Урок по рассказу Л. Н. Толстого "После бала"
учебно-методический материал по литературе

Гелеранская Инесса Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

                                       

Подготовила  Гелеранская И. А.


Л. Н. Толстой.  «После бала»

  Тема: Проблема моральной ответственности человека за свою судьбу.

  Цель: Познакомить с рассказом Л. Н. Тостого «После бала» и определить авторскую позицию.

  Оборудование: портреты писателя, царя Николая 1, музыка (мазурка), презентация

Технология проблемного обучения.

 Форма урока: аналитическая беседа.

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя.  «После бала» имеет свои «тайны», которые нам предстоит разгадать и осмыслить.

Вот вопросы, на которые нам нужно ответить:

  1. Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется «После бала»? (Толстой долго выбирал название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите», «После бала»).
  2. Зачем Толстой выбирает такую композицию рассказа? Зачем вводит в рассказ повествователя?
  3. О чём же всё-таки этот рассказ? Как сформулировать его основную мысль?
  1. Наблюдение над текстом рассказа героя (д/з).

  - Какой приём использует автор? (Приём контраста).

  - Анализируя, помните, что рассказ ведётся от первого лица. (Это позволяет понять и осмыслить внутреннее состояние Ивана Васильевича, его чувства, ощущение жизни, причины перемены настроения).

Включается мазурка – ребята представляют себе сцену бала, пытаются понять состояние главного героя. Затем учащиеся представляют сопоставительный анализ сцены бала и наказания солдата.

На балу                                                После бала

Хозяева и гости на балу                  Прохожие, солдаты

Варенька                                             Наказываемый солдат

Полковник                                          Полковник

Состояние Ивана Васильевича      Состояние Ивана Васильевича              

  1. Аналитическая беседа.

  - Как по-другому можно назвать вторую часть («Экзекуция»).

Вывод сопоставительного анализа: светлые, радостные краски (равно мироощущению героя) оттеняют уродливость, бесчеловечность сцены наказания.

Даётся понятие антитезы.

  - Какое чувство вызывает полковник на балу?

  - Искренна ли его любовь к дочери?

  - Какое чувство вызывает полковник в сцене экзекуции? Как вы объясните его жестокость? Что вы знаете о законах, действующих в эпоху Николая 1 (Палкина)? (Портрет Николая 1 на экране: сравниваем с описанием полковника).

  - Как вы думаете, полковник – лицемер?

Обращаем внимание на художественные детали: ПЕРЧАТКИ, походка полковника («втягивая в себя воздух, раздувая щёки» - как на прогулке), девиз его жизни («Надо всё по закону»).

Делаем вывод о том, что виноват не полковник, а общество, государство, в котором существуют такие бесчеловечные законы. А человек волен делать выбор: служить этому государству, обществу, т. е. подчиняться этим законам, или нет.

  - Какой выбор делает полковник?

  - А Иван Васильевич?

Он сознательно выбирает свой жизненный путь. Его отношение к миру помогает и другим людям в выборе жизненной позиции («Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»).

  - Итак, какова позиция самого автора, о чём он хотел сказать этим рассказом?

Толстой считает, что главное – самосовершенствование, свой выбор, выбор совести, чувство нравственной ответственности. В этом рассказе автор осуждает произвол и деспотизм, говорит о нравственном выборе каждого человека и ответственности его за свой выбор.

  1. Рефлексия. Выставление отметок.
  2. Домашнее задание. Подготовить характеристики героев с введением портретов, диалогов, описаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу "После бала" (с использованием ИКТ)

Урок построен на основе презентации. Анализ рассказа "После бала". Урок итоговый....

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""

Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...

Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Урок составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Открытый урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок проведён в рамках "Недели русского языка"...

Презентация к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Данная презентация составлена к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Открытый урок по рассказу Л.Толстого После бала

ТЕМА:   Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в                  рассказе Л.Н.Толстого &ldquo...