Конспект урока. Нравственные основы и смысл названия рассказа А.Платонова " Возвращение"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Светлана Юрьевна Романова

Технологическая карта урока.Цель: формирование умения анализировать художественные образы, давать оценку поступкам героев, обращать внимание на способы характеристики персонажей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozvrashchenie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Фамилия Имя  Отчество Романова Светлана Юрьевна

Предмет Литература

Класс 8

Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала

Тема урока Нравственные основы и смысл названия рассказа А.Платонова " Возвращение"

Цель Формирование умения анализировать художественные образы, давать оценку поступкам героев, обращать внимание на способы характеристики персонажей

Задачи

образовательные

развивающие

воспитательные

Проанализировать рассказ Платонова, определить смысл названия  произведения, его идею

Инициировать познавательную деятельность учащихся, развивать способность к рассуждению, анализу прочитанного, обоснованию собственного мнения

Воспитывать интерес к прошлому своего народа, своей Родины, ответственность в любви, в семейных отношениях

УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Усвоение гуманистических ценностей, формирование целостного мировоззрения

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения цели, соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение устанавливать причинно-следственные отношения, строить логическое рассуждение, делать выводы

Умение организовывать совместную деятельность в паре, группе, с учителем, умение осознанно использовать речевые средства

Понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление авторской позиции, умение анализировать литературное произведение с определенной целью, понимание ключевых проблем данного произведения

Планируемые результаты

Предметные (знать)

Предметные (уметь)

Метапредметные

Личностные

Тему, идею, нравственный пафос произведения

формулировать свое отношение к прочитанному, давать характеристику героям, понимать связь произведения с исторической эпохой. Уметь строить устное и письменное высказывание на заданную тему

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое суждение, работать в парах и группе, аргументировать и отстаивать свое мнение

Развитие  морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, развитие эстетического сознания

Понятия  пейзаж, деталь, герой. конфликт                                                                                                                                                                                                                      

Межпредметные связи   история, искусство (кинематограф)

Методы обучения      создание проблемной ситуации, смысловой анализ текста, работа по заданиям к тексту, информационного поиска                                                                                                                                                                                                                                      

Технология  элементы урока - мастерской, работа в группе, в парах

 Этапы  урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

 Формируемые УУД

Методы обучения

Организационный момент

 

Приветствие 

Готовность к уроку 

 

 

Актуализация знаний

 

На доске запись Возвращение..  .

Подберите и запишите ассоциации к этому слову.

Просмотр  фильма 1968 г. по рассказу ( фрагмент " солдат идет домой")

Расширьте круг ассоциаций с помощью вопросов к слову "возвращение"( например куда? с кем?  от чего? о чем?)

"

А теперь сделайте вывод о том, что же такое возвращение

Подбирают ассоциации (работа в тетрадях) 

Зачитывают свои ассоциации, дополняют ответы (путь, разлука, радость, тревога)

Социализация.

Смотрят фильм

Работа в парах.

Обсуждают свою версию и предлагают  классу)

Делают вывод: это путь домой после долгой разлуки, путь с войны, ожидание радости и тревога о том, как пройдет встреча ( запись в тетрадь)

 

Соотнесение произведения с исторической эпохой

Построение высказывания в устной и письменной форме

Личностные(развитие эстетического сознания через освоение двух видов искусств: литературы и искусства                  (кинематограф).

 

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Познавательные

( построение логической цепочки рассуждений)

Создание эмоционально- нравственной ситуации

Активное целеполагание

А о чем говорит многоточие?

То, что знаю..

То, что не знаю...- выход на цели

-узнать, почему Алексей Иванов долго не возвращался домой

- узнать, с чем связаны страх и растерянность героя

- выяснить, только ли на родину, домой вернулся герой

- выяснить, когда герой действительно вернулся

 Как узнать?

Многоточие говорит о недосказанности и нескольких смыслах

Выходят на цели урока.

Говорят о том, что ответить на вопросы можно, анализируя произведение, спрашивая учителя

Познавательные

(выдвижение гипотезы)

Регулятивные

( постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что еще не известно,)

Коммуникативные( постановка вопроса- инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации)

Создание проблемной ситуации

Изучение нового материала

 

Соответствует ли то, как встретили Иванова дома , с тем, что мы предполагали, работая со словом "возвращение? Для этого мы поработаем  в группах с отдельными эпизодами

Анализ эпизодов 

1. группа.

Эпизод " Иванов и Маша"

- Почему Иванов не торопится домой?

- Что притягивало Иванова к Маше?

- Какое значение имеет описание природы?

- Вызывает ли поступок Иванова осуждение?( элемент дискуссии)

2 группа.

-Эпизод " Встреча с родными".

- Как встретила Иванова семья: жена и дети?

- Каково внутреннее состояние главного героя?

- Какие важные детали , помогают понять состояние героев,?

- Что или кто виноват в разладе в семье Ивановых?

3 группа. Эпизод "Ссора с женой"

- Как жила семья без отца и мужа?

- Почему произошло сближение Любовь Васильевны и Семена Евсеича?

- Почему Алексей решает уйти из  семьи?

- Прав ли герой, осуждая свою жену? ( элемент дискуссии)

4 группа.

Эпизод" Возвращение" Подготовить выразительное чтение эпизода

- О каком последнем испытании идет речь?

- Найти ключевые слова эпизода ( сердце, ожесточилось, любовь, , основной мотив эпизода( дорога)

- Что заставило его сердце оттаять?

Работа в группах.

Делятся мыслями, высказывают свое мнение, соблюдая корректность

Делают вывод: герои не могут перестроиться на лад мирной жизни, , природа подчеркивает одиночество и отчуждение. виноватых в этой ситуации нет

Делают вывод: война действительно внесла трагедию в семью - Петрушка лишен детства, Настя не знает отца.

Делают вывод: душа Иванова не может оттаять, он берет на себя право судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить. Его сердце покрыто корой себялюбия, обиды, ревности. Ему страшно взять на себя тяжелый труд- самому строить свою жизнь и жизнь свою и  близких. И он уходит из семьи.

Выразительно читают эпизод.

Делают вывод: последнее испытание- переступить через свое самолюбие, обнажить сердце. И он через все преграды выходит к миру, к людям.

Умение анализировать литературное произведение с определенной целью, приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы, формулирование собственного отношения  к произведению, понимание авторской позиции)

 

Смысловое чтение текста

 Личностные(

умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами )

Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации)

Коммуникативные ( умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами коммуникации)

Частично- поисковый

Первичное осмысление и закрепление

 

 Сделаем выводы.

- Кто смог прекратить ссору между мужем и женой?

- Что помогло восстановить гармонию?

Делают выводы.

- ребенок, ставший взрослым и мудрым, смог помирить взрослых людей, своих родителей, он нашел в себе силы понять и  простить его.

- гармонию восстановила любовь

 Понимание ключевых проблем данного произведения ,понимание его связи с исторической эпохой, выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей)

Личностные (

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора)

Индуктивный

Итоги урока.

Рефлексия

 

Подведем итоги.

 - Так о  каком же возвращении говорит заглавие?

- Нарисуйте  в виде символа то слово, которое встречалось в тексте около 15 раз. Что это за слово?

Почему оно так важно?

Запишите 2 -3 предложения о том,  что ваше сердце чувствовало в процессе работы над рассказом

Выставляет оценки за урок, благодарит детей за работу

Отвечают на вопрос: - автор имеет в виду не только возвращение на родину, домой, но и возвращение героя к себе, к своей семье ( записывают  в тетрадь)

Рисуют сердце в тетрадях,

От него, согревающего своим теплом, "действительно должно приходить счастье", и именно такое сердце просыпается в груди Иванова, человека, вернувшегося к себе

записывают предложения ( зачитывают вслух по желанию)

 Выявление в произведении вневременных нравственных ценностей

 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, делать выводы

эмпатия

Домашнее задание

 

-Предлагает учащимся варианты домашнего задания:

Прогнозирование" Как сложится судьба героев

( за рамками рассказа-

- Письмо герою ( Иванову, Петрушке)

   

 Выбирают задание и записывают в дневник