«Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Мурзиненко Елена Сергеевна

«Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по рассказу К.А.Соболева28 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока  «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»

Питецкая Елена Сергеевна, МБОУ «Усть - Баргузинская СОШ им. Шелковникова К. М.», учитель русского языка и литературы, Бурятия, Баргузинский район.

Предмет: литература

Возраст детей: 5-7 классы

Место проведения: класс

Цели урока:

образовательные:

1) познакомить с началом литературного пути К. А. Соболева, развить интерес к личности писателя и его творчеству;

2) познакомить с историей создания рассказа «Как я подстригал бабушке ногти».

развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки героев — обобщать, делать выводы;

3) учить сжато излагать повествовательный текст;

4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

5) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся;

воспитательные:

1) воспитание общечеловеческих ценностей;

2) умение работать в группе : уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.

Оборудование:

1)карточки  с рассказом

2) портрет писателя

Методы обучения:

1) эвристический;

2) проблемный.

Тип урока:

Урок - исследование

Ход урока:

Оргмомент.

Мой отчий край соседствует с Байкалом,

И Баргузин всю жизнь спешит туда,

Где медленно вздымает вал за валом

Бездонная былинная вода...

-Как вы думаете, ребята,  кто мог написать такие строчки?

(Скорее всего, поэт, который живет в Бурятии)

- Конечно, сегодня мы познакомимся с творчеством нашего земляка, поэтом и прозаиком, Константином Альбертовичем Соболевым.

Основная часть:

Соболев Константин Альбертович — член Союза писателей России, Народный поэт Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. Автор пятнадцати книг. Печатался в журналах «Байкал», «Сибирь», «Октябрь», «Сибирские огни».

Вот что писатель пишет о себе в своей автобиографии:

Я, Соболев Константин Альбертович, родился 7 ноября 1957 года в посёлке Усть-Баргузин Баргузинского района в семье учителей. Литературу преподавали мой дед, отец. Мама тоже учительница, только истории. Это, видимо, и предопределило выбор профессии: я проработал в школах республики двадцать лет учителем литературы и русского языка.

В 1974 году  окончил среднюю школу и поступил в Бурятский государственный институт имени Доржи Банзарова  на филологический факультет. После окончания в 1978-м восемь лет проработал на БАМе. Награжден памятной медалью «30 лет Байкало-Амурской магистрали».

20 лет отданы школе. «Отличник народного просвещения Российской Федерации», заслуженный учитель Бурятии, призёр республиканского конкурса «Учитель года – 95», победитель общероссийского конкурса «Тайна успеха».

В 1996-м стал депутатом Баргузинского районного Совета, председателем комиссии по местному самоуправлению, законности и правопорядку.

В 1998 году был избран депутатом Народного Хурала Республики Бурятия, заместителем председателя Комитета по социальной политике на освобождённой основе.  В 2002-м избиратели Баргузинского округа № 1 вновь доверили мне защищать их интересы в парламенте республики.  Награждён  двумя Почётными грамотами Народного Хурала.

Член Союза писателей России, Народный поэт Бурятии,  лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства, автор десяти книг, три из которых награждались дипломами конкурса «Книга года» Бурятии. За цикл очерков об участниках Великой Отечественной войны награждён дипломом по итогам конкурса 2000 года «Салют, Победа!»

В настоящее время работаю консультантом отдела по работе со средствами массовой информации Народного Хурала Республики Бурятия.

          В течение десяти лет профессионально занимался гиревым спортом: неоднократный призёр республиканских сельских игр, чемпион Бурятии в тяжёлом весе.

Женат, у меня трое детей: два парня и девчонка.

03.12.2014

- Как вы думаете, ребята, с каким писателем, человеком мы сегодня познакомимся? Что интересного вы услышали в его автобиографии?

(Он не только писатель, но и является Заслуженным учителем, и настоящим гражданином своей страны, и даже спортсменом)

-Как вы считаете, интересно сейчас будет прочитать его рассказ?

(Конечно)

- Что вы хотите услышать из рассказа «Как я подстригал бабушке ногти»? Интересное название?

(Да,  необычное)

-Действительно, рассказ входит в сборник юмористических рассказов «Лохматая жуть», который был опубликован в 2014 году, состоит из 97 рассказов. Сегодня я хочу посвятить этот урок именно нашему писателю - земляку, ведь 2015 год Владимир Владимирович Путин объявил «Годом литературы», и мы, конечно, не можем пройти мимо наших бурятских писателей.

Чтение рассказа

Сухая, высокая… В молодости – на стене висит большая фотография – красавица с толстой косой. И теплая-теплая! Я, хоть не девчонка, но сплю с ней. Правда, это держится в большущем секрете не только от Вовки с Петькой, моих друзей, но даже от тети Клавы и дяди Гриши. Им говорят: сплю с дедом.

Спать с бабушкой хорошо. Ночью в доме темным-темно и холодно, хотя печку топим дважды. В зале, в углах, даже лед. Бабушка ставит в углы заливное из большущих икряных окуней.

В черной темноте всю ночь что-то поскрипывает, вздыхает, это мохнатый домовой одиноко бродит по дому и стучит палочкой по стенам, проверяет, не гниют ли бревна.

Бабушка говорит, он скучает по старому месту. Дом сначала стоял на той стороне реки, но из-за ожидаемого затопления, когда строилась ГЭС, поселок перенесли на эту сторону. Дом разобрали, пометив каждое бревно римскими цифрами, и переплавили сюда. Зря разбирали, надо бы столкнуть в воду – он бы, как пароход, и поплыл. А домовой был бы капитаном. Не дали порулить – вот он и сердится, стучит ночами.

Тяжелое одеяло холодное, но бабушка теплая. Я жмусь к ней, прислушиваясь одним ухом, куда пошел домовой. А-а, на кухню – там заскрипело в шкафчике, где стоит пирог. Домовой, а сладкоежка! Вот кто недавно отгрыз край у шаньги, а совсем не мыши, и зря дедушка мышеловку поставил. Спрашивал у него, а вдруг домовой попадет? Дед говорит, не попадет, он глазастый! А здорово бы его поймать! Разглядеть хорошенько. Отпустить, конечно, потом.

Бабушка пахнет тестом и коровой… доила вечером. В зимовье, в уголке, привязан теленок с гладкой и мягкой шерстью на шее и большими, как блюдца, глазами. Нос у него широкий и часто в молоке. Совсем еще маленький, глупый – не просится в туалет, стоит и прудит на пол. Бабушка пулей за горшком. Янтарная струя звенит. Теленку любопытно, он поворачивает голову на звон, отходит, и струя мягко шумит в сене. Бабушка вновь пулей к горшку – подставляет.

 Отец рассказывал: жил когда-то давным-давно грек, чуть постарше меня, и вот захотелось ему победить на Олимпийских играх. Начал он тренироваться – носить на плечах такого же, как наш Борька, теленка. Рос теленок – рос грек. Вырос, стал большим, сильным, как дядя Гриша. Вырос и бык, огромный-огромный, лежит на плечах у грека и как глянет на народ черными глазищами –  народ врассыпную. Вдруг слезет с плеч – забодает.

Я деду сказал: буду Борьку носить. Но дед не дал. Да что его слушать, боится, что заборю.

Раз, когда бабушки с дедом в зимовье не было, залез под Борьку, хотел поднять, поднатужился. Тяжел. Надо бы раньше, пока не подрос. Вдруг чую – тепло на спине стало. Ах, ты, леший! Опрудил! Бабушке ничего не сказал, переодел рубашку, а опруженную - в баню на стирку.

Темнота мохнатая, дышит холодом. Бабушка спит. И дед спит, что-то бормочет во сне. Хорошо ему – никого не боится. Рассказывал: раз рыбачил на карге, поставил сети, костер разжег, чай сварил. Звезда синяя над Байкалом пылает. Стал только чай пить, глядь, а перед ним старичок, маленький, седенький. Дед и говорит: садись, мил человек, со мной чай пить. А старик захохотал, и вмиг вместо него ягненок, такой, как старик, беленький. А потом и ягненок пропал. Но дед не испугался, не уплыл к бабушке, а стал чай пить. Утром смотрит: на песке следы от копыт, а человечьих-то нет!

А еще рассказывал: так же вот сидел у костра, слышит, со стороны болот бабы поют. Голубицу, что ли, собирают? Да какая же ночью голубица! Поют, а слов не разобрать. И всё ближе, ближе, сейчас выйдут к костру. Дед даже встал. Не видно. Лишь черемуха, сосенки, кедринки, как темные тучки, да летучие мыши порхают. А поют, поют, совсем рядом.

 Потом пение стало отдаляться. Вот диво! – подумал дед и хотел было спать, даже доху расстелил. А пение вновь ближе, ближе, даже что-то забелело на песке. Дед пошел – и не боится же! – навстречу, а пение вновь отдаляется, отдаляется, будто зовет за собой. Так всю ночь и не спал, нет, не боялся, пение слушал. Хорошо пели, только вот слов не разобрал. Бабушка, говорит, русалки это были, деда заманивали, он тогда еще молодой был, вот они и позарились на его красоту и силу.

 Раз в неделю, по субботам, когда моемся в бане, я подстригаю бабушке ногти, сама она нагнуться не может. Бабушка ставит ноги в таз с горячей водой и зачем-то бросает туда листья от березового веника. На больших пальцах ногти у нее толстые, похожие на маленьких черепашек. Я беру острые наточенные дедом ножницы и стригу. От березового пара с меня каплет пот. Стригу и думаю: сейчас бабушка накроет стол, достанет из кладовки хворост, вафли, сладкий пирог, нальет деду бражки, и я тоже немного отопью из пол-литровой банки. Бражка пенная, сладкая, но много мне еще нельзя, опьянею.

Раз отлил из большой бутыли в банку, отнес Вовке с Петькой, они выпили и проспали на сеновале до вечера. Встали чумные, все в сене.

А Богу, его зовут не по-нашему Христос, родные, говорит бабушка, тоже ноги мыли. А я думаю, и ногти ему подстригали.

Учитель:

- Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь , что хотел сказать нам наш современник? Только ли рассказ Константина Соболева  юмористический? Назовите мне те отрывки, где присутствует юмор?

(Байки деда, описание теленка, стремление мальчика стать сильным как грек)

-А что в нем не юмористического?

(Конец рассказа: нет чего-то не эстетического в том, что герой подстригает ногти бабушке, если даже сравнивает эту ситуацию с омовением  ног у Бога)

-Да, действительно так, здесь мы выходим совершенно на новый уровень авторского замысла, он хочет нам сказать нечто большее, чем только нас рассмешить, что же?

-Попробуйте обсудить это в группах и составить письменный ответ в пяти-шести предложениях.

(Ученики  работают в группах.  Примерные ответы:  это рассказ о теплоте душевных взаимоотношений, о взаимопонимании между младшим поколением и старшим, о доверительных вечерних беседах, о том, как маленький мальчик научится у своих бабушки и дедушки многому, о тоске по старому месту, где жили старики)

-Что вы увидели необычного в описании героев, в их портретах?

( У бабушки портрет необычный: «Сухая, высокая… В молодости - на стене висит большая фотография - красавица с толстой косой. И теплая- теплая!»

-Что значит такой портрет?

(Главное не внешняя красота, а внутренняя)

-Чего больше в рассказе Соболева: повествования, описания, диалога? Что двигает сюжет?

(маленькие отрывки из жизни)

-Да, именно они наполняют рассказ душевностью, доверительной интонацией, теплотой, сердечностью. И такие понятия делают  рассказ больше чем юмористический, это уже рассказ- новелла. Что же это за такой жанр как новелла. Давайте обратимся к словарю.

Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый с рассказом, назидательного  характера.

-Тогда получается, что этим произведением автор не только хочет нам рассказать о детстве мальчика, но и чему-то нас научить. Давайте попробуем выразить наши мысли в синквейне. Название дайте свое, а я вам напомню структуру синквейна:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

(Дети составляют синквейны) Например:

Детство

Душистое, мохнатое

Согревает, защищает, поучает

Стричь ногти - стричь красиво душу

Теплота.

- Какими вы увидели героев рассказа?

(Ответы учеников)

- Какую роль играют эти детали? О чём они говорят?

- Очень часто писатели  заменяют подробное описание в рассказах « говорящей деталью». Какая деталь помогает понять суть рассказа? Прочтите отрывки, подтверждающие вашу мысль.

( «А Богу, его зовут не по-нашему  Христос, родные, говорит бабушка, тоже ноги мыли.  А я думаю, и ногти ему подстригали»)

Антон Павлович Чехов, великий мастер рассказов, не любил использовать эпитетов, а почему Константин Соболев  использует их  очень часто?

 ( Чехов рассказывает о некрасивых явлениях жизни.  А Соболев о душевной красоте нам повествует, и мальчик даже сравнивает бабушкины ногти с «маленькими черепашками»)

Итоги урока:

- М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Можно ли эту цитату применить к стилю Константина Соболева? Действительно ли в коротких рассказах сказано очень многое? Вернёмся к рассказу, какое человеческое качество возвышает писатель? Почему тема нашего урока звучит так «Юмор и не только…»

( Взаимопонимание, доброту и т. д.)

Сам автор сказал так: « в книге есть рассказы, в которых я попытался совместить несовместимое: влить в стакан юмора неюмористическую «жидкость», наши проблемы, боли, несовершенство. Ведь в жизни всё перемешано, многоцветно, многоголосо».

В одном из интервью Константина Соболева спросили, что он ждет от Года литературы? На что он ответил:

- Надеюсь и верю, что для нас это будет год особый, переломный в отношении общества к писателям. Владимир Путин дал нам шанс проявить себя, выйти из «подполья», привлечь к себе внимание общества.

Сегодня литература нужна как никогда. Она выхватывает человека из круговерти суеты, заставляя задуматься о себе, о Родине, о народе. По большому счету, настоящая литература – это всегда яркое свидетельство наличия Бога. Именно она - культура останавливает одичание и деградацию. Литература незримо объединяет людей. Читающие люди говорят на одном языке. В противном случае они рассыпаются классово, статусно, религиозно, имущественно и при любом социальном потрясении впадают в зверство. Ведь где нет культуры, нет и взаимного уважения.

Было бы здорово, чтобы Год литературы стал, по словам В. Путина, «ярким, объединяющим общество проектом».

-Мы сегодня с вами прочитали только один  из рассказов сборника, я думаю, каждый из вас хочет еще и еще прочитать рассказы, стихи Константина Альбертовича Соболева.

Домашнее задание: написать отзыв о рассказе, тема «Юмор и не только…»

Литература:

1 Лохматая жуть: юмористические рассказы/ Константин Соболев: Улан- Удэ, НоваПринт, 272с.

2 Константин Соболев: «Цель литературы - утешить человека»// Буряад Унэн, 03.12.2014., Светлана Намсараева

3 Словарь литературоведческих терминов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Сборник рассказов для детей о совести

Сборник составлен мной из рассказов  о совести авторов Сухомлинского, Осеевой, Фраермана и др. Хороший материал для классных часов, внеклассных мероприятий...

литературная игра по сборнику рассказов Ф.Абрамова "Трава- мурава"

В рамках декады Ф.Абрамова в нашей школе (февраль) на каждой параллели проходит свое мероприятие. Данная игра предназначена для учащихся 6-х классов..За 2- 3 недели дается список рассказов из данного ...

Сборник рассказов "Истории моего города". Очерк "Я благодарна своей памяти".

Сборник рассказов "Истории моего города". Очерк "Я благодарна своей памяти"....

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством»

Цели:познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;показать своеобразие сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»;частично проанализировать повесть «Ночь перед Рождеством» ...