Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Данильченко Наталья Юрьевна
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
(5 класс)
Количество часов: 
всего 105
в неделю 3
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 105_chasov_literatura_5_klass_ktp_2018_fgos.docx62.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

О.В. Михеева

31.08.2018

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

(5 класс)

Количество часов:

        всего        105

        в неделю        3

Разработано на основе рабочей программы основного общего образования по литературе, составленной Н.Ю. Данильченко, учителем русского языка и литературы МБОУ лицея, и утверждённой приказом директора МБОУ лицея от _______.2018 № _______.

г. Узловая Тульской области

2018 год


Количество классных сочинений: 4

Количество домашних сочинений: 0

Раздел

Описа-ние раз-дела

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

(по плану)

Дата проведения

(по факту)

Введение

1 ч

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

1

Подготовить устный рассказ по плану на темы (по выбору): «Моя любимая книга», «Книга, оставившая след в моей жизни».

 

 

Устное народное творчество

10 ч

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Литература и фольклор.

1

Стр.8, вопрос 1.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

1

1. Заполнить до конца таблицу «Малые жанры фольклора» (термин, определение, примеры). 2. Придумать небольшой рассказ на основе личных наблюдений, в котором была бы использована: а) пословица, 6) поговорка, в) загадка, г) скороговорка.

 

 

Сказки как вид народной прозы.  Виды сказок: сказки волшебные, бытовые, о животных (анекдотические, новеллистические). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок. Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок.

1

«Царевна-лягушка»(читать) – стр. 13-24.

 

 

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький).

1

Художественный пересказ одного из эпизодов сказки «Царевна-лягушка»: «Поиски невест»,  «Выполнение царских заданий», «На царском пиру», «Иван-царевич ищет царевну-лягушку»,  «У Бабы-яги», «Помощники Ивана-царевича» (по желанию учащихся: нарисовать иллюстрацию).

 

 

«Царевна-лягушка». Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Положительный герой и его противники. Особая роль чудесных противников -  Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках.  Теория литературы. Постоянные эпитеты, гипербола. Сравнение.

1

Подготовить проект на тему: «Электронный альбом. Художники – иллюстраторы сказок».

 

 

«Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Теория литературы. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок.

1

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (читать) – стр. 28-38.

 

 

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».  Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

Творческая работа на тему: «Иван — крестьянский сын – защитник родной земли» (план в тетради).

 

 

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

1

«Журавль и цапля» (подготовить чтение по ролям), «Солдатская шинель» (читать) – стр. 40-43

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Контроль техники чтения №1.

1

Написать черновик сочинения (план в тетради) на одну из тем: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать русские народные сказки», «Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?» .

Классное сочинение №1 на тему: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать русские народные сказки», «Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?».

1

Оформить в соответствии с планом в рабочей тетради страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались).

Из древнерусской литературы

2 ч

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Теория литературы. Летопись (начальные представления).

1

Подготовить устное сообщение на тему: «Культура Древней Руси: архитектура, музыка, иконопись, литература» (задание по вариантам: 1 вариант – архитектура, 2 вариант – музыка, 3 вариант – иконопись, 4 вариант – литература).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

1

1. Составить толковый словарик устаревших слов. 2. Найти сведения о М. В. Ломоносове: подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях; подготовить выразительное чтение сонета С. И. Стромилова «Ломоносов» и стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» (индивидуальное задание).

Из литературы XVIII века

1 ч

М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

1

1.Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения

«Случились вместе два Астронома в пиру...». 2. Подготовить выразительное чтение басен разных баснописцев (Эзоп, Лафонтен, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (индивидуаль-ное задание).

Из русской  литературы XIX века

44 ч

Истоки басенного жанра (Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж. Лафонтен. Басня «Жёлудь и Тыква». Г. Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб»). Русские басни. Русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев (обзор).  Жанр басни, история его развития. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII—XVIII вв. Теория литературы. Басня. Аллегория.

1

Подготовить выразительное чтение любимой басни И.А. Крылова и нарисовать к ней иллюстрацию (или сделать поделку).

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Образы животных в басне. Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.  Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Мораль в басне, формы её воплощения.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Ворона и Лисица» или «Свинья под Дубом».

И. А. Крылов. «Волк и Ягнёнок». Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен.

1

Рассмотрите иллюстрации Е. Рачёва. Прочитайте отрывки из басен и назовите их. В чём заключается мораль каждой басни? Какая из иллюстраций, по вашему мнению, наиболее полно раскрывает характер героев? (Опишите героев). Стр. 68-69.

И. А. Крылов. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Теория литературы. Понятие об эзоповом языке.

1

Подготовить 7-10 вопросов к викторине на тему: «Басни И.А. Крылова».

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

1

1. Творческая работа на тему: «Какие человеческие пороки высмеивает Крылов в баснях?» 2. В. А. Жуковский «Спящая царевна» (читать) стр. 71-81.

В. А.  Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента сказки «Спящая царевна» (подарки чародеек, встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

В. А. Жуковский «Спящая царевна». Различие героев литературной и фольклорной сказки. Теория литературы. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

1

1. Составить цитатный план сказки «Спящая царевна». 2. В. А.  Жуковский «Кубок» (читать) стр.84-89.

В. А.  Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада.

1

Стр. 90, вопросы 1-4.

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

1

1. Подготовить сообщение о А. С. Пушкине, опираясь на статью учебника (стр. 91-92) и самостоятельно подобранный материал. 2. Подобрать примеры из произведений А.С. Пушкина на следующие виды рифмовок: перекрёстная, парная, опоясывающая.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

1

1. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (читать) стр. 95-112. 2. Нарисовать иллюстрации к отрывку «У лукоморья дуб зеленый...» (индивидуальное задание).

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны.

1

Творческая работа на тему: «Противостояние добрых и злых сил в сказке».

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».  Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.

1

Составить по плану сравнительную характеристику героев сказки: царицы-мачехи и царевны.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки.

1

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (читать) стр. 120-148.

Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

1

1. Дочитать сказку ««Чёрная курица, или Подземные жители». 2. Стр. 149, ответить письменно на вопросы 5-6.

Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

1

1. В. М. Гаршин. «Attalea Princeps» (читать). 2. Подготовить пересказ одного из фрагментов сказки А. Погорельского (описание Петербурга, спасение Чернушки, как воспользовался Алёша подарком).

В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка. Финал произведения.

1

1. Создать обложку к сказке Гаршина В.М «Attalea Princeps». 2. Пересказать сказку от лица «маленькой, вялой травки». 3. Придумать для сказки другой финал и рассказать.

П. П. Ершов.  «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

 

1

1. Подготовить краткое сообщение об Отечественной войне 1812 года, о Бородинской битве (индивидуальное задание). 2. Наделите героев сказки «Конёк-Горбунок»  противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия сказки.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события.

1

Творческая работа на тему: «Образ защитника Отечества в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова»

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».  Образ рядового участника сражения.  Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из  стихотворения «Бородино».

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

1

Н.В. Гоголь «Заколдованное место» (читать) стр. 158-169.

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

1

1. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (читать). 2. Стр. 169, ответить письменно на вопросы 1-2. 3. Словесное рисование: «Как вы представляете себе заколдованное место?»

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов.  Теория литературы. Главные и второстепенные персонажи.

1

1. Подготовить проект на тему: «Герои повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»: Оксана, Вакула, Солоха, чёрт (работа в группах по составленному плану).2. Подготовить сообщение об обычаях сочельника (инд. задание).

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма. Теория литературы. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика. Юмор.

1

1. Заполнить таблицу: «Реальное и фантастическое в произведении «Ночь перед Рождеством». 2. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»  (читать) стр. 176-186.

Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей и средства их создания Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

1

Творческая работа на тему: «Удивительный и трудный мир крестьянских детей (план в тетради).

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Несжатая полоса». Изображение жизни простого народа.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н.А. Некрасова «Несжатая полоса».

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

1

Образная характеристика по плану: «Поэтический образ русской крестьянки Дарьи в отрывке из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

Н. А. Некрасов. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Эпитет.

1

Выписать изобразительные средства языка из стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге» в таблицу.

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Повесть «Муму». Реальная основа повести.  Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Изображение быта и нравов крепостной России.

1

1. И.С. Тургенев. «Муму» (читать) стр.189 – 202.                                           2. Творческая работа на тему: «Каким я себе представляю Герасима: духовные качества героя».

И.С. Тургенев. «Муму».  Образ Герасима. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.  Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

1

1. И.С. Тургенев. «Муму» (читать) стр.202 – 212. 2. Подготовить рассказ о взаимоотношениях героев (по вариантам): 1 вариант -Герасим и Татьяна; 2 вариант - Герасим и дворня;

3 вариант - Герасим и барыня.

И.С. Тургенев. «Муму».  Символическое значение образа главного героя. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека. Теория литературы. Символ.

1

1. И.С. Тургенев. «Муму» (читать) стр.212 – 217. 2. Подготовить пересказ понравившегося эпизода: «Единственный счастливый год в жизни Герасима», «Герасим находит Муму».

И.С. Тургенев. «Муму». Особенности повествования, авторская позиция.

1

1. И.С. Тургенев. «Муму» (читать) стр.217 – 223. 2. Подготовить выразительное чтение диалога в лицах (работа в парах).

И.С. Тургенев. «Муму». Образ Муму. Смысл финала повести.

1

Стр. 225 (план). Творческая работа на тему: «Чему посвящено произведение «Муму»? Против чего оно направлено?»

А. А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь», «Чудная картина…» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

1

1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Фета. 2. Письменно проанализиро-

вать одно стихотворение, опираясь на план анализа. 3. Л. Н. Толстой  «Кавказский пленник» (читать 1—4 главы) – стр. 232 - 248.

Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Теория литературы. Сюжет.

1

1. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (читать 5—6 главы) – стр. 248 - 258. 2. Составить цитатный план 4 – 6 глав рассказа.

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Поэтичный образ Дины.  Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.

1

Творческая работа на тему: «Поэтический образ Дины в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин как два разных характера, две разные судьбы. Теория литературы. Сравнение.

1

Закончить составление таблицы на тему: «Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы».

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

1

Написать черновик сочинения по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Классное сочинение №2  по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»   на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы».

1

1. Стр. 261 – 263 (прочитать, составить план статьи об А. П. Чехове. 2. А. П. Чехов. «Мальчики» (читать).

А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Мальчики». Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Теория литературы. Юмор, речевая характеристика персонажей.

1

1. А. П. Чехов. «Хирургия» - стр. 263 – 268 (читать). 2. Письменно ответить на вопрос: «Над чем мы смеёмся, читая рассказы Чехова (на примере 1—2 рассказов)?»

А. П. Чехов. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

1

Стр. 268, ответить на вопросы 3-4.

Рассказы Антоши Чехонте. Контроль техники чтения №2 по рассказам А.П. Чехова.

1

Творческая работа на тему: «Мой любимый рассказ А. П. Чехова»

Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор). Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Анализ лирического произведения.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Ф.И. Тютчева («Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»).

А.В. Кольцов. «В степи». Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

1

1. Творческая работа на тему: «Образы русской природы в поэзии» (образ зимы, весны, лета, осени). 2. Нарисовать иллюстрацию к творческой работе (по желанию учащихся).

А.Н. Плещеев. «Весна»; И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне», «Русь»; А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Обучение выразительному чтению стихотворения.

1

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений А. Н. Майкова «Ласточки», И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», «Утро», И. З. Сурикова «Зима». 2. Выписать изобразительные средства языка из стихотворений в таблицу (эпитеты, сравнения, метафоры). 3. И. А. Бунин. «Косцы» (читать) стр. 4 - 9.

Из литературы XX века

30 ч

И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).  «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

1

1. И. А.  Бунин. Рассказ «Подснежник» (читать). 2. Творческая работа на тему: «Картины русской природы в рассказе И. А. Бунина «Косцы».

И. А.  Бунин. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

1

1. Письменно ответить на вопросы: «Похож ли гимназист Саша на современных школь-ников?», «Почему пребывание с отцом в душном подворье и грязном

трактире Саша воспринимает как самый «счастливый день» в его

жизни?», «Почему рассказ Бунина называется «Подснежник»?»

И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

1

1. В. Г.  Короленко. «В дурном обществе» (читать) стр. 13 - 26.

В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).  «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Теория литературы. Композиция литературного произведения.

1

1. В. Г.  Короленко. «В дурном обществе» (читать) стр. 27 - 34. 2. Заполнить таблицу «Портретные характеристики героев».

В. Г.  Короленко. «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.

1

1. В. Г.  Короленко. «В дурном обществе» (читать) стр. 35 - 48. 2. Творческая работа на тему: «Тяжёлое детство Маруси и Валека».

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет.

1

Подготовить подробный пересказ одного эпизода из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» («Я и мой отец», «Пан Тыбурций», «Осенью», «Кукла»).

В. Г.  Короленко. «В дурном обществе». «Дурное общество» и «дурные дела».

1

Ответить письменно на вопрос: «Что я считаю главным в отношении родителей и детей?»

В. Г.  Короленко. «В дурном обществе». Подготовка к классному сочинению №3 на тему: «Путь Васи к правде и добру».

1

Написать черновик сочинения по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»  на тему: «Путь Васи к правде и добру».

Классное сочинение  №3 по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»  на тему: «Путь Васи к правде и добру».

1

1. Подготовить сообщение на тему: «Детство и юность С. А. Есенина». 2. Подготовить выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина о природе.

С. А. Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения, «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

1

1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений С. А. Есенина «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» (стр. 52 – 54). 2. Творческая работа на тему: «Счастливая картинка из моего детства (в стихотворной форме).

П. П. Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Реальность и фантастика в сказе. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

1

1. П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка» - читать (стр. 57 – 68). 2. Подготовить сообщение о самоцветах (яшма, горный хрусталь, изумруд, топаз, малахит).

П. П.  Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства.

1

1. Продолжить заполнение таблицы: «Образная характеристика Степана и Медной горы Хозяйки». 2. Составить толковый словарик непонятных слов (7 – 10) из сказа.

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей. Своеобразие языка, интонации сказа.

1

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб» - читать (стр. 73 - 82).

К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе.  «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

1

1. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» - читать (стр. 83 - 88). 2. Выбрать из сказки ключевые цитаты и

заполнить таблицу «Цитатная характеристика героев сказки» (Филька, бабка, Панкрат, раненый конь). 3. Ответить письменно на вопрос: «Какие события и герои сказки «Тёплый хлеб» помогли Фильке измениться?»

К.Г. Паустовский.  «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказках Паустовского.

1

1. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» - читать стр. 91 - 106. 2. Творческая работа на тему: «Любовь к братьям нашим меньшим».

С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

1

1. Подготовить выразительное чтение по ролям диалогов: 1 вариант – королевы и профессора; 2 вариант – старухи и дочки. 2. Прочитать словацкую сказку «Двенадцать месяцев».

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

1

1. А. П. Платонов «Никита» - читать стр. 113 – 121 2. Заполнить таблицу на тему: «Сравнительная характеристика словацкой сказки и сказки С.Я. Маршака».

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

1

1. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» - читать стр. 124 – 135. 2. Творческая работа по рассказу А.П. Платонова «Никита» на тему: «Два мира (добрый и злой) в рассказе «Никита».

В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.  Самообладание маленького охотника. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

1

1. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» - читать стр. 135 – 144. 2. Творческая работа на тему: «Поведение Васютки в лесу: изображение становления характера главного героя».

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Мальчик в борьбе за спасение. Основные черты характера героя.

1

1. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» - читать стр. 145 – 152. 2. Найдите на карте России одно из озёр и расскажите о его названии.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. Картины родной природы.

1

Пересказать эпизод рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» («Охота на глухаря», «Ночёвка в лесу», «Открытие озера»).

Подготовка к классному сочинению №4 на тему: «Васютка – главный герой произведения».

1

Написать черновик сочинения по произведению В. П. Астафьева «Васюткино озеро»  на тему: «Васютка – главный герой произведения».

Классное сочинение №4 по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро»  на тему: «Васютка – главный герой произведения».

1

1. Подготовить проект на тему: «Ради жизни на Земле...» (работа в группах). 2.  Подготовить сообщение на тему: «Подвиг бойцов крепости-героя Бреста». 3. Подготовить выразительное чтение стихотворения  К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете».

«Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете».

1

Подготовить сообщение на тему: «Дети – герои Великой Отечественной войны».

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

1

1. В.П. Катаев «Сын полка» (главы 1 - 10) – читать.2. Подготовить рассказ о событиях и героях Великой Отечественной войны (с использованием семейных воспоминаний, писем и фотографий – по желанию учащихся).

В.П. Катаев «Сын полка» (фрагменты). Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

1

Образная характеристика главного героя повести Вани Солнцева (план в тетради).

Произведения о родине, родной природе.  И.А. Бунин. «Помню долгий зимний вечер...». Дон-Аминадо. «Города и годы». Н. Рубцов. «Родная деревня». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России.

1

Подготовить выразительное чтение стихотворений о родине, родной природе – стр. 163, 167 – 169.

А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка». Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

1

1. Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» - читать стр. 173 – 188. 2. Творческая работа на тему: «Описание картины В. Васнецова «Алёнушка» (стр. 166).

Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».   Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор

1

1. Дарья Вильке. Рассказы «Грибной дождь для героя», «Занавешенное окно» - читать.2. Творческая работа по теме: «Мир детства в рассказах Саши Чёрного».

Проза о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов различных премий и конкурсов. Дарья Вильке. Рассказы «Грибной дождь для героя», «Занавешенное окно». Мир детства в рассказах. Осознание собственной и чужой ранимости.

1

Творческая работа на тему: «Моя любимая книга современного автора».

Из зарубежной литературы

17 ч

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада.

1

1. Подготовить выразительное чтение баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд» стр. 194 – 197. 2. Творческая работа на тему: «Тема мужества и предательства в балладе Стивенсона «вересковый мёд».

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе.  Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя, изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам (смелость, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - читать стр. 200 - 212.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Преобразование мира как жизненная потребность человека.

1

1. Ответить на вопросы 4 - 5 стр. 213 или Подготовить выборочный пересказ на тему: «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове».

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Образ путешественника в литературе.  Робинзонада в литературе и киноискусстве.

1

1. Х.К. Андерсена «Снежная королева» - читать стр. 216 – 223.

Контроль техники чтения №3 по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

1

1. Х.К. Андерсена «Снежная королева» - читать стр.224 – 235.

Х. К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе.  «Снежная королева».  Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Теория литературы. Художественная деталь.

1

1. Х.К. Андерсена «Снежная королева» - читать стр. 235 – 244. 2. Творческая работа на тему: «Друзья и враги Герды».

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).

1

1. Х.К. Андерсена «Снежная королева» - читать стр. 244 – 248. 2. Творческая работа на тему: «Какие поступки героев Андерсена я считаю благородными?»

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней.

1

Нарисовать иллюстрацию к сказке «Снежная королева» и пересказать эпизод, к которому сделана иллюстрация.

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Победа добра, любви и дружбы.

1

1. Ж. Санд. «О чём говорят цветы» -  читать.

Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литера-туре.

1

1. Написать сочинение-миниатюру на тему: «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)» или «Имена любимых цветов». 2.  М. Твен. «Приключения Тома Сойера» - читать  стр. 252 – 268.

М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями.

1

Заполнить таблицу на тему: «Черты характера Тома (находчивость, изобрета-тельность, желание прославиться, стремление подражать взрослым, умение сделать жизнь разнообразной» (подтвер-дить примерами из текста)

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

1

Творческая работа на тему: «Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников и чем отличаются от них?»

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.  Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

1

Д. Лондон. «Сказание о Кише» - читать стр. 270 - 280. 2. Подготовить проект на тему: «Памятники литературным героям» (работа в группах).

Д. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.

1

Письменный ответ на вопрос 4 стр. 280.

Д. Лондон. «Сказание о Кише». Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах.

1

1. Составить цитатный план рассказа Д. Лондона «Сказание о Кише». 2. Ответить письменно на проблемный вопрос: «Что значит быть взрослым?»

Д. Лондон. «Сказание о Кише». Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

1

Творческая работа на тему: «Поэтическая картина жизни северного народа».

Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...