Конспект урока по творчеству Тэффи
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Черных Ирина Владимировна

Конспект урока по литературе по творчеству Тэффи для старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tvorchestvu_teffi.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Первый слайд. «Два лица Тэффи – " ….. "» (рассказ «Блин»)

Второй слайд. Происхождение Тэффи.

Родившись в семье успешного юриста, Надежда могла не заботиться о будущем, а просто ожидать хорошего замужества, растить детей. Но была в ее семье какая-то особенность. Две дочери выросли очень беспокойными и талантливыми.  Вероятнее всего любовь к литературе привила дочкам мама — Варвара Александровна, в девичестве Гойер, имевшая французские корни.

Слово преподавателя:

Тэффи… Это сейчас имя почти не известно, а в начале 20 столетия, до революции, Тэффи была очень популярна и читателями очень любима. Знали ее только под этим именем. Сборники рассказов постоянно переиздавались, со сцены не сходили ее комедии и скетчи; журналы и газеты, где она сотрудничала, были особенно читаемы, нарасхват. Ее тогдашнюю известность можно без преувеличения назвать славой: были выпущены духи и конфеты, которые назывались – “Тэффи”

Ею заинтересовался и хотел склонить на свою сторону сам Григорий Распутин. Есть воспоминания писательницы о двух встречах с ним.

Словечки ее знали и повторяли, газетные фельетоны становились анекдотами, расхожими остротами. Хотя многие просто не знали, кто является автором этих строк, острот, словечек, вроде вот таких, с горькой иронией сказанных по случаю. Когда во время первой мировой войны возникли трудности с мясом и ели конину, кухарка в ее фельетоне ангажировала обед словами: “Барыня! Лошади поданы!” (рассказ “Быт глубокого тыла”)

Тэффи писала для массового читателя, и потому среди поклонников ее таланта были люди всех возрастов и сословий, начиная от почтово-телеграфных чиновников и аптекарских учеников до императора Николая ІІ.

Александр Куприн не случайно называл писательницу единственной, оригинальной, чудесной Тэффи, которую любили все без исключения.

И хотя во все времена юмор не считался делом серьезным, современники – Бунин, Куприн, С.Черный, Сологуб, Б.Зайцев, Мережковский – относились к Тэффи как к серьезному художнику и высоко ценили ее редкостный талант.

“Прежние писательницы приучили нас ухмыляться при виде женщины, берущейся за перо, но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэффи, не “женщину-писательницу”, а писателя большого, глубокого и своеобразного”. (С.Черный)

Третий слайд. «О своем рождении»

«Я родилась в Петербурге весной (это 24 апреля 1872 года), а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее»

Четвертый слайд. Тэффи – псевдоним или фамилия?

Тэффи – псевдоним

Настоящая фамилия – Надежда Александровна Лохвицкая

История псевдонима рассказана самой писательницей в рассказе «Псевдоним»

А под этим псевдонимом скрывалась прелестная Надежда Александровна Лохвицкая.

Пятый слайд. Как появился псевдоним Тэффи?

Надя искала его долго, мучительно размышляя: «Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Однажды такой дурак, вдобавок везучий, ей вспомнился: звали его Степан, для домашних — Стеффи. Отбросив первую букву имени, «дабы дурак не зазнался», Надя подписала одну из своих пьес: «Тэффи».

Слово преподавателя:

Избрав псевдоним Тэффи, она писала чудесные юмористические произведения, что само по себе было, да и остается редкостью — женщин-юмористов не так много. Рассказами и фельетонами Тэффи зачитывались, и в начале XX века мир русской прозы имел уже не только короля сатиры и юмора — блистательного Аркадия Аверченко, но и обрел королеву — Тэффи.

Перед революцией обе столицы России — и Москва, и Питер — сходили по Тэффи с ума. Из-за нее стрелялись, и не раз, даже не будучи знакомыми с нею.

Сам Николай II, обсуждая, что должно быть в альбоме к 300-летию Дома Романовых, воскликнул, что Тэффи хочет видеть в нем непременно: «Тэффи! Только ее. Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!»

Шестой слайд. Сборник рассказов Тэффи.

В 1910 году вышел первый двухтомник "Юмористических рассказов" Тэффи. Следом появились духи "Тэффи" и одноименные конфеты.

Седьмой слайд. Шоколадные конфеты Тэффи.

Шоколадные конфеты «Тэффи» и духи с таким же названием раскупались мигом.

Слово преподавателя:

А еще Тэффи стала героиней в глазах молодежи: вот уж кто рвал из рук выпуски «Сатирикона» и «Русского слова»! И первая ее книга «Юмористические рассказы», изданная в 1910 году, до революции была переиздана десять раз! Тогда же она выпустит сборник «Человекообразные», «Дым без огня», «Карусель» и «И стало так», а театры начали ставить ее пьесы.

Восьмой слайд. Подарок для Тэффи.

Получив в подарок огромную коробку, писательница обзвонила друзей с приглашением на чаепитие.

Слово преподавателя:

Девятый слайд. к 1910 году её уже знала вся Россия…

   

Слово преподавателя:

Её герои — гимназисты и телеграфисты, журналисты и чиновники, чудаки и недотёпы жили обычной жизнью обыкновенного человека, более озабоченного своей собственной судьбой, нежели судьбами огромного и зачастую непонятного мира. Читатели, узнавая себя в её книгах, сами же над собой и посмеивались.

Десятый слайд. Творчество Тэффи.

Юмористические рассказы. Стихи Тэффи часто становились романсами. Она любила напевать их под гитару. Пел ее романсы Александр Вертинский.

Звучит песня на стих. Тэффи.

  1. слайд. Анализ рассказа

из сборника рассказов  "Ничего подобного", изданный "Новым Сатириконом" в 1916 году. Рассказ  «Блин».

Самостоятельное чтение рассказа Тэффи «Блин»

Беседа по прочитанному:

- о чем этот рассказ?

(о том, как русские и итальянцы говорили о своей родной стране)

- что не устраивало итальянцев в русском языке?

(Много шипящих и «свистящих», «А у вас все свистят да шипят».)

-Как объяснили этот факт русские?

(«у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки».)

-еще что не устраивало итальянцев?

(«У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!»)

-как удалось разубедить русским итальянцев?

(«У нас в феврале масленица. Блины едим.»)

-Знали ли итальянцы, что такое масленица и что такое блины?

(Нет)

12-й слайд. Этимология слова «блин»

Слово «блин» известно в русском языке с XV в. Слово «блин» как название круглой тонкой лепешки, испеченной из жидкого теста, упоминается в «Домострое». Но старшей является форма «млинъ», известная с XIV в.

13-й слайд. Русское национальное блюдо.

Первые блины появились, когда был собран первый урожай. Именно блины сегодня являются визитной карточкой любого русского ресторана и, конечно, русской Масленицы.

 14-й слайд. Русский праздник.

Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен, это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста.

Каждый день масленицы имеет свое название.

Слово преподавателя:

При слове "масленица" в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, весёлые гулянья.

Масленица – это единственный праздник, который сохранился из дохристиантского периода нашего народа. Отсюда следует, что Масленица – это самый древний праздник из всех существующих на сегодняшний день.

В те далекие времена Масленица несла в себе достаточно богатый смысл. Это и плодородие в новом году (сожжение чучела), и поминание предков (отсюда и блины. Никого символа Солнца. У славян блины – это только поминание предков), которые могли повлиять на плодородие, и обильный стол, кулачные бои и скачки.

Древний славянский праздник, который нужно отмечать очень весело. А иначе – урожая не будет.

Предки в этом толк знали.

Много русских художников на своих полотнах запечатлели этот замечательный веселый праздник – Масленицу. Примером тому служат картины Бориса Кустодиева:

Слайды с 15 -20 (картины художника)

Слово преподавателя:

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

-какой фразой заканчивается рассказ Тэффи?

(чтобы было весело!)

-что значит эта фраза для русского народа? Для России?

( люди несмотря на трудности умели радоваться, веселиться, отмечать праздники, Россия всегда славилась широким размахом русских народных гуляний,  праздников. Это древний славянский праздник, который нужно отмечать очень весело. А иначе – урожая не будет.

Неслучайно какой еще эпитет используют к слову «масленица», говоря о празднике?

-Широкая Масленица (т.е. праздник, который охватывает все слои населения, не оставляя никого равнодушным)

Звучит песня «Масленица» (релакспауза)

-Ребята, а как пекутся блины?

-Какие блины бывают? С какими начинками?

-Какие секреты вы знаете при приготовлении блинов?

-Готовите вы сами блины?

-Какие поговорки есть про блины и Масленицу?

(Масленица – объедуха, деньги приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица идёт, блин да мёд несёт.

Масленица без блинов и именины без пирогов не бывают.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житьё, а Масленица.

Пришла Масленица – кататься.

Широко живёшь, маслено ешь.

Не всё коту масленица.

Где блины, тут и мы.)

-В чем комичность ситуации рассказа «Блин»?

Как русские объясняли  иностранцу, что такое блин.

-найдите примеры из текста, зачитайте.

(Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом.)

-что такое пи-эр?

(площадь круга (греческая буква пи) обозначает константу, выражающую отношение длины окружности к его диаметру или площади круга к квадрату его радиуса.)

Идея рассказа :

Написанный рассказ в 1916 году . в период первой мировой войны (Италия, у которой обострились отношения из-за Балкан с Австрией, вышла из «Тройственного союза» и в 1916 г. выступила на стороне «Антанты».

Однако итальянцы оказались неспособными выдержать удар австрийцев, что побудило короля обратиться за помощью к России.

Тут как раз и пригодилось подготовленное Брусиловым наступление на Юго-Западным фронте, которое должно было отвлечь на себя силы австрийцев. )  

Автор показывает не только ВЕЛИЧИЕ И БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА, но вместе с тем выражает  надежду на освобождение родины от иностранных интервентов, т.о. звучит вера в светлое будущее России. Вот почему юмор Тэфии был уместен именно в это время.

Рефлексия.

-Как вы думаете, ребята, что мы должны добавить в заголовок  по творчеству Тэффи, проанализировав рассказ?

«Два лица Тэффи – " смеющееся и плачущее"»

- какое у меня лицо? Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Итого урока:

«я был очень активен»- «5»

«я был не очень активен» - «4»

«я только слушал» - «3»

Домашнее задание:

Приготовить рассказ о том, как встречали  Масленицу в разные времена (обычаи, игры, блюда).

Прочитать рассказ «Широкая Масленица» Тэффи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

Конспект урока по творчеству А.А. Фета

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...

План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского

Урок посвящен формированию умений  чтения лирического стихотворения...

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание  с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...

Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"

Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....

Конспекты уроков по творчеству А.С. Пушкина. 9 класс.

Данный материал предстаявляет собой подробные конспекты уроков по лирике А.С. Пушкина в 9 классе. Сюда входит анализ многих  стихотворений, предусмотренных программой, тексты для д...