Сценарий уроков по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Марта Сааяевна Хомушку

Сценарий уроков по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенрий урока по литературе 223.22 КБ

Предварительный просмотр:

                             Иван  Алексеевич  Бунин .  Стихотворение  «Листопад».

                                                  Урок  внеклассного  чтения.

         Цели  и задачи на уроке :

-Продолжить работу над формированием навыков анализа  лирического  текста.

-Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через  прослушивание  песни  про листопад,  рассматривание картин русского художника и чтение лирического  текста.

- На изучаемом материале  закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений.

- Вести подготовительную работу по формированию навыков художественного описания картин природы в написании детских сочинений.

-Развивать внимание, память,  слух, речь учащихся.

-Создать условия для раскрытия  своих  возможностей каждым ребёнком, воспитывать  интерес  и любовь к  музыке, живописи, литературе, бережное  отношение к  природе; научить увидеть  красоту  природы  и  почувствовать  звуки  природы.

        Оборудование урока:

  • Картина   И.С.Остроухова «Золотая осень».
  • Песня про листопад.
  • Материал для чтения: И.А.Бунин «Листопад».

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!  Давайте   улыбнёмся  друг  другу! Нежная   и  тёплая  улыбка  украшает наши  лица.  Садитесь!

II. Работа над новым материалом.

1.  Давайте  послушайте  песню и  запомните  опорные  слова.

    * Звучит  песня  про листопад.

-О  каком  времени года эта  песня? (  Об  осени)

-Как  вы  узнали , что эта  песня  об  осени?  Какие  опорные  слова нашли?   (Первый сад,  розовый  листопад, листопад,  словно  бабочки с  небес  летят,  кружится  солнце  золотое,  печаль  и  грусть, осень  сравнит  чудеса…)

- С  кем  сравнивает листопад? (  с  бабочкой).  

- Да, листья падают ,  словно  бабочки  с небес  летят.

- Что такое  листопад? ( опадение  листьев у  деревьев,  кустарников)

- Каким  способом образовано слово «листопад»? ( листья  падают -  путём  сложения  двух  основ-  «лист+ пад и  соединительная  гласная О).

2.Беседа с учащимися по картине  русского  художника  И.С.Остроухова «Золотая осень» .

   Учитель.  Осень.  Это чудесное время года . Оно привлекало внимание не только  композиторов, поэтов и писателей, но  и  художников.  Давайте  обратимся теперь к живописи.  Перед вами  картина   известного  русского  художника  Ильи Семёновича Остроухова  «Золотая осень». Рассмотрите эту картину, чтобы ответить на вопросы, записанные на доске ( на слайде):

  1. Какую  пору изобразил  художник на  картине? ( Осеннюю пору, золотую  осень)
  2. Почему картина  так называется?
  3. Что вы увидите на  картине?
  4. Что вы увидите на картине ?
  5. Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?

(После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями).

     

И.С. Остроухов - «Золотая осень»


        «Унылая пора! Очей очарованье!» - так писал об осени Александр Сергеевич Пушкин. Эти же слова приходят на ум, когда смотришь на картину Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень».
    Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на  золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин.
      На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.
     Великолепная картина! По мнению многих критиков,
«Золотая осень» является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея.

3. Мы продолжаем наблюдать описание осени  в стихотворении  знаменитого  русского  поэта.

  Сегодня  на  уроке  внеклассного  чтения  мы  будем читать , научимся  анализировать  стихотворение Ивана  Алексеевича Бунина « Листопад».

3.1..Знакомство  учащихся  с  содержанием  стихотворения.  Чтение его учителем.

                                 И.А. Бунин  «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над  светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в  лазури  голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А  между  клёнами  синеют

То  там, то  здесь  в  листве  сквозной,

Просветы в  небо, что  оконца.

 Сегодня  на  пустой  поляне,

Среди  широкого  двора,

Воздушной  паутины  ткани

Блестят, как  сеть, из  серебра.

Сегодня  целый  день  играет

В  дворе  последний  мотылёк

И , точно  белый  лепесток,

На  паутине  замирает,

Пригретый  солнечным  теплом.

Сегодня так  светло  кругом

Такое  мёртвое  молчанье

В  лесу  и  в синей  вышине,

Что  можно  в  этой  тишине

Расслышать    листика  шуршанье.

3.2.Учитель. Были в тексте слова и выражения, малознакомые вам?   (Выясняется значения слов: лиловый, багряный, лазурь и другие).

                                          Словарная работа:

Лиловый  - цвета  сирени  или  фиалки,  фиолетовый.

Багряный - багровый:  красный  густого,  тёмного  оттенка.

Лазурь- 1.  светло- синий  цвет,  синева. 2 краска  светло-синего  цвета.

Расписной – разрисованный   красками,  украшенный  живописью.

Терем – в  Древней  Руси:  жилое  помещение в  верхней  части  дома  или  дом  в  виде  башни.

Пёстрый – состоящий  из  разноцветных  пятен, полос,  разноцветный.

Резьба – рисунок,  вырезанный на  дереве,  кости.

Просвет-  1. Светлая полоса или  слабый  луч  света в  неосвещённом  пространстве.

        2. Ширина  окна или  двери.

Паутина -  сеть из  тонких  нитей, получающихся от выделения  пауком  клейкого  сока.

Мотылёк – небольшая  бабочка.

              3.3.Беседа по содержанию  стихотворения.

- Итак, какое настроение выражено автором?

- Чем восхищается автор?

              3.4.Чтение стихотворения с анализом:

Учитель. А сейчас будем читать текст ещё раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

       *Чтение 1-й части стихотворения.

  Учитель. А теперь давайте найдём в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

Учитель. Что рисует автор?

 Дети:  - В  начале стихотворения автор рисует лес.

Учитель. С чем  автор   сравнивает  лес?

  Дети:  - И он  сравнивает его с теремом.

Учитель. А почему лес расписной? Кто его расписывал?

Дети: Его расписала осень разными цветами красок: жёлто - золотыми, лиловыми, багряными.

Учитель : А как вы понимаете выражение: лес «стоит «весёлой, пёстрою стеной»?

Дети: - Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

- В картине  Остроухова мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, -и он тоже похож на стену.

- А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наблюдал лес со стороны, с поляны: «Стоит над светлою поляной».

  Учитель. Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

Дети: - Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие, - мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба:

«Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой».

- Поэт ещё говорит о ёлочках, сравнивает их с тёмными вышками, и они не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне  берёз:

«Как вышки, ёлочки темнеют».

Учитель. Вот мы  увидели очень похожие картины у Бунина и Остроухова:

«А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца»…

      И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву клёнов.

- Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились…

Учитель. Нет, они не договаривались,  просто  красивое в природе привлекает любого  человека, мимо такой красоты нельзя пройти  равнодушно.

                                                        Работа над II частью.

Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия.

       Опишите  своими   словами  картины , которые вы  увидите, и  соотнесите их с текстом.

Дети.- Автор рисует паутину, похожую на серебряную  сеть:

« Воздушной паутины ткани

Блестят, как  сеть, из серебра».

- А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылёк, уже   нет  насекомых. Мотылёк  пригрелся на  солнышке, ему  тепло, приятно, он  замер  на  паутине:

« И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом».

- День солнечный, яркий:

«Сегодня  так  тепло кругом».

Учитель. А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в  осеннем  лесу?

Дети: - Он  услышал  «мёртвую  тишину»:…такое  мёртвое  молчание»…

Учитель. -  А  разве  тишину  можно  услышать?

Дети. Можно.

Учитель. А почему  о  тишине  автор  говорит,  что  она   «мёртвая»?

Дети. - Чтоб  мы  поняли,  что  в  лесу нет  никаких  звуков  ни  шума  ветра,  ни  птичьих  голосов « в  лесу и  в  синем  вышине…».

- А  ещё  чтобы  мы  услышали на  фоне  такой  тишины  еле  заметные  звуки  падающего  листика:

« Что   можно  в  этой  тишине

Расслышать  листика  шуршанье».

3.5.Учитель. А можете    вы  услышать  эти  звуки  в  стихотворении?  Найдите  звуковые  средства  описания  картин  в  художественном  тексте?

Дети:  Здесь есть  слова, в  которых  употребляются  звуки,  передающие  шуршание листика:

* «молчанье» - ч;

* «вышине»  -  ш ;

*«можно» - ж;

* «тишине»  -ш;

*  «расслышать»   - ш;

*  «шуршанье»  - ш.

3.6.Наблюдение  над  цветовой  гаммой  изображения  осеннего   пейзажа  на  картинах  и  в  стихотворении.

  Учитель. А теперь  ещё  раз  посмотрите  на  картины :  какие  цвета  использовал  в  них  художник?  Какие  цвета  преобладают?

    (Ребята  описывают картину.)

А  теперь  давайте  посмотрим, какая  богатая  цветовая  гамма в  изображении  осенних  картин  в  стихотворении И.А.Бунина?

( Ребята   вычитывают: * « лиловый»

                                         *«золотой»;

                                         *  «багряный» ;

                                         *  «жёлтый»- «жёлтою  резьбой»;

                                        *  «синий» - « в  синей  вышине»;

                                        *  «серебристый» - «как  есть  из  серебра»;

                                         * «белый» - « белый  лепесток».

3.7.Выразительное чтение  стихотворения. Определение  главной  мысли  стихотворения,  конкретизация  темы  подбором  заглавий.

Учитель. А  теперь  скажите, о чём это  стихотворение?

Дети :  об  осени…

- О красоте  осенней  природы.

- О  чувствах  от  увиденной  красоты.

Учитель.  А как  вы  думаете, для  чего  Бунин написал  его?

Дети :- Чтобы  обратить  наше  внимание  на  красоту  природы.

- Чтобы  рассказать  читателю об  этой  красоте  и  заставить  его  полюбоваться  ею.

-  Чтобы  выразить  свои  чувства и настроения, своё  душевное  настроение.

- И свою  любовь к  природе.

4. Определение  темы  и  основной  мысли  стихотворения.

Учитель. Поэт  назвал  стихотворение  «Листопад». Как  вы  думаете,  определено ли  в  этом  названии  основное  содержание,  основная  тема  стихотворения?  Выскажите  своё  мнение.

Дети: - Я  думаю,  что  нет,  потому  что  о  листопаде  упоминается только  в  последней  картине: «Расслышать  листика  шуршанье»…, а  во  всём  стихотворении  говорится о  красочных  картинах осени.

- А я  считаю,  что  соответствует.  Я понял, что автор  в  это  название  воплотил не  само  явление листопада, а  именно эту  пору  осени,  пору  листопада,  когда  листья   меняют  окраску и , перед  тем, как  упасть  с  деревьев, необыкновенно  красивые.

- А  я  обратила  внимание  на  подзаголовок:  это  ведь  не  всё  произведение, а  отрывок,  в  котором   главное  внимание  обращается на  красоту  и  разнообразие  осенней  природы  в  пору  листопада.

4.1.Учитель. Попробуйте  подобрать  своё  заглавие  к  этому  стихотворению.

(Ребята  придумывают  названия:  «Осень»,  «Осенние  картины»,  «Осенний  день»,  « Осенний лес», «Осенний  пейзаж», « Звуки  осени»,  «Краски  осени», «Осенние  настроения» и  другие).

  Учитель  записывает  эти  названия  на  доске (  на  слайде).

Учитель.  Всеми  этими  заглавиями  можно  выразить  тему  данного  стихотворения?

Дети :  Да,  всеми.

-  В стихотворении  говорится  об  этом.

Учитель. Я  с   вами  согласна,  но  среди  этих  заглавий есть  такие,  которые  отражают  тему  осени  широко,  т.е.  обращается  внимание на  несколько  картин,  а  другие  ограничивают  изображение  отдельных,  конкретных  деталей.  Например, как  вы  думаете, какое  из этих  двух  заглавий  более  точно  раскроет  данного  текста:  «Осенний  день»  или  «Звуки  осени»?

Дети: - Я  думаю «Осенний  день»,  потому  что  в  содержании  нарисованы  сразу  несколько  картин.

- А «Звуки  осени»  подойдёт  только  к  последнему  четверостишию.

-  Ведь  стихотворение  не  только  о  звуках, а  и о  красках  осени, и  о  лесе,  о  мотыльке.

5. Учитель. Молодцы. Дома  подготовите  выразительное  чтение  стихотворения. Напишите  сочинение - описание  « Осенний  день»

 Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение

          Средняя общеобразовательная  школа  с. Аксы-Барлык

                   Барун-Хемчикского  кожууна  Республики  Тыва

 

                                                   Иван Алексеевич Бунин

                                               Стихотворение «Листопад»

                                                (Урок  внеклассного чтения)

                                                                                                                   

                                                                                 Хомушку  Марта  Сааяевна

                                                                         учитель русского языка  и литературы

                                 

                                       Аксы-Барлык – 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...

Сценарий урока -квеста (интегрированного урока по математике, русскому языку и литературе) в 6 классе.

В современном мире очень трудно удивить наших детей.А ведь именно удивление часто является мощным толчкомк дальнешему вниманию и ... познанию нового и неиведанного!!Вот я и попыталась объединить забав...

Сценарий урока литературы в 11 классе "Музыкальные экскурсы великой русской литературы"

Урок-исследование в 11 классе проводится  после изучения темы «Творчество А.И.Куприна» в мыследеятельностной технологии, носит интегрированный характер. Класс делится на 4 группы, каждая из котор...

Сценарий урока по литературе «ТУРГЕНЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Материал представляет собой сценарий литературного урока, посвященного юбилею со дня рождения И.С. Тургенева. Сценарий дополнен музыкальным сопровождением и презентацией. Можно использовать в качестве...

Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»

Цель: создать условия для:1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно п...

Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...