Кенин-Лопсан Верблюд-гора 6 класс внеклассное чтение
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Марта Сааяевна Хомушку

Кенин-Лопсан Верблюд-гора 6 класс внеклассное чтение

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Монгуш Борахович Кенин – Лопсан . Стихотворение «Верблюд- гора» ( Теве-Хая в стихах и легендах) Урок внеклассного чтения.

Слайд 2

Эпиграф : Если будете в Туве, Подойдите к той скале. Краше скал и величавей Не встречал я на земле! Куулар Черлиг-оол

Слайд 3

В народе живет легенда о Теве-Хая . В ней говорится о праведном ламе. Всю свою жизнь он боролся с жадными и невежественными собратьями – ламами. Неистовый лама уличал их в корыстолюбии, обжорстве, пьянстве. Народ стал прислушиваться к речам ламы. Слава его росла. У него стали появляться последователи. Это обозлило духовенство. Ламы пытались запугать проповедника и даже убить его. Но ничто не могло сломить упрямца. Тогда они обратились к шаманам, и те с помощью волшебства тайно обратили ламу в верблюда. Но и будучи верблюдом, он не давал покоя своим врагам. Каждую весну он гонялся за ламами и шаманами, плевал в них и пытался их растоптать. Тогда ламы и шаманы превратили упрямца в камень. С тех пор и стоит на тес-хемской земле скала-верблюд.

Слайд 4

Ламы скрыли от людей свое злодеяние. А появление скалы объявили величайшим чудом и сделали Теве-Хая средством своей наживы. Они объявили Теве-Хая священным символом всей округи, уверяя, что скала покровительствует верблюдам и помогает хозяевам умножать их стада. Нужно только усердно молить духов и щедро одаривать лам. Верблюд – скала покорила множество сердец. Среди них – наш знаменитый земляк Монгуш Кенин-Лопсан .

Слайд 10

Словарная работа: Ламаизм – разновидность буддизма, распространенная в Тибете, Монголии и др. странах. Лама – ламаистский монах. Шаман – у некоторых народов, сохраняющих веру в духов и в возможность ритуального общения с ними: служитель культа, колдун – знахарь.

Слайд 11

- Дело его жизни – это забота о сохранении духовного потенциала своего народа. Хранитель ценностей. В прямом и переносном смысле. Он – хранитель материальных и духовных ценностей тувинцев. .

Слайд 12

В своем творчестве с начала 90-х годов М.Б. Кенин-Лопсан раскрылся больше как ученый, фольклорист, этнограф, шамановед , искусствовед, краевед . С ним сотрудничало более тысячи информаторов.

Слайд 13

Выразительные средства: Эпитеты: Верблюд-гора, в сиянье жарко-золотом, таинственные груды, исполинские верблюды, каменные думы, ветры злые, камни вечные, минутный успех. Метафоры : лежишь в сиянье солнца, горбами проступают, эхо вечности .

Слайд 14

Выразительные средства: Олицетворения : лежишь, не ведаешь, молчат, неторопливо думают, спокойны и угрюмы, бесчувственны к соблазнам и угрозам, верны земле. Сравнения: как будто исполинские верблюды… Любовь…как эти камни вечные, крепка.

Слайд 15

Выразительные средства: Цветопис ь : синий, сиянье солнца, жарко-золотом. Повтор: лежат (2), лежишь, думы, думают (2): вечность, вечные, земля(2), камни (2), каменные, всегда (2). Антонимы: небо –земля, минутный-вечный , угроза-соблазн.

Слайд 16

О чём стихотворение? Кенин-Лопсан воспевает природу, свою малую родину. В стихотворении говорится о любви к родному краю, к природе, к камням. Поэт восхищается этой горой, прославляет, воспевает её величие. Для автора это любовь всей жизни, она для него как живая , и поэтому он так с гордостью описывает её.

Слайд 17

Основная мысль: Поэт создает образ горы как живого существа. Последние строки этого стихотворения : автору не надо минутного успеха, славы, он хочет, чтобы стих его был вечен, прошел через все поколения, как Верблюд-гора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока О лирике. Стихотворная речь. Стихосложение. Двусложные размеры стиха.

Слайд 2

Лирика – греческое слово. 1. Вид поэзии, преимущественно выражающий личные настроения и переживания поэта. Стихотворения, в которых поэт раскрывает чувства, переживания, настроения, называются лирическими .

Слайд 3

Ритм ( греч.) – стройность, соразмерность- периодическое повторение элементов стиха через определённые промежутки; расстановка ударений.

Слайд 4

Рифма ( от греч. соразмерность) – созвучие окончаний стихов. Рифма – важнейший фактор ритма в стихотворном тексте: она отмечает границы стихов и связывает стихи между собой. Рифмовка – система, порядок чередования рифм в стихе.

Слайд 5

Виды рифмы: 1. Перекрёстная рифма: 1-3, 2-4 строкой ( а в а в) 2. Охватная рифма: 1-4, 2-3 строкой (а в в а) 3. Вольная рифма: 1-2, 3-4. (а а в в )

Слайд 6

Мужская рифма- с ударением на последнем слоге. Женская рифма- ударение на предпоследнем слоге. Дактилическая рифма - на третьем от конца.

Слайд 7

Строфа ( от греч. – поворот) – группа стихов, объединённых системой рифм Чередование рифм повторяется из строфы в строфу.

Слайд 8

Размер –порядок чередования слогов в стихотворной строке.

Слайд 9

Двусложные размеры: Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге. (- -) Всем во/- про-се / го му /-дрён/. Ям б - двусложная стопа с ударением на втором слоге. (- -) Мо-роз / и солн /- це ; день/ чу-дес /- ный !

Слайд 10

Стихосложение - основные законы построения стихотворной речи.

Слайд 11

М.Ю.Лермонтов «Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном .

Слайд 12

Ёлочка: В лесу родилась ёлочка В лесу она росла Зимой и летом стройная Зелёная была.

Слайд 13

А.С.Пушкин «Зимнее утро» Мороз и солнце; день чудесный! Ёще ты дремлешь, друг прелестный,- Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Слайд 14

А.С.Пушкин «Няне» Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя. Одна в глуши лесов сосновых Давным-давно ты ждёшь меня.

Слайд 15

Творческая работа: Попробуйте сами сочинить небольшое стихотворение ( четверостишие ) хореем и ямбом о природе родного края, о школьной жизни.

Слайд 16

Мама . Моя мама – красавица, Моя мама – моя опора. Я люблю свою маму, И она любит меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе (внеклассное чтение) по творчеству В.Шукшина"Эти разные, разные судьбы"

«Эти разные, разные судьбы».                           (урок-презентация п...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Урок литературы в 10 классе ( внеклассное чтение) "Память сердца в письмах фронтовых лет"

Данный урок дает возможность познакомить детей с творчеством нашего пермского писателя А.М. Тумбасова. Пробудить интерес к истории Великой Отечественнй войны, дать почувствовать значение фронтовых пис...

Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»

Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...

Урок литературы. 6 класс. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко.

Урок литературы. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко. Стихотворение из сборника "Куда уходят туманы". Технологическая карта, конспект урока, приложения....

Урок литературы в 7 классе. Внеклассное чтение по рассказу Луиджи Пиранделло "Черепаха"

План-конспект внеклассного чтения по литературе в 7 классе по новелле крупнейшего итальянского драматурга и прозаика Луиджи Пиранделло "Черепаха". Урок построен  в соответствии с  технологие...