Мастер-класс
методическая разработка по литературе (6 класс)

Подгорбунская Лариса Викторовна

 

" Интегрированный подход к интерпретации текста на уроках литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_podg.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

 Интегрированный подход к интерпретации текста на уроках литературы

Работа  с текстом является одной из форм моей педагогической практики., которая помогает сформировать коммуникативные умения учащихся , развить их творческий потенциал, научить видеть, понимать, чувствовать текст через музыку, живопись, пробуждать творческое начало, воспитывать эстетический вкус. И сегодня, продолжая разговор, начатый на методическом семинаре,   я хочу показать, как с помощью интегрированного подхода можно интерпретировать текст.

-Зададимся вопросом: что такое текст? (Это способ фиксации мысли, выражаемый каким-либо языком)

-А что такое язык? (Значение этого слова многогранно: средство общения, язык математики, язык изобразительного искусства, язык музыки, язык художественного произведения).

-Что объединяет эти понятия? (Это язык символов)

-Для русского языка символ-это…(буквы)

- В музыке…(гармония, ритм, лад-мажор, минор,тон, тембр)

-В изобразительном искусстве…(цвет, линия, форма)

В символах большую роль играют ассоциации, т.е. личный опыт субъекта, и моя задача на уроке – пробудить эти ассоциации, потому что еще А.А.Фет заметил,

Как беден наш язык!

 - Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Действительно, порой нам не хватает слов, чтобы выразить то, что «буйствует в груди».И тогда на помощь приходит язык музыки, живописи, который  более символичен, более эмоционален. Он дает возможность выразить самые тонкие эмоциональные нюансы, проникнуть глубже в структуру, в смысл произведения.

Давайте послушаем фрагмент музыкальной композиции.

- Что вы услышали?

-Как можно озаглавить  это произведение?

-Какие картины представились вашему воображению? Опишите их.

-Какие музыкальные инструменты помогли вам увидеть эти картины?

Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передаётся от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света просыпающейся природы. Дрожащие нежные звуки скрипок так похожи на пробивающийся свет. Они изображают волшебно красивую картину пробуждения, рассвета. Мелодию, похожую на русскую народную песню, играет светлая флейта, а в оркестре мелькают звуки, напоминающие гусельные переборы .

Вдали покрикивают петухи, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются в воде. (Звучит фрагмент.) Эта музыка повторяется дважды: сонно, мягко звучит песенная мелодия, слышится вдали крик петухов и поблёскивают на воде светлые, игривые лучики или брызги. Но теперь, во второй раз, мелодия, похожая на русскую песню, звучит гораздо увереннее, распевнее. Она как бы окрепла, стала сильной. Картина восхода солнца живо встаёт перед глазами.

В средней части этого произведения появляются колокола.

А как тепло после сурового колокольного звона поют опять скрипки! (Звучит фрагмент третьей части.) Мелодия поднимается вверх и расцветает. Скрипки и флейты звучат светло и нежно. Отдельные отрывистые звуки, словно капли или блики на воде, заканчивают вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

Звучит начинающаяся с долгого вступительного звука восходящая мелодия у альтов. Ее подхватывает солирующая флейта, унося ввысь, где ее, в свою очередь, поддерживает скрипка. Далее кларнет звучит как крик петуха, возвещающего рассвет. Переклички инструментов продолжаются и дальше.

-С чем ассоциируется скрипка? (высокие, тонкие  ноты ассоциируются с нежными розовыми, золотистыми тонами, слегка прозрачными. Это начало истории.

Далее вступает флейта

Природа пробуждается , но еще томится под негой сна. И вот музыка становится громче, появляются новые голоса. Все приходит в движение. Солнце поднимается выше и выше. Мир раскрашивается разноцветьем. И мы смогли увидеть это многоцветье, эту красоту, прочитав текст, музыкальный текст Модеста Петровича Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой» из оперы «Хованщина».

Интерпретировать текст помогает нам и живопись. Обратимся к репродукции картины современного художника Александра Волкова с одноименным названием.

-Созвучна ли эта картина  музыке Мусоргского?

-Добавляет ли она что-то к вашим чувствам, вашим ощущениям?

-Как язык живописи (цветовая гамма, композиция, линии, формы) помогает  вам выразить внутренние ощущения?

А вот как  изображает рассвет И.С.Тургенев в своем рассказе «Весенний рассвет»: А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо. Солнце быстро поднимается; небо чисто... Погода будет славная.

-Какие языковые средства  помогают нам  почувствовать пробуждение природы?

-Какова роль музыки и живописи в подготовке к восприятию прозаического текста?

Именно музыка и живопись перевоплощают прозаический текст в лирическую миниатюру. И вы наверняка это почувствовали.

Я считаю, что такая форма работы с текстом развивает коммуникативные способности учащихся, обогащает их речь, повышает творческие способности. И если после такого прочтения текста хоть один ребенок захочет посетить картинную галерею и , глядя на работы художников, услышать музыку, которая передала бы изображенное на полотне, или возьмет в руки мольберт и языком живописи выразит на нем свои чувства, или захочет по-иному взглянуть на прочитанный текст, то это будет самым ценным результатом моей работы. Это будет говорить о росте души , об интеллектуальном росте ребенка.

Итак, поэтапное осмысление текста может быть представлено в модели интерпретации текста как единого целого, воспринимаемого непосредственно и сразу. У нас происходит несколько уровней восприятия:

1.Мы видим, из чего это состоит.

2.Мы узнаем, о чем это.

3.Мы узнаем, для чего это.

4.Эмпатия(мое личное отношение к произведению).Это самое ценное в данной деятельности- рост души, интеллектуальный рост.

Чтобы вызвать личный контакт у человека с произведением искусства, я задавала открытые вопросы, способствующие желанию высказываться. Такие вопросы предполагают множественность ответов. За счет этого достигается развитие коммуникативных навыков.

Давайте теперь посмотрим на гравюру «Пионы». Ее создал известный японский художник Ясуда Байрей.

-Что вы видите? Опишите картину.

-Какое настроение она передает?

-Какая цветовая гамма используется?

-Можно ли по гравюре догадаться, о какой стране идет речь?

Ее создал известный японский художник Ясуда Байрей.

Попробуйте сочинить хокку.

А теперь я прочту варианты японских хокку.

О, какая жалость!
Этот храм я миновал,
Там цветут пионы!

Распускается он, 
будто радугу извергая, 
- бутон пиона...

Басё
Покидая гостеприимный дом

Из сердцевины пиона 
Медленно выползает пчела... 
О, с какой неохотой!

Срезал пион-
И себе настроение испортил
на целый вечер...

А теперь давайте посмотрим на другую картину. Ее написал художник-импрессионист Эдуард Мане. Известно, что  импрессионистов вдохновляло творчество японских художников чистыми цветами, сюжетами, изображением жизни такой, какая она есть.

-Что вы здесь видите?

-Чем она отличается от предыдущего изображения пионов?

-Какие чувства вызывает?

Мы видим ,что цветок один и тот же . Но как по-разному в разных культурах передается  впечатление  о цветке. (Жизнь-увядание).

А теперь про этот же пион в стихотворении малоизвестной поэтессы раннего Серебряного века  Мирры Лохвицкой .

Пион
Утренним солнцем давно
Чуткий мой сон озарен.
Дрогнули вежды. В окно
Розовый стукнул пион.
В яркий одевшись покров,
Пышный и дерзкий он взрос.
Льется с его лепестков 
Запах лимона и роз.
Смотрит румяный пион,
Венчик махровый склонив.
Алый мне чудится звон,
Мнится могучий призыв, –
Юности пышной знаком,
Зрелости мудрой далек.
Ветер качает цветком
Крепкий стучит стебелек
Чуждый поэзии сна,
Ранним дождем напоен,
В светлые стекла окна
Розовый бьется пион.

-Какие ассоциации?

-Что нового вы увидели в описании?

-Какие средства выразительности помогли представить образ цветка?

-Возникли ассоциации с музыкой?

-Как бы вы изобразили, будучи художниками?

Мы понимаем, что, читая поэтический текст, каждый из нас по-разному представляет цветок , и, если бы у нас в руках оказались краски, картины были бы самые разные.

Завершая свое выступление, я хочу сказать, что такая форма работы , помимо развития коммуникативных способностей , обогащения речи учащихся, позволяет решать и ряд других задач: развитие эстетического вкуса, интерес к искусству, раскрытие творческих способностей , повышение эмоционального интеллекта(ребенок учится чувствовать)